Тема 4. Этический аспект культуры речи

Этические нормы речевой культуры и речевой этикет – это разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения.

Владение речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека, способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание этических норм данного языка позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных речевых действий. Соблюдение речевого этикета невольно способствует повышению как речевой, так и общей культуры человека.

Во всех ситуациях, когда мы находимся в окружении людей, наше речевое поведение должно регулироваться двумя основными правилами:

а). вниманием к собеседнику,

б). стремлением экономить его и свое время.

Эти правила сами описываются при помощи правил более низкого ранга: как знакомиться, приветствовать, прощаться и т д., которые, разумеется, хорошо известны вам по собственному опыту. Например, в ряду первого правила существует правило авторите та собеседника, которое предписывает нам в любом случае уважать человека, с которым мы разговариваем (по крайней мере – внешне проявлять уважение к нему).

Все правила речевого общения реализуются в системе устойчивых выражений (этикетных формул). Кроме того, речевой этикет регулирует сложный выбор наиболее уместного средства именно для данного человека, для конкретного собеседника. Формирование речевого этикета определяется следующими факторами:

1. Особенностями собеседников-коммуникантов (их социальным статусом, местом в общественной или служебной иерархии, профессией, возрастом, полом).

2. Ситуацией, в которой происходит общение (как наиболее типичные выделяются: а).деловая, б).торжественная, в).скорбная).

3. Национальной спецификой речевого поведения (что особенно важно при установлении контактов с зарубежными партнерами).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: