Упражнение 69.
Как известно, современное русское общество не располагает оптимальными формами обращения к незнакомым людям (такими, как французские «мадам», «месье» или польские «пан», «пани» и пр.). Общеупотребительными сегодня считаются обращения «гражданин», «товарищ», используются слова, подчеркивающие возрастные признаки общающихся («дедушка», «отец», «сынок» и т.д.). Какие слова вы считаете наиболее уместными при обращении:
1. К незнакомому человеку, который старше вас?
2. К незнакомым молодым людям?
3. К новому преподавателю?
4. К секретарю фирмы – молодой девушке?
5. К директору этой же фирмы?
6. К работнику деканата – пожилой женщине?
7. К членам квалификационной комиссии на защите диплома?
Как вы оцениваете широко применяемое в сфере обслуживания обращение «девушка»?
В каких случаях уместна форма обращения «Дамы и господа»?
Упражнение 70.
Почему нельзя обратиться к секретарю учреждения со словами «Вы секретарша?», к врачу – «Вы наша участковая врачиха?», к преподавателю – «Вы преподавательница математики?». Ответ мотивируйте.
Упражнение 71.
Составьте небольшую памятку-инструкцию для первоклассников, в которой объясните, как надо обращаться к старшим по возрасту и к ровесникам, к знакомым и незнакомым, к соседям и учителям в школе и т.д.
Упражнение 72.
Прочитайте отрывок из размышлений современного журналиста. Что вы думаете по этому поводу: нарушают ли привычные для нас объявления в метро правила речевого этикета?
Как известно, правила хорошего тона катастрофически отстают от жизни. Попробовали бы вы лет сто назад подойти к какому-нибудь самому захудалому гусару и напомнить ему о необходимости уступать место дамам. Сейчас же – дуэль на десяти шагах! А сегодня на каждой станции метро, в каждом автобусе вкрадчивый магнитофонный голос внушает пассажирам, что неплохо бы им вести себя, как порядочные люди. И ничего – никаких обид. Все даже довольны.
Упражнение 73.
Вспомните вежливые формулы обращения с просьбой (прошу вас, будьте любезны и т.д.) и вежливые формы отказа (к сожалению, не могу вам помочь; это не в моих силах и т.п.). Выберите из них формулы просьбы и отказа, уместные:
1. В общении с коллегой.
2. В беседе с вышестоящим лицом (например, деканом вашего факультета).
3. В разговоре с клиентом фирмы.
4. В переговорах с деловым партнером.
5. В дружеской беседе с хорошим приятелем.
6. В разговоре с вашим подчиненным.