Тема 8. Научный стиль. Речевые нормы учебной и научной деятельности

Научная деятельность по сути своей коллективна. Так было всегда, поэтому возраст научной коммуникации измеряется тысячелетиями. В отличие от людей некоторых иных профессий, настоящий ученый кровно заинтересован в общении со своими коллегами, в передаче им своих знаний и получении от них соответствующей информации. У человека науки нет большего достояния, чем список его достижений, его открытий. Но интеллектуальная собственность парадоксальным образом отличается от всякой другой. Всем известно, что лучший способ сохранить сокровища – это спрятать их и никому не показывать. А в науке наоборот: надо как можно чаще о нем рассказывать, тогда оно будет признано твоим и никто не покусится на твой приоритет.

Как же осуществляется научное общение? Каким языком – вернее, функциональной разновидностью языка – мы пользуемся, когда выступаем в роли ученого: студента-дипломника, аспиранта, автора научного труда, преподавателя университета, соискателя ученой степени и т.д.? Главный наш инструмент – литературный язык – в общих чертах остается неизменным, происходит лишь бурное насыщение его терминами - специальными словами и выражениями, неспециалисту не понятными. В письменной форме научного стиля речи активно привлекаются авербальные средства (рисунки, чертежи, схемы, формулы – т. е. пиктографические элементы и т.п.). Язык науки имеет мощную тенденцию к интернационализации, поскольку профессиональные знания, как известно, не имеют границ (ни государственных, ни национальных, ни идеологических).

И всё-таки всё вышеперечисленное еще не определяет специфику научного стиля речи. Главное – в другом. Развитие методов исследования, специфика научного мышления, стремление науки оградить себя от проникновения ненаучных методов познания – все это обусловливает важнейшие стилевые особенности языка науки: четкость, обобщенность изложения, насыщенность содержанием, лаконизм речи, конкретность, бесстрастность, объективность высказывания. Каждая фраза научного сочинения должна быть собрана из слов, как умный механизм – из деталей (ни одной лишней). Применительно к научному изложению часто цитируют Некрасова: «Писать надо так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно». На самом деле всё наоборот: в вашей научной работе слов должно быть мало, а мыслей много. К сожалению, именно в научном стиле чаще, чем в других, встречается и чрезмерная усложненность языка, многословие и пустословие, обилие общих слов и склонность и языковым штампам - а значит, невыразительная, трудная для восприятия речь. И это – беда не только современной науки. Еще М.В.Ломоносов писал: «Еще же примечено в академиях, что весьма знающие в своих науках профессора мало притом искусны в словесных науках, так что их сочинения излишними распространениями, неявственными, сомнительными и ненатуральными выражениями в чтении скучны и невразумительны. Для того академики должны быть достаточны в чистом и порядочном штиле, хотя и не требуется, чтобы каждый из них был оратор или стихотворец». Этому совету нужно следовать и современным русским ученым, тем более что наш язык дает все возможности для этого.

Профессор Г.П.Лыщинский писал когда-то: «В течение столетий, взаимодействуя с мощной стихией русского языка, русская наука сумела выработать великолепный собственный язык – точный, как сама наука, лаконичный, звонкий и выразительный. Я читаю, например: детерминированная система, квазиупругое тело, электромашинный усилитель, - и каждое такое словосочетание дает мне, специалисту, удивительно многостороннюю и удивительно сжатую характеристику предмета, явления, устройства. Мне кажется, по своей емкости и, если хотите, изяществу язык подлинной науки близок к языку поэтическому, и, надо полагать, не случайно современная поэзия столь охотно допускает на свои страницы терминологию из научного лексикона. Поэтов, несомненно, привлекают точность и лаконичность языка науки».

Итак, создавая научный текст, помните о своей главной цели - наиболее точном, логичном и однозначном выражении мыслей. Формами реализации научного стиля, его жанрами (фр. genre — род, вид) являются монографии, научные статьи, диссертации, рефераты, доклады на научных конференциях, техническая документация, которая используется в производстве, лекции и семинары, учебники и учебные пособия, методические рекомендации, обслуживающие учебный процесс в вузах, рецензии, обзоры, аннотации, научные комментарии, научные тезисы и т.д. У каждого жанра существуют свои композиционные особенности – а стало быть, правила написания данного текста. С помощью преподавателя-русиста и своего научного руководителя вы освоите приемы и правила написания научных тезисов, статей, аннотаций, докладов, а также сумеете наилучшим образом подготовить свои квалификационные работы (курсовые и дипломную).

Приложение 1. Примерный текст научного доклада на защите квалификационной работы

Многоуважаемый председатель, уважаемые члены Государственной комисисии (Ученого Совета), дорогие коллеги! Представляемая на ваше рассмотрение дипломная (диссертационная) работа посвящена решению крупной, имеющей важное значение научно-технической проблемы (задачи), а именно...

Актуальность этой проблемы (задачи) объясняется тем, что в реальных условиях... существующая система… обладает рядом недостатков при решении задач..., требует значительных временных и материальных затрат на... (техническое обслуживание, ремонт, хранение и т.д.), что отрицательно сказывается на..., а также на эффективности использования средств, выделяемых для... и т.д.

Недостатки существующей системы состоят в том, что она содержит в себе... и использует такую информацию, которая не отражает реальных условий для каждого отдельного образца... и т.д.

Все вышеизложенные факты и явились основанием для формулировки проблемы (задачи)...., позволяющей существенно изменить подходы к... и т.д.

Целью работы является повышение эффективности применения...

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

• определить основные факторы, влияющие на...;

• разработать математическую модель...;

•выработать методику наблюдений за..., обеспечивающую необходимую точность и достоверность измерений...;

• провести наблюдения (измерения) и по полученным фактическим данным исследовать влияние различных факторов на... и т.д.

При решении поставленных в работе задач использовались следующие методы исследований: инженерно-психологический эксперимент, экспертные оценки, имитационное моделирование, методы теории массового обслуживания, теории вероятностей и математической статистики и т.д..

Научная новизна определяется тем, что развита теория... Показано, что эффекты... приводят к существенному изменению (в смысле, направлении)... Дан подробный анализ... Предсказано и теоретически исследовано... Обоснованы новые принципы... Разработана методика расчета... Найдено общее выражение для вероятностей... Предложена методика экспериментального исследования... Разработан способ оценки..., что позволило получить новые характеристики... и т.д.

Практическая ценность работы состоит в том, что ее результаты позволяют:

• обеспечить...;

• повысить оперативность...;

• уточнить оценки... и т.д.

Структура и основное содержание работы. Работа состоит из введения,... глав (разделов) с выводами по каждому из них, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении обоснована актуальность темы диссертации, приводится постановка задачи и краткая аннотация содержания работы по разделам, дана оценка новизны достоверности и практической ценности полученных результатов, сформулированы защищаемые положения.

Первая глава (раздел) содержит обзор проблемы и критический анализ литературы (литературных источников) за период... Основное внимание уделялось выбору моделей... и характеристик..., использованию... для решения прикладных задач..., коррекции методики данных исследований.

Как следствие поставленных задач исследований..., во второй и третьей главе (разделах) разрабатывался метод анализа (решения)... Для решения первой задачи (или указать какой конкретно задачи) наиболее приемлемым являлось использование... Решение разыскивалось в виде... Выражения для расчетов учитывают ряд дополнительных членов..., что позволяет в... раз повысить точность вычислений...

В третьей главе (разделе) проведено описание разработанного метода... и его сравнение с... при решении... задач. На основании этого метода разработаны методики... для...

Экспериментальные исследования изложены в четвертой главе (разделе). Программа их включала в себя:... Методика эксперимента основана на... Эксперименты показали, что...

Основные результаты работы и выводы. В результате диссертационных исследований

─ Сформулирован принцип и разработан комплексный подход...

─ В форме, удобной для практического использования, получено приближенное решение уравнения...

─ Предложен метод...

─ Предложен и обоснован...

─ Решена задача...

─ Разработана математическая модель...

─ Разработаны модели... и алгоритмы расчета...

─ Установлено, что для...

─ Выработаны рекомендации...

─ Осуществлен учет требований и выявлены ограничения...

─ Сформулирован...

─ Выявлено наличие...

─ Исследования показали эффективность предложенного...

─ Показано, что...

─ Дана оценка...

─ Предложены схемы конструкций, отличающиеся от известных..., и (перечисляются достигаемые преимущества).

Реализация и внедрение результатов исследований. Сформулированные принципы построения и методики испытания систем... могут быть применены при разработке приборов и проверочной аппаратуры в ряде организаций различных ведомств (примеры). Большинство полученных в работе теоретических результатов доведено до конкретных инженерных методов, методик и технических предложений, внедренных в организациях...

Разработаны рекомендации по эффективным путям повышения... В отличие от существующих методов предлагаемый методический аппарат позволяет решать широкий круг задач оценки эффективности и выбора оптимального состава и характеристик...

Основные результаты работы были доложены (обсуждены) на секциях..., на совместных семинарах..., на студенческих конференциях… и получили положительную оценку…

Приложение 2. Определения, сочетающиеся с основными научными понятиями.

Проблема - научная, фундаментальная, актуальная, насущная, важная, ключевая, ведущая, острая, частная, глобальная, надуманная, неразрешимая.

Вопрос - актуальный, принципиальный, теоретический, практический, общий, конкретный, важный, коренной, сложный, спорный, правомерный.

Цель — важная, главная, основная, научная, практическая, конкретная, реальная, поставленная, указанная.

Задача - первоочередная, ближайшая, конечная, поставленная, намеченная, коренная, узловая, особая, конкретная, определенная.

Направление - ведущее, главное, решающее, основное, генеральное, важнейшее, правильное, ошибочное, избранное, намеченное, указанное, следующее.

Изучение - объективное, экспериментальное, теоретическое, практическое, сравнительное, опытное, непосредственное, специальное, длительное, постоянное, систематическое, дальнейшее, углубленное, интенсивное, глубокое, всестороннее, детальное, тщательное, внимательное.

Исследование - научное, объективное, теоретическое, экспериментальное, опытное, общее, конкретное, фундаментальное, всестороннее, систематическое, обширное, углубленное, глубокое, детальное, подробное, актуальное, серьезное, сложное, ценное.

Путь (изучения) - простой, сложный, неправильный, верный, рациональный, оптимальный, опытным путем, путем тщательного анализа, длительного изучения, всестороннего наблюдения.

Наблюдения - научные, объективные, специальные, визуальные, точные, тщательные, многочисленные, многократные, постоянные, регулярные, важные, глубокие, дальнейшие, непосредственные, простые, сложные, данные, указанные, проведенные.

Эксперимент - аналогичный, подобный, проверочный, новый, важный, интересный, блестящий, убедительный, уникальный, успешный, намеченный, задуманный, проведенный.

Анализ - научный, объективный, конкретный, проведенный, всесторонний, обстоятельный, полный, исчерпывающий, детальный, сравнительный, тщательный, точный, глубокий.

Материал - научный, экспериментальный, справочный, статистический, фактический, собранный, систематизированный, полученный, имеющийся, использованный, большой, богатый, обширный, разнообразный, достаточный, достоверный, неподходящий.

Данные - опытные, косвенные, конкретные, расчетные, цифровые, современные, последние, прежние, точные, проверочные, исчерпывающие, полные, дополнительные, полученные, исходные, ценные, надежные, убедительные.

Факт - реальный, конкретный, общеизвестный, достоверный, неопровержимый, несомненный, бесспорный, очевидный, убедительный.

Информация - точная, исчерпывающая, полная, подробная, накопленная, существенная, важная, ценная, необходимая, получаемая, оперативная, достаточная, новая, текущая.

Приложение 3. Типовой план и речевые стандарты для написания рецензий и отзывов.

1. Предмет анализа. (В работе автора... В рецензируемой работе... В предмете анализа...).

2. Актуальность темы. (Работа посвящена актуальной теме..., Актуальность темы обусловлена.... Актуальность темы не требует дополнительных доказательств (не вызывает сомнений, вполне очевидна...).

3. Формулировка основного тезиса. (Центральным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных (заметных, ощутимых...) результатов, является..., В статье обоснованно на первый план выдвигается вопрос о...).

4. Краткое содержание работы.

5. Общая оценка. (Оценивая работу в целом..., Суммируя результаты отдельных глав..., Таким образом, рассматриваемая работа..., Автор проявил умение разбираться в..., систематизировал материал и обобщил его..., Безусловной заслугой автора является новый методический подход (предложенная классификация, некоторые уточнения существующих понятий...), Автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении, вскрывает новые его черты..., Работа, бесспорно, открывает...).

6. Недостатки, недочеты. (Вместе с тем, вызывает сомнение тезис о том..., К недостаткам (недочетам) работы следует отнести допущенные автором длинноты в изложении (недостаточную ясность при изложении...), Работа построена нерационально, следовало бы сократить... (снабдить рекомендациями...), Существенным недостатком работы является..., Отмеченные недостатки носят чисто локальный характер и не влияют на конечные результаты работы. Отмеченные недочеты работы не снижают ее высокого уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора..., Упомянутые недостатки связаны не столько с..., сколько с...).

7. Выводы. (Представляется, что в целом статья... имеет важное значение..., Работа может быть оценена положительно, а ее автор заслуживает искомой степени..., Работа заслуживает высокой (положительной, позитивной, отличной) оценки, а ее автор, несомненно, достоин искомой степени..., Работа удовлетворяет всем требованиям..., а ее автор, безусловно, имеет (определенное, законное, заслуженное, безусловное, абсолютное) право...).

Приложение 4. Образцы речевых стандартов для написания аннотаций

В книге исследуется…, показано …

Большое место в работе занимает рассмотрение …

В монографии дается характеристика …

Исследование ведется через рассмотрение таких проблем, как…(в книге анализируется…, главное внимание обращается..)

Используя …, автор излагает… Отмечается (подчеркивается), что…В книге дается (раскрывается, описывается)…

Особое внимание уделяется вопросам …

В работе нашли отражение разработка проблем.., вопросы...

Показывается (творческий) характер …, устанавливаются критерии …

В книге подробно освещаются …, характеризуется, рассматривается …

В статье на основе анализа … показан …, констатируется, что..., говорится о...

В заключение кратко разбирается …

Приложение 5. Пример научной аннотации.

Статья доктора физико-математических наук, заведующего отделом Объединенного института ядерных исследований в Дубне Барашенкова B.C. "Искусственный разум. Феномен мышления", опубликованная в журнале "Человек" 1998, № 1, посвящена проблеме создания искусственного разума.

В статье говорится о широких возможностях современных кибернетических устройств, а также называются факторы, характеризующие феномен мышления, без учета которых нельзя говорить об искусственном разуме.

Статья предназначена для широкого круга читателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: