Тренировочные упражнения. Упражнение 101.Сравните два текстовых фрагмента, определите стилистические особенности каждого

Упражнение 101. Сравните два текстовых фрагмента, определите стилистические особенности каждого.

1. «Из физики нам известно, что в своем наиболее устойчивом природном состоянии вещество обладает минимальным запасом энергии. Вращающиеся вокруг ядер электроны находятся на наиболее низких энергетических уровнях. Этим-то и объясняется почти универсальная способность всех веществ поглощать падающее на них излучение. Если же вещество с помощью какого-нибудь источника излучения все время «накачивать» энергией, то его частицы будут переходить на более высокие энергетические уровни и атомы постепенно придут в так называемое возбужденное состояние. В таком состоянии вещество напоминает чашу, заполненную до краев: достаточно только одной капли, чтобы запасенная в ней жидкость – энергия – выплеснулась наружу в виде направленного пучка излучения.

В лазерном устройстве обычный свет преобразуется в излучение. В тысячи раз более концентрированное и чистое. Обычные источники света (например, лампа) испускают смесь света различных цветов спектра, который распространяется беспорядочно во все стороны. Луч лазера одноцветен – монохроматичен, когерентен, т.е. строго упорядочен во времени и пространстве и устремлен в одном направлении. Энергия оказывается как бы спрессованной в тысячи раз.

Если вообразить, что многотонную массу воды, ежесекундно проходящую через плотину Красноярской гидроэлектростанции, мы каким-то чудом заставим протиснуться в течение той же секунды через обычный водопроводный кран, только тогда мы получим косвенное представление о том, чем лазерный луч отличается от света всех других источников».

2. «Задача создания источника когерентного света была решена лишь с появлением лазера, в котором используется принципиально иной метод высвечивания возбужденных атомов, позволяющий, несмотря на некорегентный характер возбуждения отдельных атомов, получать когерентные пучки света с очень малой расходимостью. Если интенсивность излучения лазера сравнить с интенсивностью излучения абсолютно черного тела в том же спектральном и угловом интервалах, то получаются фантастически большие температуры. Кроме того, малая расходимость излучения позволяет с помощью обычных оптических систем концентрировать световую энергию в ничтожно малых объемах, создавая громадные плотности энергии…».

Упражнение 102. Подчеркните слова и речевые конструкции, не соответствующие научному стилю речи.

Существует факт, или, если угодно, закон, управляющий всеми явлениями природы, всем, что было известно до сих пор. Название его – сохранение энергии. Он утверждает, что существует определенная величина, называемая энергией, которая не меняется ни при каких превращениях, происходящих в природе. Само это утверждение весьма и весьма отвлеченно; это, по существу, математический принцип, утверждающий, что существует некоторая численная величина, которая не изменяется ни при каких обстоятельствах. Это отнюдь не описание механизма явления или чего-то конкретного, просто-напросто отмечается то странное обстоятельство, что можно подсчитать какое-то число и затем спокойно следить, как природа будет выкидывать любые свои трюки, а потом опять подсчитать это число – и оно останется прежним.

Упражнение 103. Проанализируйте два варианта тезисов на тему «Принципы построения учебных пособий Сформулируйте правила написания научных тезисов, определите ошибки, допущенные автором одного из вариантов.

Вариант 1

1. Учебные пособия по математике и химии предназначены для работы на занятиях по предметам.

2. В пособиях осуществлен строгий учет лексико-грамматического материала, изученного студентами по русскому языку.

3. Задания к урокам пособий способствуют усвоению содержательной стороны.

4. Лингафонные приложения к пособиям вырабатывают навыки аудирования и конспектирования.

5. Специфика работы по пособиям определяется различными сроками введения указанных предметов (математика—5-я неделя, химия - 10-я неделя).

а) Язык пособия по математике, в отличие от языка пособия по химии, подвергался жесткой адаптации.

б) Включение в пособие по математике грамматических явлений, опережающих программный материал по русскому языку, носит ограниченный характер и объясняется необходимостью передать суть излагаемого материала.

Для предметников обязательным условием является использование указанных структур только в контексте».

Вариант 2

«В докладе предполагается обосновать следующие принципы пособий по общеобразовательным предметным дисциплинам на русском языке для студентов подготовительного факультета на опыте создания пособий по математике и химии:

1. В пособиях должны осуществляться строгий учет ранее пройденного студентами лексико-грамматического материала и последовательное градуирование поступления нового материала с учетом сроков введения соответствующих дисциплин (например, математики на 5-й, химии—на 10-й неделе обучения).

2. Минимизация языкового материала производится исходя из учета объективного противоречия между резко ограниченными (особенно на раннем этапе) языковыми возможностями студентов и их реальными практическими потребностями в усвоении основ соответствующих дисциплин. Особенно жесткой адаптации и контекстуальным ограничениям должны подвергаться грамматические явления, выходящие за рамки программы (учебного плана) по русскому языку.

3. Языковые и речевые упражнения в пособии должны быть направлены на обеспечение познания и учебного общения в сфере соответствующей дисциплины.

4. Пособие предполагает лингафонное приложение, направленное прежде всего на выработку умений и навыков аудирования и конспектирования в рамках соответствующей предметной дисциплины»

Упражнение 104. Отредактируйте фразы и словосочетания из научных сочинений.

1. Разрешение отмеченных противоречий не получило должного развития, в первую очередь второго и третьего.

2. Развивая теорию конфликта в книге, он рассмотрен как способ взаимодействия сложных систем.

3. Поскольку расчет моделей 1-го класса предполагает наличие достаточно подробных исходных данных, которые можно получить лишь после детального анализа функционирования реального объекта, применение данных моделейна этапах проектирования затруднительно, поскольку при моделировании мы имеем дело с еще не существующим объектом.

4. Искался путь к достижению «оптимального» решения.

5. Существует значительное количество взаимосвязей между вооружением, боевой техникой и организационной структурой свойств. Одни из них отличаются своей непосредственностью, другие менее заметны.

6. Если раньше главенствующая роль в достижении надежностных свойств программного обеспечения (ПО) принадлежала процессу программирования и значительные надежды возлагались на дисциплину структурного программирования, то теперь определяющими факторами становятся проектирование, всесторонние испытания, обеспечение управления качеством разработки и - венец жизненного цикла - сопровождение ПО.

7. Наиболее перспективным путем в решении совокупности проблем создания высоконадежного ПО является разработка детально регламентированного технологического процесса на основе структурного подхода к обеспечению неотъемлемых свойств надежности ПО на различных стадиях его жизненного цикла.

8. Осталось для завершения построения конкретного модельного базиса исследования корректности производства выбрать (или найти) самое главное.

Упражнение 105. Отредактируйте предложения, исправляя допущенные грамматические и синтаксические ошибки, «разбивая» цепочки падежей, заменяя неточно употребленные слова.

1. В настоящее время сетевые технологии претерпевают бурное развитие.

2. Используя метод аналогий, на кафедре систем управления разработан комплекс программных средств для изучения систем путем их моделирования.

3. Требуется разработать типы интерактивных пользовательских интерфейсов для широкого круга экспертных систем. Это одна часть постановки вопроса.

4. Таким образом, описание условий обеспечивается достаточно подробно.

5. Процессы проводились в горизонтальном реакторе с индуктивным нагревом в токе водорода при пониженном давлении в 200 мБар.

6. Современное состояние экономики, энергетики и экологии выдвигает необходимость проведения интердисциплинарных изысканий.

7. Специфика узлов машин и механизмов, использующих газовую смазку, состоит в том, что при их проектировании на первые позиции выходит математический эксперимент или методы математического моделирования.

8. Общность подхода обеспечивается заложенной в качестве основы разветвленной кинематической цепью со связями.

9. Используя этот подход, создаются специальные методы, которые описывают горизонтальные и вертикальные участки, границы каналов и т.д.

10. В результате этого отражения за счет механизмов синхронизации происходит резонансное взаимодействие биополевой голограммой человека и его же голограммой, отраженной от области концентрации внимания (как между двумя системами излучающих осцилляторов).

11. Обратную трансформацию можно наблюдать при воздействии на кристалл инфракрасным излучением, а также созданием слоя обогащения у поверхности путем приложения на полевой электрод положительных значений потенциала.

12. По построенным моделям выполняют подсчет объема бетонных и земляных работ, весовые характеристики механического оборудования и металлоконструкций, некоторые виды прочностных расчетов, быстрое качественное сопоставление вариантов, получение соответствующей текстовой и графической документации.

13. Для современного уровня развития техники характерно наличие большого числа систем, обладающих параметрической избыточностью, вводимой с целью уменьшения влияния вектора параметров отдельных элементов и узлов за границы допустимых значений на работоспособность системы в целом.

14. Для определения оптимального варианта разрабатываемой системы предложена целевая функция, представляющая собой зависимость относительной стоимости обеспечения данной области допустимых значений выходных параметров системы в зависимости от величин областей допустимых изменений каждого из рассматриваемых элементов с учетом их влияния на надежность всей системы.

15. Автором был разработан и успешно применен общий подход, позволяющий осуществлять интеллектуальную навигацию объектов, контролируемых компьютерным алгоритмом, подходящим для систем реального времени.

Упражнение 106. Запишите возможно большее количество прилагательных,сочетающихся со следующими научными понятиями.

Задача –

Материал –

Данные –

Эксперимент –

Информация –

Упражнение 107. Запишите к данным словам синонимы, употребление которых возможно в научном тексте.

Одинаковый–

Этап –

Способ –

Постоянный –

Изучать –

Упражнение 108. Отредактируйте текст (изложите заключенную в нем информацию ясно и лаконично, в соответствии с требованиями научного стиля речи).

Для современной биологии характерно развитие теоретических разделов ее областей (например, разработка теоретических представлений о наследовании признаков о видообразовании, о целостности организмов и т.д.), встречающее, как известно, значительное и серьезное сопротивление со стороны многих биологов, стремящихся к безусловному сохранению преодолеваемого этапа ее развития. Поэтому до сих пор, как мы знаем, широко распространено отрицательное отношение к наиболее общим теоретическим выводам биологических наук, основывающееся обычно на их примитивном понимании. С теми же особенностями современного этапа развития тех из этих наук, которые занимаются разработкой наиболее общих проблем биологии, связано еще более отрицательное отношение к методам их теоретической разработки и еще более примитивное их понимание. Этим объясняется обычное для биологов отрицание значения уточнения общих понятий биологических наук и путей их теоретической разработки, особенно заметно сказывающееся в их отношении к возможности аксиоматического построения биологических теорий.

Упражнение 109. Отредактируйте тексты, приведя их в соответствие с нормами научного стиля

1.«Решение задач всегда вызывает некоторые затруднения. Анализируя трудности учащихся средней школы и студентов в решении зада, я понял, что методиками обучения часто рекомендуются действия, которые содержат сразу несколько операций. В алгоритмах и актах деятельности решения задач этим действиям отводится всего одна позиция, так что в одно действие учащиеся должны правильно выполнить сразу несколько операций, что не всегда оказывается успешным. Я хочу предложить такую методику обучения, в которой предусматривается выполнение подобных операций раздельно и гарантированно правильно, безошибочно.

За свое непродолжительное время обучения в университете я сталкивался на практике с множеством проблем решения, казалось бы, не очень сложных задач по физике. По моему мнению, можно в значительной мере облегчить труд и приложенные усилия по решению задач способами, которые я опишу в нижеизложенном материале. Это может взять на заметку как школьник, абитуриент, а также студент вуза. Т.е. на следующих примерах я хочу показать, как будет разумнее поступать при решении задач на динамику, статику, закон сохранения энергии» (из статьи студента-первокурсника).

2. «Существует большое количество разных видов деятельности, в которых приходится оценивать риск, и в нашей повседневной деятельности мы повсеместно сталкиваемся с ситуациями, в которых необходимо принять то или иное решение, которое может привести как к положительному, также и к отрицательному результату. В экономической сфере в этих случаях необходимо сравнивать экономический эффект, который реально может быть получен, с теми затратами, которые необходимы для его достижения, т.е. говорить о менеджменте риска недостижения решения поставленных задач. В тех случаях, когда эффект от снижения риска превышает затраты, то решение о конкретных действиях может быть принято, если нет, то необходимо рассмотреть возможность изменения поставленных целей» (из научной статьи кандидата экономических наук).

Упражнение 110. Напишите статью или научные тезисы по материалам своей курсовой работы. Статья должна быть снабжена аннотацией (см. речевые стандарты и образец в Приложении 4). Подготовьте текст научного доклада на студенческой конференции по тем же материалам.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: