Культурная и историческая память молодежи о Сталинградской битве

Балжик Александра Михайловна

студентка 1-го курса

Омский государственный медицинский университет

Медико-профилактический факультет

Научный руководитель: к.п.н., доцент Ю.П. Денисов.

Ключевые слова: Сталинградская битва, Великая Отечественная война, историческая память.

В российской истории есть события, золотом горящие на скрижалях её ратной славы. Великая Отечественная война – это грандиозное явление в российской истории, буквально переполненное такими событиями. Одно из важнейших событий Великой Отечественной войны – Сталинградская битва(17 июля 1942 – 2 февраля 1943 гг.), ставшая Каннами XX века. Гигантское по масштабам сражение развернулось во второй половине 1942 года на берегах Волги. На отдельных этапах в нём с обеих сторон участвовало более 2 млн. человек, около 30 тыс. орудий, более 2 тыс. самолётов и такое же количество танков. [3]

День 2 февраля 1943 г. в соответствии с Федеральным законом № 32–ФЗ от 13 марта 1995 г. «О днях воинской славы и памятных датах России» отмечается как день воинской славы России – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. [1]

Мемориал "Героям Сталинградской битвы" (рис.2) был открыт на Мамаевом кургане в Волгограде в 1967 году. От Площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию главного монумента - "Родина-мать зовет". Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов - защитников Сталинграда, а также 35 гранитных надгробий Героев Советского союза - участников Сталинградской битвы.

В настоящее время такое событие Великой Отечественной войны, как Сталинградская битва, является важнейшей частью исторической памяти российской нации.

Безусловно, историческая память, наряду, например, с культурной памятью, имеет социально обусловленный характер, несет в себе социальное содержание. В этой связи она может пониматься не только как особого рода коллективная память, но и как социальная память, в той мере, в какой она вписывается в историческое сознание общества. [4, с. 42]

Учитывая сохраняющуюся потребность в современном российском обществе в ответе на вопрос «Кто мы?», идентификационная функция исторической памяти обретает чрезвычайную востребованность и значимость. Историческая память представляет собой выражение процесса организации, сохранения и воспроизводства прошлого опыта народа, государства для социальной идентификации индивида, социальной группы и общества в целом.

В последнее время приходится всё чаще и чаще сталкиваться с тем, что современная российская молодежь имеет довольно низкий уровень знаний о истории своей страны. В частности, вызывает беспокойство объем знаний о наиболее масштабных событиях, таких так Великая Отечественная война. Многие представители современной российской молодежи не имеют представления о развитии событий во время Великой Отечественной войны, а также о коренных переломах в ходе войны, одним из которых и является Сталинградская битва. Как известно, Сталинградская битва занимает особое место в исторической памяти народа о Великой Отечественной войне. Победа под Сталинградом имела для нашей страны огромное международное и военно-политическое значение.

Целью нашего исследования стал анализ уровня знаний студентов о Сталинградской битве.

Для решения поставленной цели в процессе исследования нами были определены задачи:

1) Провести социологический опрос в форме анкетирования, направленный на выявление уровня знаний студентов первого курса медико-профилактического факультета ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет».

2) Обработать и проанализировать полученные данные.

3) Оценить уровень знаний студентов первого курса медико-профилактического факультета.

В качестве основного метода исследования нами было выбрано анкетирование. Респонденты заполняли опросник в присутствии анкетёра. На наш взгляд, такой формат позволяет избежать фальсификации результатов, ошибок при заполнении анкеты и сохранить объективность исследования.

По форме проведения анкетирование может было очным, групповым. Благодаря этому, за относительно короткое время удалось опросить значительное число людей (абсолютное большинство студентов первого курса медико-профилактического факультета).

В ходе составления анкеты мы учли, что анкета является основным инструментом опроса и представляет собой социологический документ, содержащий структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых связан с задачами проводимого исследования. Эта связь выражается в необходимости получения информации, отражающей характеристики изучаемого объекта.

Нами была выдержана определенная структура анкеты, где базовыми элементами являются: вводная часть, «паспортичка», основная часть.

Репрезентативность опроса была обеспечена количеством респондентов, принявших участие в анкетировании. В выборку попало 107 человек. Возраст респондентов варьировался от 17 лет до 21 года. Гендерный состав участников опроса распределился следующим возрастом: 73% девушек, 27% юношей. Такое распределение полностью соответствует гендерной ситуации на первом курсе медико-профилактического фактического факультета.

В ходе анкетирования после соблюдения всех необходимых процедур респондентам было переложено ответить на следующие вопросы:

1. Ваш пол?

2. Ваш возраст?

3. В каком году началась Сталинградская битва?

4. Где находится Мамаев курган?

5. Как называется главный монумент Мамаева кургана?

6. Знаете ли Вы какое значение имела Сталинградская битва в истории Великой Отечественной войны?

7.Знаете ли Вы фамилии главнокомандующих Юго-Западного и Донского фронтов? (Если да, то указать)

8. Читали ли Вы какие-либо книги о Сталинградской битве? Если да, то какие?

9. Смотрели ли Вы какие-либо фильмы о Сталинградской битве? Если да, то какие?

10. Вызывают ли у Вас чувство патриотизма рассказы о подвигах советских воинов во время Сталинградской битвы?

В итоге, нами были получены следующие результаты:

1) На вопрос о дате начала Сталинградской битвы правильно ответили 93,6% студентов.

2) На вопрос о местонахождении Мамаева кургана правильно ответили 80,8% студентов. Встречались такие варианты ответа, как «На берегу Волги», «Курган».

3) Название главного монумента музея-заповедника «Сталинградская битва» (рис. 1), находящегося на Мамаевом кургане, известно 60,8% студентов.

4) На вопрос о роли Сталинградской битвы в истории Великой Отечественной войны правильно ответили 52% студентов. Имели место быть такие ответы, как «Победили фашистов», «Подняли боевой дух российской армии».

5) На вопрос о прочитанной литературе по данной теме 48% студентов ответили, что не читали произведений о Сталинградской битве.

6) На вопрос о кинофильмах, просмотренных по данной теме, 76% опрашиваемых ответили, что смотрели кино, так или иначе касающееся данной темы. Самым популярным ответом на вопрос «Какие именно фильмы о Сталинградской битве вы смотрели?» стал «Сталинград».

Итак, на основе проведённого исследования, мы можем

В ходе исследования получены неутешительные данные, говорящие о том, что уровень знаний студентов о Сталинградской битве довольно низкий. Не очень высок процент студентов, которые имеют представление о музее-заповеднике «Сталинградская битва», находящемся на Мамаевом кургане. Чуть более чем половине студентов известна роль Сталинградской битвы в истории ВОВ. Многим из опрошенных не доводилось читать литературу, посвященную Сталинградской битве.

Таким образом, несмотря на то, что подавляющее большинство респондентов знает дату начала Сталинградской битвы, можно сказать, что уровень исторической и культурной памяти современной молодежи о Сталинградской битве, в частности студентов первого курса Омского государственного медицинского университета, находится на уровне ниже среднего.

Если попытаться осмыслить данную проблему с позиции социально-политического контекста, то следует отметить, что перед нами стоит достаточно острая проблема. Образ Великой Отечественной войны – один из тех образов, которые консолидируют российскую нацию. Вместе с тем это и один из тех образов, которые сегодня активно используются различными политическими силами. Как пишет волгоградский исследователь В.И. Мажников [2, с. 10], «использование исторической памяти о войне как ресурса политического влияния в той или иной форме характерно для всех стран, принимавших в ней участие». Достаточно посмотреть на сегодняшнюю ситуацию на Украине, чтобы убедиться в верности этих слов.

В этих условиях нам представляется особенно опасным «стирание» из исторической памяти значительной части студентов, обучающихся в одном из крупнейших в Сибири медицинских вузов, важных штрихов образа Сталинградской битвы – одной из самых великих битв Великой Отечественной войны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: