Сквозь призму отечественного кинематографа

Губич Мария Сергеевна

студентка 1-го курса

Омский государственный университет путей сообщения

Кафедра истории, философии и культурологии

Научный руководитель: к.и н., доцент Г.А. Кообар

Ключевые слова: современный кинематограф, культура, женщины-лётчицы, война, «ночные ведьмы»

Великая Отечественная война является одним из ключевых событий в истории нашего народа и нашей страны в прошедшем ХХ веке. Общее горе, общие страдания, общая победа стали основанием для общей гордости за подвиг народов и долгое время объединяли большую и разную страну – Союз Советских Социалистических республик. Ценность и значимость Победы в Великой Отечественной войне не ставились под сомнение, а незнание истории войны являлось позором.

Одним их основных источников конкретных знаний о войне, интерпретации проблемных моментов и ее эмоциональной оценки традиционно являлся кинематограф. Тема Великой Отечественной войны была одной из главных тем в советском кино, выполняла важнейшую социальную функцию – возвращала советским людям аутентичную память войны [1]. На современном этапе роль кинофильмов в репрезентации образа Великой Отечественной войны только возросла. Уходят из жизни ветераны и труженики тыла – те, кто из собственных уст мог поведать потомкам о своем героическом прошлом, и им на смену приходит современная массовая культура – кино, телевидение, интернет. Исследования показывают, что сегодня в среднем порядка 58 % граждан нашей страны выделяют кинофильмы в качестве одного из важных источников знаний о Великой Отечественной войне. При этом для возрастной категории 18-24 года этот источник является вторым по значимости после изучения курса истории в школе [2]. В связи с данным обстоятельством на современном этапе стал ставиться вопрос о соответствии содержания фильмов о Великой Отечественной войне с реально происходящими событиями, поднимается проблема допущения в подобного рода фильмах художественного вымысла и личной оценки авторов. Кроме того, современный кинематограф часто упрекают в полном пренебрежении к исторической фактуре. При этом повсеместно отмечается, что советское кино в этом отношении многократно выигрывает на фоне современного кинематографа.

Для экранизации, как правило, отечественные кинематографисты используют наиболее яркие страницы Великой Отечественной войны, обращаются к важным социальным и личностным проблемам, концентрируют внимание зрителей на гуманитарных и общечеловеских проблемах. Одним из популярных сюжетов является боевой путь 588-го женского авиационного полка ночных бомбардировщиков – легендарных «ночных ведьм».

История полка началась 8 октября 1941 года с приказа НКО СССР «О формировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии» [3]. Ответственность за исполнение приказа была возложена на Марию Михайловну Раскову. ЦК ВЛКСМ объявил призыв девушек, добровольно желающих вступить в ряды Советской армии. Вскоре, в соответствии с приказом Наркома обороны, было сформировано три подразделения:

– истребительный авиационный полк 586;

– авиационный полк ББ 587;

– ночной авиационный полк 588.

Командиром 588-го полка была назначена Евдокия Давыдовна Бершанская. 27 мая 1942 года полк прибыл на Южный фронт и вошел в состав 218-й дивизии 4-й Воздушной Армии. На протяжении 1942-1943 годов полк принимал участие в боевых операциях Южного фронта. В том числе участвовал в обороне Владикавказа и освобождении Новороссийска. В феврале 1943 года полк был переименован в 46-ой гвардейский, а за освобождение Кубани и Таманского полуострова полку было присвоено наименование «Таманский». В 1944 году полк выполнял задания по освобождению Крыма и Севастополя, совершал боевые вылеты на территорию Польши, освобождал Варшаву. В апреле-мае 1945 года полк помогал наземным частям Советской Армии при прорыве обороны противника на реке Одер, нанося бомбовые удары. Конец войны полк встретил севернее Берлина под Нойбранденбургом. 15 октября 1945 года полк был расформирован, личный состав демобилизован, а знамя полка сдано в музей Советской Армии [4].

За годы войны летчицы полка произвели 4419 боевых вылетов, участвовали в 125 воздушных боях, сбили 38 самолетов противника. Ночных боевых самолето-вылетов было произведено более 24 тысяч. Весь личный состав полка награжден орденами и медалями Советского Союза. 23 летчика и штурмана полка были удостоены звания Героя Советского Союза, пять из них посмертно. 22 раза полк получал благодарность в приказах Верховного Главнокомандования [5].

Укомплектован полк был самолетами По-2 (У-2) – легкими ночными бомбардировщиками, способными нести до 350 килограмм бомб. Фанерные легкие бипланы не подходили для воздушных сражений, они быстро загорались, были лишены брони и какой-либо защиты [6].

Старший летчик 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Таманского Краснознаменного полка Раиса Аронова вспоминает: «”Ночные ведьмы” – это прозвище мы получили от немцев на Северном Кавказе. И, надо думать, – не зря. Чтобы удостоиться такой чести (говорю без кавычек, потому что считаю за честь услышать от врага такие слова), каждая летчица сделала к тому времени более двухсот боевых вылетов, а полк записал на свой «лицевой счет» уничтоженные склады боеприпасов и горючего, разрушенные переправы, разбитые эшелоны, автомашины, зенитные прожекторы. Но основная заслуга наших тихоходов, пожалуй, и не в этом. Мы всеми ночами висели над головой противника, держали его в напряжении и страхе… И только галантные французские летчики из полка «Нормандия-Неман» называли нас “ночные колдуньи”.Наши русские солдаты в противовес фашистским захватчикам называли женский авиаполк ласково и нежно: “наши Маруси”, “Дунькин полк”, “Ночные ласточки”» [3].

Художественные фильмы, так или иначе касающиеся истории женского авиаполка, выходили в 1945 («Небесный тихоход», режиссер – С. Тимошенко), в 1981 («В небе “ночные ведьмы”», режиссер – Е. Жигуленко), в 2013 году («Ночные ласточки», режиссер – М. Кабанов).

Особенностью данных фильмов стало не только и не столько изображение исторического контекста, сколько создание общего, собирательного образа женщины-воина, женщины, достойно вынесшей на своих плечах все тяготы войны, женщины, сражающейся и умирающей за Родину. В связи с этим обстоятельством возникают закономерные вопросы: а могут ли художественные фильмы стать источником объективного знания об истории полка? И в какой мере созданные режиссерами, сценаристами и актерами образы женщин-пилотов соответствуют реальным историческим персонажам?

В поисках ответа на вопросы нами были поставлены следующие задачи:

1) на основании мемуаристики, документального кино и архивных источников воссоздать собирательный образ служащей женского авиационного полка 588 / 46-го гвардейского полка;

2) охарактеризовать собирательные образы главных героинь выше обозначенных художественных фильмов;

3) соотнести полученные результаты и выявить точки соприкосновения и расхождения в рассматриваемых образах.

Так как сюжетные линии и жанры у представленных художественных фильмов абсолютно разные, уже в самом начале работы возникла необходимость выделить определенные критерии для описания и сравнения образов «ночных ведьм». После изучения научно-исследовательской литературы, документального кино, архивных документов и художественных фильмов мы сочли возможным выделить два основных параметра:

1) портрет (внешний облик), поведение героинь, имена;

2) военная повседневность: дневная подготовка к ночным вылетам и боевые действия ночью.

Истории 46-го гвардейского Таманского легкобомбардировочного авиационного полка посвящено большое количество литературы. Для воссоздания собирательного образа женщины-пилота мы использовали в первую очередь воспоминания самих военнослужащих. Особый интерес представляют воспоминания Ирины Вячеславовны Ракобольской, начальника штаба полка [7]. Как начальник штаба она занималась планированием его работы, воспитательной работой, уделяла внимание бытовым вопросам полка [8, Д. 4844, Л. 242]. Воспоминания И.В. Ракобольской подкреплены ссылками на документальные источники. Также свои впечатления о жизни полка оставила командир звена, штурман, старшина Аронова Раиса Ермолаевна [3]. Раиса Ермолаевна совершила 914 боевых вылетов, в мае 1945 года ей было присвоено звание Героя Советского Союза [9, Д. 3, Л. 40]. Так же в работе был использован сборник воспоминаний и очерков «В небе фронтовом» [10]. Архивные материалы были в основном собраны в электронной базе Центрального государственного архива Министерства обороны РФ.

Мемуары, архивные материалы и документальный цикл передач «Крылья. Воздушные амазонки» (режиссер Л. Коновалов, 2005г.) позволили нам воссоздать следующий собирательный образ «ночных ведьм»:

Женщина-пилот, как правило, имела крепкое телосложение, строгие черты лица, сосредоточенный взгляд. Носила военную форму, обувь 40-43 размера (поскольку вся форма была сшита для мужчин), под летный комбинезон надевала два шерстяных свитера. У девушек были короткие волосы, которые заправлялись в шлем (в противном случае их обрывал бы ветер). «Один из первых приказов: всем – короткая стрижка. Никаких кос, никаких локонов», – вспоминает И. Ракобольская [7]. Средний возраст: 20-24 года.

Пример собранности и скромности подавала командир полка Евдокия Бершанская, до войны занимавшаяся художественной самодеятельностью, танцами, носившая легкие крепдешиновые платья, – чаще всего она была молчалива и строга. Другие девушки брали пример со своего командира. В наградных листах командиры повсеместно отмечают их энергичность, решительность, требовательность к себе [11, Д. 616, Л. 176]. Возможно, именно поэтому за всю войну боевые потери полка составили всего 32 человека, а 23-м военнослужащим полка присвоено звание Героя Советского Союза. Наиболее известны имена Веры Белик (погибла в августе 1944 года) [12, Д. 7, Л. 12], Полины Гельман [13, Д. 10, Л. 202], Евгении Рудневой (сбита в ночь с 8 на 9 апреля 1944 года) [12, Д. 10, Л. 12], Екатерины Рябовой [13, Д. 41, Л. 233] и других.

Повседневная жизнь девушек была полностью подчинена графику боевых вылетов. В дневные часы «ночные ведьмы» не отсыпались. Часы напролет после ночных военных действий, они готовили свои «керосинки» к новым полетам: заправляли топливом, чинили, а также обсуждали план боевых действий на предстоящую ночь. Совершали контрольные вылеты, читали маршрутные карты, готовили навигационные линейки, ветрочеты. Ночью же летали на задания. За одну ночь эскадрилья совершала 12-15 вылетов. Летали в любую погоду, по незнакомым маршрутам. Девушки-механики вручную подвешивали бомбы на борта самолетов, а «ночные ведьмы» в этот момент имели возможность вздремнуть. Летчицы в каждом полете подвергали свои жизни огромному риску, поскольку не надевали парашюты, для того чтобы в самолет вместилось как можно больше снарядов [3, 7, 10]. Маршал Константин Рокоссовский писал: «Нас, мужчин, всегда поражало бесстрашие летчиц, которые поднимались в воздух на тихоходных самолетах У-2 и изнуряли врага бесконечными бомбардировками. Одна в ночном небе, над вражескими позициями, под сильным зенитным обстрелом, летчица находила цель и бомбила ее. Сколько вылетов – столько встреч со смертью» [14].

Художественный фильм «Небесный тихоход» вышел на экраны в 1945 году. Жанр фильма – комедия, и поэтому никакой исторической достоверности от него никто не ожидал. Яркость, нарядность, легкость – вот, что требовалось от картины. Но для нас важно мнение современников, которые считали, что в своих центральных мотивах сценарий фильма целиком вырос из жизни [15].

Главные героини фильма живут под знаком первой заповеди женского полка: «Гордись, ты женщина!» Внешний облик лётчиц в целом совпадает с описаниями очевидцев, записками и фотографиями документальной хроники: короткие волосы, строгие черты лица, лётный костюм (на время полета сверху надевают теплые куртки с подкладом из овечьей шерсти). В фильме фигурируют имена: Екатерина Кутузова – старший лейтенант (возможно, Екатерина Рябова), Мария Светлова (возможно, Мария Рунт).

Днём живут весело, стараются не унывать: поют, танцуют, готовят обед. Обсуждают планы предстоящих ночных боёв. Самолеты маскируют в лесу. Вылетают, когда смеркается. Летят очень низко, над самой землёй. Бомбят окопы немцев, затем празднуют «удачную бомбёжку».

В 1981 году на экраны вышел фильм «В небе “ночные ведьмы”». Режиссером и автором сценария фильма стала Евгения Андреевна Жигуленко. Она сама воевала в составе 46-го полка, была командиром звена и за проявленные в боях смелость, геройство и мужество стала Героем Советского Союза. За годы войны она произвела 773 боевых ночных самолетовылета, сбросила на позиции врага 89 тонн бомбового груза [16, Д. 16, Л. 65].

Внешний облик героинь этого фильма в целом также совпадает с описаниями очевидцев, записками и фотографиями документальной хроники. У всех девушек ладный подтянутый вид. Однако есть единственное, но существенное отличие – длинные волосы у героинь фильма. В фильме фигурируют имена: Евдокия (командир «Дуся»; Евдокия Бершанская), Галина (Галина Беспалова), Оксана (аналогов нет), Мария (Мария Рунт). В суровой повседневной правде войны героини находят время и смеху, и кокетству, и дружбе. Подчеркивается, что женщины-пилоты всё же совсем молоденькие девочки, мечтающие о любви, семье и мире.

Повседневный быт в киноленте реконструирован достаточно правдоподобно: днём героини составляют план боевых действий, производят расстановку сил, заправляют самолеты, ремонтируют их. Подготовку завершают ко времени вылета – к 17:00. Совершают в среднем по 8 вылетов за одну ночь. Парашюты прячут в траву втайне от командира, грузят больше бомб.

В 2013 году на экраны вышел телевизионный сериал «Ночные ласточки». Именно данный фильм вызвал у современных кинокритиков и профессиональных историков массу претензий относительно исторической достоверности. Однако нас в данном фильме интересует прежде всего созданный авторами собирательный образ героинь.

Так, внешний облик лётчиц имеет некоторые отличия от документальных и предыдущих описаний: девушки здесь стройнее, военная форма вылядит новой, более современной, они носят косы, а на лицах – макияж. Зимой носят ватный комбинезон и валенки, утеплённый лётный шлем. Подчеркивается, что девчонки и на войне продолжают оставаться девчонками: возят в самолетах котят, танцуют в нелётную погоду на аэродроме – прямо в комбинезонах и унтах – вышивают на портянках незабудки, распуская для этого трикотажные кальсоны, и плачут, если их отстраняют от полетов. Авторы фильма также демонстрируют религиозность девушек: они читают молитвы, используют религиозную атрибутику (крестики, иконы). Отметим, что в изученной нами мемуаристике и научно-исследовательской литературе подтверждения данному факту мы не встречали. Зато известно, что все девушки или были комсомолками, или имели партийные билеты. В фильме фигурируют имена: Галя Шевченко (возможно, Галина Беспалова), Даша Муткова (нет аналогов), Катя Пасечная (возможно, Екатерина Рябова), Женя (возможно, Евгения Жигуленко).

Днём составляют план боевых действий, производят расстановку сил, заправляют самолеты, ремонтируют их. Ночью – полёты, бомбёжка, разведка вражеских окопов.

Сопоставляя образ женщины-пилота, полученный в ходе изучения архивной, мемуарной и научно-исследовательской литературы, с образами, созданными в художественных фильмах, можно сделать следующие выводы.

1. Наблюдается очевидное (с небольшими отклонениями) совпадение описания внешности женщин-лётчиц. Она претерпевает небольшие изменения в художественных фильмах, по видимому, соответствуя ожиданиям зрителей. Кроме того, неточности могут быть вызваны некоторой некомпетентностью авторов сценария и режиссёров. Также мы можем видеть очевидное совпадение имён реальных исторических лиц и главных героинь кинофильмов. Доминанта поведения – «девчонка и на войне девчонка» – чётко прослеживается во всех художественных фильмах и подтверждается мемуаристической и научно-исследовательской литературой.

2. Повседневный военный быт служащих 46-го гвардейского полка во всех художественных фильмах реконструирован в соответствии с информацией, полученной из мемуаров и научно-исследовательской литературы, а также из архивных источников. В целом распорядок дня и характер боевых заданий аторами сценариев соблюден. Однако необходимо помнить о том, что художественные фильмы всё-таки отличаются от документальных источников: последние констатируют факты, а в кино исторические факты ложатся в основу художественного вымысла, сюжета, который придумывает сценарист.

В целом, можно отметить, что наличие совпадений между реальнымы и художественными образами по выделенным нами параметрам, очевидно. Несмотря на различные сценарии, режиссёры всё же стараются сохранить память о величайших страницах нашей истории, героических подвигах женщин-лётчиц и снимать киноленты, основываясь на реальных событиях, и по этому мы можем использовать художественные фильмы в качестве источника как по истории 46-го гвардейского полка, так и и по истории Великой Отечественной войны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: