Акопян Кристина Арменовна

студентка 1-го курса

Омский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Истории, философии и культурологии»

Научный руководитель: преподаватель В.А. Сердюк

Ключевые слова: коллективная память, молодежь, Великая Отечественная война.

Историческая коллективная память о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. является сложным, противоречивым, но в тоже время достаточно устойчивыми в хорошем смысле консервативным духовным образованием. Социологические опросы, проводимые, в частности, Институтом социологии РАН в рамках аналитического мониторинга «Российская идентичность в социологическом измерении» в 1998, 2004 и 2007 гг., показывают: победа в войне и восстановление страны после нее остаются самыми важными событиями для жителей современной России [1, c. 92]. Соответственно, память о Великой Отечественной войне по сей день предстает своеобразными «духовными скрепами», объединяющими россиян в единую нацию, способствуя общественной самоидентификации. Значимость подобной памяти лишь возрастает в период глубоких экономических, социально-политических и культурных трансформаций, переживаемых Россией в настоящее время, на фоне которых формируются представления молодежи о событиях прошлого. С целью отследить последние, начиная с 2005 г. на базе Уральского Федерального университета имени Первого Президента РФ Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург) осуществляется федеральное исследование Российского общества социологов «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне». В первом исследовании, проведенном в канун 60-летия Великой Победы, было опрошено более 2 тыс. студентов из разных регионов России. В 2010 г., к 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, исследование повторили. Во второй волне проекта приняли участие более 3,5 тыс. студентов 36 ВУЗов из 15 городов России [2]. Наконец, в 2015 г. проходит третья волна исследования, итоги которого будут подведены в апреле текущего года.

Исходя из целей указанного выше федерального исследования («Воспитание гражданственности и патриотизма в России» на базе традиционных фундаментальных оснований, одним из которых является историческая память о Великой Отечественной войне [2, c. 2]), можно отметить, что предпринимаемые попытки консолидации общества в настоящий момент осуществляются в первую очередь вокруг мощного Российского государства с его славной военной историей [3, с. 7]. Историей, в которой Великая Отечественная война продолжает занимать особое, исключительное место.

Кроме того, проведенные Институтом социологии РАН исследования позволяют констатировать, что современный гражданин России все больше удаляется от советской истории, она становится для него далеким прошлым, лежащим за пределами исторического опыта. Для современной молодежи российская культура (великие писатели, музыканты, поэты, художники) по своему значению обогнали события Великой Отечественной войны [1, с. 91]. А учитывая, что с течением времени «живая память» ослабевает, поскольку число ветеранов войны неумолимо сокращается, чрезвычайно важным представляется отслеживание процесса передачи социального опыта от поколения к поколению, эффективность которого можно определить, в частности, по восприятию войны («образу войны»), характерному для массового сознания современной молодежи.

Цель нашего исследования – изучение образа Великой Отечественной войны в сознании молодежи на примере учащихся г. Рубцовска Алтайского края.

Исследовательские задачи, вытекающие из поставленной цели:

1) определить отношение молодого поколения к войне;

2) установить уровень информированности молодежи об основных событиях и персоналиях Великой Отечественной войны.

При анализе конкретно-исторического материала использовались методы анкетирования и интервьюирования.

В 2013 г. нами был проведен опрос с целью сбора эмпирического материала. Было опрошено 149 учащихся старших классов средней общеобразовательной школы № 6 г. Рубцовска. Среди них 66 учеников 9-ых классов, 39 учеников 10-ых классов и 44 ученика 11-ых классов.

Для сбора данных была разработана анкета, состоящая из трех частей. Первая часть имеет целью выявление отношения молодого поколения к событиям войны; варианты ответов краткие или с выбором ответа. Вторая часть устанавливает уровень информированности молодежи о событиях и персоналиях Великой Отечественной войны; ответы развернутые. Третья часть позволяет установить интерес респондентов к событиям войны; ответы полные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: