Результаты опроса

Часть I. Отношение к событиям Великой Отечественной войны (в %). Респондентам были заданы вопросы, выявляющие гражданскую и личную позицию современных юношей и девушек по отношению к ВОВ и Победе в ней Ответы на вопросы и их процентное распределение представлены на Рис. 1-3.

Обращает на себя внимание убежденность большей части респондентов в том, что средства массовой информации искажают события прошедшей войны (без уточнения, о каких именно СМИ идет речь – отечественных или зарубежных) (Рис. 1). Безусловно, в этой части необходимо проведение дополнительных исследований.

Рисунок 1. Процентное соотношение ответов учащихся 9, 10, 11-х классов на вопросы анкеты, выявляющие отношение респондентов к Великой Отечественной войне

Несмотря на то, что среди участвовавших в опросе лишь малая часть воспринимает прошедшую войну как «далекое прошлое» (Рис. 2), данные III части опроса (см. ниже) позволяют усомниться в искренности респондентов.

Рисунок 2.Процентное соотношение ответов учащихся 9, 10, 11-х классов на вопрос «Великая Отечественная война для вас – это…»

Большинство респондентов считают основополагающим фактором в достижении Победы проявленный советскими людьми героизм, тогда как, к примеру, оказание союзной помощи практически не берется в расчет (Рис. 3).

Рисунок 3. Процентное соотношение ответов учащихся 9, 10, 11-х классов на вопрос «Что вы считаете основополагающим фактором Победы в войне?»

Часть II. Знание фактов и персоналий (в %)

Полученные данные об информированности о событиях и персоналиях ВОВ (Рис. 4-6) позволяют заключить, что наименее информированными о сражениях и военачальниках СССР являются учащиеся 9-х классов. Наиболее известным сражением Великой Отечественной войны традиционно указывается Сталинградская битва (Рис. 5). Вполне возможно, что этому поспособствовал сравнительно недавний выход на экраны художественного фильма Ф.С. Бондарчука «Сталинград». Столь же традиционны сведения о наиболее известных военачальниках войны, среди которых респонденты указали И.В. Сталина (Рис. 6).

Рисунок 4. Процентное соотношение ответов учащихся 9, 10, 11-х классов на вопрос о датах начала и конца ВОВ

Рисунок 5. Процентное соотношение ответов учащихся 9, 10, 11-х классов на вопрос, выявляющий знание респондентов о решающих сражениях ВОВ

Рисунок 6. Процентное соотношение ответов учащихся 9, 10, 11-х классов на вопрос, выявляющий знания респондентов имен военачальников времён ВОВ

Часть III. Интерес к событиям и участникам Великой Отечественной войны (в %).

Как мы видим из приведенных данных (Рис. 7), за прошедший календарный год всего 14% учащихся 9-ых классов читали произведения, посвященные Великой Отечественной войне. Учитывая, что учебная программа по истории в 9-х классах предусматривает изучение XX века, такие показатели настораживают. Среди прочитанного было указано: «Повесть о настоящем человеке» (Б.Н. Полевой), «Блокада» (К.С. Бенедиктов), материалы учебника истории и тематические статьи в сети Интернет.

Совершенно иную картину мы видим у учащихся 10-х классов (76 %). Среди прочитанных книг были указаны: «Записки разведчика» (В. Пипчук), «А зори здесь тихие» (Б.Л. Васильев), «Судьба человека» (М.А. Шолохов), а также мемуары Г.К. Жукова «Воспоминания и размышления». Среди прочитанных книг одиннадцатиклассники указывают кроме прочего: «Сын полка» (В. Катаев), «Два капитана» (В.А. Каверин), «Море бьется о скалы» (Н.Г. Дворцов).

Молодое поколение предпочитает аудиовизуальные источники информации печатным. Это видно по интересу к кинопродукции, посвященной Великой Отечественной войне. Среди просмотренных фильмов за прошедший год фигурируют: «Брестская крепость», «Туман», «Сталинград», «Назад в будущее», «СМЕРШ: Легенда для предателя», «Ночные ласточки», «17 мгновений весны», «Блокада Ленинграда», «Дорога жизни», «1941», «Чкалов», «Жизнь и судьба», «В августе 44-ого», «Шпион», «Охота на гауляйтера», «В июне 41-ого», «Белый тигр», «Небо в огне», «1942», «Мы из будущего», «Смерть шпионам. Скрытый враг», «А зори здесь тихие...», «Служу Советскому Союзу», а также документальные фильмы.

Рисунок 7. Распределение ответов на вопросы анкеты, выявляющие личную заинтересованность респондентов в пополнении своих знаний о ВОВ (в %)

В целом, на основании полученных в ходе исследования результатов можно сделать следующиевыводы.

У большинства опрошенных кто-либо из родственников участвовал в Великой Отечественной войне, именно поэтому события войны представляют интерес практически для всех участников исследования.

По мнению большинства опрошенных, Победа в Великой Отечественной войне является великим подвигом, который нельзя забывать, однако уровень информированности о сражениях и персоналиях войны позволяет констатировать обратное.

Преобладающими чувствами в связи с итогами войны является уважение к ныне живущим участникам войны, гордость за свой народ и скорбь по погибшим.

Главным фактором Победы в Великой Отечественной войне, по мнению опрошенных, явился героизм советских людей. Военное искусство полководцев по значимости заняло у молодых людей второе место. Полководческий талант Сталина и руководящая роль ВКП (б) не сыграли, по мнению опрошенных, значительной роли в Победе. Опрошенные продемонстрировали относительно хорошее знание имен, дат и хронологии событий Великой Отечественной войны.

Герои войны, полководцы – это символы времени. Через них, как правило, происходит восприятие эпохи, оценка Великой Отечественной войны.

Итак, знает ли молодое поколение полководцев Великой Отечественной войны? В целом, да, однако настораживает большой процент незнающих, в особенности среди учащихся 9-х классов. Лидером общественного мнения по частоте упоминания у всех учащихся является маршал Г.К. Жуков.

Художественные фильмы продолжают вызывать интерес и резонанс у молодых людей. Удручающе выглядит тот факт, что 73 % респондентов не читают книги о Великой Отечественной войне.

Выражая свое отношение к ветеранам Великой Отечественной войны, молодые люди ответили, что им интересно общаться с ветеранами, но подобные встречи проходят все реже в силу возраста и здоровья последних. Кроме того, большинство респондентов уверено, что о ветеранах в нашей стране заботятся в недостаточной степени.

Если оценивать ситуацию в целом, то получается, что опрошенные школьники знают историю, связанную с событиями Великой Отечественной войны. Она представляет для них интерес, вызывает гордость за свой героический народ.

Анализ материалов проведенного исследования показывает, что реальная историческая память молодежи о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. является сложным, противоречивым, динамичным и достаточно подвижным духовным образованием. Победа в Великой Отечественной войне – в настоящее время практически единственное объединяющее россиян историческое событие, вызывающее однозначную положительную оценку и гордость. Историческая память достаточно устойчива и в хорошем смысле консервативна, однако ее поддержание требует постоянного внимания, прежде всего, со стороны самого общества, поскольку «живая память» с каждым годом слабеет, а молодое поколение удаляется от событий прошлого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: