Крайнова Анна Константиновна

студентка 1-го курса

Омский государственный педагогический университет

Кафедра восточных языков

Научный руководитель: к.и.н., доцент О.А. Озерова

Ключевые слова: студент, социологический опрос, патриотизм, восприятие событий войны (1941- 1945 гг.)

Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) – один из самых страшных и трагических периодов в истории нашего государства. Прошло уже 70 лет с тех пор, как она закончилась, но воспоминания о тех далеких сороковых еще живы в памяти ветеранов. Глядя в глаза участникам ВОВ, кажется, будто только вчера они, молодые парни и девчата, шли на фронт защищать Отчизну. На протяжении 70-ти лет история ВОВ неоднократно переосмыслялась и переписывалась, что привело к формированию различных оценочных взглядов на проблему понимания истории Великой Отечественной войны современным обществом.

На наш взгляд, проблема восприятия Великой Отечественной войны в современном обществе является одной из самых актуальных. Возможно, мы последнее поколение, которое может лично выразить благодарность ветеранам за их подвиги, за их отвагу и за их мужество. Мы, по всей видимости, последнее поколение тех, кто может узнать о той войне, о той победе и о тех далеких сороковых из первых уст. Мы последнее поколение, которое будет помнить в лицо живых участников тех событий. Отношение наших потомков к истории Великой Отечественной войны будет зависеть от того восприятия, которое сформируется в современном обществе сейчас. Ведь кто, как не мы, расскажет своим детям о боевом и трудовом подвиге нашего народа, и от кого, как не от нас, они узнают о его вкладе в победу над фашисткой Германией.

Целью данной научно-исследовательской работы является выявление отношения и восприятия событий Великой Отечественной войны студентами 1-го курса высшего учебного заведения. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить оценку современным обществом вклада советского народа в Победу над фашистской Германией в Великой Отечественной войне.

2. Провести опрос студентов 1-го курса вуза.

3. Обработать полученные данные.

4. Провести анализ ответов респондентов на поставленные вопросы в анкете.

5. Сделать выводы по результатам полученных исследований.

В этом году мы будем отмечать 70-летний Юбилей со Дня Победы СССР в Великой Отечественной войне над фашисткой Германией. И на протяжении этого времени наш народ бережно хранит эту память и передает ее от одного поколения к другому. С каждым годом отношение к событиям ВОВ меняется. В связи с этим вокруг ее истории развивается очень много мифов и споров, иногда даже выдвигаются новые и противоречивые теории, связанные с событиями войны 1941-1945 гг. Нами был проанализирован ряд источников, и на основе этого мы смогли выявить, какую оценку событиям ВОВ дает современное общество.

Согласно статистическим данным, современное поколение предпочитает узнавать о событиях ВОВ через фильмы, нежели через чтение книг. Большинство молодежи не испытывает большой интерес к книгам о войне, так как фильмы нагляднее изображают события. В фильмах режиссеры, продюсеры и сценаристы уже за зрителей сформировали образы героев, создали картину событий и написали свой конец. Опираясь на результаты социологического опроса, отметим, что современная молодежь предпочитает смотреть в равной мере как отечественные, так и зарубежные фильмы о войне. Говоря о зарубежных военных фильмах, мы, прежде всего, имеем в виду не Великую Отечественную, а Вторую Мировую войну. В процессе научно-исследовательской работы нами был просмотрен зарубежный фильм «Игра в имитацию» производства США и Великобритании. События фильма разворачиваются в конце 40-х годов прошлого столетия. Британская разведка поручает математику и криптографу Алану Тьюрингу расшифровать секретный код Энигмы Третьего рейха. Главная идея фильма заключалась в том, чтобы показать, что именно Великобритания значительно сократила продолжительность войны, спасла тысячу жизней и внесла огромный вклад в победу над фашистской Германией. В России кассовые сборы составили $ 2.368.063. Данный фильм транслировался в кинотеатрах, анонс фильма был показан по телевидению, по городам России были развешаны плакаты с рекламой фильма «Игра в имитацию». Под влиянием СМИ около 600 тысяч россиян, то есть 43 % граждан нашей страны, посмотрели фильм, который пропагандировал идею огромного вклада Великобритании в победу над фашизмом. Из данного фильма была взята следующая цитата: «Война выиграна и закончена на два года раньше, только благодаря Англии» [5].

Также нами были проанализированы как отечественные, так и зарубежные газеты и журналы. Если мы выходим за пределы РФ и тем более за пределы стран бывшего СССР, то, как было сказано ранее, мы в праве говорить о событиях Второй Мировой войны. По данным французских социологов, большинство граждан Франции сейчас полагают, что основной вклад в победу над фашистской Германией внесли США, пишет журнал Slate fr [3]. К примеру, на английском веб-сайте «HISTORYNET» одна из статей была посвящена событиям Второй Мировой войны. Единственное, что могло указывать на роль Советского союза в победе на фашизмом, это официальные данные о людских потерях в этой войне. СССР возглавлял этот список. В остальном, в частности на вопрос «Кто внес решающий вклад в победу над врагом?» мы не смогли найти ответа [4]. Таким образом, можно сделать вывод, что европейские граждане недооценивают в значительной мере вклад СССР в победу над фашизмом. А между тем, 70 лет назад, в конце Второй Мировой, французы считали главным победителем Советский Союз.

В область нашего изучения была включена также литература на военную тему. В частности, хотелось бы выделить современного автора, Виктора Суворова и его книгу «Ледокол». В данном произведении автор не только выступает с критикой в адрес Сталина, но и выдвигает совершенно новую теорию о начале войны. Виктор Суворов придерживается мнения о превентивной войне Германии против СССР [1]. По оценке лондонской газеты «Таймс», это самое оригинальное произведение современной истории. Книга переведена на 27 языков, выдержала более 100 изданий [2].

Как было сказано ранее, старшего поколения, очевидцев событий осталось совсем не много, и они не могут, да и скорей всего уже не успеют рассказать всю правду о той войне, и за них это делают современные фильмы, газеты и книги, подстраиваясь под интересы общества. Таким образом, если современное общество исказит историю войны сейчас, то это приведет к ложному восприятию событий войны в будущем.

В социологическом опросе, проводимом нами, приняли участие 150 респондентов. Были опрошены студенты 1-го курса, получающие высшее образование на трех факультетах: иностранных языков; искусств; начального, дошкольного и специального образования.

При опросе респондентам были заданы следующие вопросы:

«Как вы считаете, победа в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) это наша победа или победа всех сил антигитлеровской коалиции?» Большинство, а именно 87 % студентов считают победу в ВОВ общей победой всех сил антигитлеровской коалиции. Остальные 13 % респондентов полагают, что это наша победа.

На вопрос «Кому, на Ваш взгляд, принадлежит основная заслуга в победе в Великой Отечественной войне?» мы получили следующие результаты:

60 % – победа в ВОВ (1941-1945 гг.) является общей заслугой.

30 % – заслуга в победе в ВОВ (1941-1945 гг.) принадлежит народу.

10 % – Сталин и коммунистическая партия внесли огромный вклад в победу в ВОВ (1941-1945 гг.).

«Как Вы думаете, за что шли в бой советские солдаты?» – 73 % студентов считают, что солдаты шли в бой за родную страну, за родных и близких; 15 % опрошенных полагают, что советские солдаты шли за советский строй, за коммунистическую партию, за Сталина; 10 % – согласно воинскому долгу. Остальные воздержались от ответа.

«Как Вы относитесь ко Дню Победы?» Большинство (87 % респондентов) уверено, что День Победы – великий день. 10 % опрошенных считают День Победы гордостью нашей страны. 3 % респондентов считают день Победы обычным праздником.

«Укажите имена людей, которые, по Вашему мнению, повлияли на ход событий в войне?» Чаще всего студенты указывали имена Георгия Константиновича Жукова (40 %), Иосифа Виссарионовича Сталина (35 %), Адольфа Гитлера (11 %), Константина Константиновича Рокоссовского (9%) и Штирлица (5 %).

Отвечая на вопрос «Считаете ли Вы нужным проводить общественные мероприятия, связанные с годовщиной битвы?», 88 % респондентов дали положительный ответ.

На вопрос «Как, по Вашему мнению, достаточно ли сегодня освещаются события Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)?», 80 % опрошенных студентов ответили положительно.

При обработке ответов на вопрос «Участвовали Вы когда-нибудь в мероприятиях посвященных ВОВ (1941-1945 гг.)?» были сделаны следующие выводы:

Участвовал – 60%

Присутствовал – 25%

Ни разу не присутствовал – 15%

На вопрос «Кто-нибудь из Ваших родных или близких принимали участие в ВОВ?» смогли ответить только 48 % респондентов.

На последний обобщающий вопрос «Из каких источников вы узнаете о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.)?» ответили все 100 % респондентов. 61 % опрошенных студентов узнают о войне из школьного курса обучения, включая не только школьные учебники и рассказы учителей, но и митинги, концерты, музеи и выставки, посвященные событиям Великой Отечественной войны. 15 % респондентов узнают о ВОВ из книг, 12 % – из интернета, 5 % – из телевидения и 7% – из СМИ. Остальная доля опрошенных студентов узнают о ВОВ из рассказов в семье.

Проведенный нами социологический опрос показал, что чаще всего студенты узнают о событиях ВОВ из учебного курса (в школе или в ВУЗе). В университете, кроме исторического факультета, на тему ВОВ уделяют 1-2 часа. В школе в 9 и 11 классах на этот материал отведено всего 4 часа из 36-ти. Данная тема изучается также на уроках Всеобщей истории в 9 и 11 классах, в общей сложности – 6 часов из 48-ми. Всего – 10-12 часов. Для сравнения, в советское время Великая Отечественная война изучалась в школе почти 30 часов. То есть общее время изучения уменьшено в 2,5 раза.

Таким образом, для полного понимания вклада советского народа в Победу над фашистской Германией в войне (1941-1945) недостаточно объема теоретического курса в средних общеобразовательных школах и высших учебных заведениях. Практически отсутствуют встречи с ветеранами войны и тыла. Западная пропаганда усилила поток лжи, что принижает значение вклада советского народа в разгром фашистской Германии. Российский кинематограф увлекся в последнее время зрительными сценами, перенося патриотизм и любовь к Отчизне на последний план. В связи с развивающими событиями около западных границ России и устремлениями стран блока НАТО на Восток необходимо увеличить количество часов по Курсу «Отечественная история», вернуть в среду студентов забытую тему о патриотическом воспитании на боевых и трудовых традициях нашего народа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: