Козлова Татьяна Юрьевна

магистрант 2-го курса

Омский государственный педагогический университет

Кафедра Отечественной истории

Научный руководитель: к.и.н., доцент, Е.В. Черненко

Ключевые слова: повседневность, тыл, ОмГПИ, преподавательско-студенческий коллектив

Великая Отечественная война стала поистине всенародным подвигом, в котором все советские граждане проявили невероятное мужество и самоотверженность не только на фронте, но и в тылу. Не был исключением и Омский государственный педагогический институт, на долю преподавательско-студенческого коллектива которого выпало немало испытаний в то страшное время. С первых дней войны оставшимся в тылу омичам нужно было приспособиться к изменившейся повседневной жизни и руководствоваться одним единственным принципом: «Всё для фронта! Всё для Победы!»

Отдав должное историкам М.Е. Бударину, П.Ф. Николаеву и В.М. Самосудову [2; 3], написавшим серию работ, посвященных истории университета и его отдельных факультетов, добавим, что актуальность данной проблеме придает отсутствие трудов, написанных в рамках истории повседневности. Иными словами, работы обозначенных авторов, имея фактографический характер, не содержат попытки реконструировать повседневную жизни ОмГПИ тех лет. Важно, что одной из особенностей имеющихся материалов является дублирование одних и тех же фактов из книги в книгу, работы различаются лишь детализированием тех или иных событий и стилистическими особенностями текстов, что не добавляет им существенной ценности. Ввиду этого при написании данной работы автор считает нужным обратиться к архивным данным и оставленным участниками описываемых событий воспоминаниям.

С этих позиций цель данной статьи – выявить особенности повседневной жизни преподавателей и студентов ОмГПИ в годы Великой Отечественной войны. Для достижения поставленной цели предполагается последовательное решение следующих задач: охарактеризовать повседневную жизнь преподавателей и студентов вуза в годы войны; выявить периоды в военной истории вуза и определить динамику произошедших изменений.

В след за П.Н. Кондрашовым, под повседневностью предлагаем понимать форму человеческой деятельности, представляющую собой автоматическое выполнение действий, направленных на удовлетворение непосредственных потребностей в труде, быте и свободном времени, протекающих среди привычных вещей и осуществляющихся с применением подручных средств. Из всего сказанного следует, что основными сферами повседневной жизни являются труд, быт и отдых, а их неотъемлемыми атрибутами – автоматизм и привычность [7].

Итак, уже в первые дни войны оставшиеся в городе сотрудники и учащиеся ОмГПИ были вынуждены столкнуться с серьезными изменениями в жизни. Было дано распоряжение освободить корпуса для нужд фронта (в одном из них разместили эвакуированное из Западной России промышленное предприятие, в другом – военный госпиталь) и незамедлительно перебазироваться со всем своим оборудованием и инвентарем в не полностью готовый к эксплуатации учебный корпус по улице Гусарова [2]. Однако нахождение в новом здании было кратковременным, поскольку оно также потребовалось для военных нужд, и 18 июля 1941 г. исполнительный комитет Омского городского совета принял решение о поспешной эвакуации вуза во входивший в то время в Омскую область Тобольск.

После незамедлительного сбора вещей и прибытия в пункт назначения первоочередные задачи заключались в том, чтобы разгрузить баржи и обустроиться на новом месте. Согласно воспоминаниям В.А. Белошапковой, «нелегко было таскать нагруженные ящики, но в то трудное сложное время делалось это с подъемом, с пониманием обстановки, в которой находилась страна» [1, с. 13].

Примечательно, что уже тогда омичи находили в своем положении плюсы: «в свободное от работы время, в ожидании баржи с имуществом, мы знакомились с городом, с памятниками, его окрестностями, очень живописными» [1, с. 11].

После прибытия в учительский институт нужно было поспешить с организацией учебного процесса. Одна из главных трудностей заключалась в том, что приехали не все: часть студентов и преподавателей ушли на фронт, а другие не захотели покидать родной Омск. Как следствие перед вузом встала кадровая проблема – нужно было что-то делать для восполнения потерь. К счастью, в Тобольск были отправлены преподаватели из европейской части СССР, из которых самыми выдающимися и запомнившимися омичам были И.Я. Лернер и В.В. Виноградов с супругой, с чьей легкой руки успешная адаптация эвакуированных произошла заметно быстрее.

Так Виктор Владимирович Виноградов, по словам Р.И. Сикорского, характеризовался как спокойный, невероятно трудолюбивый и терпеливый человек «с приветливым настроением» [6, с. 3]. Вместе со всеми студентами и преподавателями института Виноградов работал на посадке и уборке картофеля. Уже упомянутая выше Белошапкова также с теплотой вспоминала о своем знакомстве с этим человеком и писала, что «в научных занятиях была его война» [1, с. 2].

Тем не менее, стоит заметить, что за счет эвакуированных из центра ученых кадровая проблема была решена лишь частично. К примеру, о подобном могут свидетельствовать архивные данные, согласно которым только на кафедрах химии, ботаники, зоологии и географии в 1942-1943 гг. в общей сложности работали 15 человек (профессором и доктором наук являлся один человек).

Из воспоминаний выпускников филологического факультета можно сделать выводы о следующих произошедших в учебном процессе изменениях: «занятия начинались с 15 октября. На 100 часов увеличилась военная подготовка» [2, с. 13]. Кроме того, на всех факультетах было введено 70-часовое сельскохозяйственное обучение, 40 часов военно-санитарного дела и курс противовоздушной обороны. Все третьи курсы в рамках своего обучения прослушивали 140 часов политэкономии. Одним из серьезнейших изменений стала отмена в 1942 г. зимних каникул. На несколько лет была забыта педагогическая практика студентов, одной из закономерностей которой стало снижение их успеваемости [2, с. 17].

Быстро ухудшавшиеся бытовые условия, которые «скоро стали совсем тяжелыми: было холодно и голодно» [1, с. 1] также напоминали коллективу ОмГПИ о том, что в стране идет война. Так «кафедра [химии. – Т.К.] помещалась в большой аудитории, где была сделана невысокая фанерная выгородка для шкафа с учебными материалами и столы заведующего кафедрой и лаборанта» [1, с. 2]. Для того чтобы улучшить санитарно-гигиенические условия, химиком А.Х. Борком был проведен целый ряд, к сожалению, неудачных экспериментов по получению мыла из живицы.

При всем при том, благодаря неимоверным усилиям педагогов многое напоминало о старой повседневности. Фаина Григорьевна Кропочева по этому поводу написала следующее: «В Тобольский период формы и методы учебной работы в основном были обычными» [8, с. 12]. По-прежнему заведующие кафедрами продолжали работать над просвещением подчиненных. Преподаватели постоянно выступали с лекциями и докладами по проблемам науки и современной международной жизни. Для написания научных работ, как преподавателями, так и студентами, активно использовался Тобольский архив.

О прежней повседневности напоминали и быстро организованные научные и культурно-массовые мероприятия – дискуссии, вечера самодеятельности, танцы. Так, преподавателем истории Антоном Ивановичем Казаченко были проведены конференции, посвященные 700-летию со дня Ледового побоища, 130-летию Отечественной войны 1812 года и 25-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции, призванные поднять боевой дух. Преподаватели вуза неустанно читали лекции о героическом прошлом страны, о событиях на фронте и замыслах фашизма. Здесь же в 1941 г. увидел свет первый номер «Ученых записок».

В условиях войны преподавательско-студенческий коллектив еще активнее включился в общественную жизнь. К примеру, вуз неустанно организовывал сбор теплых вещей для солдат Красной армии, а студенты – отправление солдатам Гуртьевской дивизии новогодних посылок. Почти сразу была проведена работа по налаживанию связей с тобольским домом-интернатом, в который инвалидам войны передавали книги. С ранеными юношами проводились занятия по их подготовке в институт, а с не имевшими опыта учителями школ активно делились секретами педагогического мастерства. Особое внимание ОмГПИ уделял эвакуированным из блокадного Ленинграда малышам.

Особенно хотелось бы отметить сбор денег на танковую колонну «Омский вузовец», в фонде которой на 20 января 1943 г. насчитывалось 47 442 рубля [2, с. 14]. Наибольшие вклады принадлежат профессорам Жемчужникову и Виноградову, выделившим на эту цель по 1 000 руб., и Козаченко – 3 000 [9]. В целом, по данным М.Е. Бударина, в фонд обороны в 1941 г. было внесено 10,5 тыс. рублей, а в январе-феврале 1942 г. он насчитывал 31,8 тыс. руб. [2, с. 14].

В июле 1943 г. бюро Омского областного комитета приняло решение о возвращении института в родной город и предоставило ему здание школы № 1 по ул. Лермонтова. Стоит заметить, что нововыделенное здание никак не было подготовлено для проведения занятий: как и студенческое общежитие, оно не отапливалось. В качестве свидетельства подобному можно привести тот факт, что зимой 1943-1944 гг. преподаватели и студенты сидели в пальто. Из воспоминаний Ф.Г. Кропачевой следует, что «от холода чернила, растворы замерзали, склянки размерзались, лопались, порой не было и воды, чтобы вымыть посуду, приготовить растворы и т.д.» [8, с. 16].

Без того суровая повседневность военной поры усугублялась продовольственными проблемами и отсутствием столовой: «хлеб и продукты, что получали по карточкам, студенты получали в ларьке, который был при институте» [8, с. 15]. Преподаватели, находясь в состоянии дистрофии, содержали на дому по несколько студентов, делясь с ними последним куском хлеба. Само собой разумеется, что студенты просто не могли остаться неблагодарными своим спасителям и еще сильнее стали ценить своих педагогов. Одна из выпускниц военных лет – К.А. Косарева – по этому поводу позже писала: «Преподаватели отдавали нам все тепло своего сердца в трудные военные годы, согревали нас своей заботой, помогали нам. А как интересно и увлекательно проходили их занятия! Они умели убеждать нас и передавать нам свои знания. Они учили нас любить детей. Благодаря им, я полюбила свою профессию учителя. Низкий поклон им!» [6, с. 5].

Еще одна трудность состояла в том, что иногородние преподаватели вернулись к себе, и по возвращении в Омск снова возникла кадровая проблема. Обратимся к данным относительно уже упомянутых кафедр ботаники, зоологии, химии и географии: к июлю 1944 г. на них работало 19 человек, то есть в сравнении с 1942-1943 гг. число сотрудников увеличилось на 4 человека. Примечательно, что, с одной стороны, стало 7 профессоров (против 1 ранее); с другой, 4 из них работали по совместительству [5]. В целом же с подобной проблемой справлялись благодаря привлечению собственных выпускников.

Между тем, в повседневной жизни того периода имели место быть и позитивные моменты. Так, вернувшиеся в родной город студенты-фронтовики, отличаясь от своего брата большей активностью в учебной и общественной работе, внесли в студенческую жизнь заметную организованность и дисциплину.

Очень важно, что по возвращении в Омск интеллектуальная деятельность института не сбавила обороты. Уже в декабре 1943 г., то есть спустя несколько месяцев после прибытия, на базе томского вуза Е.А. Жемчужниковым была защищена первая докторская диссертация ОмГПИ, а спустя полгода в свет вышел второй выпуск «Ученых записок». Наибольшей же радостью стало то, что в 1944-1945 гг. была возобновлена педагогическая практика.

Отдельно стоит упомянуть о массовом профсоюзно-комсомольском лыжном кроссе, проведенном 17 февраля 1944 г., в котором приняли участие студенты всех факультетов ОмГПИ.

В завершении характеристики военной повседневности Омского государственного педагогического института заметим, что неустанная работа преподавательско-студенческого коллектива и его вклад в Победу были отмечены сверху и получили благодарность товарища Сталина.

Таким образом, в результате исследования мы пришли к выводу, что в соответствии с критерием места нахождения вуза, можно выделить три периода в военной истории ОмГПИ: 1) переезд из стен родных корпусов внутри Омска (конец июня – август 1941 г.); 2) эвакуация студентов и преподавателей в Тобольск и его расположение на базе местного учительского института (август 1941 – осень 1943 гг.); 3) возвращение в Омск с осени 1943 г.

В каждый из выделенных периодов сотрудники и студенты ОмГПИ делали все для приближения Великой Победы. Так, в Тобольске их повседневная жизнь сопровождалась трудовым напряжением всех студентов и преподавателей, которым удавалось ловко совмещать «работу и учебу с разгрузкой пароходов и барж, с сельскохозяйственными работами в подсобном хозяйстве института …» [6, с. 3]. После возвращения в родной Омск не улучшившееся материальное положение не дало оснований для капитуляции перед лицом многочисленных трудностей: бодрый дух ОмГПИ все больше креп от приближавшейся Победы. Иными словами, жизненное кредо того времени может быть выражено словами преподавателя химии Ф.Г. Кропачевой: все «ждали конца войны, Победу, этим и жили!» [8, с. 16].

Очень важно, что повседневная жизнь преподавателей и студентов вуза в годы Великой Отечественной войны сопровождалась постоянной информационной, материальной и эмоциональной помощью не только фронту, но и обществу, и друг другу. На нужды солдат Красной армии организовывались сборы средств, вещей и посылок. Поддержка общества осуществлялась посредством постоянных лекций, конференций и встреч с различными социальными группами: инвалидами войны, сиротами, неопытными учителями и простыми жителями. Друг другу преподаватели и студенты ОмГПИ также оказывали разнообразные виды помощи: от бодрящего дух слова до предложения разделить последний кусок хлеба.

В последнем пункте данной статьи хотелось бы привести список сотрудников Омского государственного педагогического института, работавших в тылу и награжденных медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» [2, с. 22]:


1. Алексеева Розалия Павловна

2. Бударин Михаил Ефимович

3. Беляева Зинаида Фроловна

4. Бочкарева Тамара Алексееевна

5. Быкова Юлия Тихоновна

6. Виданова Нина Андреевна

7. Волкова Раиса Ниловна

8. Волонец Ольга Ивановна

9. Губель Валерия Михайловна

10. Дюсембаева Зинаида Павловна

11. Зубарева Ксения Алексеевна

12. Ипатов Анатолий Васильевич

13. Исерлис Прасковья Константиновна

14. Капитов Николай Михайлович

15. Кужелева Ольга Иосифовна

16. Кучинский Василий Дмитриевич

17. Кропачева Фаина Григорьевна

18. Ошевская Елена Ивановна

19. Овсиенко Клавдия Федоровна

20. Оруева Наталья Федоровна

21. Патянин Сергей Иванович

22. Перескокова Зинаида Семеновна

23. Пономарева Кира Павловна

24. Правадо Таисия Ивановна

25. Просина Нина Лаврентьевна

26. Паршин Анатолий Александрович

27. Патюков Георгий Александрович

28. Ралетич Наталья Никитична

29. Рейдерман Мария Григорьевна

30. Сидоренко Надежда Семеновна

31. Соколов Александр Васильевич

32. Соколова Нина Александровна

33. Стрельникова Мария Егоровна

34. Тишкова Лилия Ивановна

35. Усольцева Тамара Ивановна

36. Чередов Иван Михеевич

37. Чупахин Иван Федорович

38. Шлапок Анастасия Георгиевна


Библиографический список:

1. Белошапкова В.А. Из воспоминаний о В.В. Виноградове // Материалы музея истории ОмГПУ. 8 с.

2. Бударин М.Е. В грозные годы (Омский государственный педагогический университет в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.) / М.Е. Бударин, П.Ф. Николаев, В.М, Самосудов. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1995. 31 с.

3. Бударин М.Е. Омский государственный педагогический университет (1932-2000 гг.): исторический очерк / М.Е. Бударин, П.Ф. Николаев, В.М, Самосудов. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. 490 с.

4. В суровые годы Великой Отечественной: воспоминания филологического факультета // Материалы музея истории ОмГПУ. С. 10-27.

5. Государственный архив Омской области. Ф. 1027. Оп.1. Д.29. Л.31; Д.32. Л.10.

6. Дубровин А.И. Филологический факультет: воспоминания // Материалы музея истории ОмГПУ. 23 с.

7. Кондрашов П.Н. Марксистская теория повседневности: попытка предварительной экспликации [Электронный ресурс] // Философия и общество. 2006. Вып. 3 (44). Режим доступа: https://www.socionauki.ru/journal/articles/253656/. Дата последнего обращения: 31.03.2015.

8. Кропачева Ф.Г. Из истории кафедры химии: воспоминания // Материалы музея истории ОмГПУ. 8.2.1982. 19 с.

9. На танковую колонну «Омский вузовец» // Тобольская правда. 1943. 6 января. № 4 (4340).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: