Ногина Евгения Андреевна

студентка 2-го курса

ОИВТ (филиал) ФГБОУ «СГУВТ»

«Омское командное речное училище им. капитана Евдокимова В.И»

Научный руководитель: преподаватель Ж.В. Харченко

Ключевые слова: историческая биографистика, историческая урбанистика, тыл, судостроительный завод, музей ОКРУ, курсанты КРУ, подвиги тыловиков, ВОВ, Иртышское пароходство, судоводительская биография, советский Иртыш.

Все дальше и дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны. Все меньше становится живых участников и свидетелей тех героических событий, дней, времён. Она остается в мемориальных комплексах и памятниках, в рассказах очевидцев, в сохранении традиций. Самоотверженная работа советских людей сыграла решающую роль в Великой Победе нашего народа, ибо они жертвовали всем, чем могли. Не был исключением и подвиг жителей Прииртышья. Героизм омичей на фронтах, самоотверженный труд в тылу, преданность Родине были неоспоримы. Не случайно А.И. Недогонов в своём произведении «Флаг над сельсоветом» сказал: «из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд!» Сила их патриотического чувства не ограничивалась лишь глубиной и возвышенной любовью к Отечеству, а побуждала людей к активным действиям на благо своей Родины. Они доказывали свой патриотизм конкретными поступками. Патриотизм подразумевает под собой наличие среди основных здоровых эмоций каждого человека почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность памяти своих предков. В связи с этим считаю выбранную мной тему исследования актуальной. Её актуальность заключается в необходимости развития патриотизма у подрастающего поколения.

Цель данной работы – найти материал, с помощью которого можно формировать чувство патриотизма, в том числе чувство гордости и уважения к своей малой Родине и своему учебному заведению, к людям, которые там работали и учились.

Задачи исследования: показать, как судьбы отдельных личностей тесно сплетаются с общей судьбой страны, сохранить воспоминания очевидцев той эпохи для воспитания у современной молодежи любви к Родине.

Методы исследования: встреча и беседа с тружеником тыла и выпускником Омского командного речного училища (далее – ОКРУ), изучение художественной и научной литературы, архивов. Основой данной работы являются документы и материалы, представленные в музее ОКРУ имени капитана Евдокимова В.И., а также воспоминания ветеранов войны. В работе были использованы фотодокументы, публицистический материал, общеисторическая литература.

Гипотеза: если изучить условия жизни народа в целом и в отдельности судьбу конкретного человека в годы ВОВ, то можно доказать, что судьба каждого человека есть отражение судьбы страны.

Речники, как и все советские люди, эмоционально откликнулись на это трагическое событие в нашей истории. В первые же дни войны на всех предприятиях, судах речного флота Иртышского пароходства прошли собрания, митинги, где люди с гневом и возмущением осуждали вероломное нападение немецко-фашистских захватчиков на СССР и брали на себя обязательства по его защите, выполнению фронтовых заказов. Рабочие подавали заявления с просьбой отправить их добровольцами на фронт. Только на Омском судоремонтном заводе поступило 527 таких заявлений. На защиту своей страны уходили механики, штурманы, матросы, судомеханики. Их места занимали жены, матери, сестры, подростки. За очень короткий срок они научились нести матросские вахты, освоили профессии сварщиков, слесарей, пополнили бригады грузчиков.

В годы войны главной трудовой силой в Иртышском пароходстве стали женщины. Для доказательства необходимо привести следующие факты: в навигации с 1941 года в пароходстве работало 534 женщины, а в навигации с 1942 года уже 1100 женщин. Механик парохода «Ударник» Михаил Яковлевич Щеклеин вообще привел на судно всю семью! Его семья составила всю машинную команду от кочегара до помощника механика. Пароход с семейной командой отработал верой и правдой всю войну. Газета «Советский Иртыш» 14 мая 1942 года писала: «Пароход «Ударник» успешно завершает 1-й рейс, 11 женщин, заменившие мужчин, ушедших на фонт, отлично справляются со своими обязанностями. Они работают матросами, кочегарами. Жена капитана Распутина заняла место у штурвала. Наталья Яковлевна Шаленко мастерски шурует топку» [4, с. 210]. Этот почин был подхвачен другими.

В годы войны первая женщина-капитан в пароходстве Вера Леонидовна Каргаполова командовала пароходами «Совет» и «Ордженикидзе». Свою судоводительскую биографию начала Вера Леонидовна в 1936 году на Иртыше помощником капитана парохода, а в тяжелую военную годину ей доверили стать капитаном пассажирского судна. Поначалу Вера Леонидовна растерялась: такой груз ответственности. Но но вот что вспоминает она сама: «Чего только не передумаешь в такое время, беспокоишься, переживаешь, жалеешь, а еще: тебе ведь доверен самый ценный груз это люди, их жизни, безопасность людей – вот твои главные заботы» [4, с. 218]. Эта смелая женщина проводила ночные капитанские вахты у Полярного круга, боролась с речными штормами, занималась буксировкой плотов, а такая работа не всякому мужчине по плечу. Выручала вера в себя и сплоченность коллектива.

Много женщин и подростков пришло на судоремонтный завод. Среди них детдомовец Иван Латышев, девушки Соня Гельфанова, Лена Мокиенко. Эти юные токаря доводили сменную выработку до 200-300 %, обслуживали по 2-3 станка. Михаил Шихалев стал организатором первой фронтовой комсомольско-молодежной бригады. Были построены новые специальные цеха, налажен выпуск военной продукции: авиационных фугасных бомб, огнеметов, бронекатеров. Рабочие участвовали в сборе денежных средств на постройку танковой колонны «Боевые подруги». В 1942 году добровольцами на фронт уходили многие рабочие завода, оставшимся пришлось работать за себя и за своих боевых товарищей. Работали по 14-15 часов в сутки, многие вообще не покидали завод. Обстановка была сложной. Из приказов начальника Нижне-Иртышского пароходства К.Ф. Мясникова: «На судоремонтном заводе введено правило: после гудка о начале рабочего дня через проходную никто не пропускается, вводится марочная система учета явки на работу, партийной организацией проведена разъяснительная работа в цехах, прогулы и опоздания резко снизились» [4, c. 243].

Не только власть заставляла людей работать на износ, они трудились не из страха сталинского режима, их нельзя назвать жертвами идеологической советской обработки, ими двигал мощный душевный порыв. Об этом свидетельствуют заметки из газеты «Советский Иртыш», где речники излагали свои мысли, призывали не падать духом. Вот что писала работница литейного цеха М. Бирюк от 19 мая 1942 года: «Военное время требует самоотверженной работы, когда было нужно, я 4 суток не уходила с завода, что бы делать детали. Сейчас я даю за смену не менее двух норм, но это не предел, есть много возможностей уплотнить рабочее время, повысить производительность труда» [4, с. 241]. По воспоминаниям кузнеца Николая Летунова: «Мы забывали слово трудно. Фронт требует – должно быть сделано!» [4, c. 220]. Им было не до эгоизма и малодушия, каждый понимал, что он должен показать свои лучшие качества, от усилий каждого зависит общее дело – победа над врагом.

В годы войны Иртышскому речному пароходству не раз присуждалось переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны СССР. В 1943 году Президиум Верховного Совета СССР наградил 1320 речников, отличившихся в транспортном обслуживании армии и тыла, орденами и медалями. Среди них были и речники Иртыша. Капитан-наставник И.А. Чудинов был награжден орденом Ленина, начальник доковых работ судоремонтного завода И.Ф. Баринов – орденом трудового Красного Знамени, электросварщики завода И.С. Гуркин и Г.А. Тупицин – орденом «Знак Почета», котельщик М.И. Поткин за ударную работу – орденом Красной Звезды. Это все свидетельства важности их трудового подвига!

Великая Отечественная война внесла свои суровые коррективы и в отлаженную жизнь преподавателей и студентов Омского речного училища. В середине июля 1941 года наркомат речного флота принял решение о переводе техникума в Тобольск. 26 июля исполнительный комитет Омского областного Совета депутатов трудящихся принимает решение «О предоставлении служебных помещений под размещение гидрографической фабрики», где оговаривается жесткий срок – всего один день: «обязать директора Речного техникума произвести передачу помещений не позднее 27 июля 1941 года» [2, с. 78].

Реалии того жестокого времени давали о себе знать. Вот что вспоминает студент речного техникума Б.И. Муравьев: «Оборудование кабинетов, библиотеку и другое имущество силами учащихся и преподавателей перевезли и разместили в трюмах баржи и все отправили в Тобольск. Мы жили в общежитии, питались в столовой, кормили жиденькой затирухой на ржаной муке или «капустой в квадрате», так мы называли суп с мороженной капустой. Хлеб по карточкам 300 грамм умудрялись забирать вперед, а потом сутками голодали. Голод нас добивал, дрова для печей собирали на пристани, сами были возчиками и истопниками, дров было в обрез и с холодом в помещениях не было никакого сладу» [2, с. 81]. Тяжело было и с продуктами, и с топливом. С 1 сентября во всей стране было введено нормированное снабжение продуктами, а с ноября началось карточное снабжение. Нормы снабжения были дифференцированы по группам населения: рабочие, служащие, иждивенцы, дети до 12 лет, а также по категории их занятости в оборонном производстве. Для каждой группы установлена своя норма выдачи хлеба и других жизненно необходимых продуктов. Нормы снабжения населения по карточкам неоднократно менялись в годы войны и чаще всего в сторону уменьшения. Потерять карточку означало остаться голодным в течение месяца. Одежду и обувь учащимся никто не выдавал. Не было учебников, тетрадей тоже. Вспоминает Розалия Константиновна Губина (Бобылева): «Я тайком брала из домашней библиотеке книги, и в них записывала лекции. Другого выхода не было» [2, с. 85].

Не хватало и самих преподавателей. Многие ушли на фронт, не отставали от них и учащиеся техникума призывного возраста, рвались на фронт. И.И. Зубов к началу войны учился на третьем курсе судомеханического отделения. Он приобрел специальность слесаря, был очень активным курсантом: играл в духовом оркестре, занимался боксом и лыжами, освоил водолазное дело. В ноябре 1941 года практически все курсанты судомеханического отделения ушли на фронт. Войну курсант Зубов прошел в составе разведроты стрелковой дивизии. Он участник боев под Москвой, Сталинградом, освобождал Украину и Прибалтику. У Ильи Ивановича 18 государственных наград. После войны он заочно закончил Омский финансово-экономический институт. Избирался депутатом Верховного Совета СССР.

17 июня 2014 года в выставочном зале Дома художников в городе Омске состоялась персональная выставка еще одного бывшего курсанта училища Петра Александровича Тышкевича. До войны он также успел закончить первый курс Омского речного училища. В 1941 г. семнадцатилетний рулевой-моторист добился отправки на фронт. Как вспоминает ветеран: «Годы учебы буду всегда помнить, а людей, работавших в то время – чтить» [2, с. 83]. Петр Тышкевич проплавал не одну навигацию, сначала помощником, а потом капитаном. Параллельно окончил художественную школу. Художник побывал в самых разных уголках нашей страны и везде рисовал. И хотя на его картинах можно найти виды от Сургута до Камчатки, ничего краше Прииртышья, по признанию Петра Александровича, он не видел. «В речном училище целый зал моими работами оформлен, больше 30 полотен. Молодым ребятам это помогает становиться настоящими моряками. Они учатся не только не бояться стихии, но и наслаждаться ее красотой, неповторимостью», – рассказал Петр Александрович.

Курсанты и преподаватели не только стремились попасть на фронт, но и как моглипомогали Родине. Е.Т. Мешков вспоминает: «Началась война с фашистами, отца взяли на фронт. Наша молодежь рано приучена к физическому труду. Нам было очень тяжело из-за непосильного труда, ведь мы работали наравне со всеми. У нас не было ни взрослых, ни детей, которые отлынивали от работы, даже совсем малые дети семи-десяти лет стояли у станков. Всё ждали хороших вестей с фронта и своим тяжелым трудом помогали бить фашистов. Болели руки от тяжести, от холодной воды сводило пальцы, но никто ни плакал, никому не жаловался, так как всем было трудно. Все работали по 14-16 часов в сутки, без выходных».

В мае 1944 года в «Топольской правде» была опубликована заметка В. Бажановой «Ответ патриотов». Автор пишет: «Горячее одобрение встретило постановление правительства о выпуске третьего Военного Займа. Выступая на митинге, студентка второго судоводительского курса П. Писаренко заявила, что подписывается на двухмесячную стипендию, преподаватель товарищ Сквирский решил приобрести облигаций на 3000 рублей при зарплате 1500 рублей, на двухмесячный оклад подписались заведующий учебной частью товарищ Калинин, начальник учебных мастерских товарищ Пономарев и многие другие» [2, c. 87].

Много горя и бед выпало на долю поколений военного времени, их человеческие судьбы неразрывно связаны с судьбой страны. Несмотря на все трудности, они выстояли и победили врага, как и наша страна. Каждый день, преодолевая свой страх, лень, жалость к себе, умирая на фронтах, работая выше человеческих сил в тылу, они показывали, что внутри них есть стержень, есть основа человеческой личности – это любовь к Родине. Для нас, людей современного общества они должны быть примером для подражания. Каждому человеку-патриоту необходимо делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей Родины, ее благоустройства, помощи своим землякам и соотечественникам. Развивая патриотизм, можно блокировать развитие негативных тенденций в сознании и поведении части современной молодежи, таких как эгоизм, потребительство, преступность, экстремизм, поэтому сохранение памяти о подвигах наших предков, рассказ об их жизни является частью этой работы, без которой не будет нас и нашего будущего. Память об этих замечательных, таких далеких, но и таких близких людях священна!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: