В годы Великой Отечественной войны

(1941 –1945 ГГ.)

Плеханова Дарья Владимировна, Черная Мария Игоревна

студентки 1-го курса

Институт автоматики,

телекоммуникаций и информационных технологий

Омский университет путей сообщения

Научный руководитель: к.и.н., доцент Т.Н. Хроменкова

Ключевые слова: Томский электромеханический институт, томские ученые, ведомственная наука, паровозостроение, теплоэнергетика, транспортная связь, электротехника

Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС) является преемником Томского электромеханического института инженеров транспорта (ТЭМИИТа), созданного в 1932 г. ТЭМИИТ был переведен в Омск в 1961 г. В Томске сформировались материально-техническая база нашего вуза, были заложены основы ведомственной науки. До сих пор в ОмГУПСе действуют школы, научные традиции которых сформировались в довоенный и военный период истории вуза. Сегодня преподаватели и студенты университета чтят память отцов-основателей, систематически проводят конференции, посвященные деятельности выдающихся ученых-транспортников.

Цель данного исследования – выяснить, какую роль сыграли ученые ТЭМИИТа в созидании оборонного потенциала Сибири в годы Великой Отечественной войны.

Ведомственная (отраслевая) наука в СССР, тесно связанная с начавшейся в конце 1920-х гг. индустриализацией, отвечала за внедрение новых технологий в производство. Прикладными разработками занимались не только научно-исследовательские институты, но и все технические вузы страны. Железнодорожные вузы страны под руководством НКПС способствовали совершенствованию локомотивного и вагонного хозяйств, связи, СЦБ, повышению устойчивости конструкций земляного полотна, верхнего строения пути, мостов, искусственных сооружений и др.

С началом войны деятельность советских ученых стала определяться жесточайшими рамками: тематика НИР должна была разрабатываться в сжатые сроки, носить комплексный характер, тесно сопрягаться с оборонными нуждами страны. Согласно военно-хозяйственному плану Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) на IV кв. 1941 г. намечалось наладить массовое производство самолетов, авиамоторов, танковой брони, танков, а также артиллерийских тягачей, стрелкового оружия, малых военных кораблей – охотников за подводными лодками, бронекатеров и торпедных катеров. Планировалось увеличить производство стали, чугуна, проката, алюминия, меди, добычу угля и нефти, электроэнергии; предусматривались меры для усиления пропускной способности железных дорог и т.п. Главными районами выпуска военной продукции должны были стать: Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Казахстан и Средняя Азия. Ответственность за превращение данных регионов в военно-промышленную базу страны была возложена на коллективы ученых местных вузов. Для координации их исследовательской работы повсеместно стали создаваться комитеты ученых. За комитетами официально закреплялось право давать задания отдельным ученым и научным организациям, вносить соответствующие коррективы в планы НИР с целью соединения исследовательских программ с запросами региональной экономики. Особенно активны были комитеты на территории Западной Сибири, где были сосредоточены основные научные силы сибирского региона [1].

Томский комитет ученых, созданный в июне 1941 г., координировал работу томских ученых, которые выполняли самые различные задания промышленных предприятий и организаций не только Томска, но и других городов Сибири, Урала и Казахстана. В числе заказчиков были Управление пути Народного комиссариата путей сообщения, Кузнецкий металлургический комбинат, Уральский медеплавильный завод и др. [2]

В состав комитета наряду с другими представителями высшей технической школы входили и ученые Томского института инженеров транспорта – Николай Иванович Карташов (1867-1943) и Иннокентий Николаевич Бутаков (1881-1970), который до конца войны возглавлял транспортно-энергетическую секцию комитета. Как глава секции он много внимания уделял вопросам наращивания энергетических мощностей и надежности энергоснабжения промышленных предприятий, эвакуированных из европейской части страны [3].

Перед учеными Томского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта с самого начала войны стояли задачи усиления пропускной способности сибирских железных дорог, их безаварийной работы. Поскольку ученые ТЭМИИТа специализировались на конструкции паровозов, вагоностроении, тепловой тяге, электротехнике, проводной связи, то главными направлениями их деятельности в годы войны являлись техническое совершенствование существующих конструкций паровозов и вагонов, электрооборудования на станциях и заводах, внедрение устройств сигнализации и связи. Научно-исследовательская база ТЭМИИТа была заложена еще в годы индустриализации. На рубеже 1930-1940-х гг. в стенах вуза сформировался целый ряд научных школ, тесно сотрудничавших с производством.

Колоссальный опыт в области содействия железнодорожному транспорту в довоенный период был накоплен старейшей кафедрой ТЭМИИТа «Паровозы», основанной профессором Н.И. Карташовым. Коллектив кафедры систематически проводил очередные обследования паровозных парков, испытания паровозов, консультации ремонтных бригад. По результатам этих исследований учеными кафедры создавались научные труды [4]. Сотрудники кафедры также выполнили ряд сложных заданий, связанных с организацией производства запасных частей к паровозам, механизацией работ в депо, механизацией экипировки паровозов [1].

Школа «Теория и конструкция паровозов» Н.И. Карташова подарила стране целый ряд талантливых инженеров, чьи изобретения были востребованы локомотивным хозяйством страны. Одним из выдающихся учеников Карташова в области конструирования паровозов являлся В.В. Иванов. Еще задолго до войны доцент Иванов создал такие научные труды, как «Методика теплотехнических испытаний паровозов», «Причины неудовлетворительной работы передних тележек Су первого варианта». В 1942 г. Иванов, уже как инженер центрального управления паровозного хозяйства НКПС был командирован в США, где изучал конструкторский опыт ученых-транспортников [5]. А после этой командировки в 1944 г. модернизировал грузовые паровозы серии 1-5-0 (Е). По его предложению были усилены пальцы ведущих колесных пар параллелями и ползунами. Также были внесены изменения в конструкции дышел и ряда других деталей. Этим паровозам присвоили обозначение серии Ем (модернизированные). По советским чертежам паровозы выпускали на американских заводах до конца 1947 г. Всего было выпущено более 2000 паровозов серии Е (ЕА, Ем и др.). Паровозы серии Е по ряду причин почти не использовались на фронтовых дорогах (уступали по качеству отечественным паровозам, часто ломались, в депо не было запасных частей). Поэтому русские декаподы по возможности оправляли на тыловые железные дороги. Но благодаря паровозам серии Е, поставляемым в СССР по ленд-лизу, НКПС получил возможность эксплуатировать паровозы серий СО и Э исключительно в составе спецформирований Народного комиссариата путей сообщения – паровозных колоннах особого резерва [6].

Другой ученик Н.И. Карташова – М.П. Пахомов (1911-1987), преподаватель дисциплины ТЭМИИТа «Общий курс железных дорог» – в годы Великой отечественной войны по заказу Наркомата Обороны подготовил закрытую научную работу «Проверка прочности платформы на динамическую нагрузку под бронепоезд» объемом 2 печатных листа. В послевоенный период профессор Пахомов в Омском институте инженеров путей сообщения создал единственную в Советском Союзе кафедру «Взаимодействия подвижного состава и пути и динамика локомотивов», став основателем омской школы ученых-механиков [7].

Доцент кафедры «Паровозы» В.А. Кельдюшев в военные годы занимался исследованием износа паровозных бандажей. Уже после Великой Отечественной войны в 1948 г. запатентовал машину для испытания металлов на износ [8].

Кафедру теплоэнергетики ТЭМИИТА (по совместительству) возглавлял в годы войны Иннокентий Николаевич Бутаков – профессор Томского индустриального института, первый директор транспортно-энергетического института СО АН СССР, основоположник научной школы комбинированной выработки электрической и тепловой энергии. Коллектив кафедры под руководством Бутакова активно занимался совершенствованием основных элементов оборудования электростанций, научным исследованием теплотехнических свойств сибирских углей. Также кафедра оказывала помощь железным дорогам Западной Сибири: переводила вагранки депо ст. Тайга на каменный уголь вместо кокса, определяла нормы расхода топлива для Томской железной дороги.

Фундамент для научно-исследовательских разработок военного периода был заложен Бутаковым еще в годы индустриализации. Именно тогда Иннокентий Николаевич создал методику оценки КПД теплосиловых установок, основанную на уравнениях теплового баланса, показал её применимость для анализа переменного режима электростанций и всей энергосистемы. Метод был успешно апробирован, когда автор участвовал в выработке решений по энергоснабжению объектов Кузбасса и при создании многих энергоемких производств [3].

Под руководством Бутакова в ТЭМИИТе в военное время трудился эвакуированный сотрудник Ленинградского центрального котлотурбинного института Вениамин Андреевич Шваб, занимавшийся фундаментальными проблемами горения, теплообмена и турбулентной газовой динамики. Являясь доцентом, а затем профессором кафедры теплоэнергетики ТЭМИИТа, Вениамин Андреевич впервые сформулировал идею о возможности движения порошковых материалов в трубах в виде отдельных порций – поршней, разделенных воздушными промежутками, и организовал экспериментально-теоретические исследования по этому направлению. В 1960-е гг. будучи профессором ТГУ, Шваб станет основателем научной школы теоретической и прикладной аэромеханики.

В 1941 г. ТЭМИИТе начал свою работу Павел Андреевич Азбукин (1882-1970), сосланный властью в Сибирь, – один из создателей отечественной научно-инженерной школы дальней проводной связи, талантливейший ученый, работавший в нескольких направлениях электросвязи. Он руководил исследованиями влияния на цепи связи первой в нашей стране высоковольтной ЛЭП Волхов-Ленинград. Проводил также цикл исследований для Пулковской обсерватории, участвовал в разработке системы передачи международных сигналов точного времени через ленинградскую и московскую радиостанции.

С конца 1920-х гг. Павел Андреевич занимался вопросами защиты воздушных и кабельных линий связи и подземных сооружений от влияния установок сильного тока и высокого напряжения. Азбукин руководил исследованиями влияния контактной сети электрифицированных железных дорог на линии связи. Опыты под его руководством проводились на первых электрифицированных участках Ярославской, Дзержинской и Ленинской железных дорог и в Московском метрополитене.

В ТЭМИИТе в годы войны профессор Азбукин заведовал кафедрой «Транспортная связь». Несколько раз руководство страны пыталось отозвать Павла Андреевича в Москву, но он остался в Сибири. Здесь ученый проводил научные изыскания в области защиты линий связи от помех, в частности, от влияния снежных и песчаных метелей в районах Сибири и Средней Азии. Эти работы имели большое значение для обеспечения устойчивой связи оборонных предприятий тыла с Москвой. Также на территории Сибири ученым была проведена научно-практическая работа по внедрению на транспорте поездной и радиосвязи и громкоговорящего оповещения на вокзалах [9].

В 1940-е гг. в ТЭМИИТе были заложены основы электротехнической науки. Ее основоположниками стали молодые ученые кафедры «Электросиловое хозяйство» А.М. Дядьков (1908-1991), М.Ф. Карасев (1903-1980) и Воронов (1904-1977).

М.Ф. Карасев за годы Великой Отечественной войны подготовил к защите докторскую диссертацию по теме «Процесс коммутации в электрических машинах постоянного тока», что позволило ему в 1950-е гг. создать сибирскую научную школу по коммутации электрических машин [10].

Сфера научных интересов Воронова охватывала энергетические вопросы теории электрических цепей, а также методы расчета трехфазных, четырехполюсных и многополюсных цепей. Его научные труды в области теоретической электротехники завоевали авторитет в научных кругах страны и за рубежом только после войны [11].

Повышением эффективности электрической тяги занимался доцент А.М. Дядьков, его основная деятельность развернулась уже в 1950-е – 1960-е гг., и связана она была с осуществления Генерального плана 1956 г. электрификации железных дорог [12].

Всего за годы Великой Отечественной войны под руководством профессоров Н.И. Карташова, И.Н. Бутакова, П.А. Азбукина, доцентов А.М. Дядькова, М.Ф. Карасева, В.А. Кельдюшева, В.А. Шваба и др. было выполнено более 100 научно-исследовательских разработок, имевших большое значение для народно-хозяйственного хозяйства СССР.

Таким образом, научные коллективы кафедр ТЭМИИТа в годы Великой Отечественной войны внесли весомый вклад в формирование оборонного потенциала страны. Во многом благодаря их усилиям бесперебойно работали энергетическое хозяйство, железнодорожный транспорт сибирского региона, создавались новые типы паровозов, была налажена связь эвакуированных предприятий с центром страны. Более того, несмотря на все сложности, обусловленные войной (недостаток помещений, лабораторий, оборудования, дефицит времени и кадров, отсутствие необходимой литературы), ученые-транспортники Томского электромеханического института сумели обеспечить задел на будущее, разработав ряд новых актуальных направлений ведомственной науки. Научно-техническая революция на железнодорожном транспорте 50-х – 60-х гг. XX в., важнейшей составляющей которой станет перевод железных дорог страны на электрическую тягу, будет осуществлена учеными, совершившими свои открытия в годы войны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: