Растения как единственные созидатели органической материи служат биоэнергетической основой функционирования всей биосферы. От состояния растительного покрова территории отдельных стран и планеты в целом зависит общий баланс веществ и энергии на Земле. Благодаря фотосинтезу, свойственному только зеленым растениям, создается органическое вещество планеты.
Фотосинтез — это процесс образования углеводов из углекислого газа и воды при помощи световой энергии солнечных лучей, которую растения превращают в химическую энергию и запасают в виде углеводов, белков, жиров, органических кислот и др. При этом выделяется кислород, а углерод входит в состав органических соединений.
Растительность создает особые условия климата в приземном слое атмосферы, играет стабилизирующую роль в окружающей среде. Растительный покров изменяет суточный и годовой ход температуры и влажности, понижая амплитуду их колебания. Травянистый, кустарниковый и древесный покров влияют на поверхностный и внутрипочвенный сток, на испарение влаги, способствуют впитыванию талых вод, улучшают режим минерального питания почв, положительно действуют на водный баланс суши в целом. Растительность обогащает почву органическими веществами, которые преобразуются при участии микроорганизмов в гумус. С помощью высших растений, особенно злаков, формируется структура почвы.
Разнообразие растительного покрова Земли определяется такими основными факторами, как климат, рельеф, почвенно-гидрологические условия. В соответствии с пространственными изменениями климата отмечается закономерная смена растительных зон от полюсов к экватору. Изменения растительного покрова происходят и с продвижением вглубь материков, и с поднятием в горы, что также связано с изменением климатических условий. В пределах однородной по климату территории различия в рельефе, почвах и гидрологических условиях обусловливают особенности структуры растительного покрова, состава и продуктивности конкретных растительных сообществ.
Лес является одной из основ хозяйственной деятельности человека, источником получения многих материальных ресурсов (древесины, пищевых, лекарственных и технических ресурсов, продукции охотничьего промысла), базой для развития лесного хозяйства, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, отдыха и туризма, других отраслей народного хозяйства. От того, насколько рационально используются ресурсы леса, во многом зависит рост экономики страны.
Лесные ресурсы – включают стволовые запасы древесины и разнообразные недревесные ресурсы: технические (живицу, пробку и др.), кормовые, охотничье-промысловые, пищевые (грибы, плоды, ягоды, орехи и др.), лекарственные растения. Они выполняют общественно-полезные и защитно-ресурсоохранные функции (водоохранные, климаторегулирующие, полезащитные, противоэрозионные и пр.), в том числе рекреационные и эстетические.
Лесные ресурсы относятся к возобновляемым и рассматриваются вместе с занимаемыми ими землями, которые могут использоваться в целях сохранения, воспроизводства и повышения продуктивности лесов.
Основные принципы охраны лесов, их рационального использования изложены в «Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года» и «Стратегическом плане развития лесного хозяйства Беларуси».
Все леса Беларуси – исключительная собственность государства. Лесистость территории Беларуси близка к оптимальной, составляет 37,8 %, к 2015 году этот показатель планируется довести до 40%, а к 2020 – до 41,5%. Общий запас древесины в лесах Беларуси достигает 1,34 млрд. м3, средний возраст древостоя – 48 лет, средний запас на 1 га – 175 м3. В ВВП Беларуси доля лесного сектора – 4,5%.
Леса республики в основном состоят из хвойных пород. Наиболее распространена сосна. Среди лиственных преобладают береза и ольха, широколиственные леса представлены в основном дубом.
В настоящее время внутренние потребности в древесине в Беларуси полностью удовлетворяются за счет собственных лесосырьевых ресурсов.
В настоящее время во многих станах ведется активная работа по формированию согласованной лесной политики. Главная цель лесной политики – активно способствовать научно обоснованному, комплексному использованию лесов, их охране, защите и воспроизводству.
Основные функции лесопользования и лесовоспроизводства выполняет лесное хозяйство – комплексная отрасль народного хозяйства. Лесное хозяйство обеспечивает потребности станы в древесине и других продуктах леса, сохранение и рациональное использование всего многообразия ресурсов лесного фонда и усиление экологических функций лесов.
Лесопользование – как один из важнейших видов природопользования состоит из заготовки древесины, использования леса для получения технического и лекарственного сырья, пищевых продуктов, пушнины, дичи, а также защитных водоохранных, рекреационных и других специальных целях.
Лесовосстановление. Современное воспроизводство лесных ресурсов обеспечивается проведением в необходимых размерах лесохозяйственных мероприятий по посадке леса, содействию естественному возобновлению, уходу за молодняком, созданию и расширению питмников.
Система прогнозирования и планирования (ПиП) рационального природопользования и природоохранной деятельности
Важное место в хозяйственном механизме природопользования отводится эколого-экономическому ПиП. Одна из существенных особенностей разработки плана-прогноза природопользования состоит в том, что объектом планирования являются не только социально-экономические, но и природные процессы и явления, которые происходят намного медленнее, чем изменения в общественной жизни.
В связи с этим огромное значение приобретают заблаговременное предвидение возможных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, составление долгосрочных программ и прогнозов, в которых определяется экологическая стратегия хозяйственного развития.
В Республике Беларусь эколого-экономическое ПиП осуществляются на основе действующих нормативно-правовых документов международного сообщества и Республики Беларусь.
Порядок планирования мероприятий по охране окружающей среды был закреплен в ст. 15 Закона "Об охране окружающей среды" (1992). Принятая в Беларуси политика в области экологии отражается в программах (прогнозах, планах) социально-экономического развития страны и других документах, разрабатываемых и реализуемых в соответствии с Законом "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" (1998).
На верхнем уровне эколого-экономическое прогнозирование и планированиеосуществляется в рамках системы государственного социально-экономического планирования, которая выглядит следующим образом.
- На 15-летний период разрабатывается Национальная стратегия устойчивого развития.
- На ее основе составляются Основные направления социально-экономического развития на 10-летний период.
- Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу формируется на 5-летний срок.
- Прогноз социально-экономического развития на краткосрочный период разрабатывается ежегодно.
Все названные документы имеют разделы, отражающие пути решения экологических проблем и рационального природопользования с различной степенью детализации. Наиболее детальные показатели содержит годовой прогноз.
Объектами природоохранного прогнозирования и планирования являются и отдельные природные комплексы и экологические системы. По некоторым природным комплексам Беларуси составлены схемы охраны природы, которые включают:
- оценку современного состояния природной среды,
- прогноз природных процессов в условиях антропогенного воздействия,
- комплекс мер, необходимых для стабилизации и улучшения природной среды.
Территориальное и отраслевое прогнозирование и планирование
Природоохранное прогнозирование и планирование осуществляется на территориальном и отраслевом уровнях.
Территориальное прогнозирование и планирование разрабатываются соответствующими территориальными исполнительными органами управления с участием общественных экологических организаций. Составляются областные, городские, районные программы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Намечаемые в них мероприятия увязываются с основными положениями Национальной программы. Проектно-планировочные работы в обязательном порядке включают комплекс природоохранных мероприятий.
Отраслевое природоохранное планирование проводится министерствами, ведомствами, объединениями и предприятиями, согласовывается с основными показателями территориального планирования и чаще всего связано с проблемами рационального использования отдельных видов природных ресурсов. Примерами отраслевого природоохранного планирования являются программы: "Экология и энергетика", "Экология и транспорт", "Экологизация сельского хозяйства" и др.
На крупных и средних предприятиях (объединениях) самостоятельно разрабатываются планы мероприятий по охране окружающей среды в тесной увязке с бизнес-планами производства. Определяются общая сумма природоохранных затрат (в том числе объем капитальных вложений), источники финансирования (собственные природоохранные фонды, местные бюджеты и др.), сроки начала и окончания работ, объемы освоения средств поквартально, ожидаемый природоохранный эффект.