Система регулирования (управления) природопользованием в Республике Беларусь

Центральное место в административном регулировании принадлежит системе экологических стандартов с единым и обязательными для всех объектов управления экологическими нормами и требованиями.

Различают следующие их виды:

- стандарты качества окружающей среды. Регламенти­руют допустимое состояние природных сред (предельно до­пустимые концентрации — ПДК);

- стандарты воздействия на окружающую среду (эмисси­онные стандарты). Регламентируют уровень выбросов (сбро­сов) из конкретного точечного источника (предельно допус­тимые выбросы и сбросы — ПДВ, ПДС);

- технологические стандарты. Устанавливают определен­ные экологические требования к технике, оборудованию, производственным технологиям и т. д;

- стандарты качества продукции (товарные стандарты). Устанавливают содержание вредных примесей в продуктах питания, питьевой воде и т.д.

Помимо стандартов административное регулирование предполагает широкое применение правовых рычагов (другие меры):

- запрет на производство продукции или использование первичных ресурсов;

- лимиты (квоты), вводимые с целью ограничения мас­штабов воздействия на окружающую среду;

- сертификаты, дающие право на временное или постоян­ное пользование компонентами природы или выбросы (сбро­сы) определенного количества вредных веществ;

- разрешения и лицензии, выдаваемые природопользователям с целью их активизации в сфере, подлежащей лицензи­рованию.

Главный принцип административного управления природо­пользованием в Беларуси — разрешительно-запретительный. Суть его состоит в том, что Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его орга­нами (или другими уполномоченными властными структурами) устанавливаются лимиты на пользование природными ресурса­ми, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отхо­дов и т.д. и в соответствии с ними выдаются разрешения субъек­там хозяйствования на природопользование: разрешения на за- готовку леса (лесорубочный билет), на специальное водопользо­вание, на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и т.п.

Ответственные работники Минприроды и его органов или дру­гих уполномоченных властных структур имеют право приостанав­ливать деятельность предприятий в случае ее несоответствия нор­мам экологической безопасности, составлять протоколы и нала­гать административные взыскания на граждан и должностных лиц за нарушение природоохранного законодательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: