Любое облегчение действий ученика, способствующее овладению новым движением, может оказаться помощью в обучении. Это и простая подсказка ученику момента решающих действий, и подача системы ритмических сигналов, сопровождающих выполнение, и использование вспомогательных средств, обеспечивающих безопасность и облегчающих выполнение двигательных заданий.
Но ученику часто необходима и физическая помощь со стороны преподавателя. Под приемами помощи подразумеваются физические действия преподавателя, облегчающие выполнение упражнения, а под приемами страховки — готовность его и действия с целью предотвратить травмы. При этом можно выделить следующие основные приемы (по В. Н. Морозову):
1) проводка — сопровождение ученика по всему движению или отдельной его фазе;
2) фиксация — длительная задержка ученика в определенной точке движения;
3) подталкивание — кратковременная помощь при перемещении ученика снизу вверх;
4) поддержка — кратковременная помощь при перемещении ученика сверху вниз;
|
|
5) подкрутка — кратковременная помощь ученику при выполнении поворотов и вращений.
В практике обучения используются как отдельные приемы помощи и страховки, так и их сочетания. Эффективность применения данных приемов во многом зависит от профессиональной подготовки преподавателя, который должен уметь предугадать результат действия ученика, правильно выбрать место у снаряда и способ оказания помощи.
Дополнительные сигналы и ориентиры облегчают ученику ориентировку в пространстве, содействуют точному выполнению двигательных действий, оценке результата этих действий.
К зрительным ориентирам относятся: естественные ориентиры, расположенные вблизи места исполнения упражнения (части снаряда, окружающие предметы), дополнительные средства — предметы (мячи, гимнастические палки, скакалки и др.), а также специально сделанные разметки (масштабные, простые).
Выполнение движения может сопровождаться отдельными звуковыми сигналами (хлопки, свистки и т. п.). Они могут задавать ритм или темп движения, подсказывать ученику моменты начала и окончания действий. Изменение сигналов по длительности и силе расширяет диапазон их применения.
Когда затруднена зрительная ориентировка ученика, эффективными могут быть дополнительные тактильные сигналы. Они имеют место при естественном взаимодействии со снарядом или оказании помощи (касание, опора, отталкивание), а также при специальном, искусственном воздействии со стороны преподавателя для уточнения моментов необходимых действий.
Сочетание различных дополнительных сигналов и ориентиров в процессе разучивания гимнастических упражнений является одним из условий их успешного освоения.