Помощь и страховка

Любое облегчение действий ученика, способствующее овладению новым движением, может оказаться помощью в обучении. Это и простая подсказка ученику момента решающих действий, и подача системы ритмических сигналов, сопровождающих выполнение, и использование вспомогательных средств, обеспечивающих безо­пасность и облегчающих выполнение двигательных заданий.

Но ученику часто необходима и физическая помощь со стороны преподавателя. Под приемами помощи подразумеваются физиче­ские действия преподавателя, облегчающие выполнение упражне­ния, а под приемами страховки — готовность его и действия с целью предотвратить травмы. При этом можно выделить следую­щие основные приемы (по В. Н. Морозову):

1) проводка — сопровождение ученика по всему движению или отдельной его фазе;

2) фиксация — длительная задержка ученика в определенной точке движения;

3) подталкивание — кратковременная помощь при перемеще­нии ученика снизу вверх;

4) поддержка — кратковременная помощь при перемещении ученика сверху вниз;

5) подкрутка — кратковременная помощь ученику при выпол­нении поворотов и вращений.

В практике обучения используются как отдельные приемы по­мощи и страховки, так и их сочетания. Эффективность применения данных приемов во многом зависит от профессиональной подготов­ки преподавателя, который должен уметь предугадать результат действия ученика, правильно выбрать место у снаряда и способ оказания помощи.

Дополнительные сигналы и ориентиры облегчают ученику ориентировку в пространстве, содействуют точному выполнению двигательных действий, оценке результата этих действий.

К зрительным ориентирам относятся: естественные ориентиры, расположенные вблизи места исполнения упражнения (части снаряда, окружающие предметы), дополнительные средст­ва — предметы (мячи, гимнастические палки, скакалки и др.), а также специально сделанные разметки (масштабные, простые).

Выполнение движения может сопровождаться отдельными зву­ковыми сигналами (хлопки, свистки и т. п.). Они могут зада­вать ритм или темп движения, подсказывать ученику моменты на­чала и окончания действий. Изменение сигналов по длительности и силе расширяет диапазон их применения.

Когда затруднена зрительная ориентировка ученика, эффек­тивными могут быть дополнительные тактильные сигналы. Они имеют место при естественном взаимодействии со снарядом или оказании помощи (касание, опора, отталкивание), а также при спе­циальном, искусственном воздействии со стороны преподавателя для уточнения моментов необходимых действий.

Сочетание различных дополнительных сигналов и ориентиров в процессе разучивания гимнастических упражнений является одним из условий их успешного освоения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: