Остаточная неопределенность четвертого уровня

Развитие ВБС приобретает полностью непредсказуемый характер.

Субъект управления не располагает ни вероятными сценариями, ни даже диапазоном колебаний ключевых переменных, определяющих состояние ВБС. Ее остаточная неопределенность теперь достигает критически высокой величины. Но даже в такой, возникающей, как правило, на непродолжительный отрезок времени ситуации, топ – менеджерам не следует искать выход в интуитивных стратегиях. Качественный ситуационный анализ применим в любой ситуации. Более того, именно в таких случаях раскрываются так называемые «стратегические окна», позволяющие корпорациям, остававшимся на вторых ролях в условиях стабильной экономической ситуации, резко изменить отраслевой профиль в свою пользу за счет решительных действий, пусть и с повышенным риском для себя.

Ярким примером остаточной неопределенности четвертого уровня для НГК стал мировой финансово-экономический кризис 2008 – 2009 годов. В течение короткого отрезка времени (с июля по октябрь 2008 года) биржевая цена на сырую нефть упала со 144 до 34 долларов США за баррель. При этом до второго квартала 2009 года не было ясности ни по срокам начала восстановления экономической конъюнктуры, ни по результативности мер государственного антикризисного регулирования, ни по главному из всех вопросов: стал ли разразившийся кризис структурным, то есть требующим полной замены действующих корпоративных бизнес – моделей, мирохозяйственных связей, либо это очередной циклический кризис, множество раз испытанный прежде мировой углеводородной энергетикой и ее «базовыми игроками» - МНК.

Высокий уровень остаточной неопределенности сохранялся и в 2010 году. В мировом экспертном и бизнес – сообществе не утихали споры относительно возможности наступления второй волны кризиса, а высокая вероятность такого пессимистичного сценария подвела ряд крупнейших НГК (например, «ЛУКОЙЛ») к решению резко изменить свои стратегические приоритеты, провести коррекцию проводимого до кризиса стратегического курса.

Стратегическое Пространство – одна из системообразующих теоретических категорий СМ, которая лежит в основе понимания специфики его содержания и методов как научной дисциплины. Она неразрывно связана с понятием ВБС и инструментами ее анализа, идентификации и измерения ключевых параметров. Рабочее определение Стратегического пространства может быть сформулировано следующим образом:

Совокупность количественных и качественных характеристик ВБС, полученных субъектом стратегического управления в результате ее структурирования, сканирования, мониторинга и оценки уровня неопределенности, называется Стратегическим пространством (СП).

Схема 13.

Стратегическое пространство может рассматриваться как особая система координат, в которой субъекту управления предстоит осуществить полный цикл действий по разработке и реализации своих долгосрочных целевых установок по переводу своего объекта управления из исходного в желаемое состояние. СП – модель ВБС, та самая М2 (См. Схему 5), разработанная с помощью методов анализа и оценки условий на «входе» и «выходе» бизнес–процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: