Объекты для управленческого решения

В процессе деятельности организации руководителям всех уровней приходится решать множество задач для реализации поставленных целей, например, как приобрести материалы, где найти требуемых специалистов и т.д. Задачи группируются вокруг условно обособленных сфер деятельности: кадровая работа; снабжение и сбыт; бухгалтерский учет и т.д. Эти сферы деятельности организации называются объектами управления. А руководителя, имеющего полномочия на изменение состояния объекта управления, будем называть субъектом управления. Обособленные сферы деятельности реализуются в концептуальной модели организации. Модель используется для разделения управленческого труда при РУР. Она включает следующие основные объекты: рынок, производство нового изделия, капитальные вложения, конкуренты, затраты на маркетинг, производственные затраты, персонал, реализация, ценные бумаги, охрана окружающей среды, связь с общественностью, прибыль, внешнеэкономическая деятельность, инновационная деятельность, системный аудит организаций. На рис. 1.6 представлена концептуальная модель организации, включающая основные объекты для УР.

Каждый объект управления может быть представлен в виде текстового, формульного, графического или табличного описания. В концептуальной модели выделены два объекта: «Производство нового изделия» и «Прибыль», — представляющих особый интерес при РУР. Рассмотрим более подробно объекты управления, составляющие общую модель организации.

Рынок. Основная характеристика рынка — уровень эластичности спроса (П), он показывает, на сколько процентов может измениться спрос на свободном рынке на данную продукцию при изменении его цены на 1%.

П =

Можно выделить пять уровней эластичности спроса:

· абсолютно эластичный — П свыше 300% (рис. 1.7 а);

· сильно эластичный — П = 120—200% (рис. 1.7 б);

· средне эластичный — П = 50—100% (рис. 1.7 б);

· слабо эластичный — П = 15—40% (рис. 1.7 б);

· абсолютно неэластичный — П до 10% (рис. 1.7 в).

Абсолютно неэластичный — это спрос, имеющий тенденцию оставаться неизменным при небольших изменениях цены. Абсолютно эластичный — это спрос, имеющий тенденцию меняться при незначительных изменениях цены.

Рис. 1.6. Схема основных объектов, составляющих общую (концептуальную) модель организации

Рис. 1.7. Характер кривых спроса:

а) абсолютная эластичность, 6) промежуточная эластичность,

в) абсолютная неэластичность

Абсолютно эластичный и абсолютно неэластичный уровни спроса имеют чисто теоретическое значение, а остальные играют существенную роль в деятельности организаций. Сильно эластичная продукция (товар, услуги, информация или знания) удовлетворяет интересы клиентов, а слабо эластичная — их потребности.

Второй по важности характеристикой рынка является показатель эластичности предложения, который также имеет пять уровней эластичности. Для организации имеет практическое значение сочетание кривых спроса и предложения.

Для примера рассмотрим варианты возможных стратегий по уровням эластичности спроса для небольшой фирмы ООО «Детский мир».

· Стратегия 1 заключается в преимущественном приобретении для

последующей реализации сильно эластичной продукции. В результате

начального периода реализации можно получить большие доходы,

удовлетворяя потребности и интересы очень состоятельных граждан.

По мере насыщения рынка цены будут стремительно падать и на

складах фирмы может появиться неликвидный товар. Если менеджер

фирмы обладает искусством улавливать зарождающиеся потребности и

интересы покупателей на инновации и чувствует временной интервал

для реализации, то эта стратегия будет плодотворной.

· Стратегия 2 заключается в приобретении для продажи слабо эластичной

продукции. В результате длительного времени небольшая прибыль

фирмы будет стабильной и товар не будет залеживаться на складе.

Менеджер фирмы может даже поиграть с ценами на изделия в сторону

увеличения, так как спрос будет уменьшаться вяло.

· Стратегия 3 заключается в приобретении для продажи в основном

изделий слабо эластичных (для удовлетворения потребностей) и высоко

эластичных (для удовлетворения интересов покупателей) с

одновременной организацией рекламной кампании по переводу

интереса к высоко эластичной продукции в потребность. В результате

фирма, проводя активную маркетинговую политику, снимает сливки с

начального периода продажи высоко эластичной продукции и

расширяет ассортимент стабильной продукции.

Производство нового изделия. Основу моделирования процесса производства нового изделия составляет бизнес-план. Его главные составляющие:

· стратегия новизны: пионерный выход продукции или выход

модернизированной продукции (first mover или late mover),

· жизненный цикл изделия.

First mover — это пионерный (первый) выход на рынок с изделием, реализующим новую потребность или интерес человека (общества). Первые обычно длительное время являются законодателями цен и технологической политики, причем вначале наблюдается полное отсутствие конкурентов.

_______________________________________________________________

В спектакле под названием «Утешитель вдов» реализован сценарий, по которому предприниматели создали свой бизнес на том, что молодым вдовам оказывались мелкие услуги в обмен на вещи, которые остались после умершего супруга. Вещи продавались и частично компенсировали эти услуги.

_______________________________________________________________

Late mover — это выход на рынок с новым изделием, реализующим уже в какой-то мере освоенные потребности и интересы, но в их новом наборе или с новыми приоритетами. Данная стратегия позволяет реализовать реальные неучтенные пожелания потенциальных покупателей.

_______________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: