В процессе деятельности организации руководителям всех уровней приходится решать множество задач для реализации поставленных целей, например, как приобрести материалы, где найти требуемых специалистов и т.д. Задачи группируются вокруг условно обособленных сфер деятельности: кадровая работа; снабжение и сбыт; бухгалтерский учет и т.д. Эти сферы деятельности организации называются объектами управления. А руководителя, имеющего полномочия на изменение состояния объекта управления, будем называть субъектом управления. Обособленные сферы деятельности реализуются в концептуальной модели организации. Модель используется для разделения управленческого труда при РУР. Она включает следующие основные объекты: рынок, производство нового изделия, капитальные вложения, конкуренты, затраты на маркетинг, производственные затраты, персонал, реализация, ценные бумаги, охрана окружающей среды, связь с общественностью, прибыль, внешнеэкономическая деятельность, инновационная деятельность, системный аудит организаций. На рис. 1.6 представлена концептуальная модель организации, включающая основные объекты для УР.
|
|
Каждый объект управления может быть представлен в виде текстового, формульного, графического или табличного описания. В концептуальной модели выделены два объекта: «Производство нового изделия» и «Прибыль», — представляющих особый интерес при РУР. Рассмотрим более подробно объекты управления, составляющие общую модель организации.
Рынок. Основная характеристика рынка — уровень эластичности спроса (П), он показывает, на сколько процентов может измениться спрос на свободном рынке на данную продукцию при изменении его цены на 1%.
П =
Можно выделить пять уровней эластичности спроса:
· абсолютно эластичный — П свыше 300% (рис. 1.7 а);
· сильно эластичный — П = 120—200% (рис. 1.7 б);
· средне эластичный — П = 50—100% (рис. 1.7 б);
· слабо эластичный — П = 15—40% (рис. 1.7 б);
· абсолютно неэластичный — П до 10% (рис. 1.7 в).
Абсолютно неэластичный — это спрос, имеющий тенденцию оставаться неизменным при небольших изменениях цены. Абсолютно эластичный — это спрос, имеющий тенденцию меняться при незначительных изменениях цены.
Рис. 1.6. Схема основных объектов, составляющих общую (концептуальную) модель организации
Рис. 1.7. Характер кривых спроса:
а) абсолютная эластичность, 6) промежуточная эластичность,
в) абсолютная неэластичность
Абсолютно эластичный и абсолютно неэластичный уровни спроса имеют чисто теоретическое значение, а остальные играют существенную роль в деятельности организаций. Сильно эластичная продукция (товар, услуги, информация или знания) удовлетворяет интересы клиентов, а слабо эластичная — их потребности.
|
|
Второй по важности характеристикой рынка является показатель эластичности предложения, который также имеет пять уровней эластичности. Для организации имеет практическое значение сочетание кривых спроса и предложения.
Для примера рассмотрим варианты возможных стратегий по уровням эластичности спроса для небольшой фирмы ООО «Детский мир».
· Стратегия 1 заключается в преимущественном приобретении для
последующей реализации сильно эластичной продукции. В результате
начального периода реализации можно получить большие доходы,
удовлетворяя потребности и интересы очень состоятельных граждан.
По мере насыщения рынка цены будут стремительно падать и на
складах фирмы может появиться неликвидный товар. Если менеджер
фирмы обладает искусством улавливать зарождающиеся потребности и
интересы покупателей на инновации и чувствует временной интервал
для реализации, то эта стратегия будет плодотворной.
· Стратегия 2 заключается в приобретении для продажи слабо эластичной
продукции. В результате длительного времени небольшая прибыль
фирмы будет стабильной и товар не будет залеживаться на складе.
Менеджер фирмы может даже поиграть с ценами на изделия в сторону
увеличения, так как спрос будет уменьшаться вяло.
· Стратегия 3 заключается в приобретении для продажи в основном
изделий слабо эластичных (для удовлетворения потребностей) и высоко
эластичных (для удовлетворения интересов покупателей) с
одновременной организацией рекламной кампании по переводу
интереса к высоко эластичной продукции в потребность. В результате
фирма, проводя активную маркетинговую политику, снимает сливки с
начального периода продажи высоко эластичной продукции и
расширяет ассортимент стабильной продукции.
Производство нового изделия. Основу моделирования процесса производства нового изделия составляет бизнес-план. Его главные составляющие:
· стратегия новизны: пионерный выход продукции или выход
модернизированной продукции (first mover или late mover),
· жизненный цикл изделия.
First mover — это пионерный (первый) выход на рынок с изделием, реализующим новую потребность или интерес человека (общества). Первые обычно длительное время являются законодателями цен и технологической политики, причем вначале наблюдается полное отсутствие конкурентов.
_______________________________________________________________
В спектакле под названием «Утешитель вдов» реализован сценарий, по которому предприниматели создали свой бизнес на том, что молодым вдовам оказывались мелкие услуги в обмен на вещи, которые остались после умершего супруга. Вещи продавались и частично компенсировали эти услуги.
_______________________________________________________________
Late mover — это выход на рынок с новым изделием, реализующим уже в какой-то мере освоенные потребности и интересы, но в их новом наборе или с новыми приоритетами. Данная стратегия позволяет реализовать реальные неучтенные пожелания потенциальных покупателей.
_______________________________________________________________