П р и м е р 3

Компания «Хруст» выпустила печенье для программистов, которое не крошится и не забивает крошками клавиатуру компьютера.

____________________________________________________________________

Второй важной составляющей стратегии является жизненный цикл продукции (ЖЦП), по которому можно сформировать устойчивую область сбыта нового изделия. Как известно, ЖЦП включает следующие этапы: порог нечувствительности, внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад, крах, ликвидацию или утилизацию (рис. 1.8).

Рис. 1.8. Жизненный цикл продукции:

1 — порог нечувствительности, 2 — внедрение, 3 — рост, 4 — зрелость, 5насыщение, 6спад, 7крах, 8ликвидация или утилизация

Мы остановимся только на первом этапе — пороге нечувствительности. Здесь нет положительных результатов деятельности — идет накопление потенциала. Многие фирмы не выдерживают этот этап и сворачивают свою деятельность. Знание наличия этого этапа помогает менеджерам правильно разрабатывать УР. Семь этапов жизненного цикла включают как прогрессивное, так и регрессивное развитие.

Устойчивая область сбыта достигается путем участия на всех этапах жизненного цикла новых изделий. Стратегии first mover и late mover оказывают существенное влияние на изменение времени этапа и объема продаж (прибыли). First mover повышает уровень продаж всех этапов, кроме первого (происходит вытягивание графика ЖЦП вверх по ординате). Late mover увеличивает время прохождения каждого этапа и объем продаж.

_______________________________________________________________

Основная продукция местного автомобильного завода находится на этапе спада. Прибыль завода стремительно уменьшается. Какие решения можно принять для возвращения завода в устойчивую область сбыта?

Варианты решений:

А. Неправильные решения (решения 1Н и 2Н).

1Н. Провести модернизацию автомобиля, например, оснастить его подушкой безопасности, бортовым компьютером и т.д., для перевода сбыта из области спада в область насыщения сбыта (обратно по кривой ЖЦП).

Возможный результат. Как правило, модернизация не приводит к положительным результатам, так как для этого требуется провести существенные и дорогостоящие изменения в основной конструкции автомобиля. Кроме того, ЖЦП обычно носит необратимый характер и возвращение назад невозможно.

2Н. Можно начать разрабатывать новую сверхсовременную модель автомобиля, чтобы в будущем (через 5—8 лет) существенно улучшить материальное положение завода. Выпускаемую модель автомобиля продавать до полной потери спроса на него.

Возможный результат. Выпускаемый автомобиль может продержаться на рынке сбыта еще год-два. Затем в течение четырех-шести лет завод не будет поставлять на свои рынки продукцию и потеряет над ними контроль, многие специалисты будут вынуждены уйти с завода — распадется производственная система. Когда появятся новые автомобили для продажи, то заводу придется потратить много средств, чтобы найти и освоить новые рынки сбыта, привлечь требуемых специалистов. Не каждая организация выдержит такие затраты.

Б. Правильный вариант решения. Материализовать каждый этап ЖЦП и создать устойчивую область сбыта. Поскольку этап спада уже занят, то необходимо подумать об этапах насыщения, зрелости, роста, внедрения и порога нечувствительности.

· Этап насыщения: заключить договор с ведущей автомобильной

фирмой о поставке всех комплектующих изделий на модель

автомобиля, пользующуюся устойчивым спросом на мировых

рынках, для осуществления на заводе их сборки.

· Этап зрелости: заключить договор с той же или другой

автомобильной фирмой на поставку технологии и всех

комплектующих для сборки модели автомобиля, приходящего на

смену предыдущей модели. Технология позволит научиться

передовому опыту.

· Этап роста: заключить договор с той же или другой

автомобильной фирмой на поставку технологии и основных

комплектующих изделий следующего поколения автомобилей.

Часть изделий завод будет делать самостоятельно по купленной

технологии и осуществлять сборку автомобилей.

· Этап внедрения: заключить договор с той же или другой фирмой

на закупку технологии производства новейшей модели

автомобиля. Завод самостоятельно будет производить все детали

автомобиля и их сборку.

· Этап порога нечувствительности: завод самостоятельно

организует научно-исследовательские работы по созданию

сверхсовременной модели автомобиля с целью их дальнейшего

производства и продажи.

Возможный результат. Все подразделения завода будут полностью загружены работой. Потенциал завода не растеряется. Перспективы его развития весьма благоприятны.

____________________________________________________________________

Капитальные вложения. В зависимости от уровня технологического обеспечения, финансовых возможностей и общей стратегии развития основные средства могут быть приобретены: на собственные средства; путем аренды или лизинга; в результате временного подключения.

При преимущественно ручном производстве основные средства желательно приобретать на собственные средства, так как стоимость их невелика, или за счет временного подключения замороженных ресурсов, т.е. неиспользующихся ресурсов (оборудования, приборов, помещений и т.д.), находящихся в собственности частных лиц, муниципалитета, организаций и т.д.).

При преимущественно механизированном производстве основные средства лучше приобретать по лизингу с выкупом.

При преимущественно автоматизированном производстве лучшие результаты дает аренда без выкупа, так как моральный износ самого современного оборудования идет очень быстро. Временное подключение может быть достигнуто за счет инвестиций. В табл. 1.1 приведены варианты решений для получения инвестиций.

Таблица 1.1. Варианты решений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: