1) Общее понятие и периодизация древнегреческой
философии.
а) Древнегреческой называется философия (учения,
школы), выработанная греческими философами,
проживавшими на территории современной Греции, а также
в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-
государствах) Малой Азии, Средиземноморья,
Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах
Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко философия
Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с
древнегреческой, либо объединяется с ней под общим
названием «античная философия»,)
б) Древнегреческая (античная) философия в своем развитии
прошла четыре основных этапа:
- демократический - VII - V вв. до н.э.;
- классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н.э.;
- эллинистический - конец-IV - II вв. до н.э.;
- римский -1 в. до н э. - V в. н. э.
2) Краткая характеристика этапов (периодов)
древнегреческой философии.
а) Досократический период - деятельность так называемых философов- «досократиков»:
милетской школы - «физиков» (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена);
- Гераклита Эфесского;
- элейской школы; атомистов (Демокрита, Левкиппа);
- некоторых иных философов.
б) Основные проблемы, которыми занимались
«досократики»: объяснение явлений природы, сущности
Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего
сущего. Метод философствования - декларирование
собственных взглядов, превращение их в догму.
в) Классический (сократический) период - время расцвета
древнегреческой философии (совпавшее с расцветом
древнегреческого полиса), К данному этану относятся:
- философско-просветительская деятельность софистов;
- философия Сократа;
- зарождение «сократических» школ;
- философия Платона;
- философия Аристотеля.
2) Гносеологические аспекты:
а) Философы сократического (классического) периода также
пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако
сделали это глубже «досократиков»:
- меньше уделяли внимания поиску первоначала; допускали
участие богов и идей в создании природы и Космоса;
- выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего
(Платон - автор учения о «чистых идеях», предшествующих
реальному миру и воплощением kорых стал реальный мир);
- положили начало спору между материализмом и идеализмом;
проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;
- перешли от декларативно-догматического метода
философствования к диалогическо-доказательственному;
- внесли вклад в развитие логики;
- вели практическую философско-просветительскую
деятельность (софисты и Сократ).
б) Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и
образования крупных государств в Азии и Африке под властью
греков и во главе с соратниками Александра Македонского и
их потомками) характерно:
распространение антиобщественной философии киников;
зарождение стоического направления философии;
деятельность «сократических» философских школ: Академии Платона, Ликея, Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.;
философия Эпикура и пр. в) Отличительные черты эллинистической философии: кризис античных моральных и философских ценностей; снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним;
отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;
поиск физической и духовной опоры в самом себе; стремление к отрешению от действительности; преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);
признание высшим благом - счастья и удовольствия отельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур). 4) Наиболее известными философами римского периода являлись:
Сенека; Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.); Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранние христиане.
Для философии римского периода было характерно:
- взаимовлияние древнегреческой и древнеримской
философии (древнегреческая философия развивалась в рамках
римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в
то время как древнеримская философия вырастала на идеях и
традициях древнегреческой);
- фактическое слияние древнегреческой и древнеримской
философии в одну - античную философию;
- влияние на античную философию традиций и идей философии
покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);
- близость философии, философов и государственных
институтов (Сенека воспитывал римского императора Нерона,
Марк Аврелий сам являлся императором);
- небольшое внимание к проблемам окружающей природы;
- повышенное внимание к проблемам человека, общества и
государства;
- расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли
и поведение человека);
- расцвет стоической философии, сторонники которой видели
высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии
личности, учености, уходе в себя, безмятежности (атараксии, то
есть невозмутимости);
- преобладание идеализма над материализмом;
- более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;
- повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;
- рост влияния на философию идей христианства и
раннехристианских ересей;
- постепенное слияние античной и христианской философии, их
превращение в средневековую теологическую философию.
5) Особенности древнегреческой (античной) философии:
а) материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров);
6) древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а.философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом;
в) стержневая идея - космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);
г) на поздних этапах - смешение космоцентрюма и антропоцентризма
(в основе которого были проблемы человека);
д) допускалось существование богов;
е) древнегреческие боги были частью природы и близки людям;.человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;
ж) были заложены два направления в философии -
идеалистическое («линия Платона») и материалистическое
(«линия Демокрита»), причем данные направления поочередно доминировали: в Досократический период - материалистическое, в классический - имели одинаковое влияние, в эллинистический -материалистическое, в римский - идеалистическое.