Проблема Бога в философии Фейербаха

а) Особое место в философии Фейербаха занимает проблема
Бога.
В отличие от прежних философов-материалистов,
искавших компромисс между своими материалистическими
взглядами и идей существования Бога, деистов и др.,
Фейербах:

- выступает с атеистических позиций;

- тесно увязывает проблему Бога с антропологией.

б) Можно выделить следующие основные положения
атеистическо-антропологической теория Л. Фейербаха:

- Бога как самостоятельной реальности нет;

- Бог - порождение сознания человека;

- религия - глубоко разработанная мифологически-
фантастическая идеология и не имеет ничего общего с
реальностью;

распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям;

- корни религии - в чувстве бессилия человека перед
внешним миром, его зависимости от него и
незащищенности;

- мысль о Боге - сверхсильном разумном существе -
утешает человека, притупляет его страх и аффекты;

- Бог - идеальный образ человека, созданный человеком,
это то, чем хотел бы себя видеть человек;

- Бог в действительности не является творцом, Он -
творение человека, его разума, в то время как истинный
творец (а не творенье) - человек.

5) Гносеология Фейербаха.

а) Фейербахом были затронуты вопросы познания
(гносеология).
Фейербах был оппонентом И. Канта,
который выдвинул теорию об ограниченных познавательных
способностях разума человека и непознаваемости
внутренней сущности вешей и явления окружающего мира
(агностицизм).

6) Суть вопроса. Наоборот, согласно Фейербаху окружающий
мир познаваем, а познавательные возможности разума
безграничны.

- Однако безграничность возможностей познания разума
наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере
эволюции человека, накопления опыта, роста научно-
технического прогресса.

- Суть данной идеи (о постепенном увеличении
познавательных способностей разума и в перспективе их
бесконечности) философ выразил словами: «То, что не
познаем мы,
познают наши потемки».

- Основу познания, по Фейербаху, составляют
субъективные чувственные ощущения, в основе которых
лежит объективная реальность и которые осознаются
разумом.

Вывод: Гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: