История кружева за пределами России

Кружево, представляющее собой ажурный орнамент, созданный путем переплетения нитей и существующий самостоятельно, без какой-либо тканой основы, появилось в странах Западной Европы на рубеже XV-XVI вв. Традиционно родиной кружева считается Италия. Именно там процветала ажурная вышивка - шитый узор по разреженному полотну. Собственно она и стала предтечей кружева, которое в свою очередь позаимствовало у нее орнаментальные мотивы в виде геометрических фигур, цветов и розеток.

Первое кружево имело достаточно образное название - «стежок в воздух». Тканой основы у него уже не было. Мастерицы накладывали толстую нить на контуры рисунка, изображенного на пергаменте, и прикрепляли ее мелкими стежками, а затем пространство внутри контуров заполняли петельным швом. Некоторые узоры вышивки соединялись между собой тонкими связками, также сделанными петельным швом. После завершения работы получившееся кружево отделяли от пергамента с нарисованным узором.

Немного позже появляется и плетеное кружево. Для него использовали нити, одними концами прикрепленные к специальной подушке, а другими - намотанные на коклюшки. На подушку накалывалась бумага с нарисованным узором (сколок) и с дырочками в местах пересечений линий узора. По мере того как мастерица плела узор, она вставляла в дырочки особые булавки и, перекидывая коклюшки, скрещивала нити вокруг булавок.

В начале XVII в. новый этап в истории кружева ознаменовало собой появление гипюра. Это шитое иглой или плетеное на коклюшках кружево, узоры которого соединялись между собой тонкими нитяными связками, причем зачастую каждая часть общего узора кружева делалась разными мастерицам отдельно, а затем все части скреплялись, образуя законченную вещь. Такая технология позволила, во-первых, изготавливать кружева довольно быстро, а во вторых - делать их крупнее.Производством гипюра особенно славилась Венеция. Помимо особого растительного узора, в переплетения которого включались стилизованные изображения цветов, плодов, некоторые детали узора и края выделялись рельефным контуром, выполненным петельным швом. В середине и конце XVII в. появляются характерные для стиля барокко пышные фантазийные растительные мотивы, рельеф контуров становится пластичнее, изобретается множество ажурных сеток, которыми соединяются между собой части узора. Кроме Венеции гипюр изготавливали и в Милане, но там он был плетеным, без рельефа.

Венецианские кружева с крупным рельефным рисунком в ХVII в. вывозили в

большом количестве в другие страны Европы. Употреблялись они главным образом для

украшения мужского костюма. Из гипюра делали жабо, манжеты, воротники, им отделывали краги перчаток, перевязи и раструбы ботфортов. Когда в начале XVIII в. орнамент венецианского гипюра делается легче, изящнее, покрывается мелкими цветами, листьями и розетками, он становится необходимой частью отделки и дамского платья.

В XVIII веке Италия теряет славу ведущего производителя кружева. Это произошло из-за того, что в начале столетия здесь не было создано ничего нового. Пальма первенства теперь переходит к Фландрии и Франции.

Во Фландрии производство кружева стало развиваться еще в XVII в. В частности, фламандцы позаимствовали у венецианцев гипюр, но только не шитый иглой, а плетеный, с более мелким орнаментом и без какого-либо рельефа. Фламандские кружева отличались от итальянских необыкновенной тонкостью благодаря особому качеству нитей, изготавливающихся из льна, который рос на полях Брабанта. Нити для кружев пряли в сырых подвалах, чтобы кудель оставалась влажной, что дает возможность вытянуть тонкую, еле видимую глазу эластичную нить. Главным центром производства кружев во Фландрии был Брюссель. Самым знаменитым плетеным кружевом, изготавливавшимся там, стало кружево «англетер» («английское»). Название, которое оно получило, связано с тем, что еще в конце XVII в. ан­глийский парламент запретил ввоз брюссельского кружева в Англию, дабы оградить

местных производителей от посягательств конкурентов. Но так как спрос на фламандское

кружево был очень велик, то купцы контрабандой провозили его в Англию и продавали, выдавая за английское.

Появление кружева «англетер» связано с переходом к тюлевому кружеву, в котором орнамент соединяется не нитяными связками, а тонкой и прозрачной сеткой с мелкими ячей­ками одинаковой формы. Моде на тюль способствовал и царствующий в XVIII в. стиль рококо, пришедший на смену пышному барокко. Теперь в узорах кружев встречаются тонкие

растительные мотивы, гирлянды цветов, перевязанные бантами, причудливые раковины, а также фигурки дам и кавалеров. Кружева, похожие на брюссельские («англетер»), плелись и в других местах провинции Брабант, отчего они и получили название брабантских, но их нити были грубее, а узор менее виртуозен.

«...сыпется золото с кружев, с розоватых брабантских манжет». Н.Гумилев, «Капитаны»

Из-за трудоемкости ручного изготовления мелкой сетки тюля из кружева «англетер» было затруднительно делать крупные вещи, поэтому после долгих поисков в середине XVIII в. появилась возможность ускорить процесс плетения кружева. Была изобретена аппликация по тюлю, особенно широко распространившаяся в XIX в. Теперь кружевной орнамент плели отдельно и нашивали на тюль. Этот прием не только ускорил, но и заметно удешевил про­изводство кружев: более искусные мастерицы плели различные фрагменты кружевного узора, а менее умелые занимались изготовлением тюлевой сетки. В 30-е годы XIX в. началось машинное производство тюля, что еще больше удешевило изготовление кружев, которое к тому же зачастую делалось уже не из льняных, а из хлопковых нитей.

Еще одной страной, достигшей совершенства в изготовлении кружев, стала Франция. В XVI и XVII вв. во Францию в невероятном количестве ввозились итальянские кружева. Во время царствования Людовика XIII ввоз венецианского гипюра достиг такого объема, что правительство вынуждено было его ограничить, но это не оказало никакого воздействия, и ввоз кружев продолжался. И все же во второй половине XVII в. Франция старательно пытается наладить собственное производство кружев. В 60-е годы XVII в. министр финансов Кольбер решил выписать 30 венецианских кружевниц, которые должны были передать сложное искусство изготовления шитых кружев своим французским ученицам. Специально для этого в замке в предместье Алансона была создана школа.

Венеция, ревностно относясь к собственным успехам, преследовала своих кружевниц, так же как она преследовала стеклодувов и мастеров-зеркальщиков, выдававших ино­странцам секреты производства. Вскоре мастерицы вынуждены были вернуться на родину, но уже по прошествии года Кольбер представил королю первые французские кружева. Они так понравились королю, что особым указом он запретил носить итальянские и фламандские кружева и приказал при дворе появляться только в кружевах местного производства.

Орнамент французских кружев отличался большим изяществом и разнообразием. Кроме того, французские мастерицы научились «играть» с рельефным контуром узоров, для чего на край орнамента нашивали конский или человеческий волос, обметанный петельным швом.

В XVIII в, во Франции, как и во Фландрии, появляются алансонские кружева с узорами в виде букетов, мелких цветов, гирлянд, шитых на тюлевом фоне с правильными шестигранными ячейками. В конце XVIII - начале ХIХ вв. тюлевое кружево становится еще проще: орнамент располагается лишь по краю, а на оставшемся пространстве тюля разбросаны отдельные мелкие цветы, плоды, бабочки и т. д.

Кроме шитого кружева во Франции получает распространение и плетеное, которое назвали «валансьен» по имени города, где оно производилось. В середине XVIII в. здесь изготавливается прозрачная, но прочная сетка с мелкими четырехугольными ячейками, на которой располагался растительный орнамент. Это кружево не имело никакого рельефа, что облегчало его стирку и глутюжку, а это, в свою очередь, сделало его незаменимым для украшения нижнего белья. На рубеже XVIII-XIX вв. получило распространение кружево «шантильи», названное так по имени наиболее старого центра его изготовления - города Шантильи, хотя делали его также и в Кане, Байе и Нюи. Шантильи - это черные шелковые плетеньre кружева с изящным орнаментом на фоне тонкого и очень мелкого тюля. Из «шантильи» в XIX в. делали большие шали, пелерины и целые платья, которые пользовались невероятной попу­лярностью в Европе. Особый успех имели шали и мантильи черного цвета в Испании.

Примерно с середины ХIХ в. с изобретением машинного способа производства

ручное кружево начинает постепенно уходить на второй план. На смену ему приходят

дешевые машииные кружева, подражающие старым образцам.

История русского кружева.

Кружево - особое явление народной культуры. Как в музыке из семи нот создается удивительный мир мелодии и звука, так и в кружеве из небольшого набора элементов (полотнянка, сетка, плетешки, насновки и решетки) создаются изделия, поражающие нас своей красотой, бесконечностью узоров и изяществом.

Выплетают кружево коклюшками - это деревянные палочки с «шейкой», на которую наматывается пряжа. Нити наматываются попарно, образуя основную единицу техники

кружевоплетения - пару коклюшек IIлетение производится путем перекладывания и

перекрещивания коклюшек с нитями согласно рисунку. От числа пар зависит сложность кру­жевного узора: иногда требуются сотни пар. При работе коклюшки издают мелодичный

перестук. Подушка в виде валика, туго набитого сеном, соломой или опилками служит для закрепления рисунка и самого кружева по мере его изготовления. Выплетают кружева «парными» и «сцепными». Парные кружева имеют узоры геометрического характера, а сцепные - свободного и плавного рисунка. Полотнянки, сетки, решетки, насновки и плетешки - эти и другие элементы рисунка, в зависимости от техники исполнения различных промыслов, бывают разной плотности. Комбинируемые в различных сочетаниях, они образуют большое количество разнообразных кружевных узоров. Для закрепления работы на подушке нужны булавки. Сколок - технический рисунок кружева. Он наносится на плотную и достаточно эластичную бумагу в виде точек, которыми обозначены места, куда должны втыкаться булавки. В начале сколка узор прорисован, а дальше плетение руководствуется одними

точками, или наколами, как их называют. Обычный тамбурны й или вязальный крючок

служит для сцепления деталей узора в одном из способов плетения - сцепном. Техника

кружевоплетения и в наше время осталась практически той же, что и столетия назад. Кружевница ловко перебрасывает коклюшки из одной руки в другую, закрепляет булавку на сколке-рисунке, время от времени помогает себе вязальным крючком. Мастерица поэтапно

проставляет по намеченному текническому рисунку булавки, перевивает их ниткой. Такие

кружева называются с к о л о ч н ы м и.

По мере развития кружевоплетения сформировались три способа плетения:

численный, многопарный и сцепной. Елецкие кружевницы разработали еще один -


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow