Управление экономическим и финансовым состоянием предприятия (фирмы)

Экономическая безопасность выше на тех предприятиях (фирмах), которые не только знают, что должно быть произведено, где и по какой цене продано, но и как рационально организовывать свой бизнес, чтобы достичь поставленных целей с наименьшими издержками и потерями. Осуществляя руководство предприятием (фирмой), необходимо принимать во внимание всю совокупность управляемых параметров (инструментов маркетинга) и ограничений внешней среды, поэтому к сфере управления экономической безопасностью относятся также вопросы стабильной работы предприятия (фирмы), связанные с формированием затрат и цен на готовую продукцию, с кругооборотом средств предприятия, с образованием и расходованием его материальных, трудовых и финансовых ресурсов, с обеспечением расчетов с деловыми партнерами, банками, бюджетом.

Вся совокупность информации, формируемая учетно-аналитической функцией на любом предприятии (фирме), подразделяется на следующие основные категории.

I. Информация, которая необходима для эффективного управления предприятием (фирмой). Она используется руководством (менеджерами) и служит для обеспечения текущего и оперативного управления производственно-хозяйственной деятельностью и контроллинга. Эта информация включает данные о величине затрат на производство и реализацию продукции, себестоимости единицы продукции, величине ожидаемых доходов и расходов в результате осуществления планируемых хозяйственных и маркетинговых операций, контрактов, сделок, инвестиций, прогнозирование сбыта и уровня рентабельности товаров рыночной новизны, находящихся в стадии освоения выпуска.

2. Информация, которая отражает текущее финансовое состояние предприятия (фирмы), величину и структуру его активов (имущества) и источников их образования, размер вовлеченных в оборот материальных и финансовых ресурсов и эффективность их использования и т.д.

Для расчета всех необходимых экономических показателей, наиболее полно характеризующих состояние экономической безопасности предприятия (фирмы), необходимо разработать ряд следующих документов, у каждого из которых свое назначение:

· прогноз объемов реализации (продаж) призван дать представление о той доли рынка, которую предполагает занять выпускаемая предприятием (фирмой) продукция;

· баланс денежных расходов и поступлений, т.е. определение суммарных доходов и расходов, связанных с реализацией конкретного вида продукции на базе «ноу-хау» (коммерческой тайны), уточнение необходимости привлечения заемных средств, проверки синхронности поступления и расходования денежных средств;

· сводный баланс активов и пассивов (финансовая ведомость), который позволяет оценить, какие суммы намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприятие (фирма) собирается финансировать создание или приобретение этих активов. Таким образом, данный баланс является как бы индикатором финансового положения предприятия (фирмы), его платежеспособности.

По отдельным показателям финансового состояния предприятия (фирмы) в мировой практике определились нормативы оптимальных величин экономической безопасности [4].

Например, соотношение собственных и заемных средств должно быть в пропорции 1:1, ликвидность - на уровне 1 и выше, коэффициент покрытия краткосрочных обязательств оборотными средствами - 2, обеспеченность недвижимостью - приближающаяся к 1, а чистая рентабельность капитала - выше процента за банковский кредит.

Одним из показателей платежеспособности служит показатель отношения оборотных средств к краткосрочной задолженности. На практике это соотношение должно составлять 2:1, что означает, что краткосрочные обязательства дважды перекрываются активами.

Другим показателем платежеспособности предприятия (фирмы) является отношение долгосрочной задолженности к собственному капиталу фирмы. В норме это соотношение должно составлять 0,65 и меньше.

Недвижимость обеспечивает финансовую устойчивость предприятия (фирмы) и свидетельствует об удельном весе стоимости основных фондов, финансовых ресурсов и имущественных прав в совокупных активах предприятия (фирмы). Оптимальный показатель - 0,5. Обеспеченность недвижимостью достигается при равенстве показателя недвижимости и собственного капитала. Нормативное значение - 1. Увеличение величины показателя говорит об устойчивости и платежеспособности предприятия (фирмы).

Рассмотрим методику анализа финансовой деятельности предприятия (фирмы) за отчетный период с помощью относительных финансовых коэффициентов. Эти коэффициенты можно разбить на три группы. В первую группу входят коэффициенты ликвидности оборотных средств К1 и К2:

К1 = Оборотные активы/ Оборотные пассивы

К2 = Оборотные активы – Товарные запасы/ Оборотные пассивы

Если коэффициент К1 характеризует ликвидности оборотных средств, то коэффициент К2 – быстроту ликвидности оборотных средств. В мировой практике для успешно работающих предприятий промышленности рекомендуются К1 > 1,8 и К2 > 1,0. Эти коэффициенты ограничивают затоваривание предприятия готовой продукцией.

Во вторую группу коэффициентов входят К3, характеризующий оборот товарных запасов, и К4, характеризующий эффективность использования абсолютных активов. Они оцениваются по следующим формулам:

Суммарные затраты на производство и реализацию продукции

К3= ----------------------------------------------------------------------------------;

Стоимость запаса товаров

Доход от продажи товаров

К4= --------------------------------------------------.

Абсолютные активы

В мировой практике для успешно работающих промышленных предприятий рекомендуются К3 > 2,8 и К4 > 1,6.

К третьей группе показателей относятся коэффициенты прибыльности К5 и К6, где

Прибыль до вычета налога

К5= --------------------------------------- ´ 100%;

Доход от продажи товаров

Прибыль до вычета налога

К6= --------------------------------------- ´ 100%.

Абсолютные активы

В мировой практике для успешно работающих промышленных предприятий рекомендуются К5 >8,2% и К6 > 14,7%.

Для малых предприятий и фирм (активы от 1 до 10 млн. долл.) рекомендуются следующие значение коэффициентов:

К1 > 1,8; К2 > 0,9; К3 > 3,2; К4 > 1,7; К5 > 6,7 %; К6 > 15%.

При анализе финансовой деятельности предприятия с помощью этих коэффициентов можно использовать следующие рекомендации:

1. Если значения всех коэффициентов выше приведенных цифр, то можно сделать вывод, что предприятие работает эффективно.

2. Если значения какого-либо из коэффициента несколько ниже рекомендованного уровня, то он должен быть под постоянным контролем со стороны руководства предприятия.

3. Если значения коэффициентов К3 и К4 ниже рекомендованных уровней, то руководству предприятия следует проанализировать продуктивность всех статей актива, эффективность маркетинговых мероприятий.

В случае, если большинство коэффициентов будет существенно ниже рекомендованных уровней, необходимо серьезно заняться анализом всей финансовой деятельностью предприятия.

В отечественной практике для оценки устойчивой работы предприятия проводится анализ самоокупаемости производства. Для этого необходимо определить по каждому товару, какие издержки являются постоянными (не зависят от объема производства), а какие – переменными (пропорциональны объему производства). После этого, используя простую формулу, можно подсчитать минимальный объем данного товара, обеспечивающий безубыточность производства:

Объем товара, Постоянные издержки

обеспечивающий = ---------------------------------------------------.

безубыточность Цена- Перем.издержки/ объем реализации

Если спрос на данный товар меньше, чем объем товара, обеспечивающий безубыточность, то его производство не будет самоокупаемым, т.е. вне поля экономической безопасности (рис. 8.1).

 
 
Рис. 8.1. Графическое определение маржи и поля экономической безопасности


Зарубежные специалисты аналогом этому показателю считают малоизвестную у нас «маржу безопасности» (по методике анализа «break-even»). По принятому определению, «... это разница (абсолютная или в процентах) между фактическим (расчетным) и минимальным объемом реализации (производства) продукции, ниже которого производство будет невыгодным (убыточным) вследствие высокой доли фиксированных расходов» [4]. Экономический смысл «маржи безопасности» заключается в определении того прогнозируемого объема выпуска (продаж), начиная с которого предприятие (фирма) перемещается в зону экономической безопасности своей деятельности.

Важными для принятия решений, особенно по ценам, являются принципиальные различия подходов в отношении систем счета издержек. Если производится калькуляция издержек в полном объеме, то пытаются охватить все возникающие в связи с общим производством издержки и распределить их по выпущенным изделиям, в крайнем случае путем оценки и разбивки. При калькуляции издержек в частичном объеме признают только издержки, обусловленные непосредственно выпускаемым изделием и непосредственно относимые к данному изделию, т. е. без постоянных и общих (накладных) издержек, рассматривая их как «издержки производственной готовности», которые хотя и обусловлены намерением предприятия (фирмы) выпускать продукцию, но не вызваны изготовлением отдельного товара.

Так производитель может определить свой нижний предел цен - самую низкую приемлемую цену. С этим нижним пределом цены покрываются переменные издержки или предельные издержки, т. е. издержки, обусловленные непосредственно производством изделия. Любая достигнутая цена выше этого нижнего предела вносит свой вклад в покрытие постоянных издержек (она дает так называемую «долю покрытия»). В зависимости от гибкости спроса вполне может оказаться целесообразным стремиться к увеличению объема реализации путем снижения цены ниже рассчитанного полного объема издержек так, чтобы постоянные издержки распределялись на большее количество штук и таким образом достигалось бы покрытие полного объема издержек. Даже если это не получается, то цена, не покрывающая полного объема издержек, но превышающая переменные издержки, останется единственно рациональной альтернативой. Возникающие постоянные издержки производитель в короткий срок все равно не может изменить. Поэтому предприятие (фирма) может стремиться только к тому, чтобы как можно большую часть издержек покрыть за счет продолжительной стабильной продажи изделия. Таким образом, его стратегия будет заключаться в том, чтобы вернуть как минимум переменные издержки (нижний предел цены), но запрашивать при этом максимально достижимую в условиях конкуренции цену. Здесь частичная калькуляция издержек служит как вспомогательный инструмент для принятия решений.

Частичная калькуляция позволяет сделать выводы не о прибыльности отдельного носителя издержек, а только о прибыли в целом за определенный период. Она не дает также исходных сведений при внедрении на рынке новых изделий или при калькуляции цен в рамках штучного производства, поскольку она указывает только нижний предел цены, но не содержит информации об установлении цен в общем. В принципе предпосылкой является наличие рыночных цен, на которые частичная калькуляция ориентируется в том смысле, что по ним подсчитывают доли покрытия (как разницу между чистой выручкой и переменными издержками). Поэтому при калькуляции исходят не из отдельных издержек благодаря подсчитанной себестоимости, а из рыночных цен и достигнутой или достижимой выручки, с тем чтобы затем после учета издержек рассчитать сумму покрытия и результат предприятия (фирмы) в виде чистого дохода.

Важным показателем для принятия решений на предприятии (фирме) является так называемый «коэффициент покрытия».

Доля покрытия

Коэффициент покрытия = --------------------.

Чистая выручка

Чем выше коэффициент покрытия, тем больший вклад вносит изделие в покрытие постоянных издержек. Если предприятие (фирма) располагает свободой в принятии решения, то ему следует форсировать изделия с наибольшим коэффициентом покрытия в отношении производства и сбыта.

Расчет цены предложения на рынке можно тоже определить в рамках частичной калькуляции издержек:

Переменные издержки на единицу изделия

Цена предложения = -----------------------------------------------------------.

1 – коэффициент покрытия

В реальной практике предприятий (фирм) чаще всего существуют общие издержки, которые следует относить не к отдельному изделию, а к определенной группе изделий или подразделению предприятия (фирмы). Точности счета издержек способствует то, что такие издержки относят к причинившему их подразделению, а не просто рассматривают как общие расходы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: