Общая часть. по дисциплине «Уголовно-процессуальное право»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по дисциплине «Уголовно-процессуальное право»

по направлению подготовки 030500.62

«Юриспруденция»

заочное обучение 4 курс

Пермь 2014

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Пермский институт

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по дисциплине «Уголовно-процессуальное право»

по направлению подготовки 030500.62

«Юриспруденция»

заочное обучение 4 курс

Пермь 2011

Методические рекомендации по дисциплине Уголовно-процессуальное право /по направлению подготовки 030500.62 – Юриспруденция/ Пермский институт ФСИН России/ 2011.- 73 с.

Методические рекомендации подготовлены: доцентом кафедры уголовного процесса и криминалистики кандидатом юридических наук майором внутренней службы Новиковым Р.В.

Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «____»___________2011 г. Протокол № _____

Рекомендуются для использования в учебном процессе

Пермский институт ФСИН России

614012, г. Пермь, ул. Карпинского,125


С О Д Е Р Ж А Н И Е

Организационно-методические указания по изучению курса «Уголовно-процессуальное право»  
Тематический план  
Раздел I: Общие положения уголовного судопроизводства  
Раздел II: Досудебное производство  
Раздел III: Судебное производство  
Раздел IV: Особый порядок уголовного судопроизводства  
Раздел V: Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства. Основы уголовного процесса зарубежных стран  
Задания для контрольной работы  
Рекомендуемая литература по дисциплине «Уголовно-процессуальное право»  
Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену  

Организационно-методические указания по изучению курса

«Уголовно-процессуальное право»

Учебная дисциплина «Уголовно-процессуальное право» отнесена к числу базовых, образующих фундаментальную основу высшего юридического образования. Она изучается всеми курсантами, студентами и слушателями юридического факультета, независимо от специализации.

Курс «Уголовно-процессуального права» состоит из общей части, включающей понятие, общую характеристику, теорию и практику уголовного судопроизводства, главных его институтов и проблем, и из особенной части, в которой положения уголовного процесса конкретизируются и детализируются применительно к деятельности его субъектов на основных этапах производства по уголовному делу.

Общая и особенная части курса, подразделяются, на пять основных разделов:

- общие положения уголовного судопроизводства;

- досудебное производство;

- судебное производство;

- особый порядок уголовного судопроизводства;

- международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства, основы уголовного процесса зарубежных стран.

Разделы, в свою очередь, включают в себя тридцать основных тем.

Изучение курса «Уголовно-процессуального права» включает в себя посещение лекций, практических и семинарских занятий, деловых игр, самостоятельную работу учащихся. Предусмотрено проведение итогового контроля в форме зачета и, по окончании изучения дисциплины, экзамена.

Лекция составляет основу теоретической подготовки учащихся, дает систематизированные основы научных знаний по изучаемой дисциплине, раскрывает наиболее сложные и узловые вопросы темы. Лекция является основой для организации самостоятельной работы учащихся.

В ходе лекционного занятия обучаемые составляют конспект, обеспечивающий наличие опорного материала при подготовке к семинарскому или практическому занятию, экзамену.

При конспектировании следует обязательно отражать тему и основные вопросы лекции, ссылки на нормативно-правовые акты и иные источники. Особое внимание следует уделить отражению в конспекте основных понятий и определений, классификаций и наиболее сложных для самостоятельного изучения положений лекции.

В процессе конспектирования рекомендуется применять аббревиатуры или сокращения слов и терминов, выделение цветом отдельных узловых элементов конспекта.

Семинарское занятие проводится с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекции и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой. Семинарское занятие может содержать элементы практического занятия (решение задач, практических ситуаций и т.п.).

Практическое занятие проводится в целях приобретения, отработки и закрепления практических умений и навыков применения теоретических знаний для решения практических задач при разрешении конкретных правовых ситуаций, возникающих при производстве по уголовным делам.

Практические и семинарские занятия должны обеспечить глубокое изучение учащимися основных вопросов курса, привить навыки работы с законами и другими нормативными актами, умение правильно толковать и применять Уголовно-процессуальный кодекс РФ в конкретных практических ситуациях, творчески обсуждать и оценивать актуальные проблемы теории и практики.

Семинарские и практические занятия проводятся в следующих формах:

- проведение занятий самими учащимися с участием преподавателя;

- доклады учащихся по проблемным вопросам;

- отчеты учащихся по итогам изучения тем, не включенных в лекционный курс;

- анализ различных нормативных актов, концепций и доктрин;

- разработка проектов нормативного акта (его части) с учетом темы занятия;

- деловые игры с заранее разработанным сценарием;

- решение задач с определением (разделением) процессуальных ролей;

- изучение, составление и анализ уголовно-процессуальных документов;

- тестирование обучаемых по соответствующей теме занятия;

- выполнение самостоятельной и контрольной работ;

- посещение учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предварительного расследования, прокуратуры и суда;

Основной метод изучения дисциплины – самостоятельная работа учащихся по овладению знаниями посредством систематического изучения теоретических трудов, учебной литературы, законодательства и иных источников, рекомендуемых при изучении соответствующих положений курса.

Самостоятельная подготовка проводится для углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и других занятиях, для выработки навыков самостоятельного активного приобретения новых, дополнительных знаний, подготовки к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам.

Методическую основу организации самостоятельной подготовки учащихся составляют рабочая программа и методические рекомендации по дисциплине.

Видами самостоятельной работы учащихся являются:

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовка докладов к занятиям и к участию в тематических дискуссиях и деловых играх;

- работа с нормативными документами и законодательной базой;

- поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору;

- выполнение контрольных работ, творческих (проектных) заданий;

- решение задач, упражнений;

- написание рефератов;

- работа с тестами и вопросами для самопроверки;

- обработка и анализ статистических данных и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.

При подготовке к семинарским и практическим занятиям обучаемые должны научиться правильно и кратко излагать содержание задачи, четко формулировать ответы на вопросы со ссылкой на уголовно-процессуальный закон и другой нормативный материал, а также ясно выражать и аргументировать свое мнение.

Решение задач представляется в письменном виде, излагается кратко, обоснованно, со ссылкой на закон.

Для подготовки к семинарским и практическим занятиям студентам следует обращаться к методическим рекомендациям, содержащим вопросы и задания, а также рекомендованную для изучения литературу к соответствующим занятиям.

При подготовке к семинарскому или практическому занятию по конкретной теме необходимо изучить:

- соответствующие международные, европейские нормативные правовые акты,

- статьи Конституции РФ и УПК РФ,

- постановления Пленума Верховного Суда РФ, РСФСР и СССР;

- научно-практические комментарии уголовно-процессуального закона;

- рекомендованную по теме литературу.

При этом следует изучать не только обязательную, но и дополнительную литературу.

В результате изучения указанных источников студент должен усвоить теоретические вопросы, научиться решать задачи; составлять по указанию преподавателя соответствующие процессуальные документы, соблюдая предъявляемые к ним требования.

Письменные работы(доклады, рефераты) способствуют выработке навыков научного исследования, реферирования оригинальных текстов, анализа и обобщения научной литературы.

Доклад – краткое сообщение по конкретному вопросу темы на основе изучения источников объемом не более 5 страниц.

Реферат – это обзор литературы по актуальной проблеме, при его написании студенту необходимо грамотно и на соответствующем научно-теоретическом уровне изложить существующие в литературе позиции и подходы по рассматриваемым вопросам, сравнить их достоинства и недостатки и дать им свою обоснованную оценку; объем реферата не должен превышать 15 - 20 страниц.

Контрольная работа имеет своей целью привить навыки и умения:

- по самостоятельному применению полученных знаний при анализе конкретных теоретических и практических проблем профессиональной деятельности, обобщению и систематизации литературных источников и статистических данных;

- по самостоятельному проведению научных исследований, грамотному и убедительному изложению материала, четкому и логичному формулированию выводов и практических рекомендаций.

Тематика контрольных работ разрабатывается в соответствии с основным содержанием учебной дисциплины. Она отражает наиболее актуальные проблемы и имеет практическую направленность.

К контрольной работе предъявляются следующие требования:

- высокий научно-теоретический уровень: умение оперировать основными категориями уголовного процесса, оптимальное соотношение теоретического и фактического материала, связь теоретических положений с практикой;

- применение разнообразных методов научного исследования: анализа литературных источников, документов, наблюдения, беседы, опроса, и др.;

- творческий подход к написанию работы: использование оригинальных источников, материалов экспериментов, социологических, психологических исследований, нестандартное изложение содержания, самостоятельность выводов, конкретность практических рекомендаций и т.п.;

- грамотное оформление работы: четкая структура, правильное оформление библиографических ссылок на документы, список литературы, аккуратность исполнения.

Слушатель заочной формы обучения выполняет вариант работы, соответствующий последней цифре номера зачетной книжки. Самовольное изменение варианта контрольной работы не допускается. Объем контрольной работы не должен превышать 10-12 страниц.

Контрольная работа оценивается отметкой «зачтено» или «не зачтено». Учащиеся, не получившие зачета по контрольной работе, выполняют её повторно по той же теме, либо по указанию преподавателя – по другой.

Письменные работы (доклады, рефераты, контрольные и т.п.) оформляются на стандартных листах белой бумаги формата А-4 (текст излагается на одной стороне листа). Листы работы должны иметь поля (размер 2-3 см. с каждой стороны) для замечаний рецензента. Работа представляется в брошюрованном виде.

Письменные работы выполняются машинописным способом (размер шрифта 14, Times New Roman, полуторный междустрочный интервал). Допускаются только общепринятые сокращения.

На титульном листе должны быть указаны: наименование учреждения; кафедры; номер варианта; звание; фамилия, имя и отчество учащегося; курс; год набора и номер группы.

На первой странице излагается план работы. По тексту работы вопросы плана выделяются и озаглавливаются.

В нижней части страницы делаются сноски с указанием использованных источников литературы. Сноски могут быть со сквозной нумерацией и постраничной.

Недопустимы нарушения авторского права. В частности, заимствование отдельных фрагментов из использованных литературных источников без ссылки на авторов.

В конце работы приводится список использованной литературы, который составляется в следующей последовательности: законы и другие нормативные акты, монографии, учебные пособия, научные статьи и т.п. (фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания). Не допускается указание в списке использованной литературы работ неиспользованных в тексте работы.

Все листы работы (за исключением титульного) должны быть пронумерованы.

Не допускаются к проверке работы, полностью или в значительной части выполненные несамостоятельно (т.е. путем механического переписывания учебников и другой литературы) или имеющие грубые юридические и орфографические ошибки, несвоевременно представленные, небрежно и неправильно оформленные.

Итоговый контроль по дисциплине осуществляется в форме зачета и экзамена.

Зачет имеет целью выявить и оценить теоретические знания и практические умения, и навыки учащихся за полный курс или часть учебной дисциплины.

Экзамен является заключительным этапом изучения учебной дисциплины или ее части и имеет целью проверить теоретические знания и практические умения, и навыки учащихся.

В целях оказания помощи учащимся при подготовке к семинарским и практическим занятиям, зачетам и экзаменам; при написании докладов, рефератов и контрольных работ; осуществления руководства самостоятельной подготовкой учащихся проводятся консультации.

Консультации проводятся регулярно и носят как индивидуальный, так и групповой характер. Групповые консультации, как правило, проводятся перед зачетом или экзаменом, а также при необходимости перед семинарскими и практическими занятиями, по отдельным, наиболее сложным темам.

Критерии оценки знаний учащихся:

"Отлично" - если учащийся глубоко и прочно усвоил весь программный материал, исчерпывающе, последовательно, логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок.

"Хорошо" - если учащийся твердо знает программный материал, последовательно и по существу излагает его, не допускает существенных не точностей в ответе, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий.

"Удовлетворительно" - если учащийся усвоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает частичные затруднения в выполнении практических заданий.

"Неудовлетворительно" - если учащийся не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания, задачи.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

изучения дисциплины «Уголовно-процессуальное право» по специальности «Юриспруденция» слушателями и студентами заочной формы обучения

№ темы Наименование разделов и тем Максимальная учебная нагрузка (в часах) Самостоятельная учебная нагрузка (в часах) Обязательная учебная нагрузка (в часах) Количество часов по видам занятий
Лекции Семинарские занятия Практические занятия
               
Раздел 1: Общие положения уголовного судопроизводства
1.1 Основные положения уголовного судопроизводства            
1.2 Уголовно-процессуальное законодательство            
1.3 Принципы уголовного судопроизводства            
1.4 Участники уголовного судопроизводства            
1.5 Доказательства и доказывание            
1.6 Виды доказательств            
1.7 Меры процессуального принуждения            
1.8 Процессуальные документы, сроки и издержки            
  Итого по разделу:            
Раздел 2: Досудебное производство
2.1 Возбуждение уголовного дела            
2.2 Общие условия предварительного расследования            
2.3 Дознание как форма расследования            
2.4 Следственные действия            
2.5 Привлечение в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения            
2.6 Приостановление и возобновление производства по уголовному делу            
2.7 Окончание предварительного расследования            
2.8 Гражданский иск в уголовном судопроизводстве            
2.9 Ходатайства и жалобы, реабилитация            
  Итого по разделу:            
               
Раздел 3: Судебное производство
3.1 Подготовка к судебному заседанию. Подсудность            
3.2 Судебное разбирательство: условия и процессуальный порядок производства            
3.3 Постановление приговора            
3.4 Особый порядок судебного разбирательства. Производство у мирового судьи            
3.5 Производство в суде с участием присяжных заседателей.            
3.6 Производство в суде апелляционной и кассационной инстанции            
3.7 Исполнение приговора            
3.8 Производство в суде надзорной инстанции            
3.9 Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств            
  Итого по разделу:            
Раздел 4: Особый порядок уголовного судопроизводства
4.1 Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних и отдельных категорий лиц            
4.2 Производство о применении принудительных мер медицинского характера            
  Итого по разделу:            
Раздел 5: Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства. Основы уголовного процесса зарубежных стран
5.1 Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства            
5.2 Основы уголовного процесса зарубежных стран            
  Итого по разделу:            
  Экзамен            
  Итого по курсу            

Общая часть


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: