Необходимость, сущность и формы воспроизводства основных фондов

Обеспечение роста товарооборота и повышения качества торгового обслуживания требуют постоянного обновления и совершенствования основных фондов.

Воспроизводство основных фондов на новой технической основе – это условие поддержания конкурентоспособности и высокой репутации организации на рынке. Воспроизводство основных фондов представляет собой непрерывный процесс их обновления путем нового строительства, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, приобретения нового и модернизации действующего оборудования и техники.

Основная цель воспроизводства основных фондов – это обеспечение организации необходимыми основными фондами в соответствии с ростом объемов торговой деятельности и поддержание их в рабочем состоянии.

Воспроизводство основных фондов может быть простое и расширенное. Формами простого воспроизводства являются текущий и капитальный ремонт. Расширенное воспроизводство основных фондов осуществляется с помощью инвестиций. Важнейшим принципом в осуществлении инвестиционной деятельности являются свобода инвесторов в принятии решений об участии в тех или иных инвестиционных проектах (программах) с учетом своих интересов.

Приоритетным направлением инвестиционной политики на современном этапе является направление инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение действующих объектов торговли, привлечение инвестиционных ресурсов негосударственных источников в развитие торговой инфраструктуры, в том числе зарубежных инвесторов на основе создания совместных предприятий. Увеличение инвестиций на техническое перевооружение и реконструкцию позволяет в кратчайшие сроки качественно обновить основные фонды, преодолеть тенденцию их физического и морального старения.

Объектами инвестиций в воспроизводство основных фондов торговой деятельности являются: строительство новых объектов, расширение, реконструкция, техническое перевооружение действующих организаций (предприятий), приобретение новых машин, оборудования, вычислительной техники, внедрение инноваций в технологии торговых процессов и обслуживания, модернизацию оборудования.

Новое строительство и расширение действующих предприятий представляют собой экстенсивные формы расширенного воспроизводства основных фондов, а реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий являются интенсивными формами расширенного воспроизводства основных фондов.

Новое строительство – это строительство магазинов, предприятий общественного питания и других объектов на новых площадках и по первоначальному проекту в целях создания новых производственных мощностей. К новому строительству относится также строительство вторых и последующих очередей до ввода всех запроектированных объектов на новую проектную мощность, расширение на 75 и более процентов мощностей действующего объекта при условии подвода новых коммуникаций.

Расширение действующих предприятий – это увеличение мощностей действующего предприятия за счет создания дополнительных производств (цехов), надстройки одного или нескольких этажей при условии, что при строительстве не будут подводиться новые внеплощадочные коммуникации.

Реконструкция действующих организаций (предприятий) представляет собой комплекс мероприятий по частичному воспроизводству активной и пассивной частей основных фондов на новой технической основе в целях внедрения прогрессивных методов продажи товаров и торгового обслуживания, улучшения условий труда, механизации и автоматизации трудоемких процессов, повышения культуры торговли. К реконструкции также относятся переоборудование или приспособление неторговых помещений под объекты торговли или общественного питания. За счет проведения реконструкции должно обеспечиваться увеличение пропускной способности организации, повышение производительности труда, улучшение условий труда, ускорение оборачиваемости товаров, снижение расходов на реализацию товаров и повышение культуры торговли

Техническое перевооружение – это осуществление комплекса мероприятий по повышению технико-экономического уровня действующих предприятий на основе внедрения передовой техники и технологии товародвижения, механизации и автоматизации торговых процессов, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым без расширения торговой и складской площади, без проведения строительно-монтажных работ кроме работ по привязке оборудования. Техническое перевооружение проводится также с целью увеличения пропускной способности организации (предприятия), повышения культуры обслуживания покупателей, роста производительности труда и улучшения условий труда. В зависимости от объема выполняемых работ техническое перевооружение может быть малое, среднее, полное с коэффициентами обновления активной части основных фондов соответственно до 0,3, 0,3-0,7 и более 0,7.

Эффективность инвестиций, направленных на техническое перевооружение, определяется показателями прироста производственной мощности и товарооборота, сокращения доли ручного труда, экономии топливно-энергетических и других материальных ресурсов.

Следует иметь в виду, что понятие «реконструкции предприятия» шире, чем понятие «техническое перевооружение», поскольку оно предполагает широкое обновление как активной, так и пассивной частей основных фондов на основе принципиально новой технологии и техники.

Модернизация действующего оборудования – это усовершенствование отдельных частей оборудования (замена отдельных частей или узлов), находящегося в эксплуатации с целью повышения его производительности, снижения энергоемкости, увеличения грузовой поверхности и т.п.

Инвестиции на воспроизводство основных фондов увеличиваются и планируются как по объему, так и по структуре. Различают отраслевую, воспроизводственную, технологическую структуру.

Отраслевая структура характеризует распределение инвестиций по отраслям торговой деятельности (розничная, оптовая торговля, предприятия общественного питания).

Воспроизводственная структура отражает функциональную роль инвестиций в процессе расширенного воспроизводства основных фондов и предусматривает распределение объема инвестиций по их направлениям: новое строительство расширение, реконструкция, техническое перевооружение действующих предприятий модернизация оборудования.

Техническая структура характеризует расширение объема инвестиций по видам затрат: строительно-монтажные работы оборудование инструмент, инвентарь из них оборудования для замены устаревшего оборудования, прочие затраты (разработка технико-экономического оборудования, проектирования и строительства крупных объектов, расходы по отводу земельных участков затраты на содержание дирекции строящихся объектов и по техническому надзору и др.).

От технологической структуры инвестиций зависит их эффективность. Увеличение в общем объеме инвестиций доли машин и оборудования и затрат на внедрение новых торговых технологий способствует росту эффективности и за счет повышения уровня механизации трудоемких работ, роста производительности труда, ускорения товарооборачиваемости.

Источниками финансирования инвестиций в воспроизводство основных фондов торговых организаций являются:

- амортизационные фонды;

- нераспределенная прибыль прошлых лет;

- чистая прибыль отчетного года;

- долгосрочные кредиты и займы;

- средства инновационного фонда;

- бюджетное финансирование на строительство объектов, имеющих региональное или межотраслевое значение;

- экономия от снижения стоимости строительных работ, осуществляемых хозяйственным способом.

Программа развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2006 – 2010 гг. предусматривает комплекс мер по внедрению технологических, управленческих, информационных инноваций. Укрупнение розничной торговой сети на основе строительства объектов в формате гипермаркетов, супермаркетов торговых центров. Получат развитие различные системы дисконтной торговли, электронная торговля, отечественные торговые сети.

Всем областям и г. Минску установлены задания на 2006 – 2010 гг. по развитию розничной торговой сети в том числе по открытию магазинов самообслуживания, магазинов с торговой площадью 650 и 1000 кв.м.. фирменных магазинов, торговых центов. Кроме того, определены 16 инвестиционных проектов по развитию торговой инфраструктуры, в том числе 12 проектов по строительству торговых центров. Объем инвестиций в развитие инфраструктуры торговли предусмотрен в объеме 700 млрд. руб. (в ценах 2005 г.) они будут направлены на строительство реконструкцию и техническое перевооружение объектов торговли и внедрение новых технологий. Источниками финансирования будут собственные средства самой отрасли «торговля», в том числе средства инновационного фонда Министерства торговли. Финансирование из республиканского и местного бюджетов не предусматриваются.

Планирование инвестиций в организациях торговли

Основой для планирования инвестиций в воспроизводство основных фондов является план развития материально-технической базы организации, предусматривающий новое строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение действующих объектов, внедрение новых технологий, приобретение оборудования, капитальный ремонт основных фондов, строительство, ремонт объектов социальной сферы, расширение торговых площадей за счет приспособления нежилых помещений и др.

Планирование инвестиций осуществляется самостоятельно торговой организацией отдельно по каждому виду (новое строительство, реконструкция, техническое перевооружение и т.д.) с учетом имеющихся или возможных источников финансирования. Так, например, план капитального строительства новых объектов предусматривает следующие показатели:

1. общий объем инвестиций на строительство объекта и объем строительно-монтажных работ;

2. ввод в действие основных фондов и производственных мощностей;

3. расчет экономической эффективности инвестиций и срока окупаемости;

4. объем незавершенного строительства по объектам со сроком строительства более года.

В объем ввода в действие основных фондов включается стоимость законченных и принятых в эксплуатацию торговых объектов, вводимого оборудования, инвентаря, зачисляемого в основные фонды.

Показателями, характеризующими ввод в действие производственных мощностей, являются торговая площадь (кв.м.), число мест в предприятии общественного питания, площадь складов (кв.м.), емкость холодильников, хранилищ (т.), производительность оборудования.

План ввода в действие производственных мощностей определяется исходя из установленных норм продолжительности строительства, сроков изготовления технической документации и поставки оборудования.

Объем инвестиций на строительство нового объекта определяется путем умножения намечаемого ввода в действие производственных мощностей на норматив удельных затрат по формуле: SИ=М*УНЗ,

где – объем инвестиций (капитальных вложений);

М – производственная мощность объекта (торговая или складская площадь, число мест предприятия общественного питания);

УНЗ – норматив удельных затрат на единицу производственной мощности (на 1 кв.м. торговой площади, на 1 кв.м. складской площади, на одну тонну емкости хранилищ, холодильников, на 1 место в обеденном зале).

УНЗ – это денежные затраты на создание новых или реконструкцию действующих объектов в расчете на единицу производственной мощности.

Объем инвестиций по переходящим стройкам-объектам определяется на основе проектно-системной документации, в которой определены на очередной планируемый год остатки сметной стоимости и сумма ввода основных фондов.

При определении стоимости строительно-монтажных работ организации руководствуются сметными нормами и ценами в строительстве. Установлены так же предельные нормы накладных расходов и плановой рентабельности. С учетом инфляции Министерство строительства и Архитектуры Республики Беларусь ежемесячно публикует предельные индексы изменения стоимости строительно-монтажных работ по элементам затрат. Предельные индексы изменения стоимости строительно-монтажных работ определяются в среднем по республике и дифференцированно по каждой области и г. Минску. Они применяются для расчетов за выполненные работы по объектам отраслевого значения, финансируемых за счет средств бюджета, инновационного фонда и кредитов. Для остальных строек они носят рекомендательный характер.

Основным предплановым и предпроектным документом, на основе которого решаются вопросы планирования и проектирования строительства, является технико-экономическое обоснование (ТЭО) на строительство объектов торговли.

В ТЭО на основе сопоставления различных вариантов с учетом критерия окупаемости затрат делается вывод о целесообразности вложения средств в объект и определяются наиболее эффективные экономические, организационные и экологические решения по строительству и эксплуатации объекта.

ТЭО составляется только на крупные объекты (общегородского, районного значения), по остальным объектам составляются в сокращенном виде технико-экономические расчеты (ТЭР).

В ТЭО и ТЭР строительства магазина предусматриваются три группы показателей:

1. экономические показатели, характеризующие объемы торговой деятельности (товарооборот, общая и торговая площадь, прибыль, численность работников, затраты на формирование собственных оборотных средств и др.);

2. прогрессивные показатели технического уровня магазина (товарооборот на 1 кв.м. торговой площади, расход воды и электроэнергии в расчете на 1 кв.м. площади, уровень механизации труда, расход топлива и энергии на 1 кв.м. площади, уровень прогрессивности организации торгово-технологических процессов и др.);

3. показатели, характеризующие стоимость строительства и окупаемость затрат (расчетная стоимость строительства, в том числе СМР, оборудование, прочие затраты, нормы затрат на 1 кв.м. торговой площади, срок окупаемости затрат (лет), продолжительность строительства, строительный объем (куб.м.), строительный объем торговой площади (куб.м.)).

Проектирование объектов начинается только при наличии ТЭО или ТЭР. Задание на проектирование составляется на основе данных и расчетов, содержащихся в ТЭО или ТЭР, предусматривающих экономическую целесообразность и эффективность строительства. Задание на проектирование составляется в соответствии со строительными нормами и правилами (СНиП) и должно содержать следующие показатели:

- наименование объекта;

- вид строительства (новое, реконструкция, расширение объекта);

- район, пункт и площадка строительства;

- мощность и режим работы предприятия;

- техническая схема производства или обслуживания, механизация и автоматизация производственных (торговых) процессов;

- основные технико-экономические показатели и сметная стоимость строительства;

- сроки начала и окончания строительства;

- численность работающих;

- особые условия.

Строительство новых, реконструкция, техническое перевооружение, расширение действующих организаций могут осуществляться двумя способами: подрядным и хозяйственным. При подрядном способе торговая организация заключает с соответствующей строительной организацией договор подряда на выполнение соответствующих видов строительных работ. При хозяйственном способе все виды строительных и ремонтных работ осуществляются силами и средствами самой организации.

Планирование инвестиций в организациях торговли

Основой для планирования инвестиций в воспроизводство основных фондов является план развития материально-технической базы организации, предусматривающий новое строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение действующих объектов, внедрение новых технологий, приобретение оборудования, капитальный ремонт основных фондов, строительство, ремонт объектов социальной сферы, расширение торговых площадей за счет приспособления нежилых помещений и др.

Планирование инвестиций осуществляется самостоятельно торговой организацией отдельно по каждому виду (новое строительство, реконструкция, техническое перевооружение и т.д.) с учетом имеющихся или возможных источников финансирования. Так, например, план капитального строительства новых объектов предусматривает следующие показатели:

5. общий объем инвестиций на строительство объекта и объем строительно-монтажных работ;

6. ввод в действие основных фондов и производственных мощностей;

7. расчет экономической эффективности инвестиций и срока окупаемости;

8. объем незавершенного строительства по объектам со сроком строительства более года.

В объем ввода в действие основных фондов включается стоимость законченных и принятых в эксплуатацию торговых объектов, вводимого оборудования, инвентаря, зачисляемого в основные фонды.

Показателями, характеризующими ввод в действие производственных мощностей, являются торговая площадь (кв.м.), число мест в предприятии общественного питания, площадь складов (кв.м.), емкость холодильников, хранилищ (т.), производительность оборудования.

План ввода в действие производственных мощностей определяется исходя из установленных норм продолжительности строительства, сроков изготовления технической документации и поставки оборудования.

Объем инвестиций на строительство нового объекта определяется путем умножения намечаемого ввода в действие производственных мощностей на норматив удельных затрат по формуле: SИ=М*УНЗ,

где – объем инвестиций (капитальных вложений);

М – производственная мощность объекта (торговая или складская площадь, число мест предприятия общественного питания);

УНЗ – норматив удельных затрат на единицу производственной мощности (на 1 кв.м. торговой площади, на 1 кв.м. складской площади, на одну тонну емкости хранилищ, холодильников, на 1 место в обеденном зале).

УНЗ – это денежные затраты на создание новых или реконструкцию действующих объектов в расчете на единицу производственной мощности.

Объем инвестиций по переходящим стройкам-объектам определяется на основе проектно-системной документации, в которой определены на очередной планируемый год остатки сметной стоимости и сумма ввода основных фондов.

При определении стоимости строительно-монтажных работ организации руководствуются сметными нормами и ценами в строительстве. Установлены так же предельные нормы накладных расходов и плановой рентабельности. С учетом инфляции Министерство строительства и Архитектуры Республики Беларусь ежемесячно публикует предельные индексы изменения стоимости строительно-монтажных работ по элементам затрат. Предельные индексы изменения стоимости строительно-монтажных работ определяются в среднем по республике и дифференцированно по каждой области и г. Минску. Они применяются для расчетов за выполненные работы по объектам отраслевого значения, финансируемых за счет средств бюджета, инновационного фонда и кредитов. Для остальных строек они носят рекомендательный характер.

Основным предплановым и предпроектным документом, на основе которого решаются вопросы планирования и проектирования строительства, является технико-экономическое обоснование (ТЭО) на строительство объектов торговли.

В ТЭО на основе сопоставления различных вариантов с учетом критерия окупаемости затрат делается вывод о целесообразности вложения средств в объект и определяются наиболее эффективные экономические, организационные и экологические решения по строительству и эксплуатации объекта.

ТЭО составляется только на крупные объекты (общегородского, районного значения), по остальным объектам составляются в сокращенном виде технико-экономические расчеты (ТЭР).

В ТЭО и ТЭР строительства магазина предусматриваются три группы показателей:

4. экономические показатели, характеризующие объемы торговой деятельности (товарооборот, общая и торговая площадь, прибыль, численность работников, затраты на формирование собственных оборотных средств и др.);

5. прогрессивные показатели технического уровня магазина (товарооборот на 1 кв.м. торговой площади, расход воды и электроэнергии в расчете на 1 кв.м. площади, уровень механизации труда, расход топливной энергии на 1 кв.м. площади, уровень прогрессивности организации торгово-технологических процессов и др.);

6. показатели, характеризующие стоимость строительства и окупаемость затрат (расчетная стоимость строительства, в том числе СМР, оборудование, прочие затраты, нормы затрат на 1 кв.м. торговой площади, срок окупаемости затрат (лет), продолжительность строительства, строительный объем (куб.м.), строительный объем торговой площади (куб.м.)).

Проектирование объектов начинается только при наличии ТЭО или ТЭР. Задание на проектирование составляется на основе данных и расчетов, содержащихся в ТЭО или ТЭР, предусматривающих экономическую целесообразность и эффективность строительства. Задание на проектирование составляется в соответствии со строительными нормами и правилами (СНиП) и должно содержать следующие показатели:

- наименование объекта;

- вид строительства (новое, реконструкция, расширение объекта);

- район, пункт и площадка строительства;

- мощность и режим работы предприятия;

- техническая схема производства или обслуживания, механизация и автоматизация производственных (торговых) процессов;

- основные технико-экономические показатели и сметная стоимость строительства;

- сроки начала и окончания строительства;

- численность работающих;

- особые условия.

Строительство новых, реконструкция, техническое перевооружение, расширение действующих организаций могут осуществляться двумя способами: подрядным и хозяйственным. При подрядном способе торговая организация заключает с соответствующей строительной организацией договор подряда на выполнение соответствующих видов строительных работ. При хозяйственном способе все виды строительных и ремонтных работ осуществляются силами и средствами самой организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: