Воспринимается ли движение, зависит, таким образом, от структуры пространственного и временного контекста. То же самое можно оказать и относительно более специфических свойств движения,
таких, как направление и скорость. При определенных условиях объективное направление движения воспринимается обратным. Хотя в действительности облака могут двигаться на восток, мы видим луну, движущуюся на запад. Кинокадры, снятые через заднее окно гангстерского автомобиля, могут изобразить машину сыщика движущейся назад, хотя в действительности она двигается вперед, но
более медленно, чем преследуемая машина. Олпенгеймер с помощью
кинопроектора показывала на темном экране в темной комнате две светящиеся линии таким способом, как это
изображено на рис. 198. Объективно вертикальная линия двигалась вправо, а горизонтальная перемещалась вверх,
так что через определенный промежуток времени они принимали положения, обозначенные пунктирными линиями. Однако испытуемые воспринимали
|
|
вертикальную линию движущейся вниз, а горизонтальную
— влево (на рисунке это движение
обозначено пунктирными стрелками). Другими словами, движение воспринималось протекающим по
направлению самих линий, а не перпендикулярно им.
Зависимость направления воспринимаемого движения от контекста, в котором совершается это движение, было также продемонстрировано в
исследованиях, связанных с восприятием вращения колес. Ступица колеса будет, конечно, двигаться вдоль пути, который строго параллелен движению всего колеса. Любая другая точка колеса будет подчинена двум видам движения:
поступательному движению и вращению вокруг ступицы колеса. В действительности в результате сочетания этих двух видов движений образуется, как показано на рис. 199, волнообразный путь. Это на самом деле и вос-
принимается, когда колесо движется в темной комнате и ничего не видно, кроме светящейся точки где-то около центра. Но если ступица колеса ясно обозначена, то след от точек, расположенных на периферии колеса и наблюдаемых в
эксперименте, будет соответствовать тому, что мы знаем из наблюдения за вращением колес при дневном свете. Вместо волнообразного пути, вдоль которого фактически движутся все эксцентрические точки, движение расчленяется на
горизонтальное перемещение и вращение вокруг ступицы колеса. Колесо видится вращающимся вокруг своей оси и одновременно движущимся вперед. Данный случай представляет новый пример знакомого явления: подразделение модели на части, которые гораздо проще в структурном отношении, чем нераздельное целое.
Если бы этот принцип простоты не работал, зрители испытывали бы странные ощущения от восприятия многих движений в танце. Когда танцор
|
|
переворачивается в акробатическом прыжке, его тело воспринимается движущимся
вдоль пола и одновременно вращающимся вокруг своего центра. Все движения, за исключением про-
стейших, есть сочетание субсистем, которые функционируют независимо и суммируются в целое. Когда руки движутся вверх и вниз, в то время как тело движется вперед, то всегда различимы две само-
стоятельные темы. Однако частичное движение не является каждый раз строго независимым. На рис. 200 схематически показано, что получится, если наклон объекта соединить с движением. По-видимому, в результате
должно восприниматься нечто в виде кривой линии. Структурные принципы, которые обу словливают отделение и слияние частей, могли бы быть плодотворно изучены
путем сравнения кинокадров танцевальных движений с другими кадрами, на которых запечатлены те же движения, но выполненные в условиях темноты, в то время как только
одна точка тела помечена световым сигналом. Техника этого эксперимента была впервые разработана французским физиологом Жюль-Этьеном Мареем.