Таблица 7
Страна | Трасса | Протяженность (%) различных участков при крутизне | Средний уклон (в град.) | |||
<10о | 10о - 15о | 15о - 20о | >20о | |||
Франция | Ля Мушероль | |||||
Кассерус | ||||||
Коль де Путрон | ||||||
Япония | Энива | |||||
Россия | Чегет (север) | - | ||||
Домбай |
Как видно из таблицы идеальными условиями для скоростного спуска обладает трасса на курорте Домбай. Приближается к ней курорт Коль де Путрон. Чегет характеризуется более сложными условиями спуска, так как на его трассе отсутствуют участки с малыми уклонами.
Трассы слалома-гиганта не проектируют постоянными, а лишь определяют места старта и финиша. Склон должен иметь ширину до 150 - 200 м, разнообразный рельеф, трассы расчищены от камней, деревьев и других препятствий. Наиболее интересные слаломные трассы наблюдаются на склонах переменного профиля, на которых крутизна периодически меняется от17о до 30о. Для соревнований необходимо, чтобы четвертая часть трассы имела крутизну более 30о.
|
|
Во всем мире принята регламентация трасс по четырем степеням трудности с целью рассредоточения лыжников по склонам для обеспечения безопасности. Главная задача проектировщиков горнолыжного курорта - набор склонов и трасс различной сложности с выделением в стороне от основных трасс мест для обучения новичков и детей, подходы к которым не должны пересекать основные трассы.
При эксплуатации курорта большое значение имеет продолжительность горнолыжного сезона, поэтому стараются выбирать трассы на склонах южной экспозиции, которые эксплуатируют преимущественно в зимний период, и на склонах северной экспозиции, на которых катаются в весенний период, когда южные трассы начинают подтаивать.
Состояние снежного покрова зависит от влияния ветра, сдувающего снег на выпуклых участках и образующих жесткие снежные заструги. Чтобы снять влияние ветра, трассы лучше прокладывать на зелесенных склонах, но там требуются затраты на рсчистку трассы от деревьев и на инженерно-геологические изыскания, чтобы определить устойчивость склона после раскорчевки деревьев. На открытых незалесенных склонах подготовительные работы сводятся к минимуму. Там можно говорить о полях для катания. Однако на них сказываются все отрицательные последствия воздействия ветра от нарушения снежного покрова до менее комфортного теплоощущения при катании.
При прокладке трасс необходимо обеспечить безопасность лыжников: с трассы должны быть убраны все препятствия, не допускается пресечение трасс. Возможно только слияние трасс по ходу движения, если лыжникам заранее дан хороший обзор соседней трассы.
|
|
Выделяют три зоны катания горнолыжников:
I зона - учебные склоны и трассы, спуски по которым обеспечены подъемниками;
II зона - спуски за пределами трасс, для выходы на которые лыжники используют траверсы или отклонения в сторону от основных трасс;
III зона - зона восокогорного лыжного туризма, по которой лыжники совершают самостоятельные длительные переходы, или используют вертолеты, автомобили для заброски на места спуска по новым маршрутам горных массивов.