Определение визуального моделирования. Иерархия метаописаний. Введение в UML
Метафора визуализации
В силу невидимости ПО центральным аспектом при его визуализации является поиск подходящей метафоры. У нас нет геометрических форм объекта, которые в классическом черчении являются основой всех его схематичных изображений. Поэтому нам нужно чему-то уподобить зрительный образ ПО. Программная система выглядит как … что?
Так возникают метафоры визуализации ПО - способы сопоставлять абстрактные и невидимые человеческому глазу элементы ПО некоторым зрительно воспринимаемым объектам. Метафорично ли это сопоставление, то есть используются ли при этом какие-либо знакомые зрительные аналогии или конструируются принципиально новые зрительные образы, - вопрос философский. Важно лишь всем договориться, что ПО мы видим и изображаем так-то и так-то, тем самым задействовав зрительный канал при проектировании и разработке ПО, при передаче знаний о создаваемых и уже созданных и работающих программных системах. В этом смысле неоценимую пользу оказывает развитие стандартных визуальных языков разработки ПО. В настоящее время это, в первую очередь, UML. Люди привыкают к изображениям классов, пакетов, объектов, процессов и пр., к определенному набору диаграмм. Они привыкают мыслить, строя те или иные диаграммы UML. А другие легко читают эти мысли в этих диаграммах. То есть с помощью стандартных визуальных языков мы все вместе договариваемся, как видеть невидимое. Может быть, мы скоро начнем действительно видеть ПО …
|
|
Существует большое количество различных метафор для изображения ПО. На рис. 1.1 представлен пример, изображающий условное предложение if B then S1 else S2; S3 с использованием графического языка VIPR (VIsual Imperative Programming) [1.11]. Однако очевидно, что большие программы так изображать неудобно…
Рис. 1.1. Условное предложение в нотации языка VIPR