по дисциплине «Мировая экономика»
на тему: «Мировой и российский опыт создания свободных
экономических зон»
Выполнила:
Клецова Е.Ю.
группа БУ10-2, курс 3
Проверила:
к.э.н., доцент
Антонова И.В.
Тюмень, 2012
Содержание
Введение.................................................................................................................. 3
ЧАСТЬ I
I. Свободные экономические зоны
1. Понятие свободных экономических зон, их сущность и роль в мировой экономике 4
2. Цели создания свободных экономических зон и их классификация............... 6
3. Условия создания и функционирования свободных экономических зон....... 10
II. Свободные экономические зоны в России и мире
1. Мировой опыт создания свободных экономических зон................................ 13
2. Опыт России в создании свободных экономических зон................................ 17
Заключение.............................................................................................................. 21
Библиографический список к части I..................................................................... 23
ЧАСТЬ II. Практические упражнения
1. Верно/неверно..................................................................................................... 32
2. Тест...................................................................................................................... 33
3. Работа со статистическими данными................................................................. 34
4. Библиографический список к части II................................................................ 39
Введение
Острая необходимость во внутренних и внешних капиталовложениях в экономику, недостаточный уровень притока иностранных инвестиций побудили к поиску новых механизмов привлечения внешних инвестиций. Создание свободных экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала. Именно этим и определяется актуальность выбранной темы.
Само понятие свободной экономической зоныни в отечественной, ни в зарубежной литературе абсолютно четко еще не сформулировано. В самой общей форме под СЭЗ следует понимать часть территории страны, где государство устанавливает особый режим управления, наиболее благоприятный для деятельности иностранных и отечественных предпринимателей, для привлечения внешних и внутренних инвестиций. Этот режим обычно предусматривает особые льготы для осуществления торговых операций (вплоть до отмены экспортно-импортных пошлин), налоговые льготы (вплоть до отмены налогообложения), финансовые льготы на предоставление коммунальных и иных услуг и административные льготы, облегчающие процедуры въезда и выезда, регистрации предприятий и т. д.
Большинство свободных экономических зон имеют сравнительно небольшую территорию и относятся к категории «точечных» объектов, но есть среди них и довольно обширные, и даже очень большие по площади. Одно из непременных условий возникновения СЭЗ — наличие выгодного экономико-географического положения. Для небольших, «точечных», СЭЗ это прежде всего соседство с международным портом или аэропортом.
Целью данной работы является анализ свободных экономических зон и возможностей, которые они предоставляют в современном мире.
Структура работы строилась в соответствии с поставленной целью и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Теоретической основой написания работы послужили в основном информационные интернет-порталы, а так же учебная литература.
ЧАСТЬ I.
I. Свободные экономические зоны
1. Понятие свободных экономических зон, их сущность и роль в мировой экономике.
В соответствии с приложением УШ Киотской конвенции 1973 г. под свободной зоной (или «зоной-франко») понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами таможенной территории и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Другими словами, под свободной экономической зоной (СЭЗ) следует понимать часть территории той или иной страны, на которой устанавливается и действует специальный правовой режим.
СЭЗ – четко ограниченное экономическое пространство в рамках национальной экономики, на котором не действуют законодательные ограничения данной страны. В самой общей форме принято определять СЭЗ как обладающий выгодным экономико-географическим положением регион или часть страны, где устанавливается беспошлинный или льготный экспортно-импортный режим и достигается его некоторая торговая и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны. Свободной экономической зоной может быть не только часть страны, но и вся (небольшая) страна в целом.
Наряду с понятием СЭЗ применяется около 20 наименований, отражающих различный профиль этих зон: свободные, свободные торговые, свободные производственные, свободные экспортно-производственные, специально-экономические, зарубежной торговли, беспошлинные экспортно-производственные, содействия инвестициям, свободного предпринимательства и т. д. В системе мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ.
Со времени подписания в 1973 г. Киотской конвенции, определившей особую зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, ОЭЗ получили широкое распространение во многих странах. В 90-е годы в мире функционировало несколько тысяч разного рода особых экономических зон. По оценкам специалистов к 2000 году через различные ОЭЗ будет проходить до 30% мирового товарооборота. Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают особые экономические зоны как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие транснациональные корпорации считают организацию собственного производства в особых экономических зонах важнейшим направлением своей экспансии.
Особые экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, особая экономическая зона - это в той или иной степени обособленная географическая территория.
В научных публикациях и отчетах международных организаций для характеристики разного рода зон используется термин "свободные экономические зоны". Однако этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления. Так, применяемые во многих из них экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически, государство в этих зонах лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы.
Для некоторых стран "особые зоны" по существу являются специальными в смысле экстерриториальности (особых преимуществ), по условиям уровня жизни работников зоны, концентрации производственного потенциала и др. Для таких зон больше подходит термин "специальные экономические зоны".
2. Цели создания свободных экономических зон и их разновидности.
Закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» предусматривает создание особых экономических зон в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры. Цели создания свободных экономических зон варьируются в широких пределах в зависимости от экономических, социальных, иногда политических условий той или иной страны. В развитых капиталистических странах СЭЗ создаются, как правило, в застойных районах, страдающих безработицей, с недоразвитой инфраструктурой. Придавая таким районам статус зон, правительства этих стран не делают акцента на привлечении иностранных инвестиций, а стараются создать условия, максимально стимулирующие развитие имеющихся производств, интегрированных во внутренний рынок, а также обеспечение дополнительных рабочих мест.
В промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.
Со сходной целью создавались особые экономические зоны и в ряде развивающихся государств. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах упор при создании ОЭЗ делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы.
Цели создания с точки зрения государства:
· Привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий производства товаров и услуг.
· Создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала.
· Развитие экспортной базы.
· Импортозамещение.
· Апробация новых методов менеджмента и организации труда.
Цели создания с точки зрения инвесторов:
· Приближение производства к потребителю.
· Минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин
· Доступ к инфраструктуре.
· Использование более дешёвой рабочей силы.
· Снижение административных барьеров.
· Развитие территории.
Создание особых экономических зон рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. В особых экономических зонах экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внешних и внутренних инвестиций.
В то же время образование особой экономической зоны может означать то, что страна, не желая полностью открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде специальной зоны. В последнее десятилетие в мировой экономике развернулась острая конкуренция между государствами в области налоговых и иных льгот, предоставляемых для привлечения капиталовложений из других стран. Волна разного рода налоговых льгот, зафиксированных национальными законодательствами, получила название "налоговой революции". Особые экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль.
Фактически они представляют своеобразные ловушки для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов.
Классификация свободных экономических зон.
СЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.
1. По функциям:
· Зона свободной торговли (ЗСТ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.).
· Промышленно - производственная зона (ППЗ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.
· Технико-внедренческая зона (ТВЗ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.
· Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) — территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность — создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.
· Сервисная зона — территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками)
· Комплексные зоны. Представляют собой зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района. Это — зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии.
2. По степени интеграции в экономику:
· Зоны, интегрированные в национальную экономику, ориентированные на развитие связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону, и помогающие решать проблемы экспортного производства, повышение технологического уровня производства, повышение качества продукции, удовлетворение внутренних потребностей.
· Анклавные (экспортно-ориентированные) зоны, в которых производство ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна.
3. По системам льгот:
· Налоговые: налоговые «каникулы» — частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года: резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4 % (до 16 %) снижается налог на прибыль. Для ТВЗ также предусматривается снижение ставки ЕСН с 26 % до 14 %.)
· Таможенные (импорт) — частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;
· Таможенные (экспорт) — частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.
· Финансовые — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.
· Административные — упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.
Исходя из другой классификации СЭЗ делятся на:
· Торговые СЭЗ. Это одна из наиболее ранних (возникших еще в ХVI—ХVII вв.) разновидностей свободных экономических зон. К ней относятся свободные таможенные зоны, торгово-складские зоны, свободные порты, но в первую очередь — зоны свободной торговли (ЗСТ), получившие наиболее широкое распространение. Зоны свободной торговли обычно создаются на территории морских портов и аэропортов или в непосредственной близости от них. Они пользуются таможенной экстерриториальностью: хранящиеся и продающиеся в них товары не подлежат обычному таможенному контролю. Одной из разновидностей зон свободной торговли считают и магазины «Дьюти фри» (Duty free — беспошлинно), пользующиеся правом беспошлинной торговли и ставшие необходимой принадлежностью многих международных аэропортов.
· Промышленно-производственные СЭЗ, также имеющие несколько разновидностей. СЭЗ этой группы принято подразделять на экспортно- и импортно-ориентированные. Первые из них работают на внешний рынок, а вторые на внутренний. Экспортно-производственных зон значительно больше, так что они в основном и формируют вторую группу СЭЗ. В отличие от зон свободной торговли, экспортно-производственные зоны предназначены прежде всего для увеличения экспортного потенциала страны и, соответственно, ее валютных доходов. Некоторые из них возникли на базе трансформации зон свободной торговли, но большинство создавалось целенаправленно с экспортной ориентацией. Для многих таких зон характерно преобладание сборочных предприятий.
· Научно-технологические (технико-внедренческие) СЭЗ, в которых концентрируются национальные и зарубежные проектные, исследовательские, научно-производственные фирмы, также пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот. Задача таких СЭЗ заключается в разработке и внедрении в отечественную практику новейших технологий. Они имеют характер инновационных и научных центров, научных, исследовательских парков, технопарков и др.
· Сервисные СЭЗ, предоставляющие льготные условия тем фирмам и учреждениям, которые специализируются на оказании различного рода услуг, в основном финансовых, но также и других. Среди них различают офшорные зоны, финансовые центры, центры предоставления банковских, туристических и иных услуг.
· Комплексные СЭЗ. Они не имеют узкой специализации, а охватывают разные стороны экспортно-импортной, производственной и инновационной деятельности, отчего их внутренняя структура наиболее сложна. Как правило, комплексные СЭЗ и по размерам значительно больше других. Они могут занимать территорию целого района, административной области, а в отдельных случаях и более крупного региона.
· Международные СЭЗ, которые стали возникать сравнительно недавно. Такие зоны создаются в приграничных районах двух или нескольких стран с участием как частных фирм, так и соответствующих государств. Наиболее ярким примером международной СЭЗ может служить создаваемая на границе России, Китая и КНДР зона Туманган.
3. Условия создания и функционирования свободных экономических зон.
Все цели организации СЭЗ могут быть реализованы при целой системе условий, создаваемых, для зарубежных инвесторов принимающей страной. В этом плане назовем наиболее важные условия для нормального функционирования СЭЗ:
· политическая стабильность в стране создает общий благоприятный инвестиционный климат. Она как показала практика, бывает решающей в привлечении зарубежных инвестиций;
· наличие хорошо разработанной законодательной базы, гарантирующей права и стимулирующей деятельность зарубежных и отечественных инвесторов;
· наличие развитой инфраструктуры (производственной и коммерческой);
· очень важным условием является природно-географическая среда;
· благоприятная экономическая конъюнктура - притягательная сила для любого инвестора.
Важнейшим стимулятором для развития СЭЗ является и система льгот инвесторам, которые прежде чем вкладывать капитал заинтересованно изучают предоставляемые им условия льгот.
Каждая страна или тот или иной ее регион при создании СЭЗ определяют свой набор льгот. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и связана с реализуемыми на ее территории программами и проектами. Однако в экономической литературе называют четыре основные группы льгот:
· фискальные льготы, стимулирующие развитие определенных видов предпринимательства. Они применимы к налогам на прибыль, доход, имущество и к уровню налоговых ставок, В их сфере находятся вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения предпринимателей;
· финансовые льготы в виде установления низких цен за пользование землей, производственными помещениями, объектами инфраструктуры, коммунальными услугами. Финансовые льготы - это и предоставление различных форм субсидий за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов;
· административные льготы обычно предоставляются администрацией СЭЗ с тем, чтобы упростить режим процедур регистрации предприятий, въезда и выезда иностранных граждан и оказания различных услуг. Простота административных процедур всегда положительно оценивается инвестором, а порой бывает решающей в привлечении в зону иностранного капитала;
· внешнеторговые льготы. Они в основном связаны с введением упрошенного порядка осуществления внешнеторговых операций, а также со снижением или отменой экспортно-импортных пошлин.
Все указанные льготы, как показала мировая практика, могут применяться в самых различных комбинациях, однако и они не всегда являются решающим стимулом привлечения иностранной капитала.
Для наиболее эффективного функционирования СЭЗ необходимо четко определить те цели, которые должны быть достигнуты посредствам деятельности СЭЗ и задачи, которые должны быть решены в процессе их (СЭЗ) функционирования. Причем сделать это необходимо еще на начальном этапе. Не менее важным является и реализация основных принципов деятельности СЭЗ, т.к. их наличие и соблюдение, в некоторой степени, свидетельствует о стабильности и перспективности функционирования СЭЗ.
II. Свободные экономические зоны в России и мире.
1. Мировой опыт создания свободных экономических зон.
Начало современным СЭЗ в странах с развитой рыночной экономикой положила зона внешней торговли (Foreign Trade Zones), созданная в США в 1934 году для активизации внешнеторговой деятельности посредством использования эффективных механизмов снижения таможенных издержек для производства автомобилей. При этом главным образом предполагалось сокращение импортных тарифов на детали и компоненты. В зоны внешней торговли были превращены склады, доки, аэропорты. Предприятия, действующие в указанных зонах, выводились из-под таможенного контроля в США, если импортируемые в зону товары затем направлялись в третью страну. Таможенные издержки снижались и тогда, когда в зоне осуществлялась "доводка" продукции фирм США для последующего экспорта. Если же товары из зоны шли в США, они в обязательном порядке проходили все таможенные процедуры, предусмотренные законодательством страны.
В США в настоящее время существуют три основных типа свободных экономических зон: зоны внешней торговли, предпринимательские зоны и технологические парки.
Зоны внешней торговли — это торговые или торгово-производственные зоны, которые, оставаясь частью национальной территории, с точки зрения таможенного, бюджетно-налогового и финансового режимов рассматриваются как находящиеся за пределами государства.
Современные зоны внешней торговли предоставляют широкий спеюр услуг: складирование, сортировка и упаковка ввозимого товара; полная его переработка; сборка определенных видов продукции из компонентов местного или иностранного происхождения; создание отдельных видов производств на базе продукции, поступающей в зону или выпускаемой в ней. Обычно предпосылками организации свободных торговых зон являются выгодное географическое положение (близость к международным транспортным артериям, крупным промышленным центрам, районам приграничной торговли и т.д.) и наличие развитой инфраструктуры (подъездных путей, складских помещений, грузовых терминалов, разгрузочно-погрузочной техники, устойчивого электро-, водо- и теплоснабжения). Поэтому зоны внешней торговли чаще всего размещаются в портах, аэропортах или вблизи них.
Согласно существующему законодательству, зоны внешней торговли, действующие на территории США, подразделяются на зоны общего назначения и специализированные зоны (субзоны).
Зоны общего назначения располагаются, как правило, около или на территории портов и аэропортов, находятся вне юрисдикции таможенной службы США.
Типичная зона внешней торговли общего назначения имеет сдаваемые в аренду площади для хранения товаров, размещенный там же дистрибьютерный центр с доступом к любым способам транспортировки. В большинстве таких зон имеются также площадки промышленных парков, на которых пользователи зон могут располагать свое хозяйство.
Зоны общего назначения представляют собой американский вариант того, что в международной практике называется зоной свободной торговли или свободной гаванью. Сфера деятельности зон общего назначения охватывает складирование, сортировку, упаковку товаров без их дополнительной обработки. Такие зоны создаются на основе разрешения, выдаваемого Комитетом по зонам внешней торговли различным организациям, существующим при правительстве штата или при местных властях, например, администрации порта, комитетам по промышленному развитию штата, агентствам и корпорациям по экономическому развитию. Важным условием создания этих зон является внесение ими вклада в хозяйственное развитие штата, в повышение уровня занятости, расширение торговли. Управляются зоны государственными или частными компаниями, с которыми организации, получившие разрешение на создание зон, заключают контракты.
Первые торговые зоны общего назначения располагались в крупных портах— в Нью-Йорке, Новом Орлеане, Сан-Франциско, Окленде, Лос- Анджелесе и Сиэтле. В 50-е годы подобные зоны были созданы в Толедо (штат Огайо), Бей-Каунти (штат Мичиган), Гонолулу (штат Гавайи). Значительное увеличение числа зон в 70-80-е годы отразило рост внешней торговли США и усиление конкурентной борьбы на внутреннем рынке. В этот период подобные зоны создавались не только при морских портах и международных аэропортах, но также в городах, не имеющих выхода к океану, но играющих важную роль во внешней торговле. Из пятидесяти двух созданных в 1970 г. зон общего назначения двадцать четыре были расположены в городах, не имеющих выхода к океану. Важную роль в этом процессе, помимо возросшего объема торговли США, сыграли активизация деятельности иностранных корпораций на внутреннем рынке, быстрый рост различных видов экспортных операций, что привело к созданию в стране новой торговой инфраструктуры.
Специализированные зоны (субзоны) организуются в интересах крупных компаний, деятельность которых выходит за рамки зон общего назначения, и ориентированы только на одного пользователя. Такие зоны создаются решением руководства зон общего назначения для организации той или иной частной компанией сборочных заводов или различных промышленных производств. Статус субзоны является вторичным по отношению к статусу зоны общего назначения и, как правило, предоставляется уже существующим производствам. Субзоны технически являются частью зон общего назначения, но территориально могут быть значительно удалены от последних. Создание субзон преследует цели развития экспортного потенциала, налаживания импортозамещающих производств.
В Америке СЭЗ широко распространены. Этому способствуют, в первую очередь, различные льготы, предоставляемые действующим на их территории компаниям. Главные из этих льгот таковы. Таможенные пошлины и внутренние налога, если они должны взиматься, уплачиваются только тогда, когда товары перевозятся из зоны внешней торговли на территорию таможни и предназначаются для внутреннего потребления. Товары, находящиеся в зоне, не облагаются таможенными пошлинами и с них не взимаются акцизные сборы. Частная собственность компаний или отдельных лиц, находящаяся на территории зоны освобождается от федерального и местного налогов. Товары, которые экспортируются из зон внешней торговли в третьи страны, не облагаются таможенными пошлинами, внутренними налогами и не подлежат квотированию. Экспортируемые товары, благодаря хорошо отлаженной системе охраны, не требуют больших страховых затрат. Таможенная процедура при экспорте товаров сведена к минимуму. Товары, запрещенные для импорта в США, не ввозятся и на территорию зон. Исключение делается для товаров, предназначенных для последующего импорта в США, если они пройдут соответствующую переработку в зоне согласно требованиям американской таможенной службы. Импорт товаров из зон внешней торговли на территорию США осуществляется в соответствии с процедурой, позволяющей импортеру уплачивать таможенную пошлину либо на товар, поступивший в зону, либо на иностранные компоненты, использованные в процессе его переработки. Тем самым импортеру предоставляется право выбирать меньшую пошлину. Импортеры продукции таких отраслей, как судостроение, автомобилестроение, производство конторского и промышленного оборудования, нефтепродуктов, а также продукции, собираемой или производимой в зонах внешней торговли, при ввозе конечного продукта на территорию США освобождаются от уплаты инверсированного (обратного) тарифа. Механизм установления данного тарифа предусматривает более высокие пошлины на узлы и отдельные блоки, чем на готовую продукцию с большей долей добавленной стоимости. В 90-е годы около 90% экономической активности в зонах внешней торговли было связано с деятельностью фирм обрабатывающей промышленности, стремившихся избежать оплаты инверсированного тарифа при импорте товаров из таких зон для обеспечения работы своих предприятий на территории США. Это давало им существенную экономию и повышало конкурентоспособность выпускаемой продукции.
Для многих предприятий важна также отсрочка уплаты импортных пошлин на период нахождения иностранных товаров в пределах зоны внешней торговли (до момента их выпуска на таможенную территорию США), а также невзимание пошлин в случае реэкспорта ранее ввезенных в зону иностранных товаров. Несмотря на существующий в большинстве зон запрет розничной торговли, компании розничной торговли располагают на этих территориях свои склады и выигрывают от отсрочки уплаты импортных пошлин.
Зоны внешней торговли, глубоко интегрированные в экономику страны, вносят заметный вклад в ее социально-экономическое развитие. Это осуществляется, прежде всего, через стимулирование национальных компаний с помощью льготного налогового режима производства в самих США различных видов готовой продукции, более конкурентоспособной, по сравнению с иностранной, продаваемой на американском рынке. Через зоны внешней торговли проходит 2% импорта и около 1,5% экспорта страны. Возрастает роль этих зон и в обеспечении потребностей внутреннего рынка.
Предпринимательские зоны возникли в США для оживления мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах путем предоставления предпринимателям большей свободы деятельности и значительных финансовых льгот. Эти зоны стали важными центрами регионального развития, основанного на трех «д»: дерегламентация, дефискализация и дебюрократизация.
По юридическому статусу предпринимательские зоны в США подразделяются на федеральные, штатные и местные, и создаются решениями правительственных органов соответствующих уровней.
Предпринимательские зоны обычно расположены в экономически депрессивных районах крупных городов, имеющих наиболее высокий уровень безработицы. Они охватывают, как правило, районы площадью 2,5-5 кв. км, не имеют огороженных пределов и выделяются лишь статусом расположенных там компаний. В большинстве штатов предпринимательские зоны создаются на 10-20 лет, федеральные зоны — также на 20 лет, срок этот может быть продлен.
В целях развития производства и увеличения занятости действующим на территории зон американским компаниям предоставляются различные льготы. На федеральном уровне — это пятипроцентная скидка на налоги, выплачиваемые при строительных и ремонтных работах, налоговые скидки предприятиям за каждого дополнительно принятого на работу, отмена налога на увеличение стоимости капитала. На уровне различных штатов — это пятидесятипроцентная скидка с налога на доходы предприятия (штат Коннектикут), стопроцентные скидки с налога на продажи оборудования (штат Луизиана) и строительных материалов (штат Канзас), на основной капитал (штат Вирджиния). Более 70% всех налоговых льгот получают предприниматели, которые создают в предпринимательской зоне новые рабочие места.
Помимо экономических стимулов на предпринимателей распространяется и ряд других льгот. В частности, упрощенная процедура ведения документации, снижение требований к стандартам по охране окружающей среды и нормам безопасности. Правительства некоторых штатов предоставляют зонам прямую поддержку— в штате Коннектикут создан специальный фонд для финансирования деятельности предприятий, расположенных в зонах штата.
Федеральное правительство и власти штатов продолжают политику расширения организации предпринимательских зон и предоставления им новых льгот. Одна из причин такой политики состоит в том, что создание этих зон, не ложась тяжелым бременем на бюджеты всех уровней, способствует повышению деловой активности в депрессивных районах страны и уменьшению размеров безработицы. Функционирование предпринимательских зон способствует также сокращению бюджетных ассигнований на различные социальные программы и постепенному увеличению налоговых поступлений в бюджеты различных уровней от предприятий и граждан в результате оживления экономической деятельности и увеличения числа занятых. Предпринимательские зоны ориентированы на решение внутриэкономических задач посредством опоры на местный капитал и рабочую силу.
Третьим типом СЭЗ в США являются технико-внедренческие зоны. Обычно они представляют собой территориально сгруппированную совокупность научных лабораторий и производственных помещений, предоставленных в аренду на льготных условиях венчурным фирмам, занятым коммерческим освоением перспективных научных и технологических нововведений и идей. В отличие от зон свободной торговли и предпринимательских зон для создания технологического парка не требуется разрешения правительственных органов.
Подавляющая часть парков не получает каких-либо привилегий от государственных организаций. Определенные преимущества имеют фирмы, действующие в высокотехнологичных отраслях национальной экономики на основе федеральных контрактов. При заключении подобных контрактов федеральное правительство выделяет значительные средства для осуществления рискованных проектов, связанных с исследованиями, разработкой и производством новейших видов высокотехнологичной продукции. Поскольку фирмы, занятые в этих отраслях, сконцентрированы в технопарках, они, соответственно, оказываются в более выгодном положении по сравнению с другими промышленными районами страны. Однако, основным побудительным мотивом у фирм, занимающихся высокотехнологическими производствами для размещения своих предприятий в технопарках служит тот синергический эффект многочисленных факторов, характеризующих каждый из таких парков, благодаря которому стимулируется дальнейшее развитие высокотехнологичных и наукоемких производств.
В США существует два типа технопарков: те, что возникли спонтанно, по инициативе отдельных личностей или частных организаций, и такие, которые создавались по решению правительств отдельных штатов. Парки второго типа продолжают создаваться и сейчас, однако особенно известные и эффективно действующие технопарки относятся к первому типу. Среди них технопарк «Силиконовая долина» в городе Санта-Клара (Калифорния) неподалеку от Стенфордского университета; «Бостонский маршрут 128», расположенный рядом с Массачусетсом технологическим институтом и Гарвардским университетом; Парк-треугольник Северной Каролины, созданный в центре района, где располагаются три университета — университет Дюка, университет Северной Каролины и университет штата Северной Каролины. Эти три технопарка стали моделями для создания подобных центров не только в других районах США, но и в других странах.
Финансирование технопарков осуществляется из разных источников: фондами, учреждаемыми университетами или благотворительными организациями, местными муниципалитетами, федеральными ведомствами и министерствами, промышленными фирмами, а также за счет собственных средств. Некоторые из технопарков функционируют на прибыльной основе, другие являются бесприбыльными организациями.
Всем технопаркам присуща одна характерная черта, связанная с выполнением целевой установки, — предоставление помощи на льготных условиях венчурным компаниям, отдельным изобретателям и ученым, разрабатывающим новые виды продукции и новые технологии. Эта помощь включает предоставление в аренду производственных и конторских помещений, лабораторного оборудования, консультативных услуг, осуществление технологической экспертизы индивидуальных изобретений, составление бизнес-планов создаваемых компаний, содействие в получении займов и т.д.
Основное требование, выдвигаемое руководством технопарка входящим в него фирмам, состоит в ведении научных исследований и разработок в об- ласти высокотехнологичных производств и в соответствии специализации парка приоритетным направлениям исследований, проводимых в базовом университете. Поэтому в рамках технопарка разрешаются все вцды деятельности, научной и административной, которые прямо или косвенно связаны с исследованиями и разработками венчурных фирм.
Еще одна характерная черта деятельности технопарков— их сотрудничество с промышленными компаниями, которые получают доступ к университетским ресурсам. Университет как основное подразделение технопарка получает возможность непосредственно участвовать в реализации результатов исследований, использовать более современное исследовательское оборудование, привлекать специалистов из промышленности в качестве лекторов, обеспечивать дополнительными заработками сотрудников университета. Часто на территории технопарка создается промышленное производство, при условии что оно предназначено для выпуска опытных партий продукции, являющихся непосредственным результатом исследований, проводимых в парке.
К особенностям технопарков следует отнести и продолжительный период становления. Технологическому парку «Силиконовая долина» для достижения успеха потребовалось около 35 лет, парку-треугольнику Северной Каролины — 30, технопарку университета Юта — около 20 лет.
В целом опыт создания и функционирования СЭЗ в США можно назвать успешным. Отличительной чертой СЭЗ в США является тот факт, что в этой стране успешно действовали и действуют СЭЗ различных типов. Особенно важно отметить, что практически все такие зоны не носят глобального характера, они невелики по размерам.
Япония
Япония также активно используют методы развития экономики с помощью СЭЗ. Страна имеет свои собственные способы планирования регионального развития в национальных масштабах. Государственное планирование здесь включает общий план развития и большое количество разрабатываемых министерствами отдельных планов регионального развития, в рамках которых на территории страны создаются зоны совместного предпринимательства различного типа.
Широкое распространение в Японии получили так называемые зоны свободного импорта. Согласно японскому определению, зоны свободного импорта представляют собой регион, развиваемый в рамках "законодательства по особым мерам, направленным на развитие импорта и привлечения инвестиций". Примером зон данного типа является зона свободного импорта "Сакаиминато", расположенная в префектуре Тоттори.
Для содействия предпринимателям, обслуживающим импортные грузы, государственной японской концепцией формирования и развития зон свободного импорта предусмотрен ряд мер, к числу которых относятся:
- предоставление Японским банком развития и Фондом содействия средним и мелким предпринимателям займов под низкие проценты;
- дифференцированное налогообложение доходов с недвижимости и прибыли для предпринимателей, работающих в местах складирования импортных грузов;
- льготная оплата поставок оборудования предприятий оптовой и розничной торговли и транспорта;
- освобождение от налогов на землю предприятий обрабатывающей промышленности, оптовой торговли и транспорта;
- предоставление предпринимателям гарантий долговых обязательств от Фонда формирования производственной базы;
- льготное страхование средних и мелких предприятий;
- бесплатное предоставление Японской ассоциацией развития внешней торговли информации и консультаций по вопросам импорта, а также проведения выставок и ярмарок.
Наряду с организацией зон свободного импорта в Японии активно формировались зоны свободного предпринимательства научно-технического типа в форме технопарков. В отличие от США, подобные зоны создавались, в основном, по частной инициативе, первый технопарк в Японии был создан по инициативе правительства страны.
Начиная с 50-х годов в Японии разрабатывается программа региональной экономической политики (РЭП), основными направлениями которой являются регулирование размещения производства, населения, всех экономических ресурсов по территории страны и создание условий для полноценного и сбалансированного развития всех ее регионов. В соответствии с первым и вторым Планами комплексного развития территории страны (1960-1970 гг. и 1969-1985 гг.) при активной финансовой поддержке государства за пределами Тихоокеанского промышленного пояса создавались «новые промышленные города» и «специальные промышленные зоны». В рамках РЭП в 80-х годах была разработана программа «Технополис». В соответствии с этой программой предусматривалось создание в отдельных отстающих в экономическом развитии префектурах страны около двадцати научно-технических зон (технополисов). В программе были поставлены цели перераспределения промышленности из центра в периферию, переориентации промышленности на развитие энергоемких и энергосберегающих технологий, интенсификации научных исследований на всей территории страны за счет активизации деятельности местных технополисов, были сформулированы специальные критерии:
- близость (не более 30 минут езды) к «материнскому городу» с населением свыше 200 тыс. человек, которая обеспечила бы коммунальное обслуживание;
- близость к аэропорту, а еще лучше к международному аэропорту или к станции скоростной железной дороги;
- сбалансированный набор промышленных зон, научно- исследовательских институтов и жилых кварталов;
- усовершенствованная информационная сеть;
- благоприятные условия для жизни, способствующие творческой научной работе;
- планирование с участием всех трех заинтересованных сторон: бизнеса, университетов и местных властей.
Большинство технополисов ориентируется на разработки в области электроники, создания «новой керамики», робототехники. Однако некоторые специализируются в медицинской промышленности, биотехнологии, космических исследованиях.
Реализация программы «Технополис» позволила в отдельных отстающих в экономическом развитии регионах создать в рамках небольших городов с прилегающими территориями зоны, включающие в себя предприятия высокотехнологичных отраслей, научные учреждения, вузы, готовящие для технополисов научные и инженерные кадры и современную инфраструктуру. Интенсификация научных исследований с активным внедрением в реальную экономику страны за счет активизации деятельности местных университетов была осуществлена с участием государственных и муниципальных органов и крупного частного капитала. При помощи механизма ускоренной амортизации (в первый год 30% стоимости оборудования и 15% стоимости зданий) и других экономических льгот удалось заинтересовать инвесторов.
Великобритания
В некоторых районах Великобритании, где практически отсутствовали промышленные предприятия и существовала проблема занятости, для оживления хозяйственной деятельности и привлечения иностранных инвестиций правительством были созданы специальные промышленные зоны. Под руководством правительственного Агентства по предпринимательству такие меры, как привлекательные налога на местном уровне, освобождение от налога на прибыль в течение определенного периода, займы, выдаваемые под низкие проценты, и дотации (субсидии), помогли добиться успеха в привлечении инвестиций в данные регионы. К началу 90-х годов в Великобритании насчитывалось 25 предпринимательских зон, размещенных в старых индустриальных районах, благодаря которым эти районы были выведены из кризисной ситуации. За период 1981-1985 гг. в них осуществили инвестиции более двух тысяч компаний, что привело к созданию около двадцати тысяч новых рабочих мест.
Существует в Великобритании и опыт создания технико-внедренческой зоны. Она была сформирована в Кембридже. Университет предлагает специальные курсы повышения квалификации, его сотрудники участвуют в совместных научно-исследовательских проектах, а производственная база предприятий зоны используется также в научных исследованиях.
Профиль научного парка сформировался на основе спектра направлений исследований университета и включает в себя небольшие (около 30 чел.) инновационные фирмы.
Большое распространение в Великобритании получили также свободные аэропорты.
Ирландия
Исключительно важное место в системе СЭЗ Западной Европы занимает ирландская зона «Шеннон». Особенности этой зоны в том, что она стала образцом той модели СЭЗ послевоенной Европы, которая изучается, а ее практика переносится в страны всех континентов. Зона стала генератором экономического развития Ирландии.
В 1959 г. парламент Ирландии принял закон о создании экспортно- промышленной зоны (промышленного парка) вблизи аэропорта Шеннон с целью привлечения иностранных инвестиций для экспортного производства, которое смогло бы пользоваться услугами аэропорта для импорта комплектующих и экспорта готовой продукции при льготной десятипроцентной экспортной пошлине.
СЭЗ рассматривалась как одно из средств индустриализации Ирландии. Созданию зоны благоприятствовали выгодное экономико-географическое положение (самое короткое расстояние между Старым и Новым Светом), наличие международного аэропорта и беспошлинной торговли, относительно дешевая рабочая сила, а также поддержка правительства.
Для реализации проекта была создана государственная компания «Шеннон Фри Аэропорт Девелопмент» с двухуровневой управленческой системой: правление директоров из представителей министерств и частных фирм, отвечающее за стратегию развития, и исполнительная дирекция, которая занимается решением практических вопросов производства. Структурная схема организации СЭЗ «Шеннон» приведена в приложении Б.
В СЭЗ «Шеннон» компании независимо от их национальной принадлежности получили особые льготы для осуществления своей деятельности: налоговые льготы, пониженная арендная плата за производственные здания и землю. Эти льготы были предназначены для существенного удешевления в Шенноне издержек производства по сравнению с другими регионами страны. Получаемая компаниями выгода не только компенсировала, но и существенно превышала дополнительные транспортные издержки на доставку конечных продуктов на основные рынки независимо от того, находились ли они в другой части Ирландии или в других странах.
Стратегия была успешной настолько, что в течение двух лет в крошечном районе Шеннона было сосредоточено около 25% общего ирландского экспорта — благодаря деятельности иностранных компаний, заинтересованных в преимуществах представляемых льгот при производстве товаров на экспорт. К 1966 г. этот показатель составил 32%.
В 1968 г. «Шеннон Фри Аэропорт Девелопмент» приступила к организации промышленных парков в основных городах региона, а также начала программу развития, основанную на идее создания зоны по обработке экспорта с предоставлением большого пакета льгот.
Следующий этап развития зоны «Шеннон» пришелся на 80-е годы, когда Европейский союз (бывший ЕЭС) начал свое движение к единому европейскому рынку. Компании из стран, не входящих в ЕС, нашли способ преодолеть импортные барьеры, открыв свои заводы и фабрики и начав производственную деятельность в стране-члене ЕС. Таким образом, СЭЗ «Шеннон» опять стала привлекательным местом для иностранных инвестиций, особенно из США и Японии — двух самых крупных в мире торговых стран, не входящих в ЕС.
Общая численность работающих на таких предприятиях составляет свыше 5,5 тыс. человек (еще дополнительно несколько тысяч рабочих мест было создано в аэропорту и местных сопутствующих предприятиях производства и сферы обслуживания). В 1998 г. в Шенноне насчитывалось свыше ста предприятий, экспортировавших продукцию на сумму почти 165 млн. долл. в год.
Многие из родившихся начинаний промышленной политики были применены по всей стране. В результате СЭЗ «Шеннон» дала начало многим важным инициативам промышленного развития, включая экспортно- производственные зоны, экспериментальные предприятия, услуги по набору и размещению персонала для различных индустриальных отраслей.
Следует отметить, что СЭЗ сыграла значительную роль в общем экономическом росте страны. Время показало, что решение о создании СЭЗ было оправданным. Шеннон стал одним из самых передовых и процветающих районов Ирландии. Подробно описание СЭЗ Шеннон представлено в приложении В.
2. Опыт России в создании свободных экономических зон.
Особые экономические зоны — это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.
В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005
Цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы. Развитием особых экономических зон в России занимается специально созданная управляющая компания - "Особые экономические зоны", единственным акционером которого является государство.
На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:
· Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства
· Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы
· Предоставляется ряд налоговых преференций
· Система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами
В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:
· Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.
· Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.
· Портовые зоны
· Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ
Кроме того, в Калининградской области с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ "Янтарь, ОЭЗ в Калининградской области), условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2006 г..
Промышленные ОЭЗ.
Обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям — это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.
Промышленные зоны располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга») и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ Липецк). 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области (Тольятти (особая экономическая зона)), территория которой непосредственно примыкает к Тольятти. В декабре 2010 года - была создана Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Титановая долина" (Верхняя Салда, Свердловская область)
В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:
· Автомобилей и автокомпонентов
· Строительных материалов
· Химической и нефтехимической продукции
· Бытовой техники и торгового оборудования
Инновационные ОЭЗ.
Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки.
Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.
Четыре инновационные зоны расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы (Зеленограда) и Дубны (Московская область).
Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:
· Нано- и биотехнологии
· Медицинские технологии
· Электроника и средства связи
· Информационные технологии
· Точное и аналитическое приборостроение
· Ядерная физика
Туристические ОЭЗ.
Располагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.
Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края. Еще шесть вновь созданных ОЭЗ располагаются в северо-кавказском федеральном округе.
Портовые ОЭЗ.
Портово-логистические особые экономические зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России.
Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.
Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае — формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.
2 октября 2010 года Премьер-Министр России Владимир Путин подписал постановление № 800 Правительства РФ о создании ПОЭЗ «Мурманск». 26 октября постановление вступило в силу. На территории ОЭЗ «Мурманск» возможно строительство контейнерного терминала, модернизация действующих и возведение новых портовых мощностей по приему, перевалке и погрузке насыпных и наливных грузов. Кроме того, возможна сборка буровых установок, что имеет большое значение для успешного освоения шельфовых месторождений нефти и газа. Инвесторы портовой ОЭЗ «Мурманск» получат налоговые и таможенные льготы, а также подключения к инфраструктурным объектам. Инвесторам гарантируется неизменность налоговых льгот в течение всего срока существования особой экономической зоны.
Условия создания:
В ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. оговорено несколько условий создания ОЭЗ на территории России:
· На территории государства могут создаваться только четыре типа ОЭЗ:
· Инновационные (Технико-внедренческие) (площадью не более 4 км²);
· Промышленно-производственные (с 2012 года площадью не более 40 км²);
· Туристско-рекреационные;
· Портовые
· Никакая ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию административного образования;
На территории ОЭЗ не допускается:
· Добыча и переработка полезных ископаемых;
· Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов;
· ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
· Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ.
Заключение
Иностранные инвестиции – это то, для чего, собственно, и создаются СЭЗ во всем мире. С их помощью правительство предполагает решить ряд существенных проблем, которые нависают над страной в процессе перехода к рынку. СЭЗ позволяют активизировать внешнеэкономическую деятельность страны по средствам привлечения инвестиций, снизить социальную напряженность, улучшить имидж страны в глазах иностранных инвесторов. Опыт многих стран, а особенно наших соседей Польши, Венгрии, позволяют сделать вывод, что СЭЗ, при разумном к ним подходе, глубоком понимании механизмов функционирования, способны вывести экономику страны на более высокий качественный уровень. Кроме того, примеры этих стран могут послужить хорошим примером деятельности СЭЗ для нашей страны.
Процесс создания СЭЗ – процесс требующий тщательного продумывания всех составляющих СЭЗ. Разработка целей и задач должна быть всесторонней и всеобъемлющей, необходимо принимать во внимание множество факторов:
· экономическое положение страны, стабильность инвестиционного
· законодательства, стабильность налогового законодательства, внешнеторговые
· связи страны и прочее.
Только в этом случае функционирование СЭЗ будет эффективным.
По средствам создания СЭЗ правительства стран пытаются решить те проблемы, которые собственными силами они решить не в состоянии. Для новых инвесторов создаются определенные условия, именно это условия и являются особенностями функционирования СЭЗ. В работе были рассмотрены составляющие СЭЗ, принципы и условия функционирования, этапы создания и опыт деятельности СЭЗ некоторых стран. Исходя из всего вышесказанного можно сделать некоторые выводы:
· создание СЭЗ направлено, в первую очередь, на привлечение
иностранного капитала;
· на территории СЭЗ действует целая система налоговых льгот, часть из которых является постоянной, часть – временной (например, в Венгрии - освобождение от местных налогов на первых 10 лет). Резиденты и вовсе освобождаются от уплаты некоторых налогов (чрезвычайный налог, налог на недвижимость, дорожный фонд и др.);
· внешнеторговые льготы, связанные с введением упрощенного
порядка осуществления внешнеторговых операций (например, резиденты СЭЗ освобождаются от пошлин, налогов на импорт и прочих видов контроля за
импортом) позволяют активизировать экспорт, достичь нужного уровня импорта,
предоставляют возможность национальному производителю представить свою продукцию на внешнем рынке и прочее;
· товары, ввозимые на территорию СЭЗ и вывозимые с ее территории, подлежат таможенному оформлению;
· административные льготы, предоставляемые резидентам СЭЗ, значительно ускоряют и облегчают процесс регистрации и, соответственно, начало производственной деятельности.
Свободные экономические зоны в России, несмотря на их достаточно давнюю историю не могут развиваться также как на западе. Главной причиной этому – несовершенство законодательства. Но будем надеяться, что современное правительство предпримет необходимые шаги к устранению недостатков законодательства в этом вопросе, ведь СЭЗ – это наши окна в мировую экономику.
Библиографический список к части I
1. ФЗ РФ от 23 июля 2005 г. № 116 – ФЗ «Об особых экономических зонах» (в редакции ФЗ от 03.06.2006 № 76 – ФЗ);
2. Н.Н. Шмонов, «Историческое исследование проблем развития ОЭЗ», - КГУКИ, 2010 – 158 с.;
3. www.rosoez.ru – сайт Федерального агентства по управлению ОЭЗ (Рос ОЭЗ);
4. www.asaul.com – сайт «АСАУЛ.РФ» - профессиональный сайт профессора Асаула Анатолия Николаевича;
5. https://ru.wikipedia.org – «Википедия» свободная энциклопедия;
6. https://www.samoupravlenie.ru – сайт «Проблемы местного самоуправления», статья «Предпосылки и цели создания свободных экономических зон. Проблемы и перспективы развития»;
7. https://www.jourclub.ru – сайт «Каталог статей и учебных пособий "JourClub"», И.М. Бетуган, «Свободные экономические зоны - международный опыт»;
8. Акопова Е.С., «Мировая экономика и международные экономические отношения». - М., 2006. - 347 с.;
9. https://www.grandars.ru – сайт «Энциклопедия Экономиста», статья «Свободные экономические зоны»;
10. https://www.rosez.ru – сайт «Российские свободные экономические зоны».