Имам Муслим Ибн Хаджаджж, автор «Сахиха»

Сказал имам Муслим, изобличая Абу Ханифу и его добавку в хадис Джибриля для поддержки своего мурджиитского мнения:

فأمّا رواية أبي سنان عن علقمة في متن هذا الحديث إذ قال فيه: أنّ جبريل (عليه السلام) قال: جئت أسألك عن شرائع الإسلام، فهذه زيادة مختلفة ليست من الحروف بسبيل، وإنّما أدخل هذا الحرف في رواية هذا الحديث شرذمة زيادة في الحرف، مثل ضرب النعمان بن ثابت وسعيد بن سنان ومن يجاري الإرجاء نحوهما، وإنّما أرادوا بذلك تصويباً في قوله في الايمان وتقعيد الارجاء. [و] ذلك [ممّا] لم يزد قولهم إلا وهناً وعن الحق إلا بعداً: إذ زادوا في رواية الأخبار ما كفى بأهل العلم والدليل على ما قلنا من إدخالهم الزيادة في هذا الخبر أنّ عطاء بن السائب وسفيان روياه عن علقمة فقالا: قال: يا رسول الله، ما الإسلام؟ وعلى ذلك رواية الناس بعد مثل: سليمان ومطر وكهمس ومحارب وعثمان وحسين بن حسن وغيرهم من الحفاظ كلهم يحكي في روايته أن جبريل (عليه السلام) قال: يا محمد ما الإسلام؟ ولم يقل: ما شرائع الإسلام كما روت المرجئة

«Что же касается передачи Абу Синана от Алькамы с матном этого хадиса, где он сказал, что Джибриль, мир ему, сказал: «Я пришёл спросить тебя об обрядах Ислама..», то это противоречащая добавка, абсолютно не из слов хадиса. Однако ввели эти слова в текст этого хадиса небольшая кучка людей, добавив их к словам хадиса, подобные ан-Ну’ману Ибн Сабиту (Абу Ханифе), и Саиду Ибн Синану, и другим подобных им кто придерживается ирджа. И они лишь хотели этим представить истинным его слово в Имане, и подкрепить ирджа. И это лишь увеличит слабость их слова, и отдалит от истины еще сильнее, раз они добавляют в сообщения то, что не передали люди знания. И доводом на то, что мы сказали, касательно их добавки в это сообщение – то, что Ато Ибн Саиб, и Суфьян передали его от Алькамы, и сказали: «Сказал Джибриль: «О Посланник Аллаха, что такое Ислам?». И так же передали люди после, как Сулейман, и Матр, и Кахмас, и Мухариб, и Усман, и Хусейн Ибн Хасан, и другие хафизы. Все они передают, что джибриль, мир ему, сказал: «О Мухаммад,что такое Ислам?». И никто из них не сказал: «Что такое обряды Ислама?», как передали мурджииты»

Источник: «Ат-Тамьиз» имама Муслима, 35

И также сказал о намеренной добавке Абу Ханифы в текст этого хадиса имам Абу Зур’а ар-Рази в «Ас-Суалят», 1-425

Имам Абу Дауд ас-Сиджистани

1. Сказал Абу Дауд в «Ас-Суалят», говоря об одном из передатчиков:

سالم الافطس كان يصحب أبا حنيفة على الارجاء

«Салим Аль-Афтас был сподвижником Абу Ханифы в мурджиизме»

См. «Ас-Суалят», 1781

2. Сказал Аль-Аджурри:

«Я сказал Абу Дауду: Считал ли Абу Ханифа дозволенным выход с мечом против несправедливых правителей? Он ответил: Да»

См. «Ас-Суалят» аль-Аджурри, 264

قُلْتُ لِأَبِي دَاوُد: كَانَ أَبُو حَنِيْفَة يَرَى الْسَّيْف؟ قَالَ: نَعَم.

Имам ахли-Сунна Уаки Ибн Аль-Джаррах

Сказал имам Ибн Аби Хатим:

نا ابي نا الحميدي نا وكيع نا أبو حنيفة انه سمع عطاء إن كان سمعه

«Рассказал мне мой отец, что рассказал мне аль-Хумейди, что рассказал ему аль-Ваки, что рассказал ему Абу Ханифа, что он слышал как Ато сказал – если он слышал это»

Источник: «Аль-джарх уа ат-та’диль», 8-449


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: