Хафиз Ибн аль-Джоузи аль-Ханбали (умер в 597 г.х.)

Сказал хафиз Ибн аль Джоузи в биографии Абу Ханифы в «Аль-мунтазам»:

النعمان بن ثابت ، أبو حنيفة التيمي مام أصحاب الرأي. ولد سنة ثمانين

«Нуман ибн Сабит, Абу Ханифа, имам, обладатель суждений. Родился в 80 году..»

Затем Ибн аль-Джоузи привел, от кого он передавал, и кто передавал от него, упомянул немного из его юности, затем сказал: «Не разногласят люди в его понимании и фикхе..», и привёл три асара где передается от саляфов похвала ума Абу Ханифы и его понимания. Затем сказал:

وبعد هذا فاتفق الكل على الطعن فيه، ثم انقسموا على ثلاثة أقسام: فقوم طعنوا فيه لما يرجع إلى العقائد و الكلام في الأصول. وقوم طعنوا في روايته وقلة حفظه وضبطه. وقوم طعنوا لقوله الرأي فيما يخالف الأحاديث الصحاح

«После же этого согласия на его понимании и фикхе, все согласились на поношении его, а затем разделились на три категории: одни поносили его по причинам, связанным с акыдой, и словами об основах религии. Вторая группа поносила его передачи, и слабую память и точность. И третья группа поносила его за высказывание на основе сосбтвенного мнения в том, что противоречит достоверным хадисам».

Затем Ибн аль Джоузи привел риваяты о заблуждениях Абу Ханифы в акыде, риваяты о его слабой памяти и слабости как передатчика, затем сказал:

. القسم الثالث: قوم طعنوا فيه لميله إلى الرأي المخالف للحديث الصحيح، وقد كان بعض الناس يقيم عذره ويقول: ما بلغه الحديث، وذلك ليس بشيء لوجهين: أحدهما: أنه لا يجوز أن يفتي من يخفى عليه أكثر الأحاديث الصحيحة. والثاني: أنه كان إذا أخبر بالأحاديث المخالفة لقوله لم يرجع عن قوله

«Третья группа: те, кто порицали его за его склонность к суждению на основе собственного мнения, которое противоречило достоверному хадису. И некоторые люди пытались его оправдать, говоря: «Не дошел до него хадис». И это – абсолютно никчемное оправдание, по двум причинам. Первая: что не разрешается давать фетву тому, от кого скрылось большинство достоверных хадисов. Вторая: что когда ему сообщали хадисы, противоречащие его мнению, он не отказывался от его слова»

Затем Ибн аль Джоузи привел передачи о таких случаях, затем сказал:

قال أبو حنيفة: لو أدركني النبي صلى الله عليه وسلم لأخذ بكثير من قولي، وهل الدين إلا الرأي الحسن. قال بعض العلماء: العجب من أبي حنيفة، كيف يقول وهل الدين إلا الرأي، وهل يعلم أن كثيراً من التكاليف لا يهتدي إليها القياس، ولهذا يأخذ هو بالحديث الضعيف ويترك القياس.فأما المسائل التي خالف فيها الحديث فكثيرة، إلا أن من مشهورها الذي خالف فيه الصحاح

«Сказал Абу Ханифа: «Если бы застал меня Посланник Аллаха то он непременно взял бы многие мои мнения. Ведь разве религия – не что иное, как хорошее мнение?». Сказал один из ученых: «Берет удивление с Абу Ханифы! Как же он говорит: «Разве религия – это не мнение», знает ли он, что многие из обязанностей не познаются через кыяс?» И поэтому он сам брал слабый хадис, и оставлял кыяс.
А что же касается вопросов, где он противоречил хадисам, то их много, и вот известные из них, где он противоречил достоверным хадисам..»

Затем имам перечислил около 30 вопросов, где Абу Ханифа ясно противоречил достоверным хадисам, затем сказал: «

فهذا من مشهور المسائل والمتروك أضعافه، ولكونه خالف مثل هذه الأحاديث الصحاح سعوا بالألسن في حقه، فلم يبق معتبر من الأئمة إلا تكلم فيه، ولا يؤثر أن يذكر ما قالوا، والعجب منه إذا رأى حديثاً لا أصل له هجر القياس ومال إليه؛ كحديث: نقض الوضوء بالضحك. فإنه شيء لا يثبت، وقد ترك القياس لأجله

«И это – известные из вопросов, где он противоречил Сунне, а оставлено намного больше. И по той причине, что он противоречил достоверным хадисам, подобным этим, они жестко высказывались в его адрес, и не осталось никого из имамов, кого можно было бы принимать во внимание, кроме как он говорил о нём с плохой стороны. И не будет иметь особого смысла упоминание того, что они сказали, и удивительно от него, что он когда видел хадис, которому нет никакой основы, оставлял кыяс, и склонялся к этому хадису, как например хадис о нарушении вуду по причине смеха. Ведь истинно, это недостоверно, а он оставил кыяс ради этого»

Затем Ибн аль Джоузи упомянул о его смерти, и закончил биографию

Как мы видим, в этой биографии хафиз Ибн аль Джоузи также передает согласие имамов на порицании его.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: