Вопросы и задания. Задание 1. Какие слова из данного списка ассоциируются у вас с манипуляцией?

Задание 1. Какие слова из данного списка ассоциируются у вас с манипуляцией? Объясните причины вашего выбора.

Заседание Убеждать

Вопросы Утверждать

Управление Объяснять

Совещание Доказывать

Марионетка Упрямство

Обсуждение Настойчивость

Давление Убедительность

Настаивать Авторитет

Задание 2. Как вы поведете себя в данной ситуации? Разыграйте эти ситуации в группах и оцените продуктивность поведения участников, выполнявших задания. Какое поведение в каждом случае максимально эффективно?

Вы в компании новых знакомых побывали на показе мод. Модели одной марки показались вам вычурными, и вы сказали об этом спутникам. Несколько человек из вашей компании, которым эти модели понравились, ответили вам: «Ты не специалист и не можешь судить об этом». Остальные в вашей компании смотрят на вас и ждут, что вы ответите.

Вы с новыми деловыми партнерами отправились в ресторан с экзотической кухней. Они пригласили вас, поэтому они и выбирали блюда. То, что принесли вам, вы съесть не сможете, пища кажется вам абсолютно несъедобной. Однако пригласившие вас партнеры очень любезно просят вас попробовать и смотрят выжидательно.

Одна из ваших обязанностей на рабочем месте — принимать звонки. Ваш рабочий день заканчивается в 18.00. Вчера вы ушли с работы в 18.20. Сегодня вас вызывает начальник, сообщает, что вчера в 18.30 звонил потенциальный клиент, выгодный заказчик, но никого не застал. В заключение начальник говорит вам: «По вашей Милости мы чуть не лишились выгодного клиента!»

Вы пришли на почту в конце рабочего дня, чтобы отправить заказное письмо. Сделать это необходимо именно сегодня. Перед





вами в очереди остался только один человек, он уже отдал заказ иденьги, получил сдачу, и вдруг он начинает говорить, что сдача слишком мала, что ему недоплатили. Приемщица почтового отделения начинает спорить, говорит, что дала сдачу правильно. Начинается разговор на повышенных тонах. Вы понимаете: если это продлится еще 5-7 минут, то вы не успеете отправить письмо. Перед другими окошками по приему отправлений — свои очереди.

Задание 3. Тренировка психологической устойчивости. Участник должен переписать от руки басню ИЛ. Крылова «Осел и Соловей». Пока он переписывает, другой участник все время повторяет ему одну фразу: «Купи слоника». Любая реплика первого участника включается в следующую фразу, например:

Купи слоника.

Не мешай.

Все говорят: «Не мешай», а ты купи слоника.

Если первый участник молчит, второй говорит ему «Все молчат, а ты купи слоника» и т.д. Первый участник должен уложиться в 5 минут, написать разборчиво, нигде не ошибиться, и не выказать раздражения.

Задание 4. Прочитайте текст.

В маленькой гостиной, которую нередко использовали для особо важных персон, громко всхлипывала девушка в форме кассира.

— Успокойся, — деловито сказала Таня, — спешить некуда. Поговорим, когда ты придешь в себя.

Тем временем Пэтси вытерла покрасневшие глаза большим полотняным платком, который дала ей Таня, и, еще давясь от слез, произнесла:

— Они бы никогда себе не позволили... так грубо разговаривать дома... даже с женой.

— Это ты про пассажиров?

Девушка кивнула.

— Да нет, многие так разговаривают и дома, — сказала Таня. — Вот выйдешь замуж, Пэтси, возможно, и тебе придется с этим


столкнуться, хоть я и не пожелала бы тебе такого. Видишь ли, когда мужчины ломаются планы, он ведет себя, как сорвавшийся с цепи Медведь, — тут ты права.

— Я же очень стараюсь... мы все стараемся... весь сегодняшний день и вчера тоже... и позавчера... Но они так с нами разговаривают...

— Ты хочешь сказать, они ведут себя так, будто это ты устроила буран. Специально, чтобы осложнить им жизнь.

— Да... А потом подошел этот мужчина... До него я еще как-то держалась...

— Что же все-таки произошло? Меня ведь вызвали, когда скандал уже кончился.

Девушка постепенно начала успокаиваться.

— Ну... у него был билет на рейс семьдесят два, а рейс отменили из-за непогоды. Мы достали ему место на сто четырнадцатый, но он на него опоздал. Говорит, что был в ресторане и не слышал, как объявили посадку.

— В ресторанах посадку не объявляют, — сказала Таня. — Об этом висит объявление, а кроме того, это напечатано на всех меню.

—- Я ему так и сказала, миссис Ливингстон, когда он подошел ко мне. Но он продолжал грубить. Вел себя так, точно это я виновата, что он опоздал на посадку. Сказал, что все мы безрукие и спим на ходу.

— А ты вызвала старшего?

— Да, но он был занят. Мы все были очень заняты.

— Что же было дальше?

— Я дала этому пассажиру место в дополнительном отсеке, на рейс двенадцать двадцать два.

— Ну и что дальше?

— Он спросил, какой там будут показывать фильм. Я выяснила, и тогда он сказал, что видел этот фильм. И снова стал мне грубить. Он желал смотреть тот фильм, который должны были показывать на отмененном рейсе. И спросил, могу я ему дать билет на такой рейс, где показывают этот фильм. А ведь у стойки толпилась уйма пассажиров. И кое-кто из них стал громко ворчать, что я-де еле шевелюсь. Ну и вот,



I




когда он снова спросил меня насчет фильма, тут я... — Девушка помолчала. — Очевидно, это называется — сорвалась.

— И швырнула ему в лицо расписание? — подсказала Таня

Пэтси Смит кивнула — вид у нее был глубоко несчастный. Казалось, она вот-вот снова заплачет.

— Да. Сама не знаю, что на меня нашло, миссис Ливингстон... Я швырнула ему расписание через стойку. И сказала, пусть сам выбирает себе рейс.

(А. Хейли. Аэропорт)

Чем вызвано подобное поведение пассажира и кассирши? Что бы вы сказали девушке на месте ее начальства? Сравните ваши идеи с оригиналом, описанным в романе.

Задание 5. Подберите из литературы или жизненного опыта (своего или чужого) примеры того, как молено противостоять манипуляции. Объясните в каждом случае успех противодействия.

Задание 6. Подготовьте обучающее выступление на одну из данных тем. К каждому выступлению должны быть подготовлены 2-3 задания по теме.

НЛП - что это такое?

Психологические приемы защиты от манипуляции.

Манипуляция в деловых переговорах.

Почему люди обращаются к манипулятивным тактикам?

Психологический тип - жертва. Почему некоторые люди не защищаются от манипуляций?

История и современность софистики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно или Книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. СПб., 1993.

2. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. М., 2003.


3. Богданов Е.Н., Зазыкин ВТ. Психологические основы блик рилейшнз». СПб., 2003.

4. Браим КН. Культура делового общения. Минск, 1998.

5. Грэй Д. Марс и Венера на работе. Как повысить качество общения и достичь успехов в работе. Киев-М., 2003.

6. Зайденщ Ш., Баркоу Б. Эти странные немцы. М., 2001.

7. Зарецкая Е.Н. Деловое общение. М., 2003.

8. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М., 1998.

9. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: учебное пособие для университетов и вузов. М.,1998.

10. Колтунова М.В. Язык и деловое общение. М.,2000.

11. Козлов Н.А. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. М., 1996.

12. Козлов НА. Философские сказки для обдумывающих житье, или Веселая книга о свободе и нравственности. М., 1996.

13. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1998.

14. Лоней Д. Эти странные испанцы. М., 1999.

15. Малъханова И.А. Деловое общение. М., 2004.

16. Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. М., 1999.

17. Майол Э., Милстед Д. Эти странные англичане. М., 2001.

18. Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж. М., 2001.

19. Панасюк А.Ю. Как убеждать в своей правоте: Современные психотехнологии убеждающего воздействия. М., 2002.

20. Панкратов В.Н Манипуляции в общении и их нейтрализация. М., 2000.

 

21. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб., 2001.

22. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М., 2002.

23. Пиз А. Язык телодвижений. М., 1995.

24. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997.



25. Скаженик Е.К Практикум по деловому общению:

ное пособие. Таганрог, 2005.

26. Солли М. Эти странные итальянцы. М., 1999.

27. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации

Учеб. пособие. СПб., 2002.

28. Сопер П. Основы культуры речи. М., 1992.

29. Стернин И А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001.

30. Стернин И.А. Общение с мужчинами и женщинами. Воронеж, 2001.

31. Тер-Минасова СТ. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.

32. Третъяков В.П., Крижанская Ю.С. Грамматика общения. СПб., 2005.

33. Читать человек - как книгу / Сост. Е.К. Знак. Минск, 1995.

34. Учитесь общаться: сборник тестов. Воронеж, 1995.

35. Холл Э.Т. Невидимое расстояние. М., 2007.

36. Япп Н., Cupemm M. Эти странные французы. М., 2001.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: