Проблемы лидерства в деловой коммуникации

4.2.1. Лидер и руководитель

Слово лидерство (leadership) произошло от английского глагола «lead», что значит «вести»; соответственно, существительное «leader» означает «ведущий, руководитель». Лидерство, процесс сложного взаимодействия людей в социальных группах на основе общественных отношений, предполагает наличие лидера (ведущего) и его последователей, команды (ведомых). Учитывая отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе, лидерство можно рассматривать как один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы исполняет роль лидера, т. е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия.

На процесс взаимоотношений в коллективе оказывают влияние характер группы, сфера ее деятельности, специфические признаки ситуации, психологические особенности участников, цель деятельности и личность лидера. Частично перекрываясь понятиями управление, руководство, лидерство характеризует вместе с тем и специфическую форму отношений в группе или организации.

Руководитель — официальное лицо, на которое возложены функции управления группой (коллективом) и организации ее деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает определенными санкциями: поощрение и наказание подчиненных в целях воздействия на их профессиональную деятельность, производственную, научную, творческую активность. Формой воздействия руководителя на группу и отдельных ее членов выступает власть, следовательно, основным механизмом управленческой деятельности руководителя является «авторитет власти». Обладая формально регламентируемыми правами и обязанностями, руководитель представляет группу (коллектив) в других организациях.


Лидер — неофициальное лицо, которое может быть как руководителем группы (коллектива), так и одним из ее рядовых членов. Лидер — это человек, способный передавать вдохновляющие коллектив идеи, обладающий внутренней силой, авторитетом в группе, притягательностью (харизмой61), это предводитель, руководящий людьми и дающий группу к цели. Среди типичных качеств харизматической личности выделяются способность заражать энергией окружающих, независимость характера, хорошие риторические способности, достойная и уверенная манера держаться. В современном мире лидеру необходимо не просто видеть цели и ставить их, но и обладать умением заглянуть в будущее. Формой воздействия лидера на отдельные личности и группу является влияние, а механизм управленческой деятельности может быть обозначен как «власть авторитета». Таким образом, лидер­ство определяется наличием цели, а лидер — умением выбирать и на­правлять людей к этой цели.

Исходя из сказанного выше, лидерство рассматривают как психологическую характеристику поведения отдельных членов группы, а руководство — как социальную характеристику отношений в группе.

В организациях различают формальное и неформальное лидерство: первое связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения. Неформальное лидерство возникает на основе личных взаимоотношений членов коллектива. Эти типы лидерства либо дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитетного руководителя, либо вступают в конфликт, и тогда эффективность организации падает.

Оптимальным условием для успешной работы группы (коллектива) и эффективной деловой коммуникации является лидирующая позиция руководителя. Во-первых, лидер, пользуясь авторитетом в группе, затрачивает меньше усилий и времени для управления подчиненными и решения поставленных перед организацией задач.

61Харизма (греч. Χάρισμα - «милость», «божественный дар», «благодать») — в современном широком словоупотреблении обозначает некие неопределяемые точно исключительные свойства личности, которыми наделён в представлении своих сторонников.



Во-вторых, через лидера, пользующегося доверием коллектива, проходит большая часть внутренней информации и результативно осуществляется обратная связь, поэтому возможно с большей вероятностью предусмотреть различные ситуации деловой коммуникации и заранее спрогнозировать их решение. Обладая достаточной информацией, руководитель-лидер способен разработать оптимальную стратегию и тактики достижения группой определенных целей.

В современной литературе по социологии, психологии, деловому общению выделяют различные качества, необходимые лидеру. Наиболее важными в деловой коммуникации представляются следующие качества современного лидера: 1)целеустремленность, 2) организованность (внутренняя целостность, системность мышления, последовательность действий), 3) активность (инициативность), 4) коммуникабельность (умение говорить и убеждать, умение слушать и слышать).

4.2.2. Ступени лидерского роста

Согласно современным исследованиям, лидерский потенциал есть у каждого человека, следовательно, лидерские качества могут быть развиты. Необходимо учитывать также и ступени лидерского роста внутреннее лидерство, ситуативное или контекстуальное лидерство, командное или тактическое лидерство, системное или стратегическое лидерство. С учетом названных ступеней можно проследить развитие лидерских качеств, которое происходит следующим образом.

Внутреннее лидерство реализуется как умение управлять собой: умение ставить перед собой цели и достигать их, мотивировать себя не просто на работу, а на достижение в ней высоких результатов, брать ответственность за свои поступки, держать ситуацию под контролем. Это базовый этап развития лидерской компетенции, создающий предпосылки для возникновения и развития качеств лидера.

Ситуативное или контекстуальное лидерство проявляется в определенных ситуациях, когда человек берет на себя роль лидера на определенное время. На лидере лежит временная ответственность за происходящее, что продиктовано в большей степени


необходимостью, чем возможностью. Например, в экстремальных условиях, когда род угрозой находится жизнь людей, ситуация диктуетнеобходимость появления лидерских качеств. Когда актуальность снижается, человек снимает с себя обязанности лидера и возвращается к повседневным занятиям. На данном этапе человек учится захватывать инициативу, брать на себя ответственность за других, общаться с людьми, вместе с ними двигаться к выполнению доставленных задач и целей.

Командное или тактическое лидерство, в первую очередь, предполагает умение формировать собственную команду, вдохновлять ее и мотивировать на совместную работу по достижению цели. Параллельно с этим необходимо совершенствовать и другие лидерские навыки: умение координировать и контролировать действия своей команды, умение говорить и убеждать, внутреннюю смелость, настойчивость, самообладание, коммуникабельность. Инициатива в руках лидера находится на протяжении большого промежутка времени, он отвечает за свою команду, ставит тактические цели и стремится к их достижению. Когда конкретная цель достигнута, лидер должен уметь проанализировать полученные результаты, оценить действия команды в целом, ее отдельных членов, степень продвижения к общей цели, определить тактику дальнейших действий.

Системное или стратегическое лидерство означает умение создавать собственную лидерскую школу, осуществлять руководство системой в целом, рядом групп (организаций), ставить стратегические цели, формировать видение организации (компании), определять далеко идущие планы и перспективы развития.

При изучении взаимоотношений в коллективе на первый план часто выдвигается поставленный в работах теоретика ситуативного лидерства Фреда Фидлера62 вопрос о приоритетах, т.е. о том, что должно быть для лидера на первом месте: лидер в работе Должен ориентироваться на людей или на достижение результата.

Фред Эдвард Фидлер (англ. Fred Edward Fiedler p. 1922, Вена, Австрия) — американский психолог (эмигрировал в 1938 г. из Австрии), один из ведущих представителей организационной психологии XX века; заложил основу ситуационного подхода к управлению.




Ориентация на достижение результата дает возможность двигаться к цели, эффективно осуществлять контроль и планирование. В то же время ориентация на людей позволяет создавать комфортные отношения в коллективе, способствует вовлеченности в общее дело всех участников команды с учетом их личных особенностей, формирует индивидуальную мотивацию.

Оптимальные условия работы создает лидер, умеющий сохранять баланс между отношениями в коллективе и целями, постав, ленными перед ним. Следует помнить: если ориентироваться только на задачи, отношения в команде становятся формальными и сухими; как следствие, возможно возникновение внутреннего напряжения и конфликтов в коллективе. Напротив, ориентация исключительно на людей отодвигает цель на задний план, лишенная цели работа на фоне благоприятного эмоционального климата в коллективе и теплых дружеских отношений демонстрирует невысокий коэффициент

полезного действия.

4.2.3. Стили лидерства

В современной теории управления рассматриваются различные управленческие стили, которые могут быть соотнесены с тремя стилями лидерства. Стиль лидерства — типичная для лидера система приемов воздействия на подчиненных (ведомых). Куртом Левином63 выделены следующие стили лидерства: авторитарный (жесткие способы управления, пресечение инициативы и обсуждения принимаемых решений), демократический (коллегиальность, поощрение инициативы) и анархический (отказ от управления, устранение от руководства). Некоторые ученые предлагают иные термины, не меняющие самой сути понятий: директивный, коллегиальный, разрешительный (попустительский).

Авторитарный лидер, беря ответственность на себя, возвышается над группой, голос и позиция такого лидера становятся решающими,

63 Курт Левин (нем. Kurt Zadek Lewin 1890 - 1947) - немецкий, а затем американский психолог, чьи идеи оказали большое влияние на американскую социальную психологию, на другие школы и направления.

 

его деятельность направлена на достижение поставленной перед группой цели. Высокая дисциплина и четкая слаженность действий в работе команды исключает вариативность тактик и учет эмоций. Единоличный способ принятия управленческих решений, жесткий и строгий контроль за выполнением заданий связан с ожиданиями беспрекословного повиновения со стороны подчиненных и объясняет предпочтение репрессивным методам воздействия на команду Внешне авторитарный стиль нередко проявляется в приказном, безапелляционном64 тоне, жесткости в общении.

Демократический лидер находится внутри группы, поэтому он открыт для дискуссии, обсуждения действий команды. Гибкость в подходах к решению поставленных задач и разнообразие точек зрения формируют видение общей цели всеми членами команды, будят их творческую активность. Демократический стиль подразумевает широкое делегирование полномочий, умеренный контроль за выполнением заданий, учитывающий самоконтроль исполнителей, предпочтение поощрительных средств воздействия. Такого лидера характеризует ровный тон в общении, доброжелательность, открытость, терпимость к критике.

Анархический лидер, пропагандируя произвол, всегда в стороне от группы, для него характерно отсутствие установки на совместную деятельность, сотрудничество. Уклонение от принятия стратегически важных решений сопровождается отсутствием четкости в распределении заданий, прав и обязанностей в команде, незначительным контролем подчиненных, использованием коллективного способа принятия решения для ухода от ответственности. Внешняя приветливость, тактичность и лояльность по отношению к действиям подчиненных у анархического лидера оборачивается безразличием как к нуждам коллектива, так и к критике в собственный адрес. Все перечисленные черты ставят под сомнение вопрос о целесообразности лидера такого типа в настроенной на работу группе.

64 Безапелляционный 1. Не подлежащий обжалованию в апелляционном порядке (офиц.). Безапелляционное решение. 2. Не допускающий возражений и сомнения, категорический. «Нельзя!» - сказал он безапелляционным тоном.





Авторитарный и демократический стили лидерства обычно противопоставляют, при этом указывают, к каким положительным иотрицательным последствиям ведет каждый из них.

Демократический стиль лидерства позволяет сделать эффективной деловую коммуникацию и улучшить обратную связь; однако, создавая благоприятные условия для творчества, способствую разностороннему анализу ситуации, повышая мотивацию сотрудников, коллегиальность замедляет процесс принятия решения, особенно в условиях дефицита времени, что создает дополнительный хаос Напротив, авторитарное лидерство, позволяя более четко координировать действия, разграничивать обязанности и управлять сотрудниками, ускоряет процесс принятия решения, но оборачивается безынициативностью сотрудников, отсутствием должного творчества и гибкости в команде. Настоящий лидер умеет использовать преимущества обоих стилей руководства, совмещать демократический подход с авторитарным в зависимости от ситуации. В данном случае необходимо учитывать разнообразные факторы: условия деятельности группы, характер решаемых задач, квалификацию исполнителей, продолжительность совместной работы.

Авторитарный стиль уместен при наличии двух условий: (1) этого требует производственная ситуация, (2) команда добровольно и охотно соглашается на авторитарные методы. Например, необходимая быстрая реакция на изменение внешних условий в малых организациях или успешное прохождение этапа становления в «молодых» организациях могут быть обеспечены четкими, оперативными действиями авторитарного лидера.

Для эффективной работы демократического лидера требуется стабильный, сложившийся коллектив, высокая квалификация команды, среди которой выделяются активные, инициативные, нестандартно думающие и действующие сотрудники. В отсутствие экстремальных ус­ловий успешнее решаются инновационные и нестандартные задачи, повышается удовлетворенность команды своим трудом.

По наблюдениям психологов, предпочтение того или иного стиля в значительной мере обусловлено психологическими характеристиками лидера. Считается, например, что для флегматиков


естественнее демократические методы управления, а для людей холерического склада — директивные. Невозможно радикально поменять свой стиль, но скорректировать его в зависимости от ситуации не только можно, но и необходимо. Следует помнить и о том, что в коммуникации, в том числе в деловой, не существует «чистых» стилей взаимодействия (в данном случае: лидерства, руководства). При выборе оптимального стиля взаимодействия с командой важно учитывать функциональную направленность задач лидера. Для создания творческой атмосферы, стимулирования интеллектуальной деятельности используют демократические методы управления, а для укре­пления дисциплины, обеспечения четкости, слаженности работы команды — административные.

4.2.4. Функции лидера

Для определения эффективности деятельности лидера необходимо обозначить функции лидера. Существуют различные основания для выделения функций лидера и различные классификации, но, к сожалению, строго научная отсутствует. Предлагаем объединить функции лидера в четыре блока: стратегические, административные, представительские и ролевые функции.

Стратегические функции. Выступая в качестве инициатора и проводника идей, лидер в большинстве случаев служит источником ценностей и норм, составляющих групповое мировоззрение, в целом отражающее идеологию того общества, к которому принадлежит коллектив (группа). Одной из важнейших стратегических функций лидера является установление целей и основной линии поведения группы. Обязанности разработчика методов и средств, при помощи которых группа достигает целей, могут включать в себя как определение непосредственных действий (тактических шагов), так и Разработку долгосрочных планов деятельности, т.е. определение Идеологии и политики группы в целом.

Административные функции. Сущность администрирования заключается не в самостоятельном выполнении работы, а в Предписании ее другим членам группы. В умении переложить часть



ответственности и полномочий на других состоит искусство координации деятельности лидера и коллектива (группы) в целом. Особенно важным обстоятельством, с точки зрения члена группы, является система поощрений и наказаний, которую лидер применяет для контроля над деятельностью участников группы. Помимо административного регулирования деятельности членов и использования официальных мер поощрения, лидер может умело применять неформальные социальные санкции, которые обычно складываются в малых группах. Неформальные санкции — это приемы, с помощью которых люди, знающие близко друг друга, выражают уважение тем, чье поведение соответствует их ожиданиям, и проявляют недо­вольство теми, кто не оправдывает их надежд.

К административным функциям лидера относится также регулирование отношений внутри группы. Регулирование личностных и деловых отношений внутри группы осуществляется через комму­никативную сеть, которая может иметь различный вид. В некоторых группах вся информация проходит через лидера; иногда в группе существуют приближенные к лидеру лица, которые замыкают на себе эту сеть, в то же время существует тип групп, где лидер являет­ся «одним из всех».

Представительские функции лидера достаточно разнообразны. Во-первых, лидер является официальным лицом коллектива, выступающим во внешней среде от имени всех, он отождествляет собой всех членов группы, их коллективный разум, волю, трансформирует информацию, исходящую от группы и получаемую для группы.

Во-вторых, лидер воспринимается как символ коллектива. Группы с высокой степенью сплоченности стремятся не только к внутренним, но и внешним отличиям от остальных групп и индивидуумов. Члены таких коллективов прибегают к различным знакам отличия в одежде и поведении (например, члены масонских лож, политических партий, клубов). Лидеры, являясь ядром таких групп, начинают выполнять функцию символов: их имена присваивают всему движению (и косвенно его участникам), в мире индустрии владельцы фирм сами осуществляют такую символизацию, рассматривая свое дело как продолжение своей личности (так, религиозные


течения и секты продолжают носить имена своих основателей и после окончания их деятельности).

Ролевые функции. Социальная роль — это модель поведения, заданная социальной позицией личности в системе общественных отношений. Составляющие социальной роли: ролевые ожидания(то, чего ждут от той или иной роли) и ролевое поведение (то, что человек реально выполняет в рамках своей роли). Под ролевыми донимаются такие функции, в которых человек старается показать себя компетентным, но разрешать сложные ситуации и долго рабо­тать в режиме этой функции достаточно сложно.

1. Роль лидера в качестве отменяющего индивидуальную ответственность. Нередко лидер играет важную роль для членов группы в освобождении их от ответственности за личные решения и действия. Частотные выражения лидеров: «все претензии - ко мне», «действуйте моим именем», «передайте, что я приказал» относятся именно кэтой функции. Можно сделать вывод о том, что в ответ на преданность последователя лидер берет на себя труд принимать за него решения.

2. Роль эксперта. Лидер часто является тем лицом, к которому обращаются как к источнику достоверной информации или квалифицированному специалисту. Безусловно, при высокой степени разделения функций в больших группах лидеры (в первую очередь, руководители организаций) прибегают к услугам различных заместителей, специалистов и консультантов.

3. Лидер как пример. В некоторых типах групп лидер может служить моделью поведения для остальных членов группы, т. е. обеспечивает их наглядным указанием того, кем они должны быть и что они должны делать.

4. Роль «отца». Многие функции лидера получают интеграцию во всеобъемлющей роли «отца» для членов группы. Истинный лидер — это фокус всех положительных эмоций членов группы, идеальный объект идентификации и чувства преданности. Если лидер в некоторых отношениях не соответствует идеалам последователей, они могут его мысленно «переделать» на свой манер. Эта социальная роль во многом объясняет ту почти беспредельную власть, которую иногда приобретают лидеры при определенных условиях.







Однако не следует забывать и о такой ситуации: насколько лидер может быть объектом положительных чувств при достижении группой поставленных целей, настолько же он может служить мишенью для критики, упреков, даже агрессии со стороны членов группы в случае неудачи.

Существует два основных метода выявления лидера в конкретной группе: опрос членов группы для выяснения, кому они отдают предпочтение как наиболее влиятельному лицу в выборе направлений деятельности группы; оценка сторонних наблюдателей (или специально приглашенных консультантов). Общим критерием этих двух методов выявления лидера является фактор влияния, оказываемого личностью на окружающих участников группы.

Таким образом, лидер — это наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в коллективе (группе).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: