1. В чем сходство и различие между лидером и руководителем?
2. Какие качества необходимы современному лидеру? Какое из них является главным? Обоснуйте свою точку зрения.
3. Расскажите о ступенях роста лидера.
4. Какие стили лидерства принято выделять? Кого из известных политиков, общественных деятелей можно соотнести с каждым из стилей лидерства?
5. Какие функции выполняет лидер?
6. Профессор Гарвардской школы бизнеса Абрахам Залезник охарактеризовал разницу между лидерами и менеджерами (управляющими). Сравните приведенные ниже характеристики управляющих и лидеров, составленные на основе работ А. Залезника:
| Менеджеры /управляющие | Лидеры |
| Получают свою должность | Берут на себя руководство |
| Принимают и поддерживают статус-кво65 | Бросают вызов статусу-кво |
| Стремятсяк предсказуемости и порядку | Стремятся к переменам |
| Реализуют цели | Формируют видение |
| Организуют дела по реализации события | Создают события |
| Действуют в рамках принятых в организации правил, регламентов, стратегий, процедур | Действуют за пределами принятых в организации правил, регламентов, стратегий, процедур |
| Мотивируют персонал | Вдохновляют людей |
| Избегают рисков | Идут на риск |
| Разрабатывают порядок, очередность действий и сроки их выполнения | Разрабатывают концепции и стратегии действий |
| Контролируют соответствие критериям | Вырабатывают критерии, задают рамки |
| Акцент на тактике, структуре | Акцент на ценностях, общих целях |
| Организуют персонал | Сплачивают единомышленников |
| Заинтересованы в производительности | Заинтересованы в эффективности |
178
Статус-кво (лат. status quo, буквально - положение, в котором), в международном праве термин, применяемый для обозначения какого-либо существующего или существовавшего на определенный момент фактического или правового положения.
7. Как вы прокомментируете следующий американский афоризм: «Managers do things right, leaders do right things» (Менеджер делают вещи правильно — лидеры делают правильные вещи)?
8. Какие лидерские качества вы находите в себе?






