Этикет в практике деловых отношений: исторический

Аспект

5.3.1. История формирования европейских правил светского этикета

Слово этикет впервые ввели в обиход при дворе французского короля Людовика XIV (1638-1715). На королевских приёмах гостям вручали карточки (этикетки) с правилами поведения. При дворе монарха эти правила и называли этикетом. Соблюдение строжайших придворных церемониалов было направлено на возвеличивание царствующей особы, воздаяние ей особых знаков внимания и преклонения, на закрепление сословного деления общества. В современном русском языке слово этикет92 обозначает установленные правила поведения, формы обхождения, принятые в обществе или какой-либо его части.

Некоторые правила поведения, составляющие культуру общения, вырабатывались тысячелетиями. Так, уже в первобытном обществе приходилось согласовывать свои интересы с чужими, учиться понимать сородичей, чтобы выжить и сообща осваивать природу. Уважение к старикам, их жизненному опыту, мудрости — правило, выработанное уже в первобытном обществе. Пять тысяч лет отделяют нас от «Поучений Кагемни фараону Снофри»93, где в качестве правил приличия проповедуется умеренность и скромность. Их придерживались и многие древнегреческие учёные, например, Пифагор воспитывал благородные качества в своих учениках, уделяя внимание самообладанию и выдержке.

Законодателем правил этикета в начале и в середине Средневековья была церковь, а в позднее средневековье — королевские дворы Парижа, Лондона и других европейских столиц.

Первый известный в Европе трактат о поведении «Дисциплина клерикалис», изданный в 1204 году, был сочинён испанским

92 Этикет от фр.etiquette < гp.ethos - обычай.

93 Кагемни — виз и рь, то есть высший сановник, при фараоне Тети.



священником Педро Альфонсо. Хотя книга была предназначена дл духовенства, на её основе позднее в Англии, Голландии, Франции германских и итальянских землях вышли пособия по светскому эти кету. В них преобладали правила поведения за столом, однако затра, гивались и другие вопросы - порядок ведения бесед, приёма гостей Эти правила считались пригодными даже для дипломатов.

В Статуте Великого княжества Литовского (1588 г.), который в течение 250 лет (в 1831-1840 годах Статут был отменён Николаем I) представлял собой действующее законодательство на территории Беларуси, Литвы и Украины, много места отводится и вопросам бла­гопристойного поведения. Законы, изложенные в Статуте, не только способствовали обучению учтивости и манерам, но и воспитывали вежливость и терпимость к человеку, уважение к его труду и собст­венности— для того, чтобы все «жили почтительно и не искали мерзкой корысти, противной богу и честным людям»94. Отдельные артикулы (статьи) регулировали торговые отношения между жите­лями княжества («О мещанах, что не должны на рынках крестьян грабить»), заботились о посещавших города купцах («Об обидах гостей приезжих и чужеземных»).

В Литовском княжестве следовало соблюдать правила до­рожного движения. Повозка порожняя уступала повозке гружёной, пеший — конному, конный — повозке. А зимой «должны, повстре­чавшись, дорогу наполовину делить, а один другого сталкивать с дороги не должен...» В жизни не обходится без ссор, но, согласно Статуту, за нанесённые в драке раны шляхтичу присуждали штраф, а кроме того, отправляли «сидеть в замке шесть недель». Больше, чем драки и разбой, портили жизнь добропорядочным гражданам клеветники. Статут предусмотрел наказание и за наветы: «Стремясь к тому, чтобы люди злые от клеветы на людей невинных сдержи­ваемы были, устанавливаем, если бы кто, игнорируя страх божий и стыд людской, какие вещи выдуманные клеветнические в суд до­нёс», на первый раз нарушителю закона штраф. Если же клеветник


унимался и клеветал в четвёртый раз, «тогда уже такому ноздра >олжна быть разрезана, и уже такой потом чтобы никогда ни в какой вряд95 и в дело не был допущен».

Создатели Статута разработали прежде всего нормы нравст­венности, а нормы этикета довели до совершенства англичане. Именно они длительное время считались законодателями норм эти­кета. Бытует легенда, что к английскому королю Якову I обратилась кормилица с необычной просьбой — сделать её сына джентльменом. Король ответил: «Этого я не могу; могу сделать его графом, но джентльменом он должен сделать себя сам». Английский писатель XVIII века Оливер Голдсмит в книге «Гражданин мира, или Письма китайского философа», размышляя о том, что следует считать ис­тинной учтивостью, писал, что, хотя в каждой стране существуют свои церемонии, истинная учтивость повсюду одинакова и порожда­ется она здравым смыслом и добросердечием. «Наделённый этими качествами человек, — подчёркивал он, — всегда приятен». Исто­рия даёт много примеров тому, что отсутствие здравого смысла и слепое следование этикету не приводит к добру. Так, например, тра­гически окончилась жизнь испанского короля Филиппа III. Горящий уголёк из камина стал причиной пожара в королевском кабинете: этикет не позволил несчастному Филиппу самому взять в руки ка­минные щипцы и положить уголь обратно в камин.

Список литературы о похвальных манерах со временем рас­ширялся. Вот заголовок одной из книг, вышедшей в 1716 году в Гамбурге: «Обычай для вежливой беседы и жизни, для обхождения с высокими благородными лицами, себе подобными, и женщинами, а также обучающие женщин умелому обхождению». Эти правила утвердились как придворный церемониал. При королевском дворе они охватывали все стороны жизни монарха и его окружения.

Королям предписывали усвоить степенную походку, горде­ливую осанку, манеру разговаривать, демонстрировать своё превос­ходство над простыми смертными.

95Вряд - управленческий аппарат




94 Здесь и далее цит. Статут по Кулаченко СИ. и др. Тысяча и одно правило хорошего тона, или Деловой стиль для человека делового и не только... Минск, 1995. С.10-13.






В обязанности свиты вменялось выражать послушание, беспрекословную покорность любому капризу монарха. Приветствие сопровождались различного рода поклонами: бытовым, двойным тройным соответственно знатности персоны, которой адресовали приветствие. Сложные манипуляции с широкополой шляпой, кото­рые проделывал молодой рыцарь, требовали долгой и терпеливой выучки: головной убор снимали правой рукой, захватив с левой стороны кистью так, чтобы, приподнимая, не показать изнанку. Столь же тщательно и непросто шляпу водружали на место.

Согласно этикету знатным дамам надлежало соблюдать величавость. Не поощрялась торопливость. Впрочем, торопиться не позволяли и длинное замысловатое платье, и причёска, порой имитировавшая парусник или фруктовую корзину. Ношение таких нарядов обязывали жёсткие правила. Юбку следовало придерживать двумя руками, а здороваясь, приседать, так как из-за жёсткого корсета поклоны были просто невозможны. Строго регулировалась высота, на которую дамам разного ранга можно было приподнимать подол платья, переступая порог. В художественных фильмах на исторические темы можно увидеть все эти премудрости старинного этикета, а также многое другое, например, реверанс с веером — поклон, обращенный к лицам высокого происхождения.

5.3.2. Формирование правил светского этикета в России

В Древней Руси в начале XII века было широко известно «Поучение к детям » князя Владимира II Мономаха (1053-1125). В «Поучении» излагались нормы, в соответствии с которыми надлежало поступать детям князей и дружинников. Призывая сыновей прежде всего укреплять единство Руси, Владимир Мономах дал некоторые наставления и по части хорошего тона: «При старших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать без лукавого смысла беседуя, а побольше вдумываться, не неистовствовать словом, не осуждать речью, не много смеяться...»


Первым официальным сводом правил поведения в России был знаменитый «Домострой». Его авторство связывают с именем священника Сильвестра, ближайшего сподвижника и духовного наставника Ивана IV Грозного (1530-1584). Изложенные в «Домострое» правила охватывали главные стороны жизни горожан — домоводство, различные бытовые обряды, воспитание детей, ведение торговых дел, обхождение с гостями и т.д. В «Домострое» утверждалась беспрекословная, неограниченная личная власть главы дома (отца) над своими домочадцами и слугами: он и суд семейный вершил, и наказывал провинившихся — порол плёткой лукавую жену, «сокрушал рёбра» сыну за непослушание. Предложенным в нём правилам этикета следовали все слои русского общества: власть гла­вы семьи была отражением такой же неограниченной власти по вос­ходящей линии — боярина, наместника, царя.

Жёсткие установления «Домостроя» официально бытовали на Руси до Петра I (1672-1725), который был активным сторонником европейских манер и начал вводить, прежде всего в боярский и купеческий быт, различные западноевропейские обычаи, не останавливаясь не только перед «сокрушением» рёбер, по старым домостроевским правилам, но и перед «усекновением голов» неповинующимся.

Пётр I позаботился о том, чтобы правила нового этикета стали достоянием подрастающего поколения. В 1717 году по его специальному указу была издана книга под названием «Юности честное зерцало»96. Это были сведённые воедино выдержки из различных западноевропейских руководств по светскому этикету в переводе на русский язык. Многие рекомендации «Юности честного зерцала» свидетельствуют о том, что их западноевропейские авторы чувствовали настоятельную необходимость научить свою аудиторию самым элементарным, по нашим понятиям, вещам. Вот некоторые из тех рекомендаций: в круг (то есть вокруг себя) не плевать, громко не сморкаться и не чихать, перстом носа не чистить, не жри как свинья и не дуй в душное (то есть ешь бесшумно и не остужай супа, дуя на него), не сопи, ягда

96 Полное название - «Юности честное зерцало, или Показания к житей­скому обхождению, собранное от разных авторов».



яси (то есть во время еды) и т.п. Есть основания полагать, что при составлении этой книги была проявлена известная забота о сохранении тех норм сложившегося русского этикета, которые диктовались целесообразностью и специфическими условиями России и являлись национальной гордостью русского народа97.

Наряду с такими разумными советами рекомендовалось не общаться со слугами, обращаться к ним повелительным тоном «смирять» неугодливых, разговаривать между собой при них на иностранном языке, чтобы не быть понятыми ими.

Одновременно на русском и голландском языках в количестве 100 экземпляров была издана работа Эразма Роттердамского (1469-1536)98 «О правилах хорошего тона».

Введённые Петром I изменения коснулись преимущественно придворных кругов и крупного столичного купечества. Жизненный уклад и обычаи остальных слоев населения видимых изменений не претерпели.

После Петра I, придерживавшегося преимущественно обычаев, распространённых в германских землях, при дворе и среди дворянства постепенно, особенно со второй половины XVIII века, стало усиливаться влияние французского этикета. Правилами хорошего тона считалось умение модно одеваться, кланяться, манерно улыбаться. Карьера молодых дворян во многом зависела от степени овладения искусством светского общения. Шлифование хороших манер проходило в институтах благородных девиц, кадетских и пажеских корпусах, где немалую часть времени тратили на изучение этикета. Вот, например, образцы светской позы для юношей: стоять со скрещенными на груди руками, или с опущенными вниз кистями, или держа руки за спиной. Если надет был фрак, а он был непременным костюмом на приёмах и балах, то принято было одной рукой держаться за лацкан, а большой палец другой опустить в нижний карман жилета. К фраку полагался цилиндр. Ещё до 70-х годов XIX века цилиндры были цветными, позднее — только чёрными, на белой атласной подкладе.


Существовали особые правила, предписывающие, как надевать и снимать этот мужской головной убор. Непременным атрибутом костюма знатного мужчины была трость. Правилами также реко­мендовалось держать трость в руках особым образом.

Увлечение дворянства и богатого купечества всем французам принимало нередко уродливые формы и было объектом едких сатир и гневных статей многих русских писателей и публицистов. В высших кругах французский язык стал почти официальным, на нём, в частности, а не на родном, русском языке, велась деловая переписка русских послов и посланников со своими ведомствами. После Отечественной войны 1812 года французское влияние в этикете, моде, жизненном обиходе высших кругов несколько ослабло, уступая место английскому. Соответственно при дворе, а затем и вообще среди дворянства вошли в обычай некоторые элементы английского этикета.

Популярной в XIX веке была книга по этикету Германа Tonne (1836 - 1885)99 «Хороший тон», изданная в Санкт-Петербурге в 1881 году. Многие правила из этой книги звучат вполне современно. К ним можно было бы отнести следующее: безусловное владение собой, соблюдение чести в любой жизненной ситуации, неукоснительную оплату любого долга, внимание, почтительность, предупредительность по отношению к женщине.

Крестьянство продолжало руководствоваться своими, неписаными, но очень крепкими, живучими правилами поведения, которые веками складывались в быту и находили своё выражение в сказках, песнях и особенно в пословицах и поговорках. Эти правила несложны, но глубоки, мудры, как основные правила всех народов: уважение к «отцу-батюшке», к «родной матушке», вообще к старшим по возрасту, бережное, любовное отношение к «красным девицам» и взаимное чувство уважения девиц к «добрым молодцам», гостеприимство, честность, трудолюбие, скромность.




97Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений: Учебник. М., 2006. С.105.

98Эразм Роттердамский - писатель-гуманист эпохи Возрождения.


99Герман Дмитриевич Гоппе - петербургский издатель, владелец книжного магазина в Санкт-Петербурге, один из организаторов Русского общества издателей и книгопродавцев.


5.3.3. Международный этикет

Дипломатия в Европе как особый вид повседневной государственной деятельности вошла в обиход на рубеже XVI-XVII веков, когда при дворах монархов появились постоянные дипломатические представители, а в системе государственных органов - специальные ведомства, занимавшиеся перепиской между государями приёмом иностранных делегаций и послов. Дипломатия того времени определялась как применение ума и такта к ведению официальных сношений между правительствами независимых государств100.

В настоящее время в международном общении участвует около 300 стран. Каждая из них имеет свой социально-общественный строй, историю, традиции, культуру, язык. Нормальное отношение между государствами было бы немыслимо, если бы все они не придерживались общих основополагающих принципов взаимоотношений, и в первую очередь таких, как уважение сувере­нитета, равенство, территориальная целостность, невмешательство во внутренние дела друг друга.

Инструментом, с помощью которого государства на практике могли бы реализовать эти принципы, является дипломатический протокол 101. В средние века под этим термином понимались прави­ла оформления документов и ведения архивов. Позже слово протокол стало употребляться применительно к дипломатии и дипломатической службе. Расширялось его значение: помимо правил оформления дипломатических документов к дипломатическому протоколу стали относить вопросы этикета и церемониала. Нормы дипломатического протокола — это итог многовекового общения государств.

Эталоном международного общения в древности считался греческий этикет. Первые римские послы в эллинистических102 государствах поражали мягких и деликатных греков грубостью, неумением сдерживать свои чувства. По правилам этикета посол не должен был прерывать речи того лица, с которым разговаривал. Он обязан был

100 Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в России. М, 2001. С.8.

101Протокол от греч. protokollon: protos - первый, kolla - клеить. 102 Эллинистический от Эллада (греч. Hellas -Греция).


терпеливо выслушать всё, что ему говорили. Когда один римский посол осмелился прервать речь царя Филиппа Македонского, царь сказал ему, что он его прощает, во-первых, по молодости, во-вторых, потому что он очень красив, и, в третьих, потому, что он римлянин.

Из античного опыта в современный дипломатический церемониал перешли многие правила ведения бесед. Так, например, не принято было во время переговоров публично обвинять третьих лиц. g середине II века на переговорах в Риме произошёл такой случай. Посол Родоса, защищая своё положение, начал обвинять правительства всех других греческих городов в присутствии их послов и обелять поведение правителей Родоса. Выступление посла вызвало негодование представителей остальных греческих городов.

В республиканском Древнем Риме церемония отправления послов была весьма торжественной. Обычно они высылались группой в три и более (до десяти) человек - целое посольство. Каждый член такого коллегиального посольства получал золотой перстень, который давал право на беспошлинный провоз багажа через границу. Во время путешествия по морю послов сопровождал почётный эскорт кораблей.

Для организации приёма иностранных посланников в Риме была создана специальная должность магистра церемониала — прототипа нынешнего шефа протокола. В честь иностранных гостей устраивались народные празднества, увеселения. Сенат принимал их на торжественном заседании и назначал для переговоров с ними специальную комиссию. При отъезде производился обмен подарками.

На церемониал международного общения большое влияние оказала практика Византийской империи. Торжественность и пышность византийского приёма иностранных посольств была призвана ослеплять гостей, убеждать их в могуществе империи. Этикет использовался подчас вопреки своему естественному назначению, то есть не для выражения чувства дружбы, а для демонстрации силы и превосходства.

Древние египтяне и другие народы Древнего Востока вели между собой устные и письменные переговоры, направляли и принимали послов, объявляли войны и назначали перемирия, размечали


границы, обменивались пленными. Все эти международные действия совершались в соответствии с определёнными обычаями, в торжественной обстановке и сопровождались величественными церковными службами, символизирующими освящение данных действий божественными силами.

Сложный дипломатический церемониал существовал уже в древности в Японии. Европейцы до сих пор с трудом постигают японский кодекс учтивости. В XIX веке в составе экспедиции в Японии побывал русский писатель И.А. Гончаров. В знаменитых двухтомных очерках путешествий «Фрегат «Паллада» (1852-1855 г.г.) он поделился своими впечатлениями о жителях этой страны, их манерах и поведении. «Мы занялись приготовлениями к встрече невиданных на европейских судах гостей. Сколько возни, хлопот, соображений истратилось в эти два дня! Смешать и посадить гостей за один стол, как бы сделали в Европе, невозможно. Здесь соблюдается такая строгая постепенность в званиях, что несоблюдением её как раз наживёшь врагов. Вообще нужна большая осторожность в общении с ними, тем более что изучение приличий составляет у них важную науку...»103.

Безусловно, особенности национального этикета усложняют и без того непростой дипломатический церемониал. Вот ещё один пример из «Фрегата «Паллады» И.А. Гончарова. «Ещё Гвалтьери104, говоря о японцах, замечает, что наша вежливость у них - невежливость, и наоборот. Например: встать перед гостем, говорит он, у них невежливо, а надо сесть. Мы снимаем шляпу в знак уважения, а они — туфли... Наши русые волосы и белые зубы им противны: у них женщины сильно чернят зубы... Параллель можно продолжить, пожалуй, ещё. Мне, например, не случалось видеть, чтоб японец прямо ходил или стоял, а непременно полусогнувшись, руки постоянно держит наготове, на коленях, и так смотрит по сторонам, нельзя ли кому поклониться. Лишь только завидит кого-либо равного себе,


сейчас колени у него начинают сгибаться, он точно извиняется, что у него есть ноги, потом он быстро наклонится, будто переломится пополам, руки вытянет по коленям и на несколько секунд оцепенеет в этом положении; после вдруг распрямится и опять согнётся, и так до трёх раз и больше. А иногда два японца, при встрече, так и ра­зойдутся в этом положении, то есть согнувшись, если не нужно ос­тановиться и поговорить... Перед высшим лицом японец быстро падает на пол, садится на пятки и поклонится в землю»105.

Древний китайский этикет насчитывал более 30 тысяч церемоний. Деловой этикет в Древнем Китае понятия этика, ритуал и этикет не различались. К первой половине I тысячелетия до н.э. в китайском обществе были выработаны нормы поведения, именовавшиеся ли, которые позднее были зафиксированы в трех трактатах - «Чжоу-ли», «И-ли», «Ли-цзы». Эти тексты представляют собой сборник правил поведения, правил проведения обрядов и регламентируют всю человеческую жизнь до мелочей в соответствии с рангово-иерархической системой древнего Китая. Например, Сын Неба (император) имеет право на семь алтарей (мяо) в своем храме предков, князья (чжухоу) на пять, сановники (дафу) — на три, а обычные чиновники (ши) — только на один. Мужчины должны ходить по правой стороне улицы, а женщины по левой и так далее.

«Кодекс приличий на Востоке (Адаб-уль-Салихын)» (1900 г.) регламентировал поведение благочестивых мусульман. Вот лишь один стих: «Человек, незнакомый с правилами вежливости, не соблюдающий приличий, приносит вред не одному себе, но и другим; позор падает на главы его родителей и всех лиц, имеющих к нему какое-либо отношение». Регламентирует кодекс и поведение за столом. Воспитанному человеку рекомендуется, угостившись пловом, не сразу ополаскивать пальцы в чаше с водой, а предварительно об­лизать их в определённой последовательности: средний, указательный, большой.


       
   

103Цит. по И.А. Гончаров. Собрание сочинений в восьми томах. М 1953. Т.З.С. 165.

104 Гвалтьери, Геидо. Реляции о прибытии японских послов в Рим вплоть до их отплытия из Лиссабона. Рим, 1586.


105 Цит. по И.А. Гончаров. Собрание сочинений в восьми томах. М, 1953. Т.З.С.164-165.


\


Правила хорошего тона у различных народов часто всё же очень противоречивы. Одни считают неприличным отводить глаз от лица собеседника, другие, наоборот, при разговоре поворачиваются к нему спиной. В Европе свистеть, кричать и стучать ногами на спектаклях и представлениях — верх неприличия, а в США свистом выражают свой восторг. Ситуация непонимания европейцами американцев удачно обыграна в художественном фильме «Валерий Чкалов»106. Приземлившегося в 1937 году в Ванкувере советского пилота американцы, поражённые его мужеством, встретили именно дружным свистом. Чкалов, не зная местного обычая, воспринял его как знак пренебрежения и, засунув пальцы в рот, сам оглушительно засвистел. Раздавшийся смех снял напряжённость от взаимного непонимания, и дружеские контакты были установлены.

Постепенно правила международного этикета, предназначенные для дипломатических представителей, становились популярными и в других сферах общения, распространяясь и на коронованных особ, дворян, купцов, учёных и странствующих студентов.

5.3.4. Формирование самобытного дипломатического церемониала в России

В XVI веке Россия, сбросив иноземное иго, вышла на международную арену в качестве равноправного политического и дипломатического партнёра существовавших в то время государств. На протяжении XVI-XVII веков с активизацией международной деятельности России происходит постепенное формирование русского «посольского обряда», то есть внешних приёмов дипломатических сношений и дипломатического этикета. В дипломатических нормах того времени причудливо переплетались представления об идеальном государстве и наследие унизительной зависимости от Золотой Орды, некоторые церемониальные нормы удельных княжеств пышность ритуалов Византии, элементы церемоний монгольский ханств и стран Западной Европы. Однако все составные части этог

106 «Валерий Чкалов» (1941), реж. М. К. Калатозов.


«обряда» стали одним из средств борьбы за становление, суверенитет и укрепление престижа Русского государства во внешних делах. Даже одежда царя, в которой он принимал иностранных послов, несла особую смысловую нагрузку.

В конце XV века определённого дипломатического протокола в России, или, как его тогда называли, церемониала, ещё не существовало. Посещая западные страны, русские дипломаты внимательно изучали правила зарубежного дипломатического церемониала, которые впоследствии и легли в основу русского посольского обряда. В XVI веке русская дипломатия выработала свой собственный чрезвычайно сложный и своеобразный этикет, который отличался как от восточного и византийского, так и от западноевропейского.

Для русской дипломатии было характерно деление всех государств на ранги в зависимости от их политического значения. Русский царь соглашался признать «братом» далеко не каждого монарха. Перед установлением дипломатических сношений с тем или иным государем в Москве выясняли, действительно ли он независим или является вассалом. Так, например, шведских королей из дома Ваза в Москве долгое время считали простыми регентами, недостойными сноситься непосредственно с самим царём, и требовали, чтобы сношения велись через новгородских наместников, против чего шведское правительство всячески протестовало. Иван IV попрекал и других монархов за то, что они называют шведского короля братом, поскольку дом Ваза происходит якобы от простого водовоза.

Все сношения Русского государства с иностранными государствами строились вне зависимости от их ранга на принципе сохранения государевой чести. Смысл чести заключался прежде всего в титуле, которому всегда уделялось особое внимание. Московские послы весьма ревностно отстаивали «государеву честь» — государственное именование великого князя, его титул, в котором перечислялись все принадлежащие ему земли, в том числе завоёванные.

Известно, что до XV века, а в некоторых странах до XVII века дипломатических представительств не существовало, а отношения между государствами поддерживались направлением время от времени специальных посольств. Сношения Российского государства


с иностранными монархами велись посредством «послов великих», «лёгких послов» или посланников и «гонцов». Они различались в зависимости от важности и целей посольства, а также от удалённости от Москвы государства, куда направлялись посольства.

Чем выше был ранг посылаемого лица, тем больше была сопровождающая его свита и тем труднее был проезд до места назначения из-за различных проблем и препятствий, включая разбойные нападения. В зависимости от важности посольства во главе его стоял боярин, окольничий107, стольник108 или же человек меньшего чина.

Послы, какое бы звание они ни носили, получали от Посольского приказа наказ, в котором детально излагались инструкции о том, как себя вести при посольстве, а также что и как говорить. Послы имели ограниченные полномочия и не могли решить многих вопросов без консультаций с Москвой. Наказы подробно излагали и весь церемониал посольства. До аудиенции у монарха послам запрещалось вес­ти какие-либо переговоры с министрами и даже бывать у них. Русским послам запрещалось также представляться государю одновременно с послами других государств и даже в один и тот же день с ни­ми. Кроме того, следовали указания о порядке приветствия иностран­ного государя. Русское правительство следило за тем, чтобы послы не допускали никаких унизительных проявлений почтения. Например, послы, которые отправлялись к султану, должны были кланяться стоя и ни в коем случае не вставать на колени. В 1588 году посол в Персии Г.Б. Васильчиков отказался целовать ногу шаху, а также передавать ему царскую грамоту, когда тот сидел на коне.

Во время представления иностранным государям послы произносили речи согласно полученному ими наказу и внимательно следили за тем, чтобы при произнесении царского титула государь встал и снял шляпу (нередко на этой почве возникали казусы и конфликты). Речь произносилась поочерёдно. Первый посол говорил, от кого и к кому прислано посольство, скрупулёзно перечисляя все титулы обоих государей. На вопрос о здоровье русского государя

107Окольничий - один из чинов Боярской Думы.

108 Стольник - придворный чин, степенью ниже боярина.


отвечал второй член посольства. Затем третий член посольства говорил, что с ним прислана «любительская грамота». После её вручения преподносились «любительские поминки» (подарки) от царя, главным образом меха, иногда ловчие птицы.

Ритуал приёма иностранных послов в самой России был также сложен и имел большое политическое значение. На границе послов встречал пристав, который высылался навстречу воеводой пограничного города. Обе стороны тщательно следили за тем, кто раньше снимет шапку, всячески старались не сделать лишнего шага навстречу друг другу.

С момента вступления на русскую землю послы получали необходимое количество продовольствия. Послы въезжали в Москву с большой пышностью при огромном стечении народа. На протяжении всего пути стояли конные служилые люди и боярские холопы в богатом вооружении, а также была выстроена пехота со знамёнами и пушками. Делалось всё, чтобы внушить послам представление о богатстве и могуществе России.

Договоры с другими государствами утверждались присягой - «крестным целованием». Великий князь, а позднее царь (указом Ивана IV с 1547 года великий князь московский и всея Руси стал именоваться царём) присягал в присутствии иностранных послов. Придворный протопоп после молебна читал «заклинательное письмо о содержании вечного покоя», за ним повторял царь. По окончании чтения текста клятвы царь прикладывался к кресту, затем брал из-под Евангелия «докончальную грамоту» и отдавал её послам государства, с которым заключался договор. Утверждённый крестным целованием договор считался нерушимым.

Интересно, что до конца XVII века договоры подписывались от царского имени дьяками, а дьяк на Руси в XIV-XVII веках -должностное лицо в государственных учреждениях.

Таким образом, по мере развития международных связей Российского государства в XVI-XVII веках зародился самобытный дипломатический церемониал, в основе которого лежали идеи независимости и равенства России с другими государствами. Большое значение в укреплении международных позиций Русского государства имела деятельность


царя Ивана III (1440-1505). Благодаря его усилиям России удалось избавиться от монголо-татарского ига и выйти на международную арену в качестве равноправного политического и дипломатического партнёра существовавших в то время государств.

Внук Ивана III — царь Иван IV (Грозный) стал основателем российской дипломатической службы и протокола. Так, при нём в 1549 году было положено начало Посольскому приказу, который стал центральным правительственным учреждением, ведавшим сношениями с иностранными государствами. В XVI веке в Приказе под руководством посольского думного дьяка и его «товарища» (заместителя), тоже дьяка, работали 15-17 подьячих и несколько переводчиков.

Дальнейшее развитие российского официального этикета отражено в соответствующих государственных документах. Так, в 1747 году при Елизавете Петровне был опубликован документ из 98 параграфов «Церемония о послах чужестранных государей при Императорском Всероссийском дворе».

В 1827 году вышел в свет свод протокольных правил «Высочайшие утверждённые этикеты при Императорском Российском дворе». В 1889 году был опубликован ещё один документ — «Правила светской жизни и этикета», что свидетельствует о том, что правила поведения в обществе, культура общения должны быть делом государственного масштаба, а не только личным делом отдельного человека.

В наши дни в России происходят демократические изменения и совершенствование норм дипломатического протокола. Они вызываются политическими процессами в мире и в самой России. Например, в России, а теперь и во многих других странах, при вручении послами верительных грамот отменено чтение речей. Более демократичным стал подход к форме одежды дипломатов на церемонии вручения верительных грамот. Отменена практика приглашения представителей трудящихся в аэропорт и на улицы города при встрече главы государства.

Издавна государства стремились придать некоторым правилам дипломатического протокола юридическую силу, превратить их в нормы международного права. В 1961 году государствам удалось выработать Венскую конвенцию о дипломатических отношениях.


Все государства мира, в том числе и те, которые формально воздерживаются от присоединения к Конвенции, соблюдают зафиксированные в ней нормы.

Известный французский дипломат Жюль Камбол писал, что правила протокола в настоящее время кажутся несколько старомодными. Но не соблюдать их так же глупо, как не снимать шляпу при входе в церковь или обувь при входе в мечеть...109


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: