Информация как основной элемент коммуникативных систем. Производство и потребление информации. Информационная сфера.
Роль информатизации в управленческой деятельности и функционировании коммуникативных систем.
Информатика. Получение, хранение, преобразование, передача и использование информации.
Информация как передача когнитивной, волюативной и экспрессивной культуры.
Обеспечение информационной безопасности систем коммуникации. Безопасность массовой информации.
Средства массовой информации как главная коммуникативная сеть.
Тема 11. Эффективность коммуникации
Понятие эффективности коммуникации. Обратная связь. Барьеры коммуникации и пути их преодоления: социальные, психологические, когнитивные, физические, языковые, технические. Влияние составных частей и конфигурации коммуникативной цепи на эффективность коммуникации.
Факторы повышения эффективности межличностной коммуникации. Совместимость партнеров как коммуникативных личностей, адекватное восприятие смысловой и оценочной информации, воздействие через убеждение.
|
|
Тема 12. Коммуникация в различных сферах общественной жизни
Связи с общественностью (PR) как вид коммуникации. Коммуникации в государственных и общественных структурах.
Коммуникации в экономической, производственной и коммерческой сфере. Роль коммуникации в корпоративной деятельности.
Коммуникации в различных отраслях социальной сферы: образовании, культуре, здравоохранении, физической культуре, рекреации, спорте.
Офисная коммуникация. Особенности рекламной коммуникации.
Коммуникация в кризисных и конфликтных ситуациях. Протестная коммуникация.
Особенности осуществления уличных коммуникаций. Стихийные коммуникации и процессы обмена информацией.
Тема 13. Методы исследования коммуникации
Общенаучные принципы изучения социальной коммуникации: исторический, структурный, функциональный, системный и др. Частнонаучные методы исследования. Конкретные методы анализа социальной коммуникации: корреляционный, факторный, дисперсионный. Виды анализа с помощью методов статистики Социологические методы сбора информации о функционировании коммуникации: опросы (устный - интервью, письменный - анкетирование, наблюдение, экспертные оценки, контент-анализ, дискурс-анализ, фокус-группы и др.).
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
План семинара по теме «Исторические вехи возникновения и развития коммуникации»
I. Генезис массовых коммуникаций.
II. Истоки и основные парадигмы социальных коммуникаций.
III. Рационалистский подход (концепция технологического детерминизма).
IV. Иррационалистский подход (понимающая социология).
V. Различные концепции изучения социальных коммуникаций (классическая позитивистская методология субъектно-объектных диспозиций; когнитивная модель субъектно-объектных отношений; постнеклассический подход).
Литература