Составляющие коммуникативной тактики

Коммуникативная тактика рассматривается в каче­стве совокупности практических ходов в реальном про­цессе речевого взаимодействия, т. е. коммуникативная тактика, в отличие от коммуникативной стратегии, прежде всего, соотнесена не с коммуникативной целью, а с набором коммуникативных намерений.

Коммуникативное намерение (оно же — коммуни­кативная задача; эти понятия в учебном пособии не раз­личаются) трактуется в качестве тактического хода, яв­ляющегося практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели. Вся сово­купность таких практических средств в реальном про­цессе речевого взаимодействия создает, как сказано, коммуникативную тактику.

Коммуникативный опыт понимается как совокуп­ность представлений об успешных и неуспешных ком­муникативных тактиках, ведущих или не ведущих к реализации соответствующих коммуникативных стратегий.

То же самое — на схеме, имеющей сугубо мнемонический характер:

Коммуникативная компетенция

Коммуникативная цель

(коммуникативная перспектива)

Коммуникативная интенция

Коммуникативная стратегия

Коммуникативный опыт

Коммуникативные намерения

(коммуникативные задачи)

Коммуникативная тактика

Рабочее описание этой схемы может выглядеть так: используя коммуникативную компетенцию, говорящий ставит перед собой коммуникативную цель (определяя или не определяя коммуникативную перспективу) и, сле­дуя определенной коммуникативной интенции, выраба­тывает коммуникативную стратегию, которая преоб­разуется (или не преобразуется) в коммуникативную тактику как совокупность коммуникативных намере­ний (коммуникативных задач), пополняя коммуникатив­ный опыт говорящего.

Со всей настойчивостью необходимо подчеркнуть, что принятая в данном учебном пособии систематиза­ция соответствующих понятий не является общеприня­той, но представляется автору вполне удобной и, види­мо, не слишком противоречивой


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: