Соревнований

Возрастные особенности студенческой молодежи, специфика учебного труда и быта студентов, особенности их возможностей и условий занятий физической культурой и спортом позволяют выделить в особую категорию студенческий спорт.

Организационные особенности студенческого спорта:

- доступность и возможность заниматься спортом в часы обязательных учебных занятий по дисциплине "Физическая культура" (элективный курс в основном учебном отделении, учебно-тренировочные занятия в спортивном учебном заведении);

- возможность заниматься спортом в свободное от учебных академических занятий время в спортивных секциях вузов и группах, а также самостоятельно;

- возможность систематически участвовать в спортивных студенческих соревнованиях, во внутри- и вневузовских соревнованиях по избранным видам спорта). Вся эта система дает возможность каждому практически здоровому студенту сначала познакомиться, а затем выбрать вид спорта для регулярных занятий.

Особенности студенческого спорта. Студенческий спорт занимает свое особое место в спортивном движении молодежи. Ему, безусловно, присущи все без и исключения, перечисленные выше социальные функции, но имеются и свои специфические задачи, которые необходимо учитывать:

Одной из важнейших задач физического воспитания в процессе обучения является обеспечение высокой работоспособности и учебно-трудовой активности студентов. Для реализации этих целей в настоящее время применяется система средств, форм и методов использования разнообразных физических упражнений и мероприятий спортивного, оздоровительно-рекреационного и профессионально-прикладного характера, предусмотренных учебными программами кафедр физического воспитания. Тактической основой реализации этих программ является уравновешенность и сбалансированность процессов воздействия на умственную работоспособность, психоэмоциональное состояние и физическое совершенствование. При этом, видимо, должны соблюдаться следующие условия:

- занятия спортом способствуют развитию личностных качеств спортсмена. Однако нельзя абсолютизировать принцип достижения высокого спортивного результата. Как и в других сферах человеческой деятельности, в спортивной меры по развитию личностных качеств должны стоять на первом месте. Жесткое, неукоснительно строгое ограничение своей деятельности спортивным достижением не может оцениваться путем отрицания других ценностей индивидуума: социальных, культурных, общественных и индивидуальных.

- необходимо соизмерять спортивную деятельность с возможностями личности. На основе развития у спортсменов способности к самооценке, например, должны приводиться в соответствие физические, психические и соревновательные нагрузки в учебно-тренировочном процессе и таким образом осуществляться постоянный контроль величины риска, опасности для здоровья, с которыми неизбежно связаны занятия спортом.

Студентам, имеющим хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и желающим углубленно заниматься избранным видом спорта, как правило, такая возможность предоставляется. Администрации вуза предписывается создавать студентам-спортсменам высокой квалификации необходимые материально-бытовые условия, а также возможность обучения по индивидуальному графику в установленном порядке.

Таким образом, студенческий спорт по существу выполняет функции по подготовке спортивного резерва спорта высших достижений (СВД). Однако, так как сочетание успешной учебной деятельности и повышения спортивного мастерства, особенно в технических вузах, предъявляет к самому студенту серьезные дополнительные требования, следует согласиться с мнением специалистов о том, что занятия спортом в вузе на уровне СВД в лучшем случае, позволят выполнять поисковую, поддерживающую и сопровождающую функции.

Студенты-спортсмены имеют более высокие затраты времени на академические и внеучебные формы занятий по физической культуре. Анализ взаимосвязи успеваемости студентов с уровнем их спортивного мастерства показывает, что использование значительного времени и жизненных сил на высокие двигательные нагрузки ограничивает их возможности полноценно и с должным напряжением овладевать знаниями будущей профессии.

Вся система спортивных студенческих соревнований построена на основе принципа "от простого к сложному", т.е. от внутривузовских соревнований в учебной группе, на курсе (зачастую по упрощенным правилам) к межвузовским и т.д. до международных студенческих соревнований. Спортивные внутривузовские соревнования включают в себя зачетные соревнования внутри учебных групп, учебных потоков на курсе, соревнования между курсами факультетов, между факультетами. В зависимости от содержания "Положения о соревновании" состязание может быть или личным (для каждого выступающего), или командным, или лично-командным; доступным каждому студенту, или для "спортивной элиты" учебной группы, курса, факультета, определяемой на предварительных соревновательных этапах. Но в любом случае на первых этапах этой системы внутривузовских соревнований может участвовать каждый студент, вне зависимости от уровня его спортивной подготовленности.

В межвузовских соревнованиях обычно участвуют и соревнуются сильнейшие студенты-спортсмены лично или в составе сборных команд отдельных курсов, факультетов, вуза.

Целевые задачи межвузовских состязаний, как и их спортивный уровень, могут быть самыми различными: к примеру, товарищеские спортивные встречи между студентами одноименных факультетов разных вузов или между командами однопрофильных учебных заведений. Цель подобных соревнований – скорее установить лучшие контакты между будущими коллегами по профессии, чем выяснять спортивное преимущество. Однако может быть поставлена и спортивная задача – добиться наилучшего спортивного результата на соревнованиях между вузами города, регионе или вузами России. Этим определяется уровень спортивной подготовленности студентов каждого вуза, а, следовательно, и характер отношения в отдельных учебных заведения к спортивным интересам студентов и к созданию необходимых условий для спортивного совершенствования студентов-спортсменов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow