РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
___________ «Педагогика высшей школы» ____________
(наименование)
Направление подготовки
44.06.01 – Образование и педагогические науки
Уровень образования
аспирантура
Форма обучения очная
Программа разработана | Беляков В.В., д.п.н., профессор кафедры психологии и педагогики |
Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание | |
Рекомендована к утверждению на заседании кафедры психологии и педагогики высшего образования | |
(название кафедры) | |
протокол заседания от _______ 2 октября 2014 г. ________№___ 2 ____ Зав. кафедрой _________________ ___ Федотова О.Д. __ | |
(подпись) (Ф.И.О.) |
Ростов-на-Дону
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «Педагогика высшей школы», изучаемой аспирантами Академии психологии и педагогики, является подготовка будущего преподавателя высшей школы к преподавательской и научно-исследовательской деятельности, включающей:
· знакомствос основными направлениями развития инновационных процессов в педагогике высшей школы, понимание их сущности и современного состояния;
|
|
· реализацию образовательных стандартов высшего профессионального образования (ВПО) в образовательном процессе высшей школы;
· разработку и применение современных образовательных технологий, выбор оптимальной стратегии преподавания, целей, форм и методов обучения, создание развивающей образовательной среды;
· выявление взаимосвязей научно - исследовательского и учебного процессов в высшей школе, использование результатов научных исследований для совершенствования образовательного процесса;
· формирование профессионально-творческого мышления, индивидуального стиля преподавательской деятельности на уровне личностных смыслов, воспитание гражданственности, развитие системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности, направленных на гуманизацию образовательного процесса и всего общества;
· проведение исследований частных и общих проблем ВПО.
Задачи:
Развитие индивидуально-личностного профессионального самосознания обучающегося, его способности к творческой, исследовательской и практической самореализации как преподавателя высшей школы.
Вооружение обучающихся знаниями о миссии высшего образования в современном мире, о направлениях и тенденциях развития вузовского образовательного процесса в мировом образовательном пространстве; о роли педагогики высшей школы в решении теоретических и методических проблем реализации обучения в высшей школе и послевузовском образовании.
Освоение аспирантами наиболее перспективных инновационных моделей и практико-ориентированных технологий построения образовательного процесса и педагогической деятельности в вузе.
|
|
4. Становление и развитие представлений о научных подходах к организации учебного и исследовательского процесса субъектов высшего образования.
5. Создать необходимые условия для развития у аспирантов умений критического анализа, сложившейся в стране инновационной образовательной ситуации, осмысления, проектирования и самопроектирования необходимых качеств будущих преподавателей высшей школы, их способности к самоопределению и саморазвитию в глобальном культурно-образовательном пространстве.
Необходимо отметить, что курс является интегрирующим фактором подготовки аспирантов по всем профилям вышеобозначенных направлений, что предполагает его системообразующий и исследовательский характер.
Принципы отбора содержания и организация учебного материала:
Отбор материала и его организация осуществляются в соответствии с принципом необходимой достаточности и с учетом интегративного и исследовательского характера курса, уровня проектно-исследовательской подготовки аспирантов. Другими принципами изучения курса «Педагогика высшей школы» являются:
· развивающего образования (акцент в рассмотрении делается на актуальных тенденциях, перспективных направлениях развития образовательной системы ВПО;
· адекватность инновационным тенденциям глобального характера (рассмотрение инновационных процессов в ВПО осуществляется в широком межкультурном, политико-экономическом и институциональном контексте глобального масштаба);
· историзм (любые инновационные явления и процессы в педагогике высшей школе рассматриваются в логике их возникновения, взаимодействия и перспективного развития);
· проектность и проективность (все происходящее в образовательном процессе высшей школы представляется как непрерывно совершающийся процесс проектирования, реализации и рефлексии результатов).
II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП
2.1 Дисциплина «Педагогика высшей школы» относится к циклу дисциплин Блока М1 (вузовский компонент) аспирантской подготовки.
2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующей дисциплиной «Современные проблемы науки и образования»:
знания: причин возникновения и возможных последствий дальнейшего существования фундаментальных проблем в сфере науки и образования;
умения: планировать научные исследования в актуальных областях психолого-педагогического знания;
навыки: принятия ответственных решений, направленных на совершенствование образовательных систем.
Изучаемая дисциплина ориентирована на: формирование и развитие у аспирантов профессиональной компетентности, позволяющей осуществлять рефлексию сущности, перспективных направлений и проблем инновационной педагогической деятельности в высшей школе; развитие способностей к проектированию и внедрению педагогических новшеств в инновационную среду образовательного учреждения, к их оцениванию и анализу полученных результатов.
Дисциплина способствует формированию и развитию общенаучного мировоззрения, обеспечивающего готовность будущего преподавателя вуза к научно-исследовательской деятельности и применению его результатов в деле повышения качества образовательного процесса на основе технологии решения проблем.
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
а) Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими универсальными компетенциями:
- способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);
|
|
- способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);
- готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3);
- готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4);
- способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности (УК-5);
- способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6).
б) Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
- владением методологией и методами педагогического исследования (ОПК-1);
- владением культурой научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий (ОПК-2);
- способностью интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований (ОПК-3);
- готовностью организовать работу исследовательского коллектива в области педагогических наук (ОПК-4);
- способностью моделировать, осуществлять и оценивать образовательный процесс и проектировать программы дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателя (ОПК-5);
- способностью обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося (ОПК-6);
- способностью проводить анализ образовательной деятельности организаций посредством экспертной оценки и проектировать программы их развития (ОПК-7);
|
|
- готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-8).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
· современные тенденции развития образовательных систем высшей школы и их моделей;
· фундаментальные проблемы современной истории, теории и практики педагогики высшего образования и особенности управления современными образовательными системами;
· содержание проблем и противоречий современного высшего образования и особенностей его функционирования в условиях трансформации глобализации образования;
· ФГОСы в области высшего образования;
· основные концепции и подходы к анализу проблем построения инновационного образования в современной психологической, педагогической, философской, экономической и социологической литературе;
· критерии развития инновационных процессов в педагогике высшей школы;
· принципы проектирования новых учебных программ и разработки инновационных методик организации образовательного процесса;
уметь:
· – осваивать ресурсы образовательных систем ВПО и проектировать их развитие;
· – внедрять инновационные методы, формы и приемы в педагогический процесс вуза с целью создания условий для построения эффективной коммуникации и повышения мотивации обучающихся;
· – выстраивать и реализовывать перспективные линии профессионального саморазвития с учетом инновационных тенденций в современном ВПО;
· использовать полученные знания о педагогике высшей школы при проектировании, моделировании, организации и практической реализации образовательного процесса, мониторинга результатов учебных достижений аспирантов;
владеть:
– способами анализа и критической оценки различных теорий, концепций, подходов к построению образовательного процесса высшей школы;
- современными образовательными технологиями и технологиями менеджмента качества;
– способами пополнения профессиональных знаний на основе использования оригинальных источников, в том числе электронных и на иностранном языке, из разных областей общей и профессиональной культуры;
– методологией, методикой и технологиями проведения научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы, участия в инновационных процессах и проектах.
IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ