№ модуля | Темы/вопросы, отводимые на самостоятельное изучение | Всего часов |
1. | Тема 1. – 2 час.; т. 2. – 2 час.; т. 3 – 2 час.; т. 4 – 6 час. | |
2. | Т. 1 – 4 час.; т. 2 – 4 час.; т. 3 – час. | |
3. | Т.1 – 6 час.; т.2 – 6 час. | |
4. | Т. 1 – 4 час.; т.2 – 4 час.; т. 3 – 4 час. | |
5. | Т. 1 – 4 час.; т.2 – 4 час.; т. 3 – 4 час. | |
6. | Т. 1 – 4 час.; т.2. – 2 час.; т. 3 – 6 час. |
V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Процесс изучения курса предполагает соединение трех составляющих.
5.1. Лекции. В связи их крайне ограниченного объема представляют собой систематические обзоры основных аспектов педагогики высшей школы. При этом аспиранты получают лишь концептуальные и обобщенные представления о сущности, направлениях и формах инновационной педагогической деятельности будущего преподавателя высшей школы
5.2. Самостоятельная работа аспирантов. На нее отводится большаячасть времени. Она представляет собой процесс накопления студентами опыта чтения и комментирования текстов статей, опыта создания инновационных проектов по педагогике высшей школы.
|
|
5.3 Семинары-практикумы представляют собой смысловой центр курса и выполняют сразу несколько функций:
1. уточнение и детализация тех или иных высказанных на лекциях представлений. Исходя из этого, эффективность каждого семинара может быть достаточно объективно оценена как преподавателем, так и самими аспирантами – в зависимости от того, насколько полными и содержательными оказались решения поставленных проблем;
2. выступление аспирантов с краткими обзорами прочитанных текстов, характеризуя их с критических позиций;
3. формулировка индивидуальных заданий проектного типа, выполнение которых может быть связано с настоящей или будущей профессиональной деятельностью аспиранта. В этом качестве могут использоваться:
· задания на проведение микроисследований (составление анкет и проведение анкетирования по тем или иным актуальным проблемам, наблюдение за качественными характеристиками процессов, интервьюирование преподавателей или экспертов);
· задания на разработку элементов программно-методического и дидактического обеспечения тех или иных инновационных курсов;
· задания на разработку методических указаний по реализации каких-либо учебных курсов в вузе, создание проектной документации для инновационных образовательных проектов.
Семинары-практикумы предполагают использование множества взаимосвязанных и взаимно-дополняющих методов, в том числе:
· доклад по материалам статьи (исследования);
· проблемная микролекция – лекционная форма, в которой процесс обучения аспирантов приближен к поисковой, исследовательской деятельности;
|
|
· анализ конкретных ситуаций, предполагающий определение проблемы, ее коллективное обсуждение, позволяющее познакомить обучающихся с вариантами разрешения конкретной проблемной ситуационной задачи;
· дискуссия, включающий элементы «мозгового штурма», который строится на основе диалогического общения участников в процессе обсуждения и разрешения теоретических и практических проблем;
· «круглый стол», ориентированный на выработку умений обсуждать проблемы, обосновывать предполагаемые решения и отстаивать свои убеждения;
· «мозговой штурм», актуализирующий организацию коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей и способов решения конкретной проблемы.
В качестве итоговой аттестации по курсу наиболее предпочтительным вариантом является зачет (формы его проведения могут быть различными).
VI. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИ
Тесты для промежуточной аттестации
· Выстройте инновационные циклы в логической последовательности: кризис, зарождение, распространение, реализация.
· Установка на человекоцентрированность в высшем образовании. Что она подразумевает (выберите нужные варианты и допишите свой, если он имеется):
а) гуманизацию и гуманитаризацию образования;
б) ориентацию на личность обучаемого;
в) создание личностно-ориентированной образовательной среды;
г) индивидуализацию обучения;
д) напишите свой вариант.
· Модернизация высшего профессионального образования сегодня должна подразумевать (напишите что именно):
-…………………………………………………………………………………………
-…………………………………………………………………………………………
-…………………………………………………………………………………………
· Кратко охарактеризуйте структурные компоненты инновационной деятельности преподавателя высшей школы:
- мотивационный……………………………………………………………………..
- операционный……………………………………………………………………….
- рефлексивный……………………………………………………………………….
· Дайте краткую характеристику уровням инновационной деятельности преподавателя высшей школы:
1. адаптивный…………………………………………………………………..……
2. репродуктивный…………………………………………………………………
3. эвристический…………………………………………………………………...
4. творческий………………………………………………………………………..
· Расположите в логической последовательности процессы, характеризующие инновационную деятельность образовательных систем:
программирование, концептуализация, проектирование.
· Восстановите нарушенный деятельностный цикл программирования: экспертиза, планирование, анализ ситуации, прогнозирование, моделирование, целеполагание, коррекция, рефлексия.
· Какие признаки характеризуют конкуренцию и какие интеграцию национальных образовательных систем. Заполните таблицу:
Конкуренция | Интеграция |
·. Болонский процесс. Каковы его цели и задачи? Заполните таблицу:
Цели | Задачи |
· Индивидуальная образовательная траектория обучаемого – это:
………………………………………………………………………………………………
ее проектирование предполагает:
1……………………………………………………………………………………………..
2……………………………………………………………………………………………..
3……………………………………………………………………………………………..
· Обозначьте основные направления современных психолого-педагогических исследований. Заполните таблицу:
Основные направления | Чем вызвана их актуальность? |
· Назовите основные черты инновационной образовательной среды:
|
|
1………………………………………………………………………………..
2………………………………………………………………………………..
3……………………………………………………………………………..…
4………………………………………………………………………………..
5………………………………………………………………………………..
· Определите наиболее сущностную черту личностного развития обучающегося как саморазвития из предложенных ниже:
- большая доля самостоятельности в действиях обучаемого;
- направленность на инициацию внутреннего самоуправляемого процесса;
- способность обучаться дистанционно;
- грамотное и самостоятельное пользование Интернет-ресурсами.
· Инновационная модель процесса обучения как целостная характеристика учебно-познавательной деятельности обучающегося включат себя:
1………………………………………………………………………………….….…
2…………………………………………………………………………………….….
3………………………………………………………………………………………..
4………………………………………………………………………………………..
5………………………………………………………………………………………..
· Построениеиндивидуально-ориентированного учебного процесса в системе кредитных и балльно-рейтинговых единиц предполагает:
-………………………………………………………………………………………...
- ………………………………………………………………………………………..
- ………………………………………………………………………………………...
- ………………………………………………………………………………………...
· Актуальность проблемы коренного реформирования всей системы управления образованием можно объяснить тем, что:
1………………………………………………………………………………………...
2………………………………………………………………………………………...
3………………………………………………………………………………………...
· Сознательное и системное управление инновационным процессом как стратегическая ориентация на целенаправленные изменения предполагает:
1. внесение в образование новых элементов и его переход в новое качество;
2. формирование нового содержания образования;
3. разработка и реализация новых технологий обучения;
|
|
4. применение методов, приемов, средств освоения новых программ;
5. изменение деятельности и стиля мышления как преподавателей, так и обучающихся, изменение взаимоотношений между ними;
6. создание и развитие творческих инновационных коллективов на факультетах и кафедрах.
Есть ли в перечисленном что-либо, не относящееся к предполагаемому?
· Педагогический менеджмент и образовательный менеджмент.
Чем характеризуется каждый из них? Заполните таблицу:
Педагогический менеджмент | Образовательный менеджмент |
· Можно ли утверждать, что тьюторство и коучинг в высшем образовании есть один из способов реализации системного подхода к управлению образовательным процессом? Аргументируйте эту позицию или обозначьте свою..........................................................................................................................
………………………………………………………………………………………....
………………………………………………………………………………………….
· Тьютор и преподаватель. Заполнив таблицу, обозначьте основные характеристики того и другого:
Тьютор | Преподаватель |
· Определите основные черты тьюторской и традиционной моделей обучения. Заполните таблицу:
Традиционная модель обучения | Тьюторская модель обучения |
· Приведите доводы в пользу того, что образовательная рефлексия является основной функцией тьюторской модели обучения:
1………………………………………………………………………………………..
2…………………………………………………………………………………….….
3……………………………………………………………………………………….
· Перечислите основные стратегии инновационного развития ВПО в глобальном образовательно-исследовательском пространстве:
1………………………………………………………………………………………..
2………………………………………………………………………………………...
3………………………………………………………………………………………...
4………………………………………………………………………………………...
5………………………………………………………………………………………...
· Сформулируйте основной критерий для анализа динамики инновационных моделей университета в обществе знаний:
…………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
· Назовите, с чем связана необходимость построения образовательного процесса на компетентностной основе (выберите правильные варианты ответа:
- с необходимостью получения более высоких результатов обучения;
- с переходом к ФГОС;
- с новыми требованиями к качеству образования;
- с переходом к более прогностичному образованию;
- с переходом к человекоцентрированному образованию;
- с ориентацией образования на конечный результат;
- с демократизацией образования.
· Назовите основные преимущества инновационных технологий в образовательном процессе высшей школы по сравнению с традиционной методикой, которые обеспечивают повышение эффективности обучения, личностного развития обучающегося:
1. …………………………………………………………………………………..…
2. ……………………………………………………………………………….…….
3. ……………………………………………………………………………….……
4. …………………………………………………………………………………….
5. ……………………………………………………………………………………..
· Вы понимаете информатизацию образования как (уберите неверные варианты ответы или добавьте свои):
-. глобальную рационализацию интеллектуальной деятельности;
- господство ИКТ в образовательном процессе;
- способ удешевления образования;
- переход ко всеобщему дистанционному образованию;
- универсализацию и открытость образования;
- переход к универсальным ценностям и ресурсам образования;
- способ унификации образования;
- ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
· Обозначьте специфику дистанционного образования в системе ВПО и его характерные черты. Заполните таблицы:
Специфика дистанционного образования | Характерные черты дистанционного образования |
· Что Вы понимаете под информационной и технологической грамотностью преподавателя высшей школы?
Заполните таблицу:
Информационная грамотность | Технологическая грамотность |
· Назовите пути повышения эффективности дистанционного образования:
1 ………………………………………………………………………………………..
2. ……………………………………………………………………………………….
3. ……………………………………………………………………………………….
4. ……………………………………………………………………………………….
5. ……………………………………………………………………………………….
· Можно ли считать проблему качества - центральной проблемой эпохи глобализации? Приведите для этого убедительные доводы:
1. ……………………………………………………………………………………
2. ……………………………………………………………………………………
3. ……………………………………………………………………………………
· Можно ли утверждать, что качественное высшее образование – это (выберите правильные варианты ответа или напишите свои):
- возможность реализации человеком своих возможностей и способностей;
- возможность получения достойного места работы;
- эффективный способ реализации национального потенциала страны;
- фактор национальной безопасности;
- эффективная возможность карьерного роста.
· Какие критерии устанавливает Болонский процесс при создании современных критериев качества образования? Выпишите эти критерии:
- …………………………………………………………………………………….…
- ……………………………………………………………………………………….
- ……………………………………………………………………………………….
- ……………………………………………………………………………………….
- ……………………………………………………………………………………….
· В чем заключается необходимость стандартизации систем управления качеством образования? Приведите объективные доводы:
1………………………………………………………………………………………...
2………………………………………………………………………………………...
3………………………………………………………………………………………...
4 ………………………………………………………………………………………..
· Обозначьте основную тенденцию, превалирующую в процессе управления качеством образования в современном вузе:…………………………...……….
………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
· Почему именно ключевые компетенции являются основным «измерителем» качества получаемого образования? Обоснуйте:
………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
· Считаете ли Вы глобализацию как объективный процесс общественного развития? Выпишите основные тенденции глобализации в образовании:
- ………………………………………………………………………………………...
- ………………………………………………………………………………………...
- ………………………………………………………………………………………...
- ………………………………………………………………………………………...
- ………………………………………………………………………………………...
· Какие, на Ваш взгляд, преимущества и какие сложности сулит отечественной системе образования участие в Болонском процессе? Заполните таблицу:
Положительные стороны участия РФ в Болонском процессе | Отрицательные проявления участия РФ в Болонском процессе |
Вопросы для текущего контроля и самоконтроля
1. Рядоположены ли понятия «новации» и «инновации»? Почему в современном образовании чаще используется понятия «инноваций»?
2. Почему проблема инноваций в образовании актуализировалась в последние десятилетия? Чем это может быть обусловлено?
3. Перечислите основные понятия педагогической инноватики и уточните связи между ними.
4. Можно ли выделить какие-то закономерности протекания инновационных процессов в педагогике высшей школы?
5. Как влияет современная экономика на теорию и практику ВПО?
6. Какие факторы сопутствуют инновационным процессам в ВПО, какие – противодействуют?
7. Современную экономику нередко называют «экономикой знаний». В чем причина этого феномена? Как он связан с инновационными процессами в ВПО?
8. Каковы основные направления обновления содержания и технологий образования в современных учреждениях ВПО?
9. Представьте основные концепции и проекты инновационных процессов в профессиональном образовании: в чем их общность и существенные различия?
10. Что такое научно-методическое сопровождение деятельности преподавателя высшей школы и в чем состоит его необходимость?
11. Как Вы понимаете «педагогическую и инновационную культуру преподавателя высшей школы»? В чем она заключается?
12. Как оценить степень готовности преподавателя ВПО к инновационной и исследовательской деятельности?
13. В чем состоит специфика университетского (учебно-научно-педагогического) комплекса в соотношении с классическим университетом?
14. Представьте типологию инновационных и исследовательских процессов в учреждении ВПО в соответствии с их предметом, уровнем, направленностью.
15. Какую роль играют информационные и дистанционные образовательные технологии в модернизации педагогики высшей школы? Каковы стимулы и ограничители роста?
Вопросы для зачета
1. Становление педагогики как науки. Объект, предмет и функции педагогики (общетеоретическая, прогностическая, практическая).
2. Система педагогических наук. Педагогика высшей школы как особая концептуализация педагогики.
3. Связь педагогики с другими науками.
4. Методология педагогики и основные методы педагогических исследований.
5. Исследовательский характер современной профессионально-педагогической деятельности.
6. Методология, теория и практика построения диссертационного исследования.
7. Особенности исследовательской деятельности в области высшего образования.
8. Воспитание в системе ВПО как процесс: цели, способы, типы, модели и стили воспитания. Понятие о самовоспитании и саморазвитии.
9. Сущность образования как педагогической категории.
10. Взрослый как субъект образования.
11. Теория и практика взаимодействия субъектов образования в системе ВПО.
12. Осознанное действие как основа технологий ВПО и методологии деятельности обучающих и обучающихся. Технология решения проблем.
13. Организация самостоятельной работы обучающихся.
14. Методологическая, инновационная, педагогическая и технологическая культура преподавателя. Педагогическая рефлексия.
15. Традиционные и инновационные технологии в системе ВПО.
16. Генезис высшего образования как социального явления.
17. Высшее образование как процесс и результат педагогической деятельности.
18. Разновидности российских и зарубежных документов об образовании.
19. Управление педагогическими системами как разновидность социального управления.
20. Основные принципы методы и формы управления педагогическими системами.
21. Принципы государственной политики в сфере высшего образования. Гуманистический характер высшего образования.
22. Система управления высшим образованием в Российской Федерации и органы управления высшим образованием.
23. Становление теоретико-методологических основ современной концепции качества образования.
24. Обеспечение и оценка качества высшего профессионального образования за рубежом: модель общественно-профессиональной аккредитации.
25. Качество высшего профессионального образования в России: комплексная оценка деятельности вуза, аттестация, государственная аккредитация.
26. Болонские преобразования и появление новых способов оценки качества высшего образования.
27. Базовые принципы стратегического управления качеством образования в вузе.
28. Особенности организации и деятельности вузовской службы качества.
29. Менеджмент качества образовательных процессов, образовательных технологий, научно-информационного ресурса вуза.
30. Педагогическая диагностика в образовательном процессе.
VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1. Основная литература :
1. Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб. пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2009.
2. Вершинина, Н.А. Педагогика как социогуманитарная научная дисциплина. – СПб., 2008.
3. Воспитательная работа в вузе: состояние проблемы, перспективы развития: материалы Междунар. науч. конф., 2–3 апреля 2009 г. - М.:МАНПО, 2009.
Дядиченко Е.А. Психолого-педагогические основы преподавания в высшей школе в условиях многоуровневой системы педагогического образования (для магистрантов первого года обучения физического факультета). Часть 2. (Учебно-методическое пособие). - Ростов-н/Д.: ЮФУ, 2011.
5. Коротков Э.М. Управление качеством образования: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2007.
6. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап. – М., 2006.
7. Лаптев, В.В., Писарева С.А Современное диссертационное исследование в сфере образования: гуманитарные основания оценки качества: науч.-метод. материалы. – СПб., 2008.
8. Психология: учеб. для пед. вузов / под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Высшее образование, 2009.
9. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / кол. авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2010.
10. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.11. Справочник руководителя среднего специального учебного заведения /. Н.Ю. Савельева. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
12. Управление развитием образовательного учреждения среднего профессионального образования в условиях модернизации: монография / В.В. Беляков [и др.] – Ростов-н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2013.
7.2. Дополнительная литература :
1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко [и др.].- М., 2008.2. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов н/Д-на-Дону: Феникс, 2006.3. Колесникова, И.А. Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен // Педагогика. 2008, № 9.4. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008.5. Райзберг, Б.А. Диссертация и ученая степень: пособие для соискателей. – 6-е изд. – М., 2006. 7.3. Список авторских методических разработок1. Авторские видеолекции по проблемам модернизации профессионального образования и инновационным технологиям (8 час.).
2. Презентации:
- Формирование профессиональных компетенций выпускника высшего профессионального образования на основе инновационных технологий;
- Понятийно-категориальный аппарат современной дидактики;
- Адаптивная модульно-рейтинговая система обучения;
- Глобальные процессы в образовании;
- Новые роли преподавателя учреждений ВПО;
- Субъект образования с позиций глобального мышления.
3. Спецкурс «Самоорганизуемая деятельность субъекта образования (обучающегося)»