Самостоятельное изучение разделов дисциплины

№ модуля Темы/вопросы, отводимые на самостоятельное изучение Всего часов
1. Тема 1. – 2 час.; т. 2. – 2 час.; т. 3 – 2 час.; т. 4 – 6 час.  
2. Т. 1 – 4 час.; т. 2 – 4 час.; т. 3 – час.  
3. Т.1 – 6 час.; т.2 – 6 час.  
4. Т. 1 – 4 час.; т.2 – 4 час.; т. 3 – 4 час.  
5. Т. 1 – 4 час.; т.2 – 4 час.; т. 3 – 4 час.  
6. Т. 1 – 4 час.; т.2. – 2 час.; т. 3 – 6 час.  

V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Процесс изучения курса предполагает соединение трех составляющих.

5.1. Лекции. В связи их крайне ограниченного объема представляют собой систематические обзоры основных аспектов педагогики высшей школы. При этом аспиранты получают лишь концептуальные и обобщенные представления о сущности, направлениях и формах инновационной педагогической деятельности будущего преподавателя высшей школы

5.2. Самостоятельная работа аспирантов. На нее отводится большаячасть времени. Она представляет собой процесс накопления студентами опыта чтения и комментирования текстов статей, опыта создания инновационных проектов по педагогике высшей школы.

5.3 Семинары-практикумы представляют собой смысловой центр курса и выполняют сразу несколько функций:

1. уточнение и детализация тех или иных высказанных на лекциях представлений. Исходя из этого, эффективность каждого семинара может быть достаточно объективно оценена как преподавателем, так и самими аспирантами – в зависимости от того, насколько полными и содержательными оказались решения поставленных проблем;

2. выступление аспирантов с краткими обзорами прочитанных текстов, характеризуя их с критических позиций;

3. формулировка индивидуальных заданий проектного типа, выполнение которых может быть связано с настоящей или будущей профессиональной деятельностью аспиранта. В этом качестве могут использоваться:

· задания на проведение микроисследований (составление анкет и проведение анкетирования по тем или иным актуальным проблемам, наблюдение за качественными характеристиками процессов, интервьюирование преподавателей или экспертов);

· задания на разработку элементов программно-методического и дидактического обеспечения тех или иных инновационных курсов;

· задания на разработку методических указаний по реализации каких-либо учебных курсов в вузе, создание проектной документации для инновационных образовательных проектов.

Семинары-практикумы предполагают использование множества взаимосвязанных и взаимно-дополняющих методов, в том числе:

· доклад по материалам статьи (исследования);

· проблемная микролекция – лекционная форма, в которой процесс обучения аспирантов приближен к поисковой, исследовательской деятельности;

· анализ конкретных ситуаций, предполагающий определение проблемы, ее коллективное обсуждение, позволяющее познакомить обучающихся с вариантами разрешения конкретной проблемной ситуационной задачи;

· дискуссия, включающий элементы «мозгового штурма», который строится на основе диалогического общения участников в процессе обсуждения и разрешения теоретических и практических проблем;

· «круглый стол», ориентированный на выработку умений обсуждать проблемы, обосновывать предполагаемые решения и отстаивать свои убеждения;

· «мозговой штурм», актуализирующий организацию коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей и способов решения конкретной проблемы.

В качестве итоговой аттестации по курсу наиболее предпочтительным вариантом является зачет (формы его проведения могут быть различными).

VI. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИ

Тесты для промежуточной аттестации

· Выстройте инновационные циклы в логической последовательности: кризис, зарождение, распространение, реализация.

· Установка на человекоцентрированность в высшем образовании. Что она подразумевает (выберите нужные варианты и допишите свой, если он имеется):

а) гуманизацию и гуманитаризацию образования;

б) ориентацию на личность обучаемого;

в) создание личностно-ориентированной образовательной среды;

г) индивидуализацию обучения;

д) напишите свой вариант.

· Модернизация высшего профессионального образования сегодня должна подразумевать (напишите что именно):

-…………………………………………………………………………………………

-…………………………………………………………………………………………

-…………………………………………………………………………………………

· Кратко охарактеризуйте структурные компоненты инновационной деятельности преподавателя высшей школы:

- мотивационный……………………………………………………………………..

- операционный……………………………………………………………………….

- рефлексивный……………………………………………………………………….

· Дайте краткую характеристику уровням инновационной деятельности преподавателя высшей школы:

1. адаптивный…………………………………………………………………..……

2. репродуктивный…………………………………………………………………

3. эвристический…………………………………………………………………...

4. творческий………………………………………………………………………..

· Расположите в логической последовательности процессы, характеризующие инновационную деятельность образовательных систем:

программирование, концептуализация, проектирование.

· Восстановите нарушенный деятельностный цикл программирования: экспертиза, планирование, анализ ситуации, прогнозирование, моделирование, целеполагание, коррекция, рефлексия.

· Какие признаки характеризуют конкуренцию и какие интеграцию национальных образовательных систем. Заполните таблицу:

Конкуренция Интеграция
   
   
   

·. Болонский процесс. Каковы его цели и задачи? Заполните таблицу:

Цели Задачи
   
   
   

· Индивидуальная образовательная траектория обучаемого – это:

………………………………………………………………………………………………

ее проектирование предполагает:

1……………………………………………………………………………………………..

2……………………………………………………………………………………………..

3……………………………………………………………………………………………..

· Обозначьте основные направления современных психолого-педагогических исследований. Заполните таблицу:

Основные направления Чем вызвана их актуальность?
   
   
   
   

· Назовите основные черты инновационной образовательной среды:

1………………………………………………………………………………..

2………………………………………………………………………………..

3……………………………………………………………………………..…

4………………………………………………………………………………..

5………………………………………………………………………………..

· Определите наиболее сущностную черту личностного развития обучающегося как саморазвития из предложенных ниже:

- большая доля самостоятельности в действиях обучаемого;

- направленность на инициацию внутреннего самоуправляемого процесса;

- способность обучаться дистанционно;

- грамотное и самостоятельное пользование Интернет-ресурсами.

· Инновационная модель процесса обучения как целостная характеристика учебно-познавательной деятельности обучающегося включат себя:

1………………………………………………………………………………….….…

2…………………………………………………………………………………….….

3………………………………………………………………………………………..

4………………………………………………………………………………………..

5………………………………………………………………………………………..

· Построениеиндивидуально-ориентированного учебного процесса в системе кредитных и балльно-рейтинговых единиц предполагает:

-………………………………………………………………………………………...

- ………………………………………………………………………………………..

- ………………………………………………………………………………………...

- ………………………………………………………………………………………...

· Актуальность проблемы коренного реформирования всей системы управления образованием можно объяснить тем, что:

1………………………………………………………………………………………...

2………………………………………………………………………………………...

3………………………………………………………………………………………...

· Сознательное и системное управление инновационным процессом как стратегическая ориентация на целенаправленные изменения предполагает:

1. внесение в образование новых элементов и его переход в новое качество;

2. формирование нового содержания образования;

3. разработка и реализация новых технологий обучения;

4. применение методов, приемов, средств освоения новых программ;

5. изменение деятельности и стиля мышления как преподавателей, так и обучающихся, изменение взаимоотношений между ними;

6. создание и развитие творческих инновационных коллективов на факультетах и кафедрах.

Есть ли в перечисленном что-либо, не относящееся к предполагаемому?

· Педагогический менеджмент и образовательный менеджмент.

Чем характеризуется каждый из них? Заполните таблицу:

Педагогический менеджмент Образовательный менеджмент
   
   
   

· Можно ли утверждать, что тьюторство и коучинг в высшем образовании есть один из способов реализации системного подхода к управлению образовательным процессом? Аргументируйте эту позицию или обозначьте свою..........................................................................................................................

………………………………………………………………………………………....

………………………………………………………………………………………….

· Тьютор и преподаватель. Заполнив таблицу, обозначьте основные характеристики того и другого:

Тьютор Преподаватель
   
   
   
   

· Определите основные черты тьюторской и традиционной моделей обучения. Заполните таблицу:

Традиционная модель обучения Тьюторская модель обучения
   
   
   
   

· Приведите доводы в пользу того, что образовательная рефлексия является основной функцией тьюторской модели обучения:

1………………………………………………………………………………………..

2…………………………………………………………………………………….….

3……………………………………………………………………………………….

· Перечислите основные стратегии инновационного развития ВПО в глобальном образовательно-исследовательском пространстве:

1………………………………………………………………………………………..

2………………………………………………………………………………………...

3………………………………………………………………………………………...

4………………………………………………………………………………………...

5………………………………………………………………………………………...

· Сформулируйте основной критерий для анализа динамики инновационных моделей университета в обществе знаний:

…………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………….

· Назовите, с чем связана необходимость построения образовательного процесса на компетентностной основе (выберите правильные варианты ответа:

- с необходимостью получения более высоких результатов обучения;

- с переходом к ФГОС;

- с новыми требованиями к качеству образования;

- с переходом к более прогностичному образованию;

- с переходом к человекоцентрированному образованию;

- с ориентацией образования на конечный результат;

- с демократизацией образования.

· Назовите основные преимущества инновационных технологий в образовательном процессе высшей школы по сравнению с традиционной методикой, которые обеспечивают повышение эффективности обучения, личностного развития обучающегося:

1. …………………………………………………………………………………..…

2. ……………………………………………………………………………….…….

3. ……………………………………………………………………………….……

4. …………………………………………………………………………………….

5. ……………………………………………………………………………………..

· Вы понимаете информатизацию образования как (уберите неверные варианты ответы или добавьте свои):

-. глобальную рационализацию интеллектуальной деятельности;

- господство ИКТ в образовательном процессе;

- способ удешевления образования;

- переход ко всеобщему дистанционному образованию;

- универсализацию и открытость образования;

- переход к универсальным ценностям и ресурсам образования;

- способ унификации образования;

- ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

· Обозначьте специфику дистанционного образования в системе ВПО и его характерные черты. Заполните таблицы:

Специфика дистанционного образования Характерные черты дистанционного образования
   

· Что Вы понимаете под информационной и технологической грамотностью преподавателя высшей школы?

Заполните таблицу:

Информационная грамотность Технологическая грамотность
   

· Назовите пути повышения эффективности дистанционного образования:

1 ………………………………………………………………………………………..

2. ……………………………………………………………………………………….

3. ……………………………………………………………………………………….

4. ……………………………………………………………………………………….

5. ……………………………………………………………………………………….

· Можно ли считать проблему качества - центральной проблемой эпохи глобализации? Приведите для этого убедительные доводы:

1. ……………………………………………………………………………………

2. ……………………………………………………………………………………

3. ……………………………………………………………………………………

· Можно ли утверждать, что качественное высшее образование – это (выберите правильные варианты ответа или напишите свои):

- возможность реализации человеком своих возможностей и способностей;

- возможность получения достойного места работы;

- эффективный способ реализации национального потенциала страны;

- фактор национальной безопасности;

- эффективная возможность карьерного роста.

· Какие критерии устанавливает Болонский процесс при создании современных критериев качества образования? Выпишите эти критерии:

- …………………………………………………………………………………….…

- ……………………………………………………………………………………….

- ……………………………………………………………………………………….

- ……………………………………………………………………………………….

- ……………………………………………………………………………………….

· В чем заключается необходимость стандартизации систем управления качеством образования? Приведите объективные доводы:

1………………………………………………………………………………………...

2………………………………………………………………………………………...

3………………………………………………………………………………………...

4 ………………………………………………………………………………………..

· Обозначьте основную тенденцию, превалирующую в процессе управления качеством образования в современном вузе:…………………………...……….

………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………….

· Почему именно ключевые компетенции являются основным «измерителем» качества получаемого образования? Обоснуйте:

………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………….

· Считаете ли Вы глобализацию как объективный процесс общественного развития? Выпишите основные тенденции глобализации в образовании:

- ………………………………………………………………………………………...

- ………………………………………………………………………………………...

- ………………………………………………………………………………………...

- ………………………………………………………………………………………...

- ………………………………………………………………………………………...

· Какие, на Ваш взгляд, преимущества и какие сложности сулит отечественной системе образования участие в Болонском процессе? Заполните таблицу:

Положительные стороны участия РФ в Болонском процессе Отрицательные проявления участия РФ в Болонском процессе
   

Вопросы для текущего контроля и самоконтроля

1. Рядоположены ли понятия «новации» и «инновации»? Почему в современном образовании чаще используется понятия «инноваций»?

2. Почему проблема инноваций в образовании актуализировалась в последние десятилетия? Чем это может быть обусловлено?

3. Перечислите основные понятия педагогической инноватики и уточните связи между ними.

4. Можно ли выделить какие-то закономерности протекания инновационных процессов в педагогике высшей школы?

5. Как влияет современная экономика на теорию и практику ВПО?

6. Какие факторы сопутствуют инновационным процессам в ВПО, какие – противодействуют?

7. Современную экономику нередко называют «экономикой знаний». В чем причина этого феномена? Как он связан с инновационными процессами в ВПО?

8. Каковы основные направления обновления содержания и технологий образования в современных учреждениях ВПО?

9. Представьте основные концепции и проекты инновационных процессов в профессиональном образовании: в чем их общность и существенные различия?

10. Что такое научно-методическое сопровождение деятельности преподавателя высшей школы и в чем состоит его необходимость?

11. Как Вы понимаете «педагогическую и инновационную культуру преподавателя высшей школы»? В чем она заключается?

12. Как оценить степень готовности преподавателя ВПО к инновационной и исследовательской деятельности?

13. В чем состоит специфика университетского (учебно-научно-педагогического) комплекса в соотношении с классическим университетом?

14. Представьте типологию инновационных и исследовательских процессов в учреждении ВПО в соответствии с их предметом, уровнем, направленностью.

15. Какую роль играют информационные и дистанционные образовательные технологии в модернизации педагогики высшей школы? Каковы стимулы и ограничители роста?

Вопросы для зачета

1. Становление педагогики как науки. Объект, предмет и функции педагогики (общетеоретическая, прогностическая, практическая).

2. Система педагогических наук. Педагогика высшей школы как особая концептуализация педагогики.

3. Связь педагогики с другими науками.

4. Методология педагогики и основные методы педагогических исследований.

5. Исследовательский характер современной профессионально-педагогической деятельности.

6. Методология, теория и практика построения диссертационного исследования.

7. Особенности исследовательской деятельности в области высшего образования.

8. Воспитание в системе ВПО как процесс: цели, способы, типы, модели и стили воспитания. Понятие о самовоспитании и саморазвитии.

9. Сущность образования как педагогической категории.

10. Взрослый как субъект образования.

11. Теория и практика взаимодействия субъектов образования в системе ВПО.

12. Осознанное действие как основа технологий ВПО и методологии деятельности обучающих и обучающихся. Технология решения проблем.

13. Организация самостоятельной работы обучающихся.

14. Методологическая, инновационная, педагогическая и технологическая культура преподавателя. Педагогическая рефлексия.

15. Традиционные и инновационные технологии в системе ВПО.

16. Генезис высшего образования как социального явления.

17. Высшее образование как процесс и результат педагогической деятельности.

18. Разновидности российских и зарубежных документов об образовании.

19. Управление педагогическими системами как разновидность социального управления.

20. Основные принципы методы и формы управления педагогическими системами.

21. Принципы государственной политики в сфере высшего образования. Гуманистический характер высшего образования.

22. Система управления высшим образованием в Российской Федерации и органы управления высшим образованием.

23. Становление теоретико-методологических основ современной концепции качества образования.

24. Обеспечение и оценка качества высшего профессионального образования за рубежом: модель общественно-профессиональной аккредитации.

25. Качество высшего профессионального образования в России: комплексная оценка деятельности вуза, аттестация, государственная аккредитация.

26. Болонские преобразования и появление новых способов оценки качества высшего образования.

27. Базовые принципы стратегического управления качеством образования в вузе.

28. Особенности организации и деятельности вузовской службы качества.

29. Менеджмент качества образовательных процессов, образовательных технологий, научно-информационного ресурса вуза.

30. Педагогическая диагностика в образовательном процессе.

VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Основная литература :

1. Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб. пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2009.

2. Вершинина, Н.А. Педагогика как социогуманитарная научная дисциплина. – СПб., 2008.

3. Воспитательная работа в вузе: состояние проблемы, перспективы развития: материалы Междунар. науч. конф., 2–3 апреля 2009 г. - М.:МАНПО, 2009.

Дядиченко Е.А. Психолого-педагогические основы преподавания в высшей школе в условиях многоуровневой системы педагогического образования (для магистрантов первого года обучения физического факультета). Часть 2. (Учебно-методическое пособие). - Ростов-н/Д.: ЮФУ, 2011.

5. Коротков Э.М. Управление качеством образования: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2007.

6. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап. – М., 2006.

7. Лаптев, В.В., Писарева С.А Современное диссертационное исследование в сфере образования: гуманитарные основания оценки качества: науч.-метод. материалы. – СПб., 2008.

8. Психология: учеб. для пед. вузов / под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Высшее образование, 2009.

9. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / кол. авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2010.

10. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

11. Справочник руководителя среднего специального учебного заведения /. Н.Ю. Савельева. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.

12. Управление развитием образовательного учреждения среднего профессионального образования в условиях модернизации: монография / В.В. Беляков [и др.] – Ростов-н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2013.

7.2. Дополнительная литература :

1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко [и др.].- М., 2008.2. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов н/Д-на-Дону: Феникс, 2006.3. Колесникова, И.А. Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен // Педагогика. 2008, № 9.4. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008.5. Райзберг, Б.А. Диссертация и ученая степень: пособие для соискателей. – 6-е изд. – М., 2006. 7.3. Список авторских методических разработок

1. Авторские видеолекции по проблемам модернизации профессионального образования и инновационным технологиям (8 час.).

2. Презентации:

- Формирование профессиональных компетенций выпускника высшего профессионального образования на основе инновационных технологий;

- Понятийно-категориальный аппарат современной дидактики;

- Адаптивная модульно-рейтинговая система обучения;

- Глобальные процессы в образовании;

- Новые роли преподавателя учреждений ВПО;

- Субъект образования с позиций глобального мышления.

3. Спецкурс «Самоорганизуемая деятельность субъекта образования (обучающегося)»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: