Другие описания процесса

Лист желатиновой бумаги очувствляют 2 минуты в растворе бихромата калия, составленным из 2 г соли и 100 мл воды. Лист сушат в темноте.

В целях экономии рекомендовалось очувствление листа производить мягкой, широкой кистью раствором:

Вода.………........................... 100 мл

Бихромат аммония................. 5 г

Углекислый натрий................ 0,5 г

К 5 мл этого раствора добавляют 10 мл 900 спирта.

Этой смеси хватает для покрытия 4 листов желатиновой бумаги форматом 18х24. Раствор наносят быстрыми штрихами, затем разравнивают другой широкой сухой кистью и сушат лист 15 минут. Приготовленную таким образом бумагу, хранят не более 2-3 дней.

Очувствленный лист экспонируют под негативом на рассеянном свету 3-4 минуты летом и зимой около 30 минут до появления изображения в светах.

Проекспонированный лист промывают в проточной холодной воде около 2 часов или 1 час в воде с температурой до 300 С.

После промывки изображение должно исчезнуть и отпечаток может быть после удаления избытка воды обработан краской. Излишки воды, соблюдая осторожность, с листа удаляются батистом. Лист для работы кладется на несколько листов влажной фильтровальной бумаги.

Работу можно начать и после просушки отпечатка, предварительно размочив его в воде с прибавлением небольшого количества глицерина для того чтобы на него лучше ложилась жидкая краска.

Краска на матрицу наносится касательными движениями кистью или легкими штрихами по порядку: густая, жирная и жидкая. Для работы краску разбавляют льняной олифой.

Готовый отпечаток просушивают и, используя скребки, кисти, различные валики, чернильные резинки, производят его окончательную обработку. После этого изображение можно ретушировать акварельной краской с добавлением к раствору немного мыла для сцепления с масляной краской.

В различных изданиях приводились и примеры бромомасляного процесса на фотобумагах с температурой плавления желатинового слоя до 28-300С, проявленных в проявителях, незадубливающих фотослой и отфиксированных в 10% растворе гипосульфита.

Такие снимки обрабатывались (отбеливались) в растворе:

Вода.......................…………1000 мл

Красная кровяная соль........ 5 г

Азотно-кислый свинец.........5 г

После отбеливания снимок тщательно промывался и во влажном состоянии обрабатывался типографской краской.

Рисовальная бумага средней шероховатости настилалась на 7-10% раствор желатина, приготовленный в водяной бане при 450 С и выдерживалась на нем 1 минуту.

Лист сушился на горизонтальной поверхности и очувствлялся раствором:

Бихромата калия........ 50 г

Воды..................……. 700 мл с прибавлением небольшого количества аммиака

Алкоголь................… 300 мл

Для удобства предлагалось бумагу очувствлять раствором из 1 г бихромата аммония и 10 мл воды, нанося его на лист мягкой, широкой кистью.

После просушки листа в темноте и печатания светом, следовала его тщательная промывка в воде (до тех пор, пока на нем не останутся следы еле видимого изображения). Лист осушался фильтровальной бумагой.

На оставшееся изображение с помощью кисти мелкими штрихами наносилась гравюрная краска, предварительно растертая тонким слоем на стекле.

Высохший отпечаток ретушировался литографским мелом, карандашом и резинкой.

Результат зависел от крепости применяемого очувствляющего раствора и температуры воды, в которой матрица промывалась (размачивалась). Обработав слой либо его отдельные места в растворе формалина и применяя при печати краски различной густоты, можно было также достигнут различных результатов.

* * *

Плотную, хорошо проклеенную, не очень грубозернистую бумагу, любого тона размачивают 20-30 минут в горячей (до 800 С) воде, кладут на горизонтально расположенный лист подогреваемого снизу стекла и после удаления избытка влаги дважды, с интервалом в 3-4 минуты, равномерно покрывают мягкой кистью смесью равных объемов 5% раствора желатина и 10% раствора крахмального клейстера.. Для формата 18х24 потребуется 7-8 мл смеси. Листы больших форматов покрывают в 3 приема (по 3 мл смеси на одно покрытие).

Применение для изготовления слоя крахмала ранее рекомендовал Дювивье, предлагая толстую непроклеенную бумагу покрывать клейстером крахмала, очувствлять, копировать, как в обычном бромомасляном процессе.

С получением равномерного слоя, подогрев стекла прекращают и лист высушивают. Приготовленная бумага “хранится безгранично долго”.

Толстый слой покрытия дает при печати более мягкое изображение и хороший рельеф и наоборот.

Либо желатиновую бумагу покрывают раствором из 7 г желатина в 100 мл воды с добавкой 2 капель формалина, приготовленным в водяной бане с температурой не более 400 С. Растворы для покрытия должны быть профильтрованы, а слой не содержать воздушных пузырьков.

После очувствления слоя, его сушат в темноте, экспонируют под негативом и на 1 минуту опускают в 4% раствор формалина, промывают в воде с комнатной температурой до исчезновения в слое желтой окраски.

Нанесение краски по образовавшемуся рельефу производится, валиком, обклеенным жестким бумажным плюшем, бархатом. После в изображение кистью и другими различными приспособлениями на "рабски переданное изображение" вносятся изменения. Используемые инструменты от краски отмываются бензином.

Затем, под прессом, следует перенос масляного изображения на бумагу, или упаковочный серый картон. Материал для переноса должен иметь матовую поверхность, быть слабо проклеенным и слегка шероховатым.

Для достижения желаемого результата с одной матрицы, отмытой от краски, может производиться неоднократный перенос. Способом многократного переноса можно получить двух и более тоновые, а также цветные изображения, причем первый перенос делается мягко, а последующие более контрастно (о цветной печати аддиттивным способом будет сказано выше).

* * *

Плотную мелкозернистую бумагу проклеивают толстым слоем 10% раствора желатина.

Желатиновую бумагу очувствляют в 6% растворе бихромата аммония, который для печати с нормального негатива смешивают с равной частью питьевого спирта или динатурата. Если при печати будет использован мягкий негатив, то количество бихромата аммония уменьшают, а количество спирта увеличивают. При густом негативе берут большее количество раствора бихромата аммония и меньше спирта.

Лист желатиновой бумаги прикрепляют к чертежной доске. На лист форматом 18х24 потребуется 1,5-2 мл 6% раствора бихромата аммония с прибавлением 2 мл спирта, не больше, так как на листе возможно появление пятен и разводов. Очувствляющий раствор на бумагу наносится быстрым движением флейца, сначала в поперечном, потом в продольном направлении и так далее, пока слой не станет оказывать некоторого сопротивление кисти (кисть, как бы прилипает).

Сушку производят в темноте от 15 до 30 минут. Бумага хранится не более 2 дней.

Печать через негатив производится в этот же или на следующий день и ведется до тех пор, пока на светлом фоне не появится коричневый рисунок. Печать прекращают, как только на изображении появятся подробности в тенях. При печати предпочтение следует отдавать негативам нормальной плотности. “Превосходные отпечатки получаются с гармоничных, хорошо крытых увеличенных бумажных негативов, если только работающий не ставит целью чтобы все было резко”.

Экспонированная бумага немедленно промывается до полного исчезновения желтой окраски. Такой лист можно высушить и хранить в затемненном месте до недели. Если печать ведут сразу, то лист на 2-3 минуты кладется в воду с температурой 28-300 С.

Для работы применяют литографские краски, слабую олифу. Краску для печати предварительно на стекле растирают валиком.

Печать ведут на увлажненной бумаге, поверхность которой должна быть не мокрой, а влажной.

Особые требования в бромомасляном процессе предъявляются к форме кистей и их чистоте. Для нанесения краски используются кисти типа "козья ножка": необходимая форма кисти придается перетягиванием распаренного волоса тонкой нитью под углом. Прямые кисти применяются для снятия излишков краски. Кисти от краски отмываются в горячей воде с мылом.

Краску набирают на кисть, ударяя вертикально по стеклу с красочным слоем.

Нанесение краски начинают с темных мест. Кисть должна отскакивать от листа, как бы пружиня. Сильный отрывистый удар снимает краску, а слабый мягкий ее наносит.

Если в ходе работы слой подсохнет, то его на 3-4 минуты опускают в воду с температурой 30-350 С, обсушивают кисеей и продолжают работу.

Готовый отпечаток сушат 2-3 дня и при необходимости дорабатывают вышеописанными приемами.

Не допечатанные матрицы плохо принимает краску: она без проработки деталей ложится только в тенях и очень контрастно Перепечатывание приводит к сплошному окрашиванию матрицы.

Лишнюю краску с матрицы удаляют отжатым тампоном, смоченным в бензине.

* * *

Упрощенный способ бромомасляной печати, разработанный Н. В. Петровым (близок к озобромному процессу и позднее получил название карбромасляный процесс).

Бромосеребряный отпечаток, исполненный предпочтительно на гладкой и матовой фотобумаге, тщательно промывают от фиксажа, размачивают в течение 10 минут размачивают в теплой воде, кладут на зеркальное стекло и обсушивают фильтровальной бумагой.

На него накладывают лист желатиновой бумаги, размоченной в течении 2 минут в озобромном растворе:

10% растворы

Бромистого калия…………………… 25 мл

Красной кровяной соли…………….. 25 мл

Бихромата калия ……………………..25 мл

Калиевых квасцов…………………….. 8 мл

Хромовых квасцов …………………….5 мл

Лимонной кислоты ……………………4 мл

Дистиллированной воды………….. 210 мл

Очувствленную бумагу прикатывают к позитивному снимку резиновым валиком (как пигментную бумагу в озобромном процессе). Листы помещают между слоями влажной фильтровальной бумаги, сверху накрывают листом стекла и выдерживают под легким грузом в контакте 30 минут.

Листы осторожно отделяют друг от друга и помещают в холодную воду в холодную воду.

После тщательной промывки от следов бихромата, позитивный отпечаток допроявляют и фиксируют, после чего в процессе он может быть использован неоднократно, а полученную на желатиновой бумаге матрицу обрабатывают краской вышеописанными приемами. По мере высыхания матрицу периодически размачивают.

Бромомасляный процесс на фотобумагах с незадубленной фотоэмульсией, которая плавится при температуре 30-400 С (к современным фотобумагам неприменим).

При изготовлении позитивного отпечатка он должен обрабатываться проявителями не дубящими желатиновый слой и фиксироваться 10% раствором гипосульфита.

Лист фотобумаги с позитивным изображением, размоченный некоторое время в прохладной воде, помещается в один из растворов:

РастворыМайэра Мортимера Свитковского
Вода 200 120 150 мл
Сернокислая медь 6 12 4 г
Калий бромистый 6 10 г
Бихромат аммония 5 7 г
Соляная кислота 1 7 5 капель
Поваренная соль 2 г

Растворы Майэра и Мортимера, предназначенные для работы в 4 раза разводятся водой.

Помещенные в растворе позитивные отпечатки отбеливаются до тех пор, пока с них практически не исчезнет изображение. Для слабых отпечатков применяется 2-3 кратное отбеливание.

Отбеленный отпечаток помещается в воду с температурой до 200 С, температура постепенно повышается до образования на фотоснимке заметного желатинового рельефа.

Работа краской по образовавшемуся рельефу ведется способами, описанными выше.

* * *

Несколько советов к бромомасляному процессу.

1.Во всех процессах главным условием работы является качественная и полная промывка слоя, вымывание из слоев химических веществ, особенно солей хрома и кислых основ. “Все перечисленные процессы продолжительны по времени-медленны и спешка здесь неуместна”.

Очувствленный желатиновый слой в бромомасляном и других процессах, после экспонирования должен быть тщательно промыт в холодной воде от следов хромовой соли. Об этом будет свидетельствовать отсутствие в нем желтой окраски. От времени промывки в холодной воде инсолированного желатинового слоя его свойства и качество рабты не меняется. Слой в темноте тщательно промывается сразу же после инсоляции до белого или прозрачного слоя хромированной желатины.

2. Для проклейки бумаги в бромомасляном процессе применяется расплав желатина, приготовленный из

5 г основного вещества, 2-3 мл 3% раствора хромовых квасцов и 100 мл воды. Расплав готовится в водяной бане с температурой до 400 С. Гладкая, плотная бумаги проклеиваются один раз, грубые, зернистые два-три раза.

3. Инсоляция- экспонирование очувствленного желатинового слоя через негатив ведется рассеянным дневным светом до появления первых следов изображения на бледно-желтовато-коричневом фоне.

4. Краску, применяемую в бромомасляном процессе следует разводить чистым керосином. Если краска плохо пристает к рельефу на матрице, то к ней добавляют еще немного керосина.

5. Вокруг бромомасляного отпечатка хорошо смотрится белый кант, который делается чернильной резинкой по сухому слою краски.

6. Перенос краски (печать) с желатиновой матрицы на постоянную основу в бромомасляном и других процессах, при отсутствии пресса, исполняется при помощи столовой ложки. На оборотную сторону матрицы, обработанной краской, настилают пергамент, матрицу накладывают на переносной лист и притирают его столовой ложкой.

7. Для бромомасляной печати особенно пригодна литографская краска, состоящая из хорошая ламповой копоти, растертой на камне с олифой для живописи. Для воспроизведения глубоких теней к краске прибавляется немного берлинской лазури. Фотохудожники предлагали масляную краску смешивать с такой же сухой краской и разводить ее олифой для живописи. Считалось, что получаемая краска по качеству не уступает лучшим сортам типографской краски.

8. Для ускорения сушки бромомасляного отпечатка рекомендовалось опустить его на 2 минуты в кювету с чистым бензином или эфиром. Отпечаток будет готов через 2-3 часа и иметь совершенно матовую поверхность, но несколько хрупкую. 9.

9. Перед нанесением масляной краски на матрицу рекомендуют погрузить ее на несколько минут в 5% раствор серной кислоты, хорошо промыть и положить в воду с температурой 250 С для вызывания рельефа. Это даст “высокий рельеф и обеспечит чистоту последующей работы”.

10. Бумагу перед покрытием желатиновым раствором следует опустить в кипяток, убрать образовавшиеся на ней воздушные пузырьки. Излишки воды снять пропускной бумагой после чего равномерно покрыть раствором из 64 г желатины на 800 куб. см воды с прибавкой небольшого количества квасцов или формалина и на 3 минуты прикатать к чистому, сухому обезжиренному стеклу. После просушки бумага легко отделится от стекла, и на ней останется ровный глянцевый слой. Прикатку можно провести к листу целлулоида, органического стекла и др. глянцевой поверхности.

* * *

Желатиновую бумагу, например бумагу для переноса в пигментном способе, очувствляют в 6% растворе бихромата аммония, слитого с двойным по объему количеством спирта и сушат в темноте.

После 4-5 минутной экспозиции под негативом до образования изображения бурого цвета на желтом фоне, лист основательно промывают, просушивают фильтровальной бумагой от излишков влаги и посредством комка ваты полотна натирают жирной типографской краской. Краска пристает только на нерастворимых местах слоя.

Если после первого натирания краска не пристала, то ее можно смыть скипидаром.

* * *

Бумагу покрыть не очень толстым слоем раствора средней желатины, высушить и задубить его

Очувствление производить в 2,5% растворе двухромовокислого калия. Сушить в темноте.

Экспозицию прекратить, когда в ясных светах детали снимка сделаются слегка затемненными. Основательно промыть слой в воде до 300 С до полного удаления следов бихромата калия. Высушить.

Для получения изображение достаточно по увлажненной поверхности листа провести валиком с нанесенным на него тонким слоем жирной краски. При необходимости, полученное изображение отретушировать короткой щетинной кистью. Отмечалось, что "описание этого процесса легче выслушивается, чем выполняется на практике, если имеют в виду достижение хороших результатов".

Желаемый результат достигается варьированием густоты краски, качеством валика, скоростью прокатки слоя валиком и силой нажима по типу фототипии но на бумажной основе.

* * *

Плотный лист бумаги, по возможности размягчающийся при намачивании в воде, покрыть слоем желатины и сделать его нерастворимым посредством формалина или хромовых квасцов. Просушить.

Лист настелить на поверхность 2,5% раствора бихромата калия. Просушить в темноте и печатать под негативом. Печать закончить при различении едва заметных подробностей в сильных светах. В темном помещении бумагу основательно промыть в воде с температурой 22-200 С, до полного вымывания бихромата, пока изображение на станет рельефным. Дать стечь воде и при необходимости высушить. Матрицу употреблять сейчас же либо после повторного размачивания.

Снимок достать из воды, воде дать стечь, положить на стекло большего формата желатиной вверх и мягким полотном удалить с него влагу.

Краску развести скипидаром до густоты сливок, тщательно раскатать валиком на стекле в течение нескольких несколько минут, пока скипидар почти весь не испарится. На середину снимка налить скипидар и губкой по отпечатку равномерно размазать краску взятую на губку со стекла. Когда скипидар испарится и губка начнет, как бы задерживаться, прокатать валиком по палитре, а после по желатиновой поверхности. Краска пристанет там, где подействовал свет и пропорционально его количеству.

* * *

Плотную и твердую бумагу с гладкой поверхностью, не размокающую в воде, лучше всего хороший ватман, покрыть толстым слоем желатины средней твердости, задубить формалином или хромовыми квасцами.

Очувствлять в 2,5% бихромата калия путем настилания его на поверхность раствора. Сушить в темноте.

Произвести экспонирование до появления подробностей в сильных светах.

Тщательно около 30 минут промыть в проточной воде при температуре 21-230 С до полного вымывания из слоя хромовой соли. Изображение должно выступить рельефом. Снимок вынуть из воды, положить на стекло и убрать с него тампоном ее излишки влаги.

Работать по матрице можно сразу же либо высушить ее и с началом работы размачивать до обоазования рельефа.

По матрице работать кожаным валиком. Краску брать масляную в тюбиках и желательно не жидкую.

Для загущения краски ее выдавливают на неплотную газетную бумагу, разравнивают слоем толщиной 1-2 мм, прижимают таким же листом бумаги и на 5-6 часов оставляют в таком виде. По некоторой просушке краски она снимается с листов и используется для работы. Сгущенную краску помещают на стекло, добавляют к ней несколько капель скипидара, доводят до густоты сметаны и хорошо раскатывают валиком до получения на стекле равномерного слоя и покрытия валика слоем краски. Краска, чтобы скипидар совсем успел испариться. Копию достать из воды.

Небольшое количество краски кладется на середину копии, к ней добавляется 2-3 капли скипидара и все это равномерно по копии растирается мягкой тряпочкой или губкой. Когда скипидар почти испарится, снова прокатывают валиком по стеклу с краской и затем по копии снизу вверх несколько раз до появления нужного изображения.

Мягкая краска дает вялые отпечатки, жесткая краска- контрастные. Можно работать и кистью.

Готовый снимок ретушируется известными приемами. Если надо что-то удалить, то применяют скипидар с губкой после чего проводят производят повторную накатку на матрицу краски.

Изложенный способ позднее был в некоторой степени усовершенствован. Рекомендовалось бумагу очувствлять в ванне с хромовой солью до тех пор, пока лист не станет совершенно прямым и гибким. Расвору дать стечь и излишки убрать фильтровальной бумагой. Нормальный негатив очувствлять в ванной, состоящей из 30 г бихромата калия и 600 куб. см воды. Для жестких негативов брать 300 куб. см воды, для мягких 1200 куб.см воды. Раствору дать стечь.

Лист положить слоем вверх на фильтровальную бумагу и высушить в темноте около источника небольшого тепла.

Копировать при дневном свете. Изображение должно быть отчетливо видно в светло-коричневом или сером цвете. Заканчивать копирование немного раньше появления всех деталей в сильных светах.

Лист хорошо промыть в воде для удаления неразложившихся в слое солей хрома. Если на снимке хотят получить особенно чистые света, то его промывают в холодной воде до 12 часов.

При накатке краски валиком или нанесении ее кистями следует избегать прибавления скипидара. Копию время от времени размачивать, но лучше если под матрицу на стекле положить мокрую фильтровальную бумагу или для поддержания влажности и образовавшегося рельефа. Увлажнение снимка в ванне с водой ведется до 2 минут. Прежде чем продолжить работу с матрицы убирают избыток влаги.

* * *

Лист желатиновой бумаги, такой же, как для двойного переноса в пигментном процессе, очувствляют в 6% растворе бихромата аммония, который предварительно до соломенного цвета нейтрализуют раствором аммиака. Для 6 листов форматом 19х25 берут 5 куб. см 6% раствора с 10 куб. см чистого алкоголя.

Раствор на бумагу наносят кистью, при неактиничном освещении, бумагу стараются покрыть не оставляя подтеков и следов от кисти. Просушку бумаги производить в темноте в течение 10-15 минут и хранить ее 2-3 дня.

Средний негатив копируется на дневном рассеянном свете летом 3 минуты, зимой 10 минут.

При нормальном негативе копирование прекращают до того, как покажутся детали в светах. Самым тщательным образом экспонированный лист, в темноте, отмывают в воде до полного удаления желтоватой окраска в температуре 27-28 градусов.

* * *

При неактиничном освещении фотоотпечаток покрывают 5% раствором желатины, сушат и помещают в раствор:

Бихромата калия..……….........6,5 г

Красной кровяной соли …….6,5 г

Калий бромистый.……….........6,5 г

Квасцы…………………………. 3,5 г

Лимонной кислоты……………. 1 г

Воды ………………………….3000 куб.см

В указанном выше растворе фотоотпечаток выдерживают до тех пор, пока изображение не побуреет окончательно, затем тщательно отмывают его в холодной воде до исчезновения желтой окраски и фиксирование в натриесульфате с прибавкой красной кровяной соли.

Дальнейшую работу ведут кистью, как в бромомасляном процессе по влажному отпечатку либо накатывают на него краску.

* * *

Для процесса пригодны все бумаги, применяемые для двойного переноса в пигментном процессе.

Сильную, незавуалированную копию на бромистой бумаге кладут в ванну, состоящую из 1 куб. см чистой азотной кислоты и 100 куб. см воды для удаления из слоя сернистого натрия.

Лист основательно промывают проточной воде в течение 10 минут.

Затем составляют два раствора:

А)Озобромную ванну (в весовых частях)

6% раствора бихромата калия ………………… 5 ч

9% раствора красной кровяной соли………… 5 ч

6 % раствора бромистого калия ………………. 5 ч

Б) Кислую ванну

Калиевых квасцов……………………………… 50 г.

Уксусной кислоты ………………………………2.5 куб. см

Воды ……………………………………………1000 куб. см

Кислого раствора квасцов берут

для среднего позитива…………от 0,2 до 0,5

для очень сильной копии…..….от 0,8 до 1 части.

Температура кислой ванны должна быть 150 С. В нее погружают желатиновую бумагу на 4 минуты или немного более. После этого с листа дают стечь излишку и помещают в озобромный раствор на 2-5 минут.

Фотокопию на бромистой бумаге достают из воды, складывают с листом желатиновой бумаги, обработанный таким образом.

Фотография настилается сверху на лист желатиновой бумаги, после кладется на стекло, покрывается слоем влажной фильтровальной бумаги, помещается под лист стекла с небольшим грузом.

Время контакта листов, в случае использования предложенного озобромного раствора составляет 15 минут, а при его разведении в 5 раз до30 и в 10 раз до 60 минут.

Когда фильтровальная бумага пожелтеет, чем интенсивнее, тем надежнее произвелось копирование, листы осторожно разъединяются, тщательно в затемненном помещении промываются от желтой окраски и обрабатываются краской по схеме бромомасляного процесса..

Перенос красочного изображения с матрицы учитывается, что мягкая краска переносится лучше, чем твердая. Очень рыхлые бумаги, используемые для переноса, надо проклеивать 2% раствором крахмала. Гладкие бумаги более пригодны для переноса. Очень шероховатая бумага при переносе требует обязательного увлажнения.

При работе возможен последовательный перенос на окончательное изображение с позитивных и негативных матриц. Это даст необыкновенный эффект.

Рисунок карандашом даст краска, приготовленная из порошка графита растертого в олифе.

При переносе изображения на бумагу без пресса, ее увлажняют бензином или скипидаром и несколько проветренную. Такая техника придает изображению гармоничный и мягкий рисунок.

* * *

Карбро-масляный процесс.

Приготовить два запасных раствора:

№ 1

Бихромат калия ………………..50 г
Красная кровяная соль……… 50 г
Калий бромистый……………. 50 г
Вода………………………….. 1000 мл

№ 2

Уксусная кислота (ледяная)…………. 10 мл
Соляная кислота……………………….10 мл
Формалин……………………………. 220 мл

Рабочий раствор № 1

№ 1…………………………………… 1 ч

Воды ………………………………… 3 ч

Рабочий раствор № 2

№ 2…………………………………… 3 ч

Воды……………………………….. 100 ч

Желатиновую бумагу до ее распрямления 3 минуты размочить в рабочем растворе N 1, дать стечь раствору и на 15-25 сек поместить в рабочий раствор N 2. Более продолжительное время пребывания в рабочем растворе № 2 даст более мягкие отпечатки.

Бумагу привести в контакт с предварительно размоченным позитивным отпечатком на бромосеребряной бумаге, поместить листы под стекло под небольшой груз между листами влажной фильтровальной бумаги. Выдержать в контакте 15 минут и проявлять либо масляной краской, как в бромомасляном процессе с переносом или без переноса либо применять пигментную бумагу и работать по схеме пигментного процесса.

Толстый слой на желатиновой бумаге дает менее густые тени, также как и применение холодных растворов.

Большое число копий с одного, восстановленного проявлением, бромосеребряного отпечатка даст более густые тени, но повышение температуры во втором растворе компенсирует это.

Более высокая температура растворов и время обработки в первом растворе от 1,5 до 2 и 2,5 дает мягкие отпечатки. Чем больше времени осуществлялся контакт листов (до 1 часа), тем контрастнее получится конечный отпечаток.

Объединенные рабочие растворы дадут менее контрастные отпечатки. В этом растворе лист пигментной бумаги обрабатывается 2-3 минуты.

N 1 запасный………………….. 250 мл.

N 2 запасный………………….. 15 мл.

Воды......……………………. до 1000 куб. см

Для получения наибольшего контраста воды берется 1200 мл.

Раствор кислой ванны более стойкий в хранении в запасном растворе:

Ледяной уксусной кислоты………..... 40 мл.

Соляной кислоты……………………... 40 мл.

Воды.…………………………………..1000 мл

* * *

Карбро-масляный процесс, имеющий “очень большое будущее”.

Лист желатиновой бумаги, применяемый в масляном процессе на 3 минуты опускается в карброраствор № 1. Раствору в течение 15 сек дают стечь и опускают лист на 15-30 сек в карброраствор № 2.

Лист желатиновой бумаги прикатывают к предварительно размоченному бромосеребряному отпечатку и между листами увлажненной фильтровальной бумаги выдерживают в контакте под стеклом с легким грузом в течение 20-30 минут.

Листы разъединяют. Желатиновую бумагу основательно промывают от следов хромовой соли и после либо высушивают и для печати используют размоченной либо сразу же покрывают краской.

Запасный раствор А

Бихромат калия………………… 50 г
Красная кровяная соль…………..50 г
Калий бромистый……………… 50 г
Воды……………………………. 1000 мл

Запасный раствор Б

Ледяной уксусной кислоты…………….. 50 мл
Соляной кислоты……………………….. 50 мл
Формалина…………………………… 1100 мл

Рабочий раствор № 1

Раствора А ………………………….. 60 мл

Воды …………………………………… 180 мл

Рабочий раствор № 2

Раствора Б……………………………… 10 мл

Воды ……………………………………. 320 мл

Рабочий раствор № 1 можно использовать повторно, рабочий раствор № 2 только один раз.

Процесс позволяет выявить на матрице очень большой и прочный рельеф.

Вместо растворов карбро, применяются также озобромные растворы, поэтому процесс получил название озобром-масло. Главное при работе соблюдать условие хорошей промывки позитива и матрицы. Печать производится как бромомасляном процессе.

Позитивный отпечаток, состоявший в контакте с желатиновой бумагой, тщательно промывают допроявляют, фиксируют гипосульфитом и сушат. Он готов для изготовления других копий.

* * *

Берется контрастный с хорошо проработанными деталями в тенях отпечаток на бромосеребряной фотобумаге. Предпочтительно брать снимки, исполненные на тонкой глянцевой бумаге. Когда планируется ротать с переносом, то изображение должно быть прямым.

Желатиновая бумага размачивается в карброрастворе состоящем из:

Запасного раствора № 1

Двухромовокислый калий………………..50 г

Красная кровяная соль……………………50 г

Бромистый калий………………………….50 г

Вода (кипяченая)…………………………. до 1л

Запасного раствора № 2

Ледяная уксусная кислота…………………40 мл

Соляная кислота…………………………….40 мл

Вода…………………………………………. до 1л

Вместо ледяной уксусной кислоты можно применить уксусную эссенцию, соответственно пересчитав расход по крепости.

Рабочий раствор

Запасного раствора № 1…………………….250 мл

Запасного раствора № 2…………………….15 мл

Воды……………………………………………до 1 л

Рабочий раствор может быть использован повторно и сохраняется 2-3 недели.

Очувствление в рабочем растворе желатиновой бумаги ведется в течение 2-5 минут при его температуре - 20° С.

Нормальное очувствление проходит за 3 мин, контрастное -за 2 мин, мягкое- за 5 мин.

Одновременно с очувствлением желатиновой бумаги в достаточной степени размачивают бромосеребряный отпечаток. Весь процесс происходит на свету. Бромосеребряный отпечаток слоем вверх кладут на влажный лист фильтровальной либо газетной бумаги, лежащий на стекле.

Очувствленную желатиновую бумагу вынимают из карброраствора, дают ему стечь и быстро, без сдвигов накладывают на бромосеребрянный отпечаток и прикатывают к нему резиновым валиком. Сверху накрывают листом влажной фильтровальной бумаги, накрывают листом стекла и ставят под легкий груз.

Контакт продолжается 15-20 мин, в течение которых происходит процесс отбеливания бромосеребряного отпечатка и задубливания желатинового слоя пропорционально содержащемуся в слое количеству серебра.

После контакта листы разъединяют, желатиновая бумага стала матрицей.

Бромосеребряный отпечаток промывают, и проявляют сильноработающим позитивным проявителем, еще раз промывают и фиксируют. Он пригоден для дальнейшего использования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: