Фотосепия и фотосангвина

Для изготовления фотосепии рекомендовалось использовать листы бумаги форматом 18х24 и 13х18 и отмечалось, что особенно хороши пейзажи, изготовленные этим способом. Фото-сангвину рекомендовали для исполнения портретов, копий с офортов, пейзажей, а также снимков памятников и архитектуры.

Для фотосепии готовился 40% раствор гуммиарабика (40 г порошка гуммиарабика на 100 мл воды), для чего гуммиарабик размачивался в теплой воде и рапускался в водяной бане и фильтровался через кисею, если раствор содержал какие-либо примеси.

Далее готовился 10% раствор бихромата калия (10 г бихромата на 100 мл воды) при умеренном его подогревании.

При неактиничном освещении смешивали равные объемы растворов гуммиарабика и хромовой соли с акварельной краской из тюбика нужного цвета из расчета: около 1 г краски на 20 г раствора. Такой раствор долго не хранился.

15 куб. см раствора бихромата с 15 куб. см гуммиарабикового раствора было достаточно для покрытия до 10 листов бумаги формата 18х24. Смесь рекомендовалось готовить за 24 часа до употребления.

Для этого процесса лучше всего было брать любую, хорошо проклеенную бумагу, для того чтобы к ней плотно прилегал негатив, с несколько глянцевой поверхностью, например для работы акварелью или тушью, чтобы раствор крыл лист, а не проникал в бумагу. Предпочтение отдавалось мелкозернистой бумаге, хотя все зависело от замысла художника.

Из красок брали акварельную сепию, охру, либо графит для получения карандашного рисунка, а также китайскую тушь высокого качества. К сепии для теплоты тона рекомендовалось добавлять охру в соотношении1:8 или 1:4. Для сангвины- бурокрасную краску с сепией, к красной охре примешивать синюю краску. Китайская тушь, густо разведенная в воде в виде сиропа, давала лучшие результаты.

Работая мягкой кистью по всей плоскости листа бумаги и во всех направлениях при неактиничном освещении, лист покрывали раствором, затем сушили в темноте. Считалось, что для работы лучше пользоваться бумагами, приготовленным заранее за 2-3 дня.

Экспозицию производили через негатив средней плотности и контраста рассеянным дневным светом, летом в течение 30 минут, зимой до 24 часов. На солнечном свете летом печатали в течение 10 минут и в течение одного часа зимой.

Проявление отпечатка производили в этот же день (после воздействия света процесс разложения бихромата еще некоторое время продолжался) при помощи мягких и жестких кистей, при полном, но не очень ярком свете, в кювете с водой около 30°С.

Для этого отпечаток на непродолжительное время окунался в воду, закреплялся зажимами на листе стекла и проявлялся путем полива водой на нужный участок, работой по отпечатку губкой, либо поливом воды через воронку. При проявлении также применялась смесь воды с древесными опилками.

Готовый отпечаток промывался, сушился, ретушировался и натирался воском, разведенном в скипидаре. Последняя операция придавала рисунку большую законченность отделки.

В отдельных изданиях предлагалось в гуммиарабиковый слой вводить добавки желатины, крахмала, рыбного клея, декстрина или альбумина (отстоявшегося белка куриных яиц), что давало более чистые отпечатки. Положительные результаты достигались заменой гуммиарабика альбумином, что считалось лучшим по сравнению с использованием гуммиарабика. Прибавление к раствору некоторого количества крахмала придавало отпечатку и слою матово-бархатистую структуру.

Спирт и более высокая температура сушки слоя позволяли получить более сочные отпечатки в тенях, с чистыми светами.

В гуммиарабиковом процессе рекомендовалось готовить более тонкие слои, не допускать перепечатывания.

Гуммиарабиковую бумагу предлагалось очувствлять в ванне из 30-40 г. бихромата калия на 1000 мл. воды с прибавлением аммиака или раствора крепкого поташа, до приобретения лакмусовой бумагой синего оттенка. При печати с контрастных негативов количество бихромата калия рекомендовали увеличить до 50 г, при вялых- до 10 г.

Для больших форматов, например 50х60, рекомендовалось брать от 1,5 до 2 г сухой краски, от 6-до 8 г 4% раствора гуммиарабика. Все это хорошо смешать путем растирания и разбавить 15-25 куб. см раствора бихромата калия, пока не станет очевидным, что раствор готов для покрытия.

Качество гуммиарабиковой бумаги без хромовой соли, а также бумаги с хромовой солью, но не подверженной свету, проверялось ее размачиванием в воде 20°С. Так, если через 30 минут слой с краской без всякого труда сходил с бумаги, она считалась готовой для дальнейшей работы.

Считалось, что при проявлении самые сильные света должны проявиться на слое через 30 минут с момента погружения в холодную воду (основное правило), если этого не происходило, то температуру воды несколько повышали. Недопечатывание слоя под светом приводило к его полному отделению от бумаги.

Проявление слоя предлагалось вести водяной пылью из пульвелизатора и время от времени ополаскивать отпечаток холодной водой.

Для заблаговременного приготовления гумми краски предлагалось смешать краску и гуммиарабик с необходимым количеством воды, растереть ее в ступе до пастообразного состояния и в таком виде хранить, налив в плотно закрытом сосуде. Для употребления пасту смешать с бихроматом калия, причем для этой цели иметь две краски. Одну с высокой пропорцией гумми краски, другой с низкой. После этого вести комбинированную печать с двойным покрытием бумаги красящим слоем в соединении слабого и сильного цветов.

Для создания двух и много тоновых, а также красочных (“трехцветного печатания”) гуммиарабиковых отпечатков предлагалось вторично отпечаток покрыть более слабым раствором и повторить весь процесс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: