Понятие о восприятии. Проблема генезиса восприятия. Роль моторных компонентов в процессах восприятия. Оперативные единицы восприятия и проблема сенсорных эталонов.
Перцептивные действия: задачи перцептивных действий, средства осуществления перцептивных действий, перцептивные операции, ориентировочная основа перцептивных действий.
Психофизиология восприятия. Иллюзии восприятия.
Теории восприятия: античный период психологии восприятия; теория гештальта, бихевиоризм, когнитивная психология.
Перцептивный образ и его важнейшие особенности: предметность, целостность, избирательность, осмысленность, константность. Постоянная и временная апперцепция. Восприятие и характер деятельности личности.
Классификация и виды восприятия. Восприятие формы и законы перцептивной организации. Проблемы восприятия времени и пространства.
Наблюдение и наблюдательность. Формирование наблюдательности как свойства личности. Развитие наблюдательности и перестройка восприятия.
|
|
Развитие восприятия в онтогенезе.
Тема 4. Внимание: феноменология, закономерности, проблемы изучения. Исследования внимания в психологии
Общее представление о внимании. Многозначность определения внимания. Специфика внимания как психического процесса и явления. Дискуссия о психическом статусе внимания и его природе.
Виды внимания. Непроизвольное (первичное) внимание. Поисковый и исследовательский виды деятельности – процессы непроизвольного внимания. Факторы, обуславливающие непроизвольное внимание. Процессы предвнимания.
Произвольное (вторичное) внимание. Особенности, условия возникновения и поддержания произвольного внимания, его психологические механизмы. Опосредованный характер произвольного внимания. Развитие средств в организации произвольного внимания. Методика двойной стимуляции для исследования опосредованного произвольного внимания.
Послепроизвольное внимание. Условия его возникновения.
Основные свойства внимания и их экспериментальное исследование. Объем внимания. Зависимость объема внимания от характера материала, характера действия с объектами, индивидуальных особенностей. Концентрация, устойчивость, колебания внимания. Зависимость устойчивости внимания от характера материала, вида деятельности, установки личности. Переключение и распределение внимания: факторы, определяющие способность распределять внимание на равные действия.
Внимание и сознание: основные теоретические представления. Ясность и отчетливость содержания сознания как основная феноменологическая характеристика внимания. Использование метода самонаблюдения для описания явлений и свойств внимания. Избирательность внимания. Внимание как фильтр поступающей информации. Экспериментальная критика понимания внимания как специального процесса блокировки или фильтрации информации.
|
|
Моторные теории внимания. Использование объективных методов исследования различных форм внимания. Психофизиологические индикаторы и механизмы внимания.
Внимание и деятельность. Использование физиологической концепции уровней построения движений Н.А.Бернштейна и механизма кольцевого регулирования при анализе структуры деятельности и внимания. Структура деятельности и внимания. Связь внимания с механизмами регуляции и организации деятельности. Внимание как действие контроля (П.Я.Гальперин). Автоматические и сознательно регулируемые процессы.
Развитие внимания. Стадии развития внимания. Факторы и пути развития высших форм внимания.
Прикладные аспекты в изучении внимания. Учет и оценка различных свойств внимания применительно к различным видам деятельности человека. Обучение и внимание. Планомерное, поэтапное формирование внимательности школьников. Исследование нарушений внимания в клинике и его значение.
Тема 5.Память: факты, закономерности, проблемы изучения. Исследования памяти, проблема развития памяти
Общее представление об универсальных психических процессах. Память, внимание, воображение, их универсальный характер и взаимосвязь. Общее представление о памяти. Круг явлений памяти. Случаи феноменальной памяти. Память как запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Память и будущее. Память и научение. Внимание и память. Память и личность. Определение памяти. Основные функции, процессы, содержания и связи памяти. Проблема памяти в культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Представление о памяти в бихевиоризме. Исследования памяти в когнитивной психологии.
Виды памяти. Виды памяти и зависимости от содержания запоминаемого материала и формы его воспроизведения. Образная память. Эйдетические образы. Представления. Моторная память. Эмоциональная память. Словесно-логическая память, ее связь с речью и мышлением. Индивидуально- психологические различия памяти.
Непроизвольная и произвольная память. Непроизвольное запоминание осмысленного материала.
Исследование и анализ процесса запоминания. Условия и закономерности непроизвольного запоминания. Амнезии. Забывание в повседневной жизни.
Основные факты и закономерности психологии памяти. Влияние характера материала (роль объема, степени однородности, привычности, осмысленности материла). Роль упражнения. Влияние уровня научения на память. Распределение упражнений, научение и память. Распределение упражнений во времени. Проблема оптимального распределения упражнений во времени.
Роль установок, мотивации и эмоциональных реакций. Отношение субъекта к задаче. Влияние уровня мотивации на научение и память. Влияние на память перерывов деятельности. Эффект Зейгарник. Влияние аффективных реакций на память. Значение организации материала субъектом. Ритмическая, конфигурационная и семантическая группировка. Перцептивная организация стимула: влияние способа заучивания на память, роль схем.
Забывание и реминисценция. Изменение памяти во времени. Кривая забывания Эббингауза и ее модификации. Ретроактивное и проактивное торможение. Забывание намерений. «Стихийное» забывание и забывание как действие (летотехника). Теории забывания.
Роль ассоциаций в процессах памяти человека. Виды и законы ассоциаций. Методы измерения мнемических процессов: заучивания, антиципации, сбережения.
Родь формирования навыков в жизненном опыте человека. Навыки и память. Законы научения.
|
|
Память как совокупность процессов приема, трансформации и хранения информации. Сенсорный регистр. Понятие иконической и эхоической памяти. Кратковременная память. Роль повторения. Структурирование и емкость долговременной памяти. Долговременная память. Теории двойственности памяти и их критика. Уровневая организация процессов памяти.
Использование средств как специфический принцип организации человеческой памяти. Представления П.Жане о запоминании как культурном действии. Роль внутренних схем в концепции Ф.Бартлетта. Память и речь. Проблемы памяти в культурно-исторической теории Л.С.Выготского. Интериоризация мнемических средств. Экспериментальные исследования структуры и функций высших форм запоминания.
Память и деятельность. Экспериментальные исследования зависимости запоминания от предметного содержания, направленности структуры и мотивов деятельности. Включенность памяти в решение жизненных задач личности, ее обусловленность строением и динамикой мотивационной сферы.
Развитие памяти. Основные генетически различные формы функционирования памяти: бессознательная, непроизвольная память, переходная, внешне опосредованная память; произвольная память, метапамять. Возрастные особенности взаимосвязи генетических форм памяти. Пути развития генетически различных форм памяти.
Прикладные аспекты изучения памяти. Условия и задачи развития памяти в учебной деятельности. Пути улучшения памяти. Мнемотехника. Роль оперативной памяти в деятельности. Исследования нарушений памяти и их значение в клинике.