Феномены, сенсорная очевидность познавательных феноменов. Основные проблемы психологии познания.
Проблема адекватного познания реальности.
Целостность познавательной деятельности и проблема выделения познавательных процессов.
Познание и действие. Познание и образ. Предметный образ, его чувственная основа.
Науки о познании, специфика изучения познавательных процессов. Психология познания и когнитивная психология. Познавательная сфера человека и ее основные характеристики.
Образ мира как теоретический конструкт, позволяющий организовать изучение познавательных процессов.
Основные теоретические подходы к изучению познания.
Основные критерии классификации познавательных процессов: предметное содержание (структура), функции, генезис. Универсальные («сквозные») психические процессы: память, внимание, воображение.
Общее представление об универсальных психических процессах и основные подходы к их изучению.
Приспособительная роль психики в биологической эволюции. Гипотеза о возникновении чувствительности как элементарной форме психического отражения. Представление об эволюции психического отражения. Основные стадии развития психики и поведения животных.
|
|
Тема 2. Ощущения и представление о сенсорной организации человека
Ощущения. Основные понятия и закономерности сенсорной психофизики. Восприятие сенсорных качеств (на материале цветового зрения)
Сущность процесса ощущения. Роль ощущений в жизнедеятельности человека. Ощущение в свете теории отражения. Психофизиологические теории ощущений. Физиологические механизмы ощущений. Рефлекторный характер ощущений. Рецепторы и анализаторы.
Классификация ощущений.
Понятие о чувствительности личности. Общие закономерности ощущений: адаптация, сенсибилизация, синестезия. Развитие чувствительности. Компенсаторные возможности в области ощущений.
Исследование сенсорной чувствительности. Методы измерения порогов чувствительности.