Этнополитическая ситуация в современной России

Оправдываются прогнозы тех исследователей, которые пришли к выводу, что понятие "государство-нация" уступает место понятию "государство-сообщество". Таким государством является Российская Федерация. Интенсивность экономической, социальной и политической модернизации не могут быть одинаковы на всем российском пространстве. Современная демократия невозможна без обеспечения разным этносам доступа к центрам власти и учета многообразия культур.
Этнополитический процесс в стране протекает по-разному в зависимости от специфики регионов страны. Можно выделить четыре региона активного проявления этнополитического процесс а: российский север (территория расселения финно-угорских народов), южно-сибирский район (зона политической активности якутов, тувинцев, бурят), татаро-башкирский район, северокавказский.

Этапы. Первый этап (конец 1980-х - 1991 гг.) характеризуется повсеместным созданием национально-культурных обществ, декларирующих задачу возрождения этнокультурной самобытности, позднее. В этот период происходит суверенизация автономий России — они обретают статус самостоятельных республик в составе Российской Федерации, законодательно оформляется государственный статус языков титульных народов.
Второй этап (1991-1994 гг.). Борьба внутри республик между официальной властью и национально-политическими движениями по поводу государственного устройства республик, их политического статуса и перераспределения властных полномочий. Особой остроты первая тенденция достигает в Северо-Кавказском регионе, где противостояние завершается свержением официальной власти Чечено-Ингушской Республики, развязыванием вооруженного этнотерриториального конфликта между осетинами и ингушами, массовым вытеснением русского населения и конституированием двух новых республик — Чеченской Республики и Республики Ингушетия. Важными вехами этого этапа, повлиявшими на урегулирование этнополитических проблем, явились подписание Федеративного договора (31.03.1992) и утверждение Конституции Российской Федерации (1993).
Третий этап (с1995г.) Тенденция урегулирования межэтнических противоречий на внутриреспубликанском уровне, переход к фазе укрепления республиканской государственности, потеря инициативы национально-политическими движениями, разработка стратегии национальной политики и оптимизации пути федерализации страны. Наиболее активная часть национальных лидеров включилась в состав общероссийской бизнес-элиты или в систему органов управления разного уровня. Правящая элита в республиках качнулась в сторону союза с федеральной властью.
4 этап (2000-е гг.) - Приведены в соответствие с федеральным законодательством правовые акты субъектов Федерации. Проявляется тенденция к укрупнению субъектов Федерации. В 2003 году избраны высшие органы государственной власти Чеченской Республики, что привело к стабилизации. Сегодня российские регионы и федеральный центр на деле учатся договариваться друг с другом. «Достижение баланса между центром и местными властями осуществлялось посредством переговоров, сделок, взаимных компромиссов и уступок – короче, странноватого, но определенно политического процесса».Можно констатировать, что непосредственная угроза распада России миновала. Однако по-прежнему остается целый комплекс пока не урегулированных проблем межэтнических отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: