В. Белов

Все поступки и действия человека определяются ценностями, на которые он ориентирован. Человек может самостоятельно сделать выбор; но при этом он не всегда знает, чего на самом деле хочет. Какие ценности являются подлинными и вечными, а какие – мнимыми и преходящими? Социологи констатируют, что в современной России - налицо кризис ценностей, а отсюда появляется зависимость человека от капризов экономики. Выгода становится основным двигателем всего общества. Растущее число людей всеми возможными способами старается заполнить существующий вакуум, подавить в себе ощущение бессмысленности собственной жизни, которая возникает, в частности, и из-за размывания жизненных ценностей. Один из таких способов - стремление, во что бы то ни стало, повысить свой социальный статус и уровень материального благосостояния.

Молодежь стоит перед выбором той нравственной основы, которой следует придерживаться, создавая свою судьбу. В обществе, где рынок задаёт нормы поведения человека, молодежи порой трудно решить, где – добро, а где – зло. Молодой ум впитывает всю гамму противоречивой информации, на основе которой формирует свое восприятие окружающего мира. Телевидение, газеты, Интернет, общество вокруг нас, образовательные учреждения – все они являются поставщиками этой информации. Но каким ценностям может научить молодых людей современное телевидение, если завуалированная, а иногда и прямая пропаганда секса, насилия и жестокости оправдывается свободой слова? Известный в стране общественный деятель и футуролог Игорь Бестужев-Лада дал средствам массовой информации такую нелестную характеристику: «Телевидение, книги, газеты быстро пробудят в подростке похоть, укажут адрес, методы, способы. В общем, идет всеобщее растление детей и молодежи». Средства массовой информации упорно, изо дня в день уводят нас от реалий дня, сегодняшней жизни, полной забот и тревог, всячески стараются развлечь и рассмешить. Именно они считают скромность инфантилизмом, а спекуляцию – предприимчивостью, коллективизм – стадностью. Экономические и финансовые ценности в жизни людей начинают занимать первые места и перевешивать все другие.

Кардинальным образом изменилось отношение общества к таким основополагающим нравственным понятиям, как альтруизм, самокритичность, любовь, милосердие и т.п. Всё это привело к сумятице, к растерянности в умах современной молодежи. Многие утверждают, что нынешнему российс­кому обществу не до высоких идеалов гуманизма, и призывают сначала разрешить главное противоречие современного российского общества - между бедными и богатыми граж­данами России, а затем приступить к достижению гуманис­тических идеалов человека.

Человеческая личность формируется на основе главной духовной ценности - Любви, с помощью которой раскрывается ее творческий, нравственный потенциал. Ориентируясь на одностороннее развитие материального богатства, человек может прийти к духовному упадку, деградации, к грани своего существования, поскольку сущность чело­века определяется, прежде всего тем, насколько человек готов отдавать себя людям.

Для молодежи сегодня любовь заключается в большинстве случаев в одностороннем чувстве быть любимым. Поэтому выбор между чувством наслаждения и чувством ответственности происходит не в пользу второго. Отсюда происходит закономерное превращение Любви как заботы, Любви как ответственности, Любви как радости, Любви как искусства отдавать себя другому в примитивный секс.

«Любовь – это мечта о физической близости с другим человеком».

Любить – это неважно, главное, чтобы тебя любили.

Самое главное в отношениях между мужчиной и женщиной – это умелый секс, если это есть, люди связаны навеки.

Среди студентов был проведён опрос, в ходе которого были уточнены ценности жизни у студентов. На первое место были поставлены материальные ценности, личное удовольствие, увлекательная жизнь, развлечения. Молодые люди боятся любви – этого всеохватывающего чувства, которое способно переделать их (а вдруг любимый не будет так любить, как я). Даже при звуке самого слова теряются, становятся беспомощными. Процесс образования семьи (закономерного процесса развития отношений между юношей и девушкой), молодые люди рассматривают как неизбежность перед созданием имиджа успешного работника или перед зарождающейся жизнью. Основой такого союза двух людей считают уважение (так спокойнее) или материальный достаток (так надежнее).

И все-таки молодежь волнует любовь, волнует то, что за этим должно последовать – семья. Они оказываются беспомощными перед любовью, но знающими в области секса. Все хотят быть счастливыми, но не знают из чего это счастье складывается. А счастье так близко, только забудь о себе, отдай себя другому человеку, не требуя ничего взамен, испытай радость служения, единства, радость создания цельной личности. Жить для себя – это очень просто Есть ли в этом смысл?

Главной ценностью человеческой жизни является Любовь. Именно она должна направлять все действия человека по совершенствованию личностных отношений, скреплять семью, воздействовать на духовное воспитание человека, именно в ней смысл человеческого существования. Там, где царит Любовь, никогда не произойдет подмены целей жизни средствами, что происходит сейчас ежедневно. Человеку понять смысл своей жизни практически невозможно, если низшие из ценностей становятся высшими, что в свою очередь ведет к возможности применить насилие для осуществления какой-либо цели. Если же есть насилие, человек не может любить, он просто не способен на это.

Любовь необходима, ведь если исчезнет любовь, то общество распадется на отдельные личности. Любовь – это единственное социальное образование, не создающее, а преодолевающее препятствия, но если изначально препятствий нет, то она может и не возникнуть. Это может произойти в результате отсутствия духовной общности. Любовь помогает человеку найти себя и свою «вторую половину». Любовь бескорыстная, взаимная, единодушная, сохраняющая индивидуальное своеобразие может и должна стать оплотом семьи, такая любовь есть выс­шее проявление жизни вообще и нравственной жизни в частности.

Любовь к отдельному человеку перерастает в любовь ко всем людям, к обществу, к государству. Человек любящий готов сострадать людям, переживать чужое горе, чувствовать боль другого человека. Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости….

Выход из этого кризиса – в семье. Ведь семья – естественная школа любви, школа творческого самопожертвования, социальных чувств и альтруистического образа мыслей. В семье воспитывает сама атмосфера искренности, правды, труда, дисциплины, свободы творчества и любви ко всему духовному, т.е. тех ценностей, которые должны передаваться из поколения в поколение. Нам необходимо воспитание в любви и с любовью, только тогда не будет неблагополучных семей, порождающих в свою очередь череду несчастливых и неблагополучных

Вот что говорят сами студенты:

- Я никогда серьёзно не задумывалась о браке, о семье. Мне казалось, что всё произойдет само собой, судьба решит все, но оказалось, что найти свою любовь, а тем более сберечь её в браке очень непросто и для этого нужно приложить немало усилий.

- Я понял, что нужно самосовершенствоваться, искать свой жизненный путь, развиваться не только физически, но и духовно. Любить надо учиться.

- Любовь – это ощущение того, что ты половина целого.

Знания, которые приобретают молодые люди в ходе взаимоотношений друг с другом, не ведут автоматически к мудрости и нравственности, для этого необходимы жизненный опыт, размышления и время. Чтобы воспитать в себе Родителя, необходимо формировать в себе личность, обладать высоким духовно-нравственным потенциалом, потребностью духовного саморазвития, чтобы в свою очередь передать свою любовь ребёнку.

СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ ОТ ОТСУТСТВИЯ ЛЮБВИ

Человек неразрывно связан с другими людьми, обществом. Эти связи, выступая в качестве условий и обстановки его жизни и деятельности, формируют его духовный мир и поведение. Важнейшее место в этих связях занимает семья, которая является первым коллективом. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. Семейное воспитание определяет, кем станет человек – активной полноценной личностью, которая неравнодушна к делам общества, к его состоянию и его членам, т.е. людям или нравственным уродом, бедой не только семьи, но и всего общества, помехой в делах людей, несчастьем государства.

Человек без семьи – пустоцвет, - гласит народная мудрость. В семье мы находим принцип развития себя и всего народа в целом, основанный на дружбе и любви, принцип разумной и вечной жизни. Семья – это целостное образование, неотъемлемую часть которой составляет личность. Смысл жизни становится для человека более понятным в связи с образованием семьи. Семья – это самое известное, самое употребляемое, смыслообразующее слово мира. Сколько написано и издано книг о семье, но актуальным остается вопрос: что такое семья?

В любом учебнике по педагогике можно прочитать, что семья – малая социально-психологическая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Но в последние годы все явственнее выступают признаки своеобразного социального недуга – дестабилизации семьи. Система базовых, фундаментальных ценностей разрушена, а воспитательный потенциал семьи, который заключается в совокупности материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей семьи сводится все больше только к экономической обеспеченности подрастающего поколения.

Социологи констатируют, что в современной России - налицо кризис ценностей, а отсюда появляется зависимость человека от капризов экономики. Выгода становится основным двигателем всего общества. Растущее число людей всеми возможными способами старается заполнить существующий вакуум, подавить в себе ощущение бессмысленности собственной жизни, которая возникает, в частности, и из-за размывания ценности семьи. Один из таких способов - стремление, во что бы то ни стало, повысить свой социальный статус и уровень материального благосостояния.

Александру Сергеевичу Пушкину принадлежат такие строки:

И горд и наг пришёл Разврат,

За злато продал брата брат,

За власть Отечество забыли,

И перед ним сердца застыли.

Написано в 1824 году, а кажется, что сегодня. Современная семья пере­живает политические и экономические потрясения – низкая ма­териальная обеспеченность, безработица, растущая инфляция, снижение роли ду­ховных ценностей, либерализация половой морали, рост числа семей, не сумевших адаптироваться к условиям переходного периода, недостаточная эффектив­ность социальных программ в отношении семьи. Эти и другие негативные явления нарушают нормальное функционирование семьи и приводят к тому, что в современном социуме происходят сложные процессы деградации семейного образа жизни. Наблюдается снижение престижа семьи, потреб­ности молодых семей иметь в браке детей; растет число разво­дов, обусловленных в ряде случаев внутрисемейным насилием; увеличивается доля людей, сознательно выбравших одиночество в качестве приемлемого стиля жизни. А что может ожидать человечество в будущем, когда появится новое поколение повзрослевших детей-беспризорников, чьи родители не позаботились об их нравственной культуре, не заложили в них духовной культуры?

Для социологической концепции характерна относительность ценности в зависимости от социальных общностей. Социальные ценности оказывают воздействие на поведение человека, с другой стороны - помогают ему воздействовать на социальную среду, преобразовывать ее. Ценности семьи не могут быть навязаны человеку и определенному социуму извне, они обусловлены историей общества, традициями и, что принципиально важно, личным отношением индивида к этим транслируемым через века принципам. Поэтому, говоря о семейных ценностях, необходимо заглянуть в историю этих понятий, и именно встреча с прошлым позволит оценить и понять многие проблемы сегодняшнего дня.

И.А. Ильин называл семью лабораторией человеческих судеб. «Мир не только строится в детской, но и разрушается из нее; здесь прокладываются не только пути спасения, но и пути погибели». Сегодня говорят о мировоззренческом вакууме, о том, что поколение растет вялым и беспринципным, бесчестным и циничным. И Ильин по этому поводу предостерегал: станут создаваться эпохи, где безответственность родителей будет расти из поколения в поколение. «Это как раз в те эпохи, - настаивает философ, – когда духовное начало начинает колебаться в душах, слабеть и как бы исчезать; это эпохи крепнущего безбожия и приверженности к материальному, эпохи бессовестности, бесчестия, карьеризма и цинизма. В такие эпохи священное естество семьи не находит себе больше признания и почета в человеческих сердцах, им не дорожат, его не берегут…». Тогда между родителями и детьми разверзнется пропасть, отец и мать перестанут понимать своих детей, а дети начнут жаловаться на абсолютную отчужденность, и уже много лет спустя дети воспроизведут в своих семьях эту отчужденность: новая эпоха, как бы ее ни обновляли и ни подкрашивали, оборачивается новым оскудением, новым заболеванием. Этот кризис подрывает семью, общество, государство.

. Социологические исследования по выявлению у современных родителей наиболее значимых жизненных ценностей показали, что 75,7% родителей детей-дошкольников жизненной основной ценностью считают воспитание детей, но это не значит, что ситуация стабилизируется. Неясно, что же воспитывать, каким мы хотим видеть россиянина. В современном обществе происходит деформация семьи, что приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка. В педагогике выделяют два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Нарушение структурной целостности семьи, связанное с отсутствием одного из родителей, нарушение системы межличностных отношений, системы ценностей и социальных установок ведут к различным личностным деформациям – от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения. Особенности семейных взаимоотношений – недооценка специфики характера ребенка, недостаток опеки и контроля, некритическое отношение к нарушениям поведения, воспитание в культе болезни и многое другое сказывается на образовании неблагополучных семей.

Ценностное отношение личности к семье формируется под влиянием целого ряда объективных и субъективных факторов социализации, среди которых важную роль играет отношение к семье в обществе, модель взаимоотношений в родительской семье, социальная принадлежность, пол, индивидуальные личностные особенности и др. Семья, являясь ячейкой общества, его микро­моделью, выступает в качестве объекта воспитательного воз­действия со стороны государства, самого общества, различных воспитательных институтов. И в этом отношении важным вы­ступает то, в каких отношениях находятся семья, общество, го­сударство, учебно-воспитательные заведения. Исследования современных ученых показали, что не каждая семья хочет признавать приоритет семьи в развитии человека. Левицкая в своем труде выяви­ла три основных вида отношений к принятию главенствующей роли семьи в воспитании личности. К первой группе она от­носит родителей, имеющих желание принять эту роль и нести основную ответственность за становление личности ребенка (таких большинство), однако считают, что им необходима по­мощь со стороны государства, общества, учебных заведений, специалистов и пр. Ко второй группе можно отнести роди­телей, которые полагают, что семья и общество, учебно-воспитательные заведения играют относительно одинаковое значение в процессе воспитания человека, поэтому и ответст­венность семья должна делить с другими институтами воспита­ния. Третью группу составляют родители, которые не хотят брать эту роль на себя, утверждая, что ответственность должны нести государство, различные учебно-воспитательные учрежде­ния и др. Поделить ответственность с другим легко, но каков будет результат? Если есть родители, которых не волнует, что получится из собственного ребенка, то о каком благополучии можно говорить!

Нет необходимости, доказывать, что семья изменяется с переменами в обществе. Нынешняя семья существенно отлича­ется от семьи прошлых лет, и, как правило, перемены в целом обусловлены проблемами социально-экономического, политиче­ского, нравственного и другого плана, порожденными совре­менным обществом. Происходящие изменения касаются при этом прежде всего структуры семьи, соответственно категорий семей и, конечно, тех функций, которые она призвана выпол­нять. На протяжении всей истории существования человечества семья была и остается одной из величайших ценностей человека и общества. Все происходящие в мире изменения: накопление знаний и технологий, обмен информацией, кризис политической и экономической структуры общества, межэтнические и религи­озные конфликты влияют на состояние современной семьи.

Педагогическая культура семьи имеет объективнуюи субъективнуюстороны. Объективная сторона предполагает условия семейного воспитания: состав семьи, жилищно-бытовые усло­вия, наличие в семье средств массовой информации, книг, уста­новление разумного режима труда и отдыха, наличие семейных традиций. Субъективная сторона педагогической культуры ха­рактеризует деятельность родителей по воспитанию: осознание ими целей и задач семейного воспитания, ответственное отно­шение к их выполнению, характер предъявляемых к детям тре­бований, отношение к ребенку как к растущему и развивающе­муся человеку; сочетание требовательности с уважением к ин­дивидууму.

Главной ценностью семейного воспитания является Любовь. Именно она должна направлять все действия человека по совершенствованию личностных отношений, скреплять семью, воздействовать на духовное воспитание ребенка. Там, где царит Любовь, никогда не произойдет подмены целей жизни средствами, о чем пишет Бердяев Н.А. Он придает ценностям иерархический порядок, но если иерархия ценностей не действует, и «низшее стало высшим», очень тяжело человеку понять смысл своей жизни. По мнению Бердяева Н.А. духовность находится на высшей ступени иерархической лестницы, и если на духовность не обращают должного внимания, то происходит подмена целей жизни средствами, что в свою очередь ведет к возможности применить насилие для осуществления какой-либо цели. «Характерно, - пишет Бердяев Н.А., что никто не выставляет прямо злых целей, зло всегда при­крывается добром, всегда крадет у добра». А если экономика поставлена во главе всех ценностей, которая по сути своей является лишь средством человеческой жизни, то человек погружается царство лжи, а дурные средства начинают формировать его душу.

Любовь необходима, ведь если исчезнет любовь, то общество распадется на отдельные личности. Любовь – это единственное социальное образование, не создающее, а преодолевающее препятствия, но если изначально препятствий нет, то она может и не возникнуть. Это может произойти в результате отсутствия духовной общности. Любовь помогает человеку найти себя и свою «вторую половину». Любовь бескорыстная, взаимная, единодушная, сохраняющая индивидуальное своеобразие может и должна стать оплотом семьи, такая любовь есть выс­шее проявление жизни вообще и нравственной жизни в частности. Лосский Н.О. считает Любовь главной ценностью, но не любовь за какие-то определенные качества и проявления, а любовь, направленную на «…индивидуальное я любимого существа во всей его целости…, которая предвосхищает идеальное осуществление его ин­дивидуальности в ее подлинной единственности и своеобразии, невыра­зимом словами».

Главной ценностью жизни Толстой Л.Н. считает любовь, которая возможна лишь для людей, понимающих смысл своей жизни. «Любовь не есть только слово, но есть деятельность, направленная на благо других». «Истинная любовь всегда имеет в основе своей отречение от блага личности и возникающее от того благоволение ко всем людям. Только на этом общем благоволении может вырасти истинная любовь к известным людям – своим или чужим. И только такая любовь дает истинное благо жизни и разрешает кажущееся противоречие животного и разумного сознания»

Лесгафт П.Ф. формирование разумной, свободной человеческой личности ставит в зависимость от условий, в которых проходят детство и юность человека. Это: любовь, высоконравственный воспитатель, регулярный радостный общественно полезный труд в присутствии ребенка, исключение из жизни ребенка раздражителей в виде роскоши, чрезмерных лакомств, табака, алкоголя, азартных игр; гармоническое развитие всех способностей ребенка; принцип постепенности и последовательности; ограждение ребенка от контактов с безнравственными людьми. Человек должен быть зачат в любви, выношен и рожден в любви и все свое детство провести в атмосфере любви и взаимного уважения людей.

Ушинский К.Д. задает вопрос: «много ли найдется между нашими родителями таких, которые бы серьезно, не для формы только, сказали своему сыну: «Служи идее христианства, идее истины и добра, идее цивилизации, идее государства и народа, хотя бы это стоило тебе величайших усилий и пожертвований, хотя бы это навлекло на тебя несчастье, бедность и позор, хотя бы это стоило тебе самой жизни»?» Это как раз единственная идея, «на которой может основываться истинное христианское воспитание». «Но мы поступаем не так: мы готовим детей наших не для борьбы с жизнью, а только для того, чтобы им было удобнее плыть по ее течению», семейным эгоизмом отравляя «общественное воспитание», что не вылечить «никакими эгоистическими философскими теориями и никакими материалистическими воззрениями на жизнь».

Каптерев П.Ф. предлагает нравственное закаливание как дополнительное средство воспитания, система которого складывается из двух сторон: страдательной и деятельной. «Человек, жизнь которого была преисполнена радостями и удовольствиями, к которому близко не подпускали ни одно темное облачко, такой человек весьма мало расположен сочувствовать горю других: оно ему незнакомо и непонятно, он представляет его крайне туманно, в расплывающихся, неопределенных очертаниях, так что подобный образ не производит почти никакого действия на его сердце, не заставляет его сильнее сжиматься и биться».

Любовь к отдельному человеку перерастает в любовь ко всем людям, к обществу, к государству. Человек любящий готов сострадать людям, переживать чужое горе, чувствовать боль другого человека. Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости….

Флоренская Т.А. пишет, что счастье – это сочастие другому., которое состоит «в самозабвении своего Я ради любимого. Но в отказе от того Я, о котором мы обычно печемся, тревожимся, оберегаем его статус и привычную роль – в отказе от маленького эгоистического Я рождается духовное Я».

Современная семья перестает выполнять свое главное призвание – продолжение жизни на Земле, воспроизводство человека – телесное и духовное. Вместо того чтобы быть очагом любви, согревающей и питающей души, она становится очагом вражды и убийства нерожденных детей. Семья не может держаться на сексуальной привязанности. Это – союз духовный.

Отсутствие любви в семье порождает неблагополучие и бездуховность, будущего в такой семье нет, жизненные цели и планы не реализуются. В семьях без любви раз­рушается сама ценность семейного образа жизни, исчезает се­мейственность. Характерным является и то, что в обществе от­мечается ценностный вакуум, который прежде всего отражается на семье и как результат – все большее число людей не спешат вступать в брак и обзаводиться детьми. Именно семью, в которой нет любви, можно считать неблагополучной.

Процесс образования семьи, где нет любви, можно проследить на современных студентах, которые основой создания союза двух людей считают уважение (так спокойнее) или материальный достаток (так надежнее). Молодые люди боятся этого всеохватывающего чувства, которое способно переделать их (а вдруг любимый не будет так любить, как я). Даже при звуке самого слова теряются, становятся беспомощными.

Выход из этого кризиса – в семье. Ведь семья – естественная школа любви, школа творческого самопожертвования, социальных чувств и альтруистического образа мыслей. В семье воспитывает сама атмосфера искренности, правды, труда, дисциплины, свободы творчества и любви ко всему духовному, т.е. тех ценностей, которые должны передаваться из поколения в поколение. Нам необходимо воспитание в любви и с любовью, только тогда не будет неблагополучных семей, порождающих в свою очередь череду несчастливых и неблагополучных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: