Раздел 2. Поиск сокровищ – искусство мореплавания на поверхности

Поиск сокровищ – искусство мореплавания на
поверхности

Первым шагом в любом погружении на
затонувший объект является, по вполне понятным причинам, поиск самого объекта.
Если вы планируете погружение на общеизвестный рэк, то достаточно посмотреть на
карту, подплыть к швартовной бочке, пришвартоваться и начать погружение.
Естественно, это не то погружение на затонувший объект, которое привлекает
наиболее продвинутых рэк-дайверов. Оно удовлетворяет требованиям огромного
количества туристов и дайверов-любителей,
посещающих подобные рэки ежегодно.
Для остальных из нас все оказывается несколько сложнее.

Определение местоположения объекта.

Появление GPS сделало возможным обнаружение гораздо большего количества
рэков даже начинающими мореплавателями, которым достаточно задать цель с
помощью широты и долготы и направить туда свое судно. По сути своей GPS является устройством, принимающим сигнал со спутниковой
системы местоопределения, которая работает на земной орбите. Если нам известно
точное положение спутника по отношению к поверхности Земли, то можно определить
угол и расстояние от спутника до принимающего устройства. Затем этот угол
сравнивается с данными, полученными с других спутников, в результате чего мы
можем определить местоположение с точностью до нескольких дециметров. Кроме
того, с помощью GPS мы можем
скорректировать направление движения, а также узнать скорость судна. Точность
измерений очень высока, однако практика показывает, что размещение устройства GPS на борту корабля может привести к минимально допустимым
расхождениям до нескольких дециметров.

Обратите
внимание: система GPS заменила
устаревшую на сегодняшний день технологию
LORAN С, которая основывалась на передаче
сигналов со стационарных радиомачт на приемник, установленный на борту судна.
Во многих регионах специалисты уже отказались от технологии LORAN С, в остальных же областях это может произойти в самое
ближайшее время. Поэтому дальше речь будет идти только лишь о спутниковой
системе местоопределения GPS.

Кажется,
мы несколько забежали вперед. До того как начать использовать какую-либо
навигационную систему, необходимо точно узнать расположение рэка. Многие
затонувшие объекты являются очень популярными местами для погружений и при этом
они могут даже не иметь постоянных швартовых концов. Следовательно, в случае
с подобными дайв-сайтами, необходимо в
первую очередь определить точное местоположение объекта, обратившись за информацией
к капитану корабля или местным алчным дайверам. Повторюсь еще раз, что подобные
рэки слишком общедоступны, и хотя они могут быть достаточно интересны для
дайверов, в них нет той привлекательности, которой обладают малопосещаемые
затонувшие объекты, а тем более – те, на которые еще никто никогда не
погружался. Если целью вашего погружения является труднодоступный рэк, то,
скорее всего, на нем окажется гораздо больше артефактов и, как утверждают
некоторые, морская жизнь на нем будет более разнообразная из-за отсутствия там
аквалангистов-любителей. Как вы можете догадаться, местоположение подобных
дайв-сайтов определить гораздо сложнее. Каждый рэк-дайвер мечтает осуществить
погружение на такой объект, где до него не было никого. Действительность состоит
в том, что такие случаи чрезвычайно редки. За каждым следующим газетным
материалом об обнаружении сокровищ или нового исторического объекта скрывается
работа многих компаний и сотен одиночек, годами или даже десятилетиями
проводивших самостоятельные поиски, которые не только оказались
безрезультатными, но и во многих случаях привели к финансовому краху.

Но вот вы уже являетесь рэк-дайвером и
обладаете достаточной силой воли для осуществления погружений, где и с чего вам
начать? Кроме случаев морского страхования, можно найти и другие относительно
полные сведения по происшедшим на морях инцидентах, приведших к гибели судов.
Вы можете получить подобную информацию, обратившись в различные государственные
архивы, которые обычно обозначают место гибели судна специальными флажками. К
таким учреждениям можно отнести морские музеи, музеи флота, отделения по
подводной археологии при университетах. Возможно, наиболее полные сведения
содержатся в официальном Регистре Ллойда, крупнейшем лондонском морском
страховом объединении. Не столь точным, но, тем не менее, ценным источником
информации могут быть местные газеты, выходящие в приморских городах, а также
сведения, полученные от населения, особенно от старейших жителей этих
населенных пунктов. Другим неоценимым источником являются Капитаны рыболовных
судов, поскольку им приходится обходить подводные препятствия, которые наносят
значительный урон их линям, сетям и другому рыболовному снаряжению. В
результате, если капитан впервые сталкивается с подобным препятствием, то он,
как правило, составляет очень
доскональное описание, чтобы в будущем обойти возникшую преграду. Порою дайверы
с удивлением узнают, что выуживание информации из таких людей само по себе уже
очень интересно. На первый взгляд капитаны рыболовных судов не похожи на людей,
готовых поделиться какой-либо информацией с посторонним. Однако, если вы будете
настойчивы и при этом с должным почтением отнесетесь к этим профессионалам, а
также к их профессии, которая порою
оказывается очень опасной, то вполне возможно, что вы будете вознаграждены
достаточным количеством информации.

Если вы ищете судно, относительно недавно
перешедшее в разряд рэков, то скорее всего доступная информация окажется
достаточно точной и исчерпывающей. Но ведь до относительно недавнего времени не
было даже устройств, сравнимых с нынешними системами LORAN или GPS. Скорее всего,
положение судна до того момента, когда оно пошло ко дну, зависело от
навигаторских способностей членов команды. Если судно затонуло в пределах
действия каких-либо навигационных устройств, эти устройства разрабатывались
таким образом, чтобы быть заметными на большие расстояния, а в результате район поиска увеличивается до
десятков квадратных километров. Вне зоны действия береговых навигационных
устройств последнее зафиксированное местоположение судна было рассчитано
капитаном или штурманом в зависимости от скорости судна и направления его
движения. Кораблекрушения часто происходят из-за неблагоприятных погодных
условий, приближение которых можно предсказать с помощью навигации по звездам
или по Солнцу. До наступления эры электронной навигации не было ничего
необычного в том, что кораблю приходилось в течение нескольких дней оставаться
в руках разбушевавшейся стихии, без какой-либо возможности изменить свое
положение. Так же из-за плохой погоды довольно трудной задачей для команды
корабля временами было определить достаточно точно скорость и направление
движения судна – волны, течения и ветер делали свое дело. В результате всех
этих неопределенностей лучшим источником для поиска становится иногда
правильная догадка о возможном положении судна, даже если трагедия произошла в
последние несколько десятилетий.

Наконец, вы определили местоположение
вашего рэка, или же только поставили отметку на листе бумаги, который вы
называете навигационной картой. Самое трудное позади, не правда ли? – Вот и
ошибаетесь! Даже самые опытные капитаны, никогда прежде не бросавшие якорь у
глубоколежащего рэка, удивились бы всей сложности стоящей перед ними задачи.
Прежде всего, нам надо определить местонахождение затонувшего объекта. Несмотря
на то, что с помощью GPS мы сможем
достаточно точно подойти к заданному месту (в том случае, если нам
действительно известны координаты), гораздо труднее будет удержать здесь наш
корабль. И хотя мы не будем рассматривать мастерство управления судном в рамках нашего курса, было бы полезным дать
общее представление о некоторых сложностях, которые могут возникнуть. В отличие
от наземных условий, плывущее судно совершенно не обязательно движется в нужном
вам направлении. Течение, бьющее в бок судна (с траверза), может отклонить его
от курса, при этом компасный курс может оставаться прежним. Поскольку мы
находимся в непосредственной близости от затонувшего судна, необходимо
компенсировать это влияние, подводя корабль к определенному месту на
поверхности. Это тем более трудно, так как морская гладь повсюду выглядит
одинаково. Даже если вам видны береговые навигационные ориентиры, они находятся
на значительном удалении от вас, а это значит, что капитан не сможет целиком полагаться на них.

Следующее, что следует сделать, – это
определить глубину, на которой лежит судно, с помощью эхолота. Эти устройства
производятся в основном для отображения косяков рыб. Тем не менее, с их помощью
можно получить приемлемое 2-мерное отображение океанского дна по ходу движения
судна. Правда, отображение дна дается с некоторым запаздыванием. Пока ваш
корабль движется вперед, гидролокатор
посылает слабые сигналы на дно, принимает их, после чего выводит их на экране в
виде картинки, понятной капитану. К сожалению, к тому времени, когда капитан
увидит и “прочтет” полученное
изображение, контрольная точка остается уже позади корабля. Другая проблема
заключается в том, что судно мгновенно остановить невозможно. Даже самые
усовершенствованные частные или зафрахтованные суда не могут удерживать
определенное положение на поверхности воды. Когда отключаются винты, течение и
ветер сносят корабль с курса. Может случиться так, что вы останавливаете судно
непосредственно над затонувшим объектом, выключаете винты, немедленно бросаете
якорь – и все это только для того, чтобы обнаружить, что до того, как якорь
упадет на дно на глубине 35
метров или более, ваш корабль уже отнесло прочь от
искомого объекта.

Существуют 3 основных способа, как
правильно заякориться. Для выполнения каждого из них требуется значительный
опыт и мастерство. Первый из них состоит в том, чтобы дрейфовать и ловить с
помощью трала. Используя этот метод, капитан устанавливает
местоположение объекта с помощью гидролокатора,
определяет направление течения по отношению к объекту. Принимая во
внимание особенности дрейфа своего судна, а также скорость течения, капитан
дает команду бросить якорь и направляет корабль в дрейф, поперек оси залегания
затонувшего судна, надеясь таким образом зацепиться за рэк. Для облегчения
своей задачи многие команды используют небольшие маркерные буи с грузом,
которые сбрасываются с кормы в тот момент, когда объект только показывается на
экране эхолота. С помощью такого буйка капитан может прикинуть скорость течения,
его направление относительно водной поверхности, а также получает визуальный
ориентир по местонахождению рэка. Кроме скорости течения, капитан должен принимать во внимание глубину
залегания затонувшего судна. Чем больше глубина, тем больше размотается якорный
канат, прежде чем якорь достигнет дна. Во втором способе, как и в первом, тоже
используется маркерный буй. В условиях очень слабого течения капитан может
развернуть корабль, подведя его носом непосредственно на буй. За счет работы
двигателя он удерживает корабль в относительно неизменном положении, а в это
время команда бросает якорь. Если предположить, что маркерный буй находится
непосредственно над рэком, а течение в этом случае не такое сильное, чтобы
отнести якорь в сторону до того, как он достигнет дна, то якорь может
зацепиться непосредственно за затонувшее судно. И последний, достаточно широко
используемый метод, состоит в том, что якорь сбрасывают не с корабля, а с
лодки. На поверхность воды спускают лодку, поскольку ветер и течение влияют на
нее меньше, чем на корпус судна. Якорь забрасывают с кормы лодки, что в
результате оказывается гораздо точнее. После этого можно либо подойти на лодке
к якорному канату и привязать к нему линь, либо провести LiveBoatOperations. – см. соответствующий раздел ниже. Вне зависимости от
выбранного вами метода, для получения оптимального результата всегда требуется
изрядное терпение и достаточный опыт.

Итак, мы, наконец, заякорились у затонувшего объекта и готовы начать
погружение. К сожалению, на нас одето слишком громоздкое оборудование, и даже
слабое течение в четверть узла или менее того может оказаться значительной
помехой для нас при попытке поплыть вперед. Корабль, естественно, стоит на
якоре; ветер и течение бьют в нос корабля. В довершение ко всему, все корабли
построены так, что в воду вам всегда приходится сходить с кормы. На пути к
затонувшему судну нашей первой целью будет спусковой конец. Как вы узнаете из
следующего раздела, во время спуска мы должны внимательно следить за расходом газа. Очевидно, что баллон,
используемый для дыхания во время спуска к рэку /транспортный баллон/, не
должен использоваться в ходе проникновения на затонувший объект. Чем глубже
предполагается погружение, тем внимательней нужно отнестись к расходу воздуха,
поскольку на это влияет и расстояние, которое вам нужно преодолеть до рэка,
и глубина, от которой зависит скорость
расхода газа. Дайверы должны всегда помнить, что якорный канат не ведет
непосредственно на дно. В море невозможно добиться, чтобы канат шел абсолютно
перпендикулярно морскому дну. Как правило, линь оказывается в 2-5 раз длиннее,
чем расстояние от поверхности до морского дна по вертикали. Другими словами,
если дайвер осуществляет погружение на глубину 35 метров, то возможно,
ему придется пройти по спусковому концу
от 70 до 350
метров, прежде чем он подплывет к лежащему на дне судну.
Многие продвинутые рэк-дайверы считают, что они могут прыгнуть в воду, поплыть
вперед, и даже в условиях слабого течения, воспользовавшись спусковым концом
или без него, они обязательно спустятся непосредственно к самому рэку. Если вы
посмотрите на приведенную ниже схему, вы увидите, что корабль может оказаться на значительном удалении от объекта погружения.
Вы также можете увидеть, что чем глубже вы опускаетесь, тем больше оказывается
расстояние, которое вам необходимо проплыть до якорного каната. Принимая все
это во внимание, самым оптимальным вариантом будет подойти к спусковому канату
на глубине 4,5-6 метров.
В условиях течений команда, скорее всего,
поможет вам добраться до якорного каната, сбросив с дайв-палубы
спусковой канат или дополнительный линь с грузом на конце. Этот линь цепляют за
якорный канат. Если при погружении использовать дополнительный канат, то можно
спускаться за счет работы немногих мышц на руках, что приведет к уменьшению
расхода воздуха. Как только вы достигаете
якорного каната, то при отсутствии течения вы можете спускаться к рэку, даже не держась
за канат. Однако, всегда следует помнить, что если нет течения на поверхности,
оно может оказаться на глубине, поэтому лучше осуществлять погружение вдоль
якорного каната, чтобы в случае необходимости за него можно было схватиться.
Скорее всего, придерживаться за канат придется на протяжении всего спуска. Так
делает большинство дайверов, перебирая руками по канату на всем пути до самого
рэка. Этот способ оказывается достаточно действенным, однако это может привести
к значительному увеличению нагрузки на ваши руки. Кроме того, время от времени
вам придется останавливаться для того, чтобы продуть уши. Сам процесс
погружения будет более эффективным, если вы будете продвигаться короткими
движениями слегка впереди якорного каната, пропустив его между ног. В данном
случае руки остаются свободны и вы можете контролировать спуск, придерживаясь
ногами за канат. (Никогда не пытайтесь обвести канат вокруг какой-либо части
своего тела – если поблизости пройдет даже небольшая лодка, канат может
натянуться, и этого окажется достаточно, чтобы сломать или раздробить кость!)

С приближением ко дну можно укрыться от
течения за конструкциями рэка. Дайвер, спускающийся первым, всегда должен
удостовериться в безопасном положении якоря. В некоторых случаях будет совсем
не лишним небольшой линь, который можно было бы привязать к якорю. Не
забудьте отвязать его в конце дайва, чтобы он не мешал при подъеме якоря!

Live boat dive- погружение при включенном двигателе представляет собой
несколько иную технику, которая используется главным образом в тех случаях,
когда течение очень сильное, или когда лучше осуществлять декомпрессионные остановки,
дрейфуя по течению, а не зацепившись за закрепленный канат. Для сброса якоря
используется дополнительная лодка, которая свободно дрейфует на поверхности на
протяжении всего погружения. Чаще всего в распоряжении капитана есть команда из
2-4 подводников, готовых в любой момент прыгнуть в воду. Задача капитана в
данном случае состоит в том, чтобы медленно вести свой корабль и удерживать
положение таким образом, чтобы дайв-палуба была как можно ближе к спусковому
концу. Аквалангисты предварительно выпускают воздух из своих BCD, прыгают в воду и сразу начинают погружаться, придерживаясь за
спусковой канат. Капитан в это время уводит корабль в сторону от пловцов. Это
повторяется до тех пор, пока все не прыгнут в воду. Далее спуск осуществляется
так же, как и в предыдущем случае. В конце дайва, если группа не большая, якорь
можно отцепить от затонувшего объекта и подвесить его к спусковому концу, чтобы
он не волочился по дну. Подводники
цепляются за канат и, дрейфуя,
заканчивают погружение, выполняя по
ходу декомпрессионные остановки и остановки безопасности. Если группа
слишком большая и нет возможности расположиться всем на одном канате, то можно
соорудить трапецию для декомпрессии. Для этого используются 2 лодки или
платформы, со спусковым канатом каждая. Между двумя спусковыми канатами
крепится планка из полихлорвиниловой трубки, или из любого похожего материала.
Если графики декомпрессии едины для всех членов группы, то достаточно будет
одной планки с креплениями на зажимах. По завершении всех необходимых остановок
зажимы могут убираться. Если какая-то группа или даже 1 дайвер нарушили график
всплытия, то для своих декомпрессионных остановок они могут воспользоваться
спусковыми канатами, в то время как остальные продолжают всплытие в
соответствии с планом. Если декомпрессионные планы у членов группы различаются,
то тогда следует подготовить трапецию с несколькими поперечными планками для
того, чтобы каждый передвигался по трапеции в соответствии со своим
индивидуальным планом. В любом случае, у аквалангистов будет возможность
разместиться по всем планкам трапеции и пройти декомпрессию на отдельных
платформах, благодаря чему команде будет проще следовать за группой. Если на
поверхности море достаточно спокойно и видимость хорошая, то для проведения
декомпрессии каждый дайвер может воспользоваться собственным lift bag или буйком
- surface marker bag. В любом случае, капитан следует за декомпрессионными буйками
или за платформами и подбирает пловцов, когда они всплывают на поверхность.

Любой из рассмотренных выше способов
используется в зависимости от реальных условий и служит единственной цели –
доставить пловцов к дайв-сайту. Помните, что в отличие от
друзей-рекреационщиков, наше с вами Путешествие начинается только тогда, когда
мы попадаем на затонувший объект!

Раздел 2. Проверка знаний.

1.
Что такое GPS? Вкратце опишите принцип работы системы.

2.
Перечислите хотя бы 3
источника информации о кораблекрушениях.

3.
Считается, что корабль
затонул в пределах видимости маяка, что сужает зону поиска, и территория не
будет превышать
…………………………………….

4.
Мы приближаемся к
предполагаемому месту нахождения затонувшего судна. Какое устройство
используется для определения положения объекта?

5.
Какое изображение
получается на экране устройства, описываемого в задании 4?

6.
Перечислите 3 основные
способа забрасывания якоря к рэку.

7.
Затонувший корабль лежит на
глубине 35 метров.
В зависимости от погодных условий, какое расстояние придется преодолеть
дайверу, осуществляющему погружение по якорному канату?

8.
При погружении в условиях
сильного течения, почему необходимо достичь якорного каната на минимально
возможной глубине?

9.
Верно/нет: рэк находится на
35 метрах,
течение на поверхности отсутствует. Дайверы могут осуществить погружение без
дополнительных приспособлений, поскольку они уверены в полном отсутствии
течения.

10. Укажите особенности погружения при включенном двигателе.

Раздел 3. Изучение затонувшего
объекта.

Прежде
чем подплывать к затонувшему кораблю и проникать внутрь, дайвер должен освоить
несколько первостепенных навыков. Для проникновения внутрь конструкции
используется особенное оборудование, следовательно необходимо добиться
совершенного управления плавучестью.
Использовать можно любые методы, но в результате у вас всегда должна
быть возможность для неподвижного зависания
лицом вниз, запас времени по зависанию в таком положении должен
составлять как минимум 2 минуты (допустимым считается изменение положения в
условиях дрейфа на считанные сантиметры по горизонтали или по вертикали в толще воды). Аквалангист
должен использовать свое умение неподвижно зависать в толще воды в
горизонтальном положении, при этом ноги оказываются немного выше головы и
человек не должен раскачиваться из стороны в сторону, и все это – без малейшего
движения рук или ног. Для получения
такого результата в воде необходимо заранее тщательно подготовить свое
оборудование, продумать его конфигурацию, распределить вес таким образом, чтобы
можно было менять плавучесть за счет малейшего пуска воздуха в BCD. Груза следует разместить так, чтобы можно было
легко зависнуть горизонтально при нейтральной плавучести. К следующему этапу
можно переходить только тогда, когда вы
добьетесь совершенного контроля над плавучестью.

Теперь,
в дополнение к достигнутому контролю над плавучестью следует вспомнить еще
несколько навыков. Начните с простейшего – очистки маски: добейтесь нейтральной
плавучести, выберите себе для ориентира какой-нибудь объект. После этого
снимите и заново оденьте маску, очистите ее. Во время этого упражнения
отклонение по глубине должно составлять не более 30 см. Затем можете
приступить к более сложным навыкам – отстегните стэйдж или любой другой элемент
снаряжения, опустите его на дно, сохраняя при этом контроль над плавучестью.
Очевидно, что для оптимального выполнения этого навыка необходимо уметь
соотносить снятие тяжелого предмета при одновременном стравливании воздуха из BCD.
Теперь попробуйте вернуть снаряжение на место, добавляя немного воздуха в BCD для восстановления нейтральной плавучести. Данный навык нужно отработать с каждым элементом
снаряжения, чтобы во время погружения на рэк это можно было запросто
использовать. – Необходимо уметь
разматывать катушки, отстегивать фонари и стэйджи и возвращать все на место в
любой момент, когда возникнет необходимость. Вы должны в любом случае сохранять
плавучесть, не подрабатывая при этом руками или ластами. Уровень контроля над
плавучестью очень важен при каждом погружении с проникновением. Это нужно для
того, чтобы свести на нет подъем отложений,
которые обязательно скапливаются на всех поверхностях внутри рэка.

Кроме
возможного прикосновения к заиленным поверхностям, движение воды вокруг них
также может привести к подъему взвеси, что неминуемо приводит к резкому
снижению видимости. Когда у вас появится опыт погружений с проникновением на
затонувшие объекты, у вас будет возможность понаблюдать за теми облаками
осадочных частиц, которые поднимаются, как грибы после дождя, из-за перемещения
воды, вызванного неправильным движением ласт или руки вблизи заиленной
поверхности. Для того чтобы стать продвинутым дайвером, вам необходимо освоить
альтернативные способы продвижения вперед, позволяющие контролировать возможный
подъем взвеси. В данном случае одним из самых сложных навыков становится умение
продвигаться вперед и поддерживать плавучесть без малейшего движения рук. Более
того, должно войти в привычку не прикасаться ни к какой из конструкций рэка,
кроме тех случаев, когда это необходимо для работы с ходовым концом.

Следующим
шагом на этапе подготовки к погружению с проникновением является освоение
альтернативных способов плавания в ластах. Большинство подводников плывет за
счет движения /толчка ластами. К сожалению, если движение выполняется всей ногой,
вода отталкивается от обеих поверхностей
ласт и уходит в основном вниз, под пловца. Этот турбулентный поток воды
доходит до заиленной поверхности, поднимает с нее взвесь, что резко снижает
прозрачность воды. Следовательно, дайверы осуществляющие погружения с
проникновением, пользуются, как правило, тремя основными техниками: плаванье по-лягушачьи,
модифицированный /измененный толчок, и, в случае очень узкого
пространства, – плавание под потолком.

Плаванье по-лягушачьи (фрог) – это наиболее эффективный и широко
используемый способ. Разверните ноги в стороны, направив переднюю часть лодыжки
от себя и двигайтесь вперед за счет энергичного соединения кончиков ласт
вместе, толчок для движения должен получиться очень рациональный. Было бы
здорово, если бы вы научились соединять плоскости обоих ласт вместе. Однако на
практике оказывается, что не все пловцы обладают достаточной гибкостью для
идеального завершения каждого такого движения.
– Постарайтесь выполнять его как можно правильней. Вода, выталкиваемая
вперед одной ластой, сталкивается с потоком, идущим от другой ласты; в
результате получается сильный поток, толкающий пловца вперед. При правильном
исполнении этого потока бывает достаточно, чтобы протолкнуть дайвера вперед,
возможность поднятия взвеси при этом минимальна.

Модифицированный
толчок можно сравнить с основной техникой плавания, применяемой подводниками
уровня OW. Однако в нашем случае движение
несколько сокращается, что в свою очередь приводит к уменьшению турбулентности
/потока воды. Для правильного выполнения движения необходимо, находясь в
исходном положении, слегка согнуть ноги в коленях. Движение осуществляется
только кончиками ласт, тогда оно получается достаточно коротким. Преимущество
этого способа плавания состоит в том, что плоскости ласт никогда не опускаются
ниже средней линии тела в ходе всего движения. Толчок получается не такой
эффективный, как в случае плавания по-лягушачьи, и этот способ совсем не
подходит для плавания в условиях сильного течения. Однако, в относительно
спокойной воде – например, внутри корпуса затонувшего корабля – движение вперед
получается достаточным. Этот способ плавания подойдет при длительных
погружениях, в случаях тяжелой физической нагрузки, когда необходимо прибегнуть
к другой манере плавания или задействовать другие группы мышц для уменьшения
усталости.

В
труднопреодолимых местах может оказаться слишком небольшое пространство для аквалангита,
чтобы он мог безопасно продолжать двигаться в промежутке между нижними и
верхними конструкциями объекта. В таком случае необходимо использовать технику
движения под самым потолком, когда вы добиваетесь слегка положительной
плавучести, опускаете голову немного ниже туловища, а пятками почти касаетесь
конструкции, находящейся у вас над головой. Движение должно смахивать на то,
как будто вы аккуратно отступаете назад по пересохшей земле. В данном случае,
скорее всего, ваше перемещение приведет к сокращению видимости, поскольку вам
все равно придется касаться поверхностей; следовательно, эту технику нужно
использовать только при очень узких проходах, где невозможно не коснуться
поверхностей.

Следует
упомянуть еще один возможный метод, который на самом деле не является способом
плавания в ластах. Речь идет о плавном продвижении вперед за счет подтягивания
на различных элементах, перемычках, которых всегда бывает в избытке на
затонувших судах. Подтянувшись за одну из деталей конструкции, вы можете
оттолкнуться от нее и по инерции проплыть вперед, либо можно добраться до
очередного препятствия. Конечно, этот способ продвижения можно использовать
только в условиях малой заиленности, или если переборки, за которые вы
хватаетесь, находятся на значительном расстоянии от заиленных поверхностей.
Данный способ оказывается чрезвычайно удобным при движении по внешней стороне
рэка, когда течение слишком сильное. При продвижении вперед таким образом нужно
быть чрезвычайно внимательным, чтобы не схватиться за опасных морских
обитателей, не порезаться об острые металлические края или не прикоснуться к
другим опасным предметам.

Помните,
что используете ли вы метод продвижения под потолком или подтягиваетесь,
ухватившись за элементы конструкции, вы несете ответственность за экологическое
состояние рэка, поэтому вы не должны причинить вреда морским обитателям,
заселяющим данный объект.

Заключительный
тест, который вам необходимо пройти в открытой воде, состоит в том, чтобы одновременно
применить и навыки по контролю над плавучестью, и навыки плавания различными
способами. Вы можете отработать это и в бассейне, и в открытой воде. Пловец
должен уметь двигаться вперед, используя любой способ продвижения;
останавливаться, разворачиваться, изменять направление движения без малейшего
отклонения по горизонтали в толще воды.
Добившись мастерского выполнения этих навыков, попробуйте воспроизвести
проникновение на объект, когда вам необходимо размотать ходовой конец (см.
ниже), подсвечивая себе при этом основным или запасным фонариком и не упуская
из виду своего напарника. После этого добавьте другие, более сложные, навыки –
предложите свой октопус напарнику или отстегните стэйдж и подвесьте его на
место. Помните, что при выполнении любой задачи вы должны сохранять идеальный
контроль над плавучестью! Только после того, как вы мастерски справитесь со
всеми задачами, вы готовы к погружению на свой первый рэк!

С
приближением к затонувшему объекту необходимо сразу приступать к применению
другого набора навыков, которые помогут нам безопасно продвигаться внутри
корабля. Некоторые люди остаются ярыми сторонниками тех или иных способов
продвижения внутри затонувшего корабля. Больше всего автору “нравится” идея так
называемого постепенного проникновения, заключающаяся в том, что дайверы
проникают в одно помещение, осматриваются в нем, исследуя его со всех сторон,
после чего его покидают. При следующем погружении, будучи абсолютно знакомы с
первой комнатой, переходят сразу во вторую. Если придерживаться этого способа,
то по истечении нескольких десятков лет мы, возможно, пройдем через все судно.
Кроме того, для применения указанного способа необходимо либо наличие
визуальных ориентиров для обеспечения выхода, либо пловец должен целиком
полагаться на свою память и выходить на внешнюю сторону рэка наощупь. Если вы считаете это неправдоподобным, то вам
лучше попробовать использовать этот метод на практике в спокойном и безопасном
месте, желательно с помощниками.

Существует
еще один способ проникновения вовнутрь, который часто превозносится, как
правило, не самыми опытными пловцами. Он заключается в выставлении своеобразных
пикетов, т.е. группа заплывает внутрь затонувшего объекта, и у каждого
основного поворота или у входа в каждое помещение остается по дайверу для того, чтобы по
окончании погружения не пускать туда тех из членов группы, которые попробуют
заплыть туда для выхода. Следование этому методу влечет за собой множество
проблем. Во-первых, чтобы пройти все внутренние помещения на больших судах, с их сетью коридоров и
взаимосвязанных салонов, необходимое количество пловцов в группе увеличивается
до 50 человек и более. Кроме того, лишь немногие захотят пройти по всему судну.
Попробуйте представить, что по ходу не самого простого погружения на затонувший
корабль необходимо определить места для 45 человек, единственной задачей
которых будет правильно указать вам направление к выходу, причем каждый из них
сможет осмотреться только в одном помещении или коридоре! Во-вторых, здесь
требовалась бы исключительная видимость в воде, ведь вам необходимо увидеть
пловца или хотя бы свет его фонарика, для того чтобы доплыть до дайвера-пикетчика, а затем и до выхода. А что
если у кого-то из членов пикета откажет оборудование и ему придется прекратить
дайв? – Список возможных проблем можно
продолжать до бесконечности! Излишне говорить, что этот способ больше подходит
для страниц какой-нибудь книжки, но к погружениям с проникновением он не имеет
никакого отношения!

Неизбежным
при любом погружении с проникновением является то, что видимость на выходе
будет почти всегда хуже, чем она была при входе. Вы можете спросить: “А если я
добьюсь великолепного контроля над плавучестью, я не дотронусь ни одной из
поверхностей и не коснусь дна?”. К сожалению, при проникновении внутрь
затонувшего объекта обычно сам процесс выдыхания воздуха приводит к уменьшению
видимости. – На всех поверхностях, включая потолок и любые другие конструкции,
находящиеся у нас над головой, наблюдается образование ржавчины и скопление
осадка. Когда мы выдыхаем воздух в толщу воды, пузырьки устремляются наверх,
просачиваясь через возможные отверстия. Но если мы находимся внутри затонувшего
корабля, то маловероятно, что эти пузырьки будут вынесены течением – они
накапливаются вокруг, оставаясь внутри объекта на какое-то время. Очень часто в
ходе проникновения внутрь корабля видимость в каждом следующем помещении
становится все хуже, сокращаясь к моменту выхода до 1 метра и даже менее того.
Таким образом, мы заблуждаемся, если считаем, что для продвижения внутри
объекта можно хвататься за элементы конструкции. Наиболее предпочтительным в
таком случае будет продвижение с использованием направляющих, или катушек, но
мы снова забегаем вперед! Прежде чем зайти в воду, дайверам следует
определиться с выбором снаряжения. Большая часть вопросов будет рассмотрена в
следующем разделе, однако уже сейчас следует обратиться к направляющим
катушкам. Дайверские катушки, используемые при проникновениях на рэки или в пещеры, бывают двух основных типов.
Первыми рассмотрим катушку основного типа / primarystyle,
которая представляет собой пластмассовый барабан, внутри которого находится
тонкий износостойкий линь с оплеткой. Чаще всего длина такого линя варьируется
от 40 до 90 метров,
в зависимости от производителя и модели катушки. Барабан устанавливается внутри
каркаса, имеющего ось со втулкой, предназначенной для свободного скольжения
катушки. Для того, чтобы подводнику было удобно держать катушку при травлении
линя, имеется специальная рукоятка, а
также направляющая скоба, которая позволяет травить линь только в одном
направлении. Рамка также содержит шуруп или установочный винт,
который
можно затянуть, чтобы барабан не вращался; карабин -
крепится на рамке на болтах, что позволяет пристегивать ее на дайверском
снаряжении в случае, если она не используется. Другой тип катушек, используемых
при плавании в условиях надголовных сред – это катушки безопасности. Некоторые
подводники предпочитают использовать очень небольшие основные катушки или
специальные катушки для проникновения – cavernreel,
в то время как другим нравятся катушки уменьшенного, компактного дизайна. Катушки, используемые для проникновения - gapreel, могут
представлять из себя простую бобину с линем, без каких-либо рамок, рукояток или
других приспособлений. Они обычно называются пальцевыми, длина линя в них чаще
всего составляет около 15м. Чтобы не столкнуться с непредвиденными
обстоятельствами при использовании пальцевой катушки, необходимо обязательно
удостовериться, что конец линя тщательно
закреплен на бобине. Некоторые считают достаточно затруднительным использование
пальцевых катушек под водой, отдавая при этом предпочтение специальным катушкам
для проникновения содержащих укороченную рамку с валом и втулкой, благодаря
которым катушку можно наматывать и разматывать так же, как и катушку основного
типа. При осуществлении погружения на затонувшие объекты катушки для
проникновения используются в целях безопасности - например, для поиска отставшего подводника,
отплывшего от основного линя, или же для поиска основного ходового конца в
случае, если вы сами отстали от группы или заблудились внутри рэка.

Прежде
чем заплывать внутрь затонувшего судна, необходимо ознакомиться с его внешней
стороной и состоянием дна. Желательно прикинуть степень воздействия коррозии на
элементы конструкции, оценив их уровень прочности. Было бы очень неприятно
оказаться запертым в одном из проходов, если вдруг за вами сместится или
обрушится одна из конструкций. Необходимо также убедиться в крепости
судостроительной стали и палубных переборок. Поскольку эти элементы обычно
бывают тоньше несущих конструкций, то теоретически можно предположить, что их разрушение происходит быстрее. Кроме того, дайвер может обнаружить повреждения,
которые непосредственно привели к затоплению судна, – следы торпедирования,
столкновения с другим судном или повреждения, возникшие в результате
последующего столкновения судна с морским дном. Все вышеперечисленное может
привести к разлому судна на части.

Возможно,
что эти повреждения судна окажутся незаметными для пловца, однако нужно быть особо внимательным в тех местах,
где воздействие былых повреждений может суммироваться. Если вы проплываете под
любым элементом конструкции, то внимательно смотрите на все, что находится у
вас над головой. – Удостоверьтесь
сначала, что плохо закрепленные объекты не сдвинутся с места, иначе это может
поранить вас или заблокировать. Редко можно встретить суда, затонувшие килем
вертикально вверх или вниз. В результате этого предметы, закрепленные на своих
местах привычным способом, смещаются, а если они были закреплены болтами, то
болты деформируются, подвергаясь коррозии еще быстрее. В конце концов
происходит обрушение, иногда даже без каких-либо видимых причин. Шкафы, сейфы,
места в ярусных кроватях, крепления в туалетных комнатах, такелаж и техническая
аппаратура, – все это может стать серьезным препятствием, окажись не на своем
месте. Если обветшание относительно, то для начала смещения достаточно бывает
пузырьков выдыхаемого воздуха.

Только ознакомившись со всеми
обстоятельствами, в которых проходит погружение, можно начинать проникновение.
Внутри объекта должны применяться те же навыки, что и при прохождении с внешней
стороны. Единственное, что нужно обязательно
делать при прохождении через люки или дверные пролеты, – это проверять
перед каждым пролетом, что после нас не закроется крышка, заперев нас внутри.
Некоторые подводники берут с собой недлинные веревки /лини/, чтобы при
необходимости зафиксировать ими такие предметы. Кроме этого, следует запоминать
расположение запасных выходов на тот случай, если используемый нами проход по
каким-либо причинам окажется непроходимым, когда нужно будет покидать судно.

При выборе способа прохождения
через конструкцию рэка следует обязательно помнить, что внутри мы можем
оказаться в чрезвычайно сложном лабиринте, и что можно запутаться, даже
находясь на поверхности, на борту хорошо освещенного судна. Попробуйте
представить завалившийся на бок корабль, без источников света и привычных
ориентиров, и тогда трудности увеличиваются в десятки раз. По этой причине, как
уже отмечалось, наиболее предпочтительным способом проникновения остается
вариант с использованием направляющих линей – ходовых концов. Перед
проникновением во внутреннюю часть рэка
дайверу следует завязать линь первым основным узлом. В некоторых случаях, при
очень плохой видимости, предпочтительнее будет привязать линь в
непосредственной близости от спускового конца или якорного каната. Запомните,
что никогда не следует привязывать ходовой конец к якорному канату, ведь он
может отцепиться от своего первоначального
крепления. Как только вы оказались внутри затонувшего судна, вам нужно сразу завязать следующий узел. Для
выполнения основного узла необходимо безопасно обвязать линь вокруг устойчивого
и крепкого элемента конструкции. Лучше всего навязать большой булинь, или
беседочный узел, еще на катушке - на конце вашего ходового линя. Петля должна
быть достаточно большая, чтобы через нее можно было провести саму катушку.
Подготовив катушку таким образом, можно будет легко обвязывать линь вокруг
неподвижного элемента конструкции, пропуская катушку через петлю, завязывая
таким образом крепкий узел. Для выполнения вторичного узла необходимо обвести
линь вокруг прочного элемента конструкции, крепко подтянув его. Поскольку у нас
в распоряжении нет свободного конца, это достигается элементарным обведением
катушки вокруг выбранного элемента конструкции, а если это невозможно, то за
конструкцию можно завести петлю, через которую затем пропускается катушка. Не
забудьте после этого намотать спущенный излишек линя обратно на катушку, чтобы
в дальнейшем вы могли чувствовать его движение. Если при полном отсутствии
видимости подводник подплывает к линю и обнаруживает провисшую часть линя, то
ему требуется время, чтобы осмотреться вокруг и определить дальнейшее
направление ходового конца. Во избежание этого необходимо подматывать линь на
катушку после каждого узла. Когда мы проходим через рэк, то первым всегда
должен двигаться аквалангист, прокладывающий ходовой конец. На обратном пути к
выходу он, соответственно, должен идти последним. Никто из пловцов не должен
заплывать вперед дайвера, прокладывающего ходовой конец, так же как и он,
сматывая ходовой конец, не должен заплывать впереди товарищей. Кроме этого,
человек, прокладывающий ходовой конец, должен проверять, что никакие острые
края, в изобилии имеющиеся на каждом затонувшем объекте, не угрожают сохранности линя. Все обвязывания
следует производить таким образом, чтобы линь проходил в стороне от опасных
краев. Если такое невозможно, например, при прохождении через узкие люки, то
ходовой конец следует закрепить перед препятствием и сразу после него. Это
предотвратит возможное излишнее движение линя по острой поверхности, а если он
и оборвется, то останется незначительный
промежуток, который легко можно будет преодолеть.

Очень важное значение имеет
также то, каким образом прокладывается
ходовой конец. Если вы прокладываете линь, то помните, что на обратном пути
видимости может не оказаться совсем.
Следовательно, вы должны выбрать такое место для проведения ходового конца,
чтобы ваши товарищи могли без труда его найти. Не прокладывайте линь там, где
дайверы не смогут проплыть. Такие места называются ловушками, и временами
оказывается на удивление легко провести линь через такую западню, особенно на поворотах
или изгибах. На затонувших судах наиболее частыми ловушки оказываются в таких
местах, где линь заводится за неподвижные объекты – например, водопроводные или
паропроводные трубы. Для того, чтобы избежать подобных запутанных ситуаций,
необходимо прокладывать ходовой конец как можно ближе к полу и всегда по одну
руку, если это возможно. Помните, что если в начале проникновения линь проходил
справа от пловцов, то на обратном пути к выходу он должен находиться по левую
руку. Следите также за тем, чтобы не прокладывать ходовой конец наискосок через
открытые люки или коридоры, особенно если в этих местах должны пройти ваши
товарищи. Узлы надо делать в соответствии с требованиями, однако помните, что
процесс завязывания каждого из них ведет к снижению видимости. Необходимо
завязывать столько узлов, сколько требуется, чтобы линь проходил в безопасном и
подходящем месте, при этом количество узлов должно быть адекватно окружающей
обстановке. Как вариантом для завязывания узла может стать выбор места для
расположения линя, которое может быть выше, ниже или позади крепко
зафиксированного объекта. Самыми лучшими местами для крепления линя становятся
простые и не загроможденные другими предметами выступы, которые не дают
соскочить ходовому концу и откуда его легко можно будет забрать на обратном
пути.

Прокладывание ходового конца
является очень важным этапом, но все становится бесполезным, если идущий по
нему подводник нарушает предъявляемые в данном случае требования. Группа,
осуществляющая погружение с проникновением, обычно состоит из 2-х человек. Если
судно большое и достаточно просторное, количество может быть увеличено до 3-х.
В любом случае, при прохождении через
затонувший корабль группа должна идти в заранее установленном порядке, причем
возглавляет ее дайвер, прокладывающий ходовой конец, который отвечает за то,
чтобы линь проходил в подходящем, безопасном для его целостности месте. Второй
человек может помогать ему – например, подсвечивать фонариком, пока первый
навязывает узлы, освобождая таким образом ему руки. Кроме этого, его помощь
может заключаться в удерживании линя в приспущенном состоянии, если это
необходимо для свободного проведения катушки при завязывании узла или при любых
других манипуляциях с катушкой. Это становится особенно полезным при движении к
выходу, когда необходимо развязать линь и намотать его обратно на катушку. До
того момента, пока видимость не пропала совсем, оставшиеся участники
погружения, кроме подводника с катушкой, должны – по возможности – избегать
контакта с ходовым концом. Стремитесь к тому, чтобы довольствоваться только
лишь визуальным ориентиром на ходовой конец. Это нужно для того случая, если
внезапно погаснет фонарик или совершенно пропадет видимость, – если вы помните,
где проходил линь, то вы без труда найдете его. Пока группа проходит через
затонувшее судно, каждый участник должен время от времени оглядываться назад,
чтобы на всякий случай запомнить возможные ориентиры и то, как должны выглядеть проходы при движении обратно. В
некоторой степени, ваша жизнь зависит от ходового конца, однако не следует
рассматривать его как единственный способ выхода из рэка. Таким образом,
упоминавшиеся зрительные ориентиры становятся чрезвычайно важными, особенно
если линь окажется разорванным по неосторожности или утерян. Кроме того, в ходе
проникновения каждый член группы, проплывая мимо узлов, должен следить за их
целостностью и местоположением. Считаю необходимым повторить еще раз, что вы
всегда должны не только следить за возникновением ловушек у ходового конца, но
и по возможности устранять их. Скорее всего, возможные ловушки быстрее заметит
тот, кто находится дальше от ходового конца.

Проникновения,
осуществляемые обычно рэк-дайверами, оказываются, как правило, линейными, т.е.
с минимальным числом ответвлений от основного ходового конца. Это связано,
скорее всего, с протяженностью доступных для проникновения помещений на
затонувших объектах. В связи с этим, редко возникает необходимость в
прокладывании множественных ходовых концов. В отличие от пещер, даже на
наиболее известных рэках не всегда имеются постоянные направляющие. Однако,
если планируется серия погружений на один и тот же объект, и ставится цель
ознакомиться со всем судном или его достаточно большими частями, то
предпочтительнее будет проложить в основных проходах временные лини, которые
помогут сэкономить время при проникновении в наиболее отдаленные отсеки. При
проникновении далеко вглубь корабля ходовой конец может надставляться, кроме
того, к нему могут крепиться ответвления, если необходимо попасть в боковой отсек.
В любом случае, в местах соединения основного ходового конца и дополнительного
необходимо указать направление к выходу. Обычно для этой цели используются
специальные стрелки. Они крепятся на тот
линь, который проходит ближе к выходу, указывая при этом направление движения
на выход. Кроме специальных ходовых стрелок, многие подводники используют
дополнительные зрительные или осязательные подсказки. Например, если приходится
надставлять ходовой конец, то первую, использованную, катушку можно навесить на
ту часть ходового конца, которая идет к выходу, и – в месте соединения двух
ходовых концов – с той стороны узла, которая так же находится со стороны
выхода.

При
погружениях с проникновениями ныряльщики чаще вяжут ответвления от основного
ходового конца, чем надставляют его. Для этого второй катушкой навязывается
узел к первому ходовому концу, являющемуся основной направляющей, после чего
ходовой стрелкой обозначается направление выхода, причем стрелка может
крепиться на основной линь, либо на небольшом расстоянии от места связки –
ближе к стороне выхода, либо она закрепляется непосредственно в узле. С этого
момента проникновение дальше осуществляется так же, как и при обычном
погружении. Если при движении по ходовому концу появляется несколько вариантов
выхода из судна, то стрелкой следует обозначить ближайший выход, поскольку
предполагается, что ходовой конец может быть использован в крайнем случае, при
полной потере видимости. Если место связывания линей оказывается приблизительно
на одинаковом расстоянии от двух выходов, то можно обозначить их оба, навесив
стрелки в двух направлениях. Однако в этом случае необходимо обязательно
удостовериться, что все члены группы это понимают, и что в экстренном случае не
возникнет путаница.

При
выходе из затонувшего судна необходимо определиться в том, оставлять ли вам
катушку и ходовой конец на месте, или собрать все. Если это экстренный выход,
тогда благоразумнее будет оставить все как есть, чтобы продолжить все при
следующем погружении. Так же следует поступить и в том случае, если вы
собираетесь и дальше исследовать рэк, продвигаясь при последующих погружениях в
его более отдаленные отсеки. Если же ваше знакомство с затонувшим судном
закончилось, тогда при движении к выходу необходимо смотать линь обратно на
катушку. Группа разворачивается для продвижения назад, причем шедший последним
дайвер на этот раз возглавляет группу, а человек, плывший с катушкой, замыкает
движение. На пути к выходу нужно развязать все узлы. Предпоследний пловец может
помочь замыкающему, развязывая при его приближении дополнительные узлы. Пока
они развязывают узлы и распутывают крепления, им нужно быть особо
внимательными, чтобы ходовой конец оставался натянут,- нельзя допускать
возможного запутывания в лине или заедания катушки. Кроме этого, помощь предпоследнего
пловца может заключаться в подсвечивании, если это необходимо для распутывания
более сложных узлов. На этом этапе, в случае если проникновение осуществляется
несколькими группами, необходимо до начала погружения четко обговорить действия
каждого под водой, чтобы в конце дайва на одном ходовом конце не оставалось
более 1 группы. Например, нельзя приступать к сворачиванию ходового конца, если
внутри рэка еще остаются люди. Существуют специальные приемы, позволяющие четко
выйти из сложившейся ситуации. Например, можно навесить на линь английские
булавки или другие метки с нанесенными на них инициалами членов группы. Их
можно оставить у последнего узла, навязанного на основной катушке. Группа,
подошедшая к нему первой, забирает свои метки. Ходовой конец можно убирать
только тогда, когда на нем остается последняя метка. Если действовать таким
образом, то можно легко обнаружить появившиеся на вашем ходовом конце
дополнительные крепления, отходящие в боковые отсеки. В этом случае вам следует
закрепить катушку перед появившимся соединением и оставить само соединение и
основную катушку без изменений, – скорее всего вам их возвратят позже.

Вполне
возможно, что необходимость в проверке качества завязанных вами узлов не
возникнет до тех пор, пока вам не придется покидать рэк при полном отсутствии
видимости. Тогда нужно продвигаться, придерживаясь за ходовой конец и касаясь
друг друга. Поскольку линь не настолько крепок, в этой ситуации жизненно важным
для вас становится не оказывать на него излишнего давления. Вам следует
провести ходовой конец между большим и указательным пальцами, сомкнуть кончики
пальцев как в символе “ОК”, оставшиеся пальцы соединить в своеобразный бочонок
вокруг ходового конца. Благодаря этому ходовой конец будет проходить между
вашими пальцами, однако избегайте прикасаться к нему любой частью кисти или
руки. Не сжимайте также ходовой конец кончиками большого и указательного
пальцев, поскольку вы можете не удержать его при резком движении линя или руки.
Таким образом, когда мы удерживаем пальцы обведенными вокруг ходового конца,
особенно если при этом кончики большого и указательного пальцев сжаты вместе,
мы сводим на “нет” возможность упустить ходовой конец. Кроме того, что вы
придерживаетесь линя, вполне возможно, что вам понадобится придерживаться за
ваших товарищей в группе. – Свободной от
ходового конца рукой возьмитесь за икру ноги, или за ремень оборудования, или
за костюм плывущего перед вами
напарника. Если группа состоит из 3-х человек, то каждый последующий действует
так же. Для общения можно использовать слабо ощутимые движения пальцами. – Например, можно подтолкнуть для дальнейшего
продвижения вперед, потянуть для возврата назад, слегка надавить для остановки,
серия надавливаний может обозначать просьбу о помощи.

Почти
все коридоры /проходы на затонувших кораблях представляют из себя значительные
сужения. В некоторых местах такие сужения могут тянуться несколько метров.
Поэтому при осуществлении погружений с проникновениями необходимо, чтобы в
случае чрезвычайной ситуации длина шланга октопуса была достаточной. Если вам с
напарником придется продвигаться один за другим через какие-либо сужения и при
этом вам нужно будет дышать из одного баллона, то при длине шланга октопуса 1.5
– 2 метра
вы сможете это сделать. К сожалению, слишком быстрый расход воздуха кем-либо из
подводников и следующий за этим обмен октопусом неминуемо приводит к резкому
снижению видимости. Это происходит вследствие интенсивного выдыхания пузырьков,
либо в результате излишних движений того пловца, у которого закончился воздух и
который предпринимает попытки воспользоваться октопусом своего напарника.
Приведенные здесь причины чаще всего суммируются. Тем не менее, оказавшимся в
такой ситуации дайверам надо немедленно запомнить место нахождения линя, а
также предпринять все возможное для обеспечения его сохранности

По
сравнению с другими надголовными средами рэки имеют одно преимущество. –
Внутренние помещения затонувшего судна разделены жесткими переборками, значит
снижение или полная потеря видимости в одном отсеке не означает, что такое же
будет наблюдаться до самого выхода. Очень редко попадаются рэки, в которых
течение проходит вдоль тех коридоров, где продвигаются подводники. Так же
маловероятно, чтобы водоток усиливал заиленность на своем пути из отсека в отсек.
Другим преимуществом для аквалангистов, осуществляющих погружения на затонувшие
объекты, является доступность нескольких мест, пригодных для выхода. В ходе
проникновения следует отмечать для себя все пригодные для выхода из судна
места, встретившиеся у вас на пути – вы можете воспользоваться ими в
чрезвычайной ситуации, когда вам нужно будет как можно быстрее покидать объект.
Однако, никогда и ни при каких условиях не пытайтесь искать более короткий путь
к выходу, двигаясь сквозь разрушенные помещения или запутанные коридоры, тем
более если туда не ведет ходовой конец.

Другую опасность, с которой
часто встречаются дайверы в ходе проникновений, представляют узкие проходы, или
сужения, в которых можно застрять или оказаться заблокированным. Достаточно легко
представить ситуацию, когда подводник проникает в настолько узкое пространство,
что ему не хватает места, чтобы проплыть дальше со своим оборудованием. В том
случае, если сужается промежуток или возникает непредвиденное препятствие, аквалангист
уже не может плыть вперед, и тогда он должен вернуться назад точно так же, как
он двигался до этого. К сожалению, наше оборудование разрабатывается таким
образом, чтобы быть обтекаемым при движении вперед – на талии оно обычно шире,
чем на линии плеч. Эффект при этом возникает такой же, как и при закупоривании
бутылку пробкой – как только при определенном усилии ее установили на место,
уже становится достаточно затруднительным извлечь ее обратно. Чтобы не
оказаться в безвыходном положении, подводник должен смотреть вглубь прохода, по
которому он продвигается, настолько внимательно, насколько возможно. Нужно быть
уверенным, что вы не только сможете двигаться вперед, но и будет возможность
развернуться и при необходимости выбраться ногами вперед. Если вы чувствуете,
что в сужении застревает самая широкая часть вашего тела, то вам будет намного
легче двигаться дальше вперед головой, а не ногами, поскольку именно для такого
движения разработано снаряжение.

Прокладывать ходовой конец или
нет – это тоже может быть под вопросом. Иногда возникают ситуации, особенно на
небольших затонувших объектах типа подводных лодок, при которых действия по
проведению ходового конца могут принести гораздо больше вреда, чем пользы. Если
проход очень узкий, ограниченный, и нет никаких боковых отсеков, то многие
предпочитают оставлять ходовой конец у входа, забирая его на обратном пути.
Если проход чрезвычайно узок, то у дайвера возникает большая вероятность
запутаться в собственном лине, а это может создать реальную угрозу для жизни. В
этом случае нужно быть готовым оставить ходовой конец закрепленным у входа, а
при дальнейшем продвижении полагаться только на свою память, запоминая весь
свой путь. Кроме того, никто не может гарантировать вам, что на конце /в начале
прохода будет светло и что видимость будет лучше, поэтому вам придется самим
искать оставленный ходовой конец. Отсутствие ходового конца может не только
заметно сбить с толку, но и вызвать приступ страха, особенно если возникают
непредвиденные обстоятельства, поэтому к выбору метода проникновения в узкое
пространство следует подходить особенно ответственно. Если в какой-то ситуации
вы решаете идти вглубь отверстия или прохода, тогда вы должны быть готовы
применить не только метод движения по ходовому концу, но и способ последовательного
проникновения. Ознакомление с тем, как выглядят проходы, а также пробное
движение по ним с закрытыми глазами будут очень полезны в случае, если вам
придется выходить из судна практически вслепую.

Итак, мы оказались в толще воды.
Вы считаете погружение законченным? – Ошибаетесь! Оно закончится тогда, когда
будет завершен подъем, будут сделаны все декомпрессионные остановки, вы
подниметесь на борт корабля, будет снято и тщательно уложено оборудование.
Многие ныряльщики сталкиваются с трудностями даже на выходе из затонувшего
судна, поскольку не могут точно определить местоположение якорного каната,
особенно в условиях плохой видимости. Кроме этого, достаточно часто возникают такие ситуации,
когда подводники тратят драгоценные минуты у морского дна, пытаясь найти якорь,
который по каким-то причинам оказался на другом месте, отойдя от рэка в
сторону. Однако, существует довольно простой прием, позволяющий точно
определить, где находится или находился якорный канат перед началом
проникновения. Для этого достаточно привязать линь к одному из предметов,
смежных с якорным концом, проведя его впоследствии к тому месту на судне, где
вы планируете начать проникновение и завершить его. С помощью этого линя можно
будет легко определить местоположение спускового конца, как и в том крайнем
случае, если оно изменилось за то время, пока вы были внутри затонувшего
объекта.

Раздел 3. Проверка знаний.

1.
Какое основное утверждение о видимости внутри затонувшего судна
применимо практически к любому рэку?

2.
Подводник демонстрирует отличное управление плавучестью и
совершенную технику плавания. Укажите возможную причину, по которой может
значительно ухудшиться видимость в ходе проникновения.

3.
Что необходимо сделать до начала первого проникновения на
затонувшее судно?

4.
Какие меры предосторожности следует предпринимать при
продвижении через люки или дверные проемы?

5.
Укажите наиболее предпочтительный способ ориентирования при
движении внутри рэка.

6.
Где следует навязать первый основной узел, если вы используете
ходовой конец?

7.
Вы осуществляете проникновение, пользуясь при этом ходовым
концом. Каким образом следует прокладывать ходовой конец в проходе?

8.
Если не считать человека, плывущего с катушкой, когда допустимо
касание ходового линя другими членами группы?

9.
Что необходимо предпринять, если приходится привязывать к
основному ходовому концу еще один, дополнительный, для проникновения в боковой
проход?

10. Вы вынуждены
осуществить экстренное всплытие с рэка. Что в этом случае необходимо сделать с
катушкой?

11. Укажите в группе
подводников место человека, идущего с катушкой, в начале и в конце
проникновения.

12.
Каково назначение
специального шланга для второго комплекта второй ступени?

13. Расскажите о способе
обмена информацией, используемом в случае полного отсутствия видимости при
выходе из затонувшего объекта.

14. В каких случаях
можно осуществлять проникновение без использования ходового конца?

15. Перечислите, с
какими трудностями можно столкнуться при выходе из рэка в открытую воду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: