Приложение 1.
Примерные экзаменационные вопросы по дисциплине …………….30
ВВЕДЕНИЕ
Уровень безопасности движения всегда был и остается первейшей заботой железнодорожников. Разработка новых технических устройств, организация перевозочного процесса, технология производства, диагностика элементов всей железнодорожной отрасли и другие направления деятельности оцениваются в первую очередь с позиции безопасности. На безопасность движения существенным образом влияют как эксплуатационно-технологические аспекты работы железнодорожного транспорта, так и уровень решения проблем безопасности на этапе проектирования всех структурных элементов, формирующих транспортную систему.
Подготовка специалистов по организации безопасности технологических процессов и производств, а также инженерной защите окружающей среды от негативного воздействия транспортного производства требует формирования комплексного взгляда на систему технических средств и технологических мероприятий обеспечивающих решения поставленных задач.
Изучение программы данной учебной дисциплины во многом основывается на материале, изученном студентами транспортного вуза, по ряду общепрофессиональных и специальных дисциплин. Задачей студентов при изучении данной дисциплины следует считать получение единого представления о проблеме безопасности и умение оценить изменение уровня безопасности при изменении набора технических средств, внедрения новых технологий и изменении степени участия человека в сложной человеко-машинной системе, какой является железнодорожный транспорт.
Цели и задачи дисциплины
1.1 Цели преподавания дисциплины
· Формирование мировоззренческих аспектов использования устройств автоматики и телемеханики, как средства обеспечения безопасности технологического процесса на ж.д. транспорте и защиты окружающей среды и человека, как элемента этой среды.
· Выработка инженерного мышления в решении проблем основной профессиональной деятельности выпускников.
1.2 Задачи изучения дисциплины
· Изучение правил технической эксплуатации и инструкций по обеспечению безопасности движения поездов.
· Изучение принципов работы систем автоматики и телемеханики на железных дорогах России.
· Выполнение проектных работ по разработке основной технической документации технологических процессов на ж.д. транспорте.
1.3 В результате изучения дисциплины студент должен
иметь представление:
· о системах автоматики, действующих на железных дорогах России, как средства повышения безопасности и экологической защиты человека и окружающей среды;
· о структуре понятий «безопасность» и «надежность» устройств;
· об автоматизированных системах управления безопасностью движения (АСУ БД МПС РФ).
знать и уметь использовать:
· основные положения ПТЭ и инструкции по сигнализации и обеспечению безопасности движения на железных дорогах России;
· основные показатели надежности и безопасности работы устройств;
· техническую документацию по организации техпроцессов на станциях и перегонах;
· правила надзора за безопасной эксплуатацией устройств и систем обеспечения движения.
Иметь опыт работы с технической документацией в решении вопросов обеспечения безопасности движения инженерной защиты окружающей среды и человека с использованием средств автоматики и телемеханики.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
№ п/п | Темы и разделы, подлежащие изучению | Общий объем работы студентов | в том числе | Литература | |||||||||||
лекции | лаб. раб. | практ. зан. | самостоят. работа студентов | основная | дополнит. | ||||||||||
Роль средств автоматики и телемеханики в обеспечении безопасности и защиты окружающей среды | № 1, 2 | № 1, 5 | |||||||||||||
Основы теории безопасности. Показатели и критерии безопасности устройств автоматики и телемеханики | № 1 | № 3, 4, 5 | |||||||||||||
Классификация устройств СЦБ, обеспечивающих безопасность и экологическую защиту | № 2, 4 | № 1, 2 | |||||||||||||
Элементарная база систем автоматики и телемеханики | № 1, 2, 3 | № 1, 5 | |||||||||||||
Рельсовая цепь – основной элемент обеспечения безопасности | № 2, 3 | № 1, 2, 6 | |||||||||||||
Правила технической эксплуатации и сигнализация на железных дорогах России | № 3, 6, 8 | № 5, 6 | |||||||||||||
Устройства СЦБ малых станций | № 2, 3 | № 1, 2, 15 | |||||||||||||
Устройства СЦБ крупных станций | № 2, 3 | № 1, 2, 15 | |||||||||||||
Устройства автоматики телемеханики на перегонах | № 3 | № 1, 2, 8, 9 | |||||||||||||
Устройства автоматики и телемеханики на ж.д. переездах | № 2, 3, 5 | № 1, 2, 16 | |||||||||||||
Устройства автоматики и телемеханики на сортировочных станциях | № 2, 3 | № 1, 2, 6, 16 | |||||||||||||
Типовое оборудование СЦБ (напольное и постовое) | № 1, 2 | № 1, 5 | |||||||||||||
Устройство автоматизированной диагностики состояния подвижного состава | № 1, 2, 4, 7 | № 1, 5, 14, 6, 8, 23 | |||||||||||||
Инженерные решения обеспечения безопасности обслуживающего персонала от наезда подвижного состава | № 3 | № 1, 2, 16 | |||||||||||||
Многоуровневые АСУ безопасности движения | № 4 | № 4, 5, 13, 15, 23 | |||||||||||||
Виды технологической связи на ж.д. транспорте | № 3 | № 1, 16 | |||||||||||||
Организация технического обслуживания устройств СЦБ | № 1, 2 | № 1, 5 | |||||||||||||
ИТОГО: | |||||||||||||||