Линейные нормы расхода топлива устанавливаются для каждой марки эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условием работы автомобильного транспорта. Линейные нормы являются технологическими нормами и включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлива на гаражные и прочие хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с перевозками пассажиров и грузов, в состав линейных норм не включаются и устанавливаются отдельно.
Используется три вида линейных норм:
- базовая норма на 100 км пробега автомобиля;
- норма на 100 тонно-километров (т.км) транспортной работы, что учитывает дополнительный расход топлива при движении автомобиля с грузом;
- норма на ездку с грузом (учитывет увеличение расхода топлива, связанное с маневрированием в пунктах погрузки и выгрузки).
Учет дорожно-траспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов, регламентированных в форме процентов повышения или снижения исходного значения нормы.
Нормы расхода топлива повышаются при следующих условиях:
- работа в зимнее время: в южных районах страны – 5%, в северных районах страны – до 15%, районах Крайнего Севера – до 20% (таблица 4);
- работа в горных местностях при высоте над уровнем моря:
от 500 до 1500 метров – на 5%;
от 1501 до 2000 метров – на 10%;
от 2001 до 3000 метров – на 15%;
свыше 3001 метров- на 20%;
- работа автотранспорта на дорогах со сложным планом (наличие в среднем на 1 км пути более пяти закруглений радиусом менее 40 м, т.е. на 100 км пути не менее 501 поворота) – до 10%;
- работа в городах с населением свыше 2,5 млн. человек – до 20%;
- работа в городах с населением от 0,5 до 2,5 млн. человек – до 15%;
- работа в городах до 0,5 млн. человек – до 10%;
- работа в городах с населением свыше 1 млн. человек – до 10%;
- работа, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров и т.п. (в среднем более чем одна остановка на один километр пробега – маршрутные автобусы, автомобили по очистке почтовых ящиков, инкассация денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п.) – до 10%;
- перевозка крупногабаритных взрывоопасных и т.п. грузов, грузов в стекле и т.п., при выполнении полевых работ со скоростью движения от 2 до 20 км/ч, движение в колоннах, требующая пониженных скоростей движения автомобилей (до 20 км/ч) – до 10%;
- при пробеге первой тысячи километров автомобилями, вышедшими из капитального ремонта и новыми, а также при централизованном перегоне таких автомобилей своим ходом в одиночном состоянии – до 10%; при перегонке в спаренном состоянии – до 15%; при перегонке в строенном состоянии – до 20%;
- для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет – до 5%;
- почасовая работа грузовых бортовых автомобилей или их постоянная работа в качестве технологического транспорта, или в качестве грузовых таксомоторов – до 10%;
- работа киносъемочных и аналогичных специальных автомобилей, выполняющих транспортный процесс на пониженных скоростях, при частых остановках, многократном движении задним ходом - 10%;
- работа в карьерах (с тяжелыми дорожными условиями), движение по полю (при проведении сельскохозяйственных работ), при вывозке леса (на лесных участках вне основной магистрали общего пользования) – до 20%;
- работа в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, наводнениях и других стихийных бедствиях – до 35%;
- при использовании кондиционера и установке «климат-контроль» - до 5%;
- работа в карьерах (с тяжелыми дорожными условиями), движение по полю (при проведении сельскохозяйственных работ), а также при вывозке леса (на лесных участках вне основной магистрали общего пользования) – до 20%;
- при учебной езде – до 20%.
Нормы расхода топлива снижаются в следующих случаях:
- при работе на дорогах за пределом пригородной зоны из цементобетона, асфальтобетона, брусчатки, мозаики на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) – до 15%;
- при работе на дорогах за пределом пригородной зоны, но с холмистой местностью (высота над уровнем моря свыше 300 м до 1000 м) – до 10%;
- при работе на дорогах за пределом пригородной зоны из битумоминеральной смеси, дегтебетона, щебня (гравия) и гористой местности (свыше 1000 м до 2000 м на уровнем моря) – до 5%;
- при эксплуатации заказных и ведомственных автобусов, не работающих на постоянных маршрутах – до 10%.
В том случае, когда автомобиль эксплуатируется вне города с численностью более 2,5 млн. чел, в зоне до 50 км от границы города, а также для городов с населением от 0,5 до 2,4 млн. чел. в зоне до 15 км от границы города и с населением менее 0,5 млн. чел. в зоне до 5 км, поправочные коэффициенты.
В горной местности (свыше 2000 м над уровнем моря) коэффициенты снижения нормы расхода топлива для автомобилей, движущихся за пределами пригородной зоны, не применяются.
При необходимости применяются одновременно несколько надбавок. Норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.
На основании приказа руководителя предприятия допускается:
- на внутригаражные разъезды и технические нужды автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и автомобилей и др.) нормативный расход топлива увеличивается;
- до 1 процента от общего его количества, потребляемого автотранспортным предприятием;
- при простоях автомобилей под погрузкой и разгрузкой в пунктах, где по условиям пожарной безопасности запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады и т.п.), а также при простоях автомобилей в зимнее и холодное время с работающим двигателем в ожидании инвалидов, больных, клиентов и т.п. или при перевозке специальных грузов, не допускающих охлаждения салона автомобиля, устанавливать нормативный расход топлива из расчета: один час простоя соответствует 5 км пробега автомобиля;
- для моделей и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных отличий и не отличающихся от базовой модели собственной массой (установка фургонов, дополнительного оборудования, бронирование и т.п.), норма расхода топлива определяется увеличением (уменьшением) до 2,0 л/100 км по автомобилям с бензиновыми, до 1,3 л/100 км – с дизельным двигателями; до 2,5 л/100 км по автомобилям, работающим на сниженном газе; до 2,0 куб. м по автомобилям, работающим на сжатом природном газе.
- при газодизельном режиме норма расхода топлива увеличивается (уменьшается) до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л дизельного топлива на каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля.
В дополнение к нормативному расходу газа допускается расходование бензина или дизтоплива для газобаллонных автомобилей в следующих случаях:
- для заезда в ремонтную зону и выезда из нее после проведения технических воздействий на один газобаллонный автомобиль до5 л;
- для запуска двигателя газобаллонного автомобиля в зимнее время (при температуре окружающей среды ниже 0º С) на один автомобиль 10 л в месяц;
на маршрутах, протяженность которых превышает запас хода одной заправки газа, – 25% бензина и дизтоплива от общего расхода.
Во всех указанных случаях нормированные расходы жидкого топлива для газобаллонных автомобилей осуществляются в тех размерах, что и для соответствующих базовых бензиновых автомобилей.
Линейный расходы топлива на 100 км пробега автомобиля:
- для бензиновых и дизельных автомобилей – в литрах,
- для автомобилей, работающих на сжатом нефтяном газе, - в литрах сжиженного газа;
- для автомобилей, работающих на сжиженном природном газе, - в нормальных метрах кубических (куб. м);
- для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м, рядом указана норма расхода дизельного топлива в литрах.
Значения норм расхода дизельного топлива отмечены индексом «д», поставленным после цифрового значения нормы (например, для автомобиля ЗИЛ-4331-25д и т.д.). Соответственно нормы расхода сжиженного нефтяного газа отмечены индексом «гсн», а нормы расхода сжатого природного газа- индексом «спг». Для газовых автомобилей в скобках указанны норма при работе на бензине, для газодизельных – на дизтопливе.
Нормы приведены в последовательности, регламентированной действующей системой классификации и обозначений марок автомобилей.
Таблица 4 – Предельные значения надбавок к линейным нормам расхода топлива
Климатическая зона | Республика, край, область, входящие в состав данной зоны (при применении зимних надбавок к линейным нормам расхода топлива) | Срок действия в течение года (в мес.) | Предельная величина надбавки, % |
Дагестан, Кабардино-Балкария, Чечня, Ингушетия | 5,0 | ||
Северная Осетия, Краснодарский, Ставропольский края | 5,0 | ||
Белгородская, Калининградская, Ростовская области | 5,0 | ||
Республика Калмыкия, Астраханская, Брянская, Воронежская, Волгоградская, Калужская, Курская, Липецкая, Орловская, Пензенская, Саратовская, Тамбовская, Самарская области | 10,0 | ||
Республики: Марии-Эл, Татарстан, Чувашская; области: Владимирская, Ивановская, Тверская, Рязанская, Ленинградская, Московская, Тульская, Смоленская, Новгородская, Псковская | |||
Мордовская республика, Нижегородская, Вологодская, Костромская, Ульяновская, Ярославская области | |||
Удмуртская республика, Курганская, Пермская, Свердловская, Челябинская области | |||
Башкирия, Карелия, Алтайский, Красноярский, Приморский, Хабаровский края, Новосибирская, Омская, Сахалинская, Тюменская области | |||
9-10 | Амурская, Оренбургская, Камчатская, Кемеровская, Архангельская, Иркутская области, острова Баренцева и Белого морей | ||
Тува. Таймыр, Ханты-Мансийск. Ямало-Ненецкий, Магаданская обл., о-ва моря Лаптевых | |||
Якутия, о-ва Ледовитого океана и Карского моря |