Экономическая сушность эксплуатационных расходов и себестоимости, теоретические и

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИХ АНАЛИЗА

Экономическая сущность эксплуатационных расходов, их состав и классификация

Текущие затраты железных дорог, необходимые для обеспечения произ­водственного процесса в данном периоде, называются эксплуатационными расходами. Структура эксплуатационных расходов рассмотрена на рисунке 1.1

Рисунок 1.1 – Структура эксплуатационных расходов

Группировка расходов по элементам затрат осуществляется как при составлении плана, так и при учете фактических затрат.

План эксплуатационных расходов разрабатывается на основе плана перевозок, плана работы и ремонта подвижного состава, плана по труду, плана капитальных вложений, материально-технического обеспечения.

Планирование эксплуатационных расходов имеет целью определение потребности в денежных средствах, необходимых для освоения предстоя­щего объема перевозок и сопутствующих им работ и услуг при рациональ­ном использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Разработка плана расходов железной дороги осуществляется с учетом намечаемого технического перевооружения производства, наиболее эффек­тивного использования подвижного состава и других технических средств, применения ресурсосберегающих технологий, использования резервов со­кращения затрат труда, экономии энергии, топлива, материалов, а также проведения мероприятий по ликвидации непроизводительных расходов и потерь.

При планировании эксплуатационных расходов необходимо сопоставить рассчитанную величину расходов с величиной предполагаемых доходов и прибыли. Такой способ расчета называется методом целевой прибыли. При разработке плана расходов учитывается, что сумма доходов должна превышать расходы на величину прибыли, обеспечивающей безубыточную работу дороги.

Исходя из предстоящего объема работы, определяется сумма доходов от перевозок, затем прогнозируется минимально необходимая сумма прибыли. Минимально необходимую сумму прибыли определяют на основании ана­лиза использования прибыли, в том числе фондов потребления и накопле­ния на различные нужды дороги.

Рисунок 1.2 – Направления использования прибыли предприятием

Далее разрабатывается первоначальный проект плана эксплуатационных расходов. Величина, полученная при вычитании рассчитанной суммы расходов Рэ из прогнозируемой суммы доходов от перевозок Дп, сравнивается с намечаемой минимально необходимой общей прибылью По за вычетом прибыли, ожидаемой от прочей деятельности Пп р, включая разницу между внереализационными доходами и расходами. Если результат меньше разни­цы между названными показателями, то есть

п – Рэ)<(По – Ппр) или Рэп – (По–Ппр),(1)

то разрабатываются дополнительные меры по сокращению расходов, с уче­том которых вносятся коррективы в первоначально рассчитанные эксплуа­тационные расходы.

Предварительное планирование эксплуатационных расходов осуществ­ляется по хозяйствам и элементам затрат, а на уровне структурных подраз­делений – еще и по статьям расходов в соответствии с Номенклатурой рас­ходов по основной деятельности железной дороги.

«Номенклатура расходов» состоит из двух разделов:

А – эксплуатационная деятельность железной дороги;

Б – подсобно-вспомогательная деятельность железной дороги.

В разделе А «Эксплуатационная деятельность железных дорог» расходы делятся на непосредственно относящиеся к грузовым, пассажирским пере­возкам и распределяемым расходам.

Расходы по отдельным видам работ, производственным операциям по нескольким однородным операциям объединяются в соответствующие статьи расходов. Каждой статье присвоен определенный номер и установ­лен измеритель, в соответствии с которым определяется величина расходов данной статьи.

Расходы по эксплуатационной деятельности делятся на специфические для каждой отрасли железнодорожного хозяйства и расходы, общие для всех отраслей хозяйства железной дороги.

Внутри каждой статьи расчет эксплуатационных расходов производится по элементам затрат. Эксплуатационные расходы железных дорог состоят из следующих элементов затрат: затраты на оплату труда, отчислений на социальные нужды, расходы на материалы, топливо, электроэнергию, амор­тизацию основных фондов и прочие.

По элементу «затраты на оплату труда» отражают расходы на оплату труда основного производственного персонала предприятия, а также затра­ты на оплату труда работников, не состоящих в штате предприятия, но за­нятых в эксплуатационной деятельности.

Для железной дороги планирование фонда оплаты труда осуществляют исходя из лимита, численности персонала, занятого на перевозках, и сред­немесячного заработка. Численность работников по перевозкам на железной дороге рассчитывается экономической службой во взаимодействии с отрас­левыми службами и отделом труда и заработной платы на основе планового объема перевозок, показателей работы подвижного состава, а также про­грамм ремонта подвижного состава. При этом руководствуются заданиями по приведению численности работников в соответствие с объемом работы, учитывают результаты намечаемых мер по внедрению «трудосберегающих технологий», перестройке организационной структуры управления, объединению и ликвидации малодеятельных звеньев, улучшению организации труда, совмещению профессий и расширению зон обслуживания.

При расчете среднемесячного заработка уточняется профессиональный состав работников, данные о распределении работников по разрядам единой тарифной сетки в структурных подразделениях, отделениях дороги, опреде­ляется основная часть заработка, рассчитанного на основании тарифных ставок и должностных окладов и переменная часть, включающая премии, доплаты и надбавки. Средний заработок исчисляют исходя из базового заработка последнего месяца предпланового периода, который индексируется в зависимости от прогнозируемого изменения цен на потребительские товары, услуги.

Рисунок 1.3 – Разделы номенклатуры расходов

По элементу затрат «отчисления на социальные нужды» отражают за­траты на социальные нужды.

В затратах на «материалы» учитывают стоимость покупных материалов, используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), на со­держание и ремонт подвижного состава, постоянных устройств, оборудования, зданий, сооружений. Плановая величина расходов на материалы рас­считывается на основе их базовой величины с корректировкой, учитывающей изменение цен в планируемом (прогнозируемом) периоде, изменение объема перевозок и связанной с ним работой подвижного состава, проведение мероприятий, направленных на экономию материальных ресурсов (применение ресурсо–сберегающих и малоотходных технологий, замена дорогостоящих материалов более дешевыми, использование вторичных материальных ресурсов и др.).

В затратах на «топливо» отражают стоимость приобретенного топлива всех видов, расходуемого на тягу поездов, отопление зданий и другие тех­нологические цели. Для тяги поездов расходы на топливо рассчитывают, исходя из объема тонно-километровой работы брутто, выполненной тепловозной тягой, дизельными поездами и автомотрисами, норм расхода топлива на 10 тыс. тонно-километров брутто и цены 1 т условного топлива с со­ответствующей индексацией. На железной дороге нормы расхода топлива разрабатываются службой локомотивного хозяйства Управления железной дороги и передаются экономической службе.

При расчете средней цены одной тонны условного топлива учитываются изменения топливного режима в планируемом режиме. Заготовительная це­на топлива устанавливается по договору железной дороги с поставщиком.

В затратах на «энергию» учитывают стоимость всех видов покупной энергии (электрической, тепловой, сжатого воздуха), расходуемой на пере­движение поездов с электрической тягой, на технологические, энергетиче­ские, осветительные и другие нужды предприятия.

Расходы на электроэнергию для работы локомотивов рассчитывают на основе объема тонно-километровой работы брутто, выполненной электро­возами и электропоездами. Цена (тариф) 1 кВт-ч электроэнергии определя­ется на основе договора между железной дорогой и энергосистемой.

Расходы топлива и электроэнергий на прочие производственные цели определяются на основании потребности в электроэнергии и разных видах топлива и рассчитываются, исходя из количества энергопотребляющих объ­ектов, их мощности, продолжительности или объема работы, норм расхода энергоресурсов и цены их единицы.

По элементу «амортизация основных средств» планируют и учитывают амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств, исходя из их балансовой стоимости и установленных норм амортизации.

Исходными данными для определения амортизационных отчислений яв­ляются данные о наличии основных средств на начало планируемого пе­риода и их структуре по важнейшим видам и группам основных средств, а также данные о намечаемом их поступлении и выбытии.

Для определения поступления основных средств используются данные планов капитальных вложений о вводе в действие сооружаемых объектов и приобретении подвижного состава, контейнеров, машин, оборудования и др. Стоимость их включается в состав основных средств с момента приня­тия на баланс. При определении выбытия основных средств наряду со списанием их по износу учитываются намечаемые меры по продаже, передаче другим орга­низациям или ликвидации ненужных и малодеятельных объектов, излишне­го и морально устаревшего подвижного состава, машин, оборудования, инвентаря и другого имущества, стоимость которого учитывается в сумме ос­новных средств. Если в планируемом году предусмотрена переоценка ос­новных фондов, ее результаты учитываются при планировании суммы амортизации.

К прочим расходам относят: налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды, платежи по кредитам, затраты на командировки и так далее.

Рисунок 1.4 – Структура прочих расходов

Прочие расходы планируют, исходя из их величины в предплановом периоде с учетом факторов, которые могут вызвать изменения этих затрат в планируемом периоде.

При разработке проекта плана на железной дороге расходы по капитальному ремонту грузовых вагонов и контейнеров принимаются на основе данных предпланового периода с учетом изменений объема перевозок грузов и намечаемых мероприятий по ускорению оборота вагона и сокращению общего парка грузовых вагонов в распоряжении дороги, а также с учетом мер по снижению стоимости единицы ремонта.

Расходы по капитальному ремонту и деповскому ремонту пассажирских вагонов планируют аналогично.

Эксплуатационные расходы железных дорог делят на основные и обще­хозяйственные, прямые и косвенные, зависящие и независящие от размеров движения.

К основным относят расходы, непосредственно связанные с процессом перевозок, к общехозяйственным – расходы по обслуживанию производства и руководству хозяйством.

Основные расходы, в свою очередь, подразделяют на расходы, специ­фические для каждой отрасли хозяйства, и расходы, общие для всех отраслей хозяйства железных дорог.

Общехозяйственные расходы подразделяются на общехозяйственные расходы без затрат на содержание аппарата управления и расходы на со­держание аппарата управления.

Прямыми называют расходы, связанные с выработкой определенного вида продукции или выполнением конкретного вида работы, поэтому они непосредственно (прямым способом, без дополнительных расчетов) относятся на тот или иной вид продукции или работы.

Косвенные расходы - это расходы, относимые на несколько видов про­дукции и распределяемые на тот или иной вид продукции или работы не прямым путем, а в результате дополнительных расчетов. Например, расходы хозяйства пути не могут быть отнесены только на грузовые или только на пассажирские перевозки, т. к. путевое хозяйство обслуживает и грузовое, и пассажирское хозяйства.

К зависящим относят расходы, которые изменяются прямо пропорцио­нально объему работы или размерам движения.

Расходы, малозависящие от объема работы или размеров движения, принято условно относить к независящим.

Расходы на железнодорожном транспорте планируют и учитывают» по установленной Номенклатуре расходов. Все основные расходы по перевозкам планируют и учитывают по подразделениям соответствующих хозяйств: пассажирского, грузовой и коммерческой работы, локомотивного, вагонного и т. д. Расходы хозяйств по отдельным работам, производственным операциям объединяют в соответствующие статьи расходов. Каждой статье расходов присвоен определенный номер. По каждой статье указан измеритель, с которым связываются расходы, и даются пояснения, какие виды затрат необходимо учитывать и планировать по этой статье.

Эксплуатационные расходы для структурных подразделений отделений дороги планируют по элементам затрат следующим образом. Планирование среднемесячной заработной платы рассмотрено в разделе «Организация и планирование заработной платы».

Отчисления на социальные нужды планируют в размере 35 % от затрат на оплату труда.

Расходы на топливо (для локомотивов и дизель-поездов) определяют пу­тем умножения нормы расхода условного топлива (в килограммах на 10 тыс. тонно-километров брутто) на объем работы и на цену 1 т условного топлива.

Расходы на топливо для отопления производственных помещений опре­деляют по количеству потребного по действующим нормам топлива и со­ответствующим ценам на него.

Расходы на электроэнергию определяют путем умножения объема работы на удельный расход электроэнергии (в кВт ч на 10 тыс. тонно- километров брутто) и цену на 1 кВт ч электроэнергии (для тяги поездов).

Затраты по использованию электроэнергии на другие производственные цели определяются в зависимости от потребного по действующим нормам расхода электроэнергии и цены 1 кВт ч.

Расходы на материалы планируют, исходя из необходимых затрат на нужды эксплуатации, следующими способами:

1 по объему работы подвижного состава и нормам расхода на единицу работы (затраты на текущий ремонт локомотивов, смазочные, обтирочные материалы);

2 по количеству имеющегося оборудования, устройств и нормам затрат на каждую единицу (расход материалов на содержание устройств СЦБ);

3 исходя из потребного контингента групп работников и норм затрат на одного человека (расходы по спецодежде, скидке со стоимости одежды, расходов на командировки).

В прочие затраты включают и общеотраслевые расходы, связанные с особенностями работы железнодорожного транспорта (расходы на изготовление графиков движения поездов, изобретательство, рационализацию, издание служебной литературы и др.).

Амортизационные отчисления на замену основных средств определяют с таким расчетом, чтобы ежегодно, откладывая определенную сумму денег, к концу срока службы данного объекта, то есть к моменту его замены, накопить необходимые для этого средства.

Годовые амортизационные отчисления на замену обычно определяются по действующим нормам (квотам), которые устанавливаются в процентах от стоимости определенных видов основных средств. Амортизационные квоты на замену рассчитывают, исходя из сроков службы различных видов основных средств.

На железнодорожном транспорте для определения величины амортиза­ционных отчислений по предприятиям, отделениям дороги, сети необходимо знать среднегодовую стоимость основных фондов и действующие нормы амортизационных отчислений на замену по каждому виду основных фондов (в соответствии с классификацией).

Амортизационные расходы по основным средствам начисляют сами предприятия. Периодически производится переоценка основных фондов в связи с изменением их стоимости.

Суммированием эксплуатационных затрат по всем хозяйствам железной дороги определяют общую сумму расходов, необходимую для выполнения данного объема перевозок [8, ст152]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: