В 1959-60 гг. под руководством Главного (с 1981 г. - Генерального) конструктора С.П.Изотова начинается проектирование однокаскадного малоразмерного ГТД со свободной турбиной ГТД-350 для вертолета Ми-2, в силовую установку которого входят два двигателя ГТД-350 и главный редуктор ВР-2.
ГТД-350 [12] |
Двигатель состоит из осецентробеж- ного компрессора (семь ступеней осевых, одна центробежная), одноступенчатой турбины компрессора, двухступенчатой свободной турбины, промежуточного редуктора. При создании ГТД-350 применены методы поузловой доводки с использованием экспериментальных установок, разработаны методики расчета и проектирования малоразмерных лопаточных аппаратов, а также конструктив-
ные мероприятия по демпфированию гибких высокооборотных роторов. На двигателе ГТД-350 применена система защиты свободной турбины от раскрутки.
В 1963 г. двигатель ГТД-350 прошел Госиспытания и в 1964 г. передан вместе с редуктором ВР-2 в серийное производство на польский завод WSK PZL Swidnik. N взл. = 400 л.с. Се взл. = 0,365 кг/л.с.ч Ов = 2,2 кг/с Кк = 6,0
|
|
'ЗАВОД ИМЕНИ В.Я.КЛИМОВА" |
ГТД-350 с редуктором ВР-2 [7] |
Тг макс. = 1243 К
Ьдв. = 1350 мм Ьдв. = 522 мм Ьдв. = 680 мм Мдв. = 135 кг
Назначенный ресурс 4000 часов На опытные вертолеты Ми-2М устанавливался двигатель GTD-350P взлетной мощностью 450 л.с., разработанный польской стороной. На базе ГТД-350 был разработан целый ряд опытных двигателей морского и транспортного назначения: для катера на подводных крыльях конструкции Ленинградского НИИ судостроительной промышленности, железнодорожного ведущего вагона НИИ железнодорожного транспорта, вездеходов на воздушной подушке разработки Горь- ковского автозавода, спортивного гоночного автомобиля ХАДИ-7 Харьковского автодорожного института и др. В настоящее время "Завод им. В.Я.Климова" совместно с Институтом радиофизики Армянской Академии наук занимается уникальной программой по использованию двигателя ГТД-350 в качестве привода для электростанции, работающей на солнечной энергии. Новизна проекта заключается в том, что не зеркало наводится на теплообменник, а подвижная ферменная конструкция с ГТД-350 "ловит" отраженные лучи. Установка идеальна с точки зрения экологии. Если будут подтверждены теоретические расчеты, эта электростанция может стать новым словом в энергетике.
ТВ2-117
авиационный турбовальный двигатель
ТВ2-117 с редуктором ВР-8А [7] |
В 1959-64 гг. в ОКБ под руководством С.П.Изотова велись работы по созданию ГТД ТВ2-117 со свободной турбиной и редуктора ВР-8 для силовой установки на вертолет Ми-8. В 1964 г. ТВ2-117 прошел Госиспытания. |
|
|
ЗАВОД ИМЕНИ В.Я.КЛИМОВА"
Более 22000 двигателей модификаций ТВ2-117, ТВ2-117А, ТВ2-117АГ выпущено с 1965 по 1997 гг. в АО "Пермский моторный завод". ТВ2-117 имеет десятиступенчатый осевой компрессор с регулируемым входным направляющим аппаратом и направляющими аппаратами трех ступеней, прямоточную кольцевую камеру сгорания, двухступенчатую турбину компрессора и двухступенчатую свободную турбину, выхлопной патрубок с поворотом потока газов на 60°, стартер-генератор постоянного тока с противовзрывным кожухом на искрящем узле. В двигателе впервые в отечественной практике применены опущенные замки турбинных лопаток для улучшения охлаждения и снижения напряжений в дисках, полки турбинных лопаток с лабиринтами для увеличения к.п.д. и снижения переменных напряжений в лопатках (демпфирование). В конструкции ТВ2-117 применен жесткий цельноточенный ротор компрессора из титанового сплава. На двигателях ТВ2-117, ГТД-350 и всех последующих турбовальных двигателях КБ применена система защиты свободной турбины от раскрутки. На входе в двигатель может устанавливаться пылезащитное устройство. № взл. = 1500 л.с. Се взл. = 0,275 кг/л.с.ч. № кр. = 1000 л.с. Се кр. = 0,310 кг/л.с.ч. Gв = 8 кг/с
p к = 6,6
Тг макс. = 1153 К Ьдв. = 2843 мм Ьдв. = 550 мм h^. = 748 мм Мдв. = 334 кг
Автопоезд "БелАЗ" [47] |
Гарантийный ресурс 1500 часов, ресурс по техсостоянию 2000 часов, назначенный ресурс 12000 часов. В 1970-х гг. малой партией произведен и сертифицирован по американским нормам летной годности FAR-33 двигатель ТВ2-117Ф для вертолета Ми-8ФТ для работы в сложных климатических условиях. Двигатель отличается введением ПЗУ при сохранении взлетной мощности 1500 л.с., обеспечением гарантированной мощности 1440 л.с. с поддержанием до температуры наружного воздуха до +40°С, введением чрезвычайного режима мощностью 1700 л.с. (с ПЗУ) с многократным использованием в случае отказа одного из двигателей. В 80-х гг. под руководством Генерального конструктора В.Г.Степанова создан двигатель ТВ2-117ТГ для вертолета Ми-8ТГ, который надежно работает на различных топливах: сжиженном пропанбутановом газе и газовых конденсатах, моторном топливе наземного применения (бензине, керосине и их смесях с сжиженным газом), топливе водного транспорта (дизельном, флотском мазуте, сырой нефти и их смесях с моторным топливом наземного применения) и др. Двигатель оснащен топливорегулирующей аппаратурой, обеспечивающей запуск и останов на керосине, заполнение на стоянке агрегатов и трубопроводов керосином, автоматический переход с одного вида топлива на другой на рабочих режимах, двухкаскадными уплотнениями на приводе топливного насоса, системами дренажа сжиженного газа и других альтернативных топлив, автоматической противообледени- тельной системой. Давление топлива на входе в топливорегулирующую аппаратуру при работе на сжиженном газе должно превышать давление насыщенных паров примерно на 1,5 кг/см2 во всем диапазоне возможных температур топлива (для исключения кавитации топлива в насосе). Особую роль политопливный двигатель приобретает в условиях военного времени, когда наблюдается дефицит и низкое качество моторного и авиационного топлив, трудности их оперативного снабжения.
На базе ТВ2-117 были изготовлены опытные двигатели: реактивный ТР2-117 для беспилотного самолета- разведчика, двигатели для автопоезда "БелАЗ" и судна на подводных крыльях и др.
ТВ2-117 [47] |
ТР2-117 [47] |
Двигатель ТВ2-117 может использоваться в качестве привода различных энергоустановок мощностью 0,9 МВт (ГТП-0,9) или 1,8 МВт (ГТП-1,8, спарка ТВ2-117).
|
|
'ЗАВОД ИМЕНИ В.Я.КЛИМОВА"
ТВ3-117
авиационный турбовальный/турбовинтовой/турбореактивный двигатель
В 1965 г. ОКБ под руководством Генерального конструктора С.П.Изотова и Главного конструктора С.В.Люне- вича начинает разрабатывать двигатель ТВ3-117 в классе мощности 2000 л.с. и главные редукторы ВР-14 и ВР-24 к силовым установкам для вертолетов Ми-14 и Ми-24. В 1972 г. двигатель прошел Госиспытания. С 1972 г. в ОАО "Мотор Сич" и с 1999 г. на "Заводе им. В.Я.Климова" двигатель ТВ3-117 выпускается более, чем в 15 модификациях, среди которых: ТВ3-117 II серии, III серии, -М, -МТ, -КМ, -В, -ВК, -ВКР, -ВМ, -ВМА, -ВМР, -ВМАР, -ВМ серии 02, -ВМА серии 02, -ВМА-СБ3 для вертолетов Ми-8МТ/ Ми-17, Ми-14, Ми-24/Ми-25/Ми-35, Ми-28, Ка-27/Ка-28, Ка-29, Ка-31, Ка-32, Ка-50, Ка-52, Ка-50-2, которые эксплуатируются в 60 странах мира. В 1993-1999 гг. модификации ТВ3- 117ВМ/ВМА (серии 02) сертифицированы в России, странах СНГ, Индии, Канаде и Китае. Двигатели ТВ3-117 по своим параметрам, конструктивным решениям, эксплуатационным и техническим качествам стоят в первом ряду современных авиационных двигателей подобного класса. Двигатели успешно эксплуатируются в различных климатических условиях: морских, тропических, арктических, в условиях жаркого и сухого климата. У всех новейших модификаций мощность на взлетном режиме поддерживается постоянной до высоты Н = 3600...5500 м в условиях МСА, а при Н = 0 - до температуры окружающего воздуха +40°С.
Ка-29[2] |
Ка-32А [35] |
Ка-50 [1] |
Ка-52[31] |
ТВ3-117 является одним из лучших в мире двигателем по экономичности в своем классе, что достигнуто благодаря высоким к.п.д. агрегатов (компрессора 86%, турбины компрессора 91%, свободной турбины 94%). Двигатель ТВ3-117 имеет осевой 12- ступенчатый компрессор с регулируемым входным направляющим аппаратом и направляющими аппаратами четырех ступеней, прямоточную кольцевую камеру сгорания, двухступенчатую турбину компрессора и двухступенчатую свободную турбину. Выхлопной патрубок поворачивает поток газов на 60°. Впервые в отечественной практике применены титановый ротор компрессора, сваренный из отдельных дисков электронно-лучевой сваркой, рабочие и направляющие лопатки компрессора из титанового сплава, полученные методом холодной вальцовки, малогабаритные контактные графитовые уплотнения масляных полостей, установлено пылезащитное устройство. В системе регулирования двигателя использованы электронные блоки. Применена система защиты свободной турбины от раскрутки. Система регулирования и управления гидромеханическая (на ранних модификациях) и электро-гидромеханиче- ская (на новейших модификациях). "Завод имени В.Я.Климова" определен головным предприятием в России по капитальному ремонту ТВ3-117 всех модификаций, а также выполняет работы по поддержанию двигателей в эксплуатации, продлению их ресурса и переделке одних модификаций в другие. Кроме этого, завод отработал оригинальную технологию локального ремонта двигателя, которая заключается в замене рабочих лопаток ротора компрессора без последующей балансировки в условиях эксплуатации. Первые проведенные ремонты показали сокращение сро
ков и стоимости работ по сравнению с традиционным капремонтом в 3-5 раз. "Заводу имени В.Я.Климова" предоставлены авторские права на действующую ремонтную и эксплуатационную документацию по двигателям ТВ3-117, в том числе на ее корректировку и переиздание. Завод выпустил "Руководство по капитальному ремонту двигателя ТВ3-117", которому должны следовать все организации, занимающиеся ремонтом на территории России. Ne чр. = 2200...2400 л.с. N взл. = 2000...2200 л.с. Се взл. = 0,210...0,230 кг/л.с.ч N кр. = 1500 л.с. Се кр. = 0,250...0,270 кг/л.с.ч Св = 9,1 кг/с Кк = 9,6
|
|
Ми-24 [22] |
Ми-172 [50] |
Ми-17М [50] |
Тг макс. = 1263 К Lдв. = 2055 мм Ьдв. = 660 мм ^в. = 728 мм Мдв. = 285...293 кг Межремонтный ресурс 1500 часов Назначенный ресурс 7500 часов На базе ТВ3-117 создана реактивная модификация ТР3-117 для самолетов- разведчиков ОКБ Туполева Ту-143 "Рейс" и Ту-243 "Рейс-Д" тягой на максимально форсированном режиме 590...640 кгс. На двигателе вместо модуля свободной турбины установлено
реактивное нерегулируемое сопло, вместо воздушного стартера - стартер- генератор.
ЗАВОД ИМЕНИ В.Я.КЛИМОВА" |
В 1998-2000 гг "Завод им. В.Я. Климова" под руководством Генерального конструктора А.А.Саркисова совместно с ОАО "Мотор Сич" разработал форсированную модификацию ВК-2500 (ТВ3-117ВМА-СБ3), которая предназначается для новых модификаций вертолетов Ми-17, Ми-24, Ми-28, Ка-32, Ка-50 и др. 28 мая 2000 г на "Роствер- толе" начались летные испытания вертолета Ми-24 с двигателями ВК-2500. На двигателе переконструирована турбина компрессора с применением первой рабочей лопатки турбины из материала ЖС-26 направленной кристаллизации, установлены новая цифровая система автоматического управления и контроля БАРК-78, обеспечивающая оптимизацию эксплуатационных характеристик двигателя, введение эксплуатации по техническому состоянию, повышение ресурса горячей части и надежности двигателя, снижение массы и объема электронной части САУ, и счетчик наработки и контроля СНК-78, позволяющий объективно вести контроль фактического времени работы двигателя на ограничиваемых по времени работы режимах. Сертификация двигателя ВК-2500 намечена на конец 2000 г.
Ne чр. = 2700 л.с. N взл. = 2400 л.с. Се взл. = 0,210 Кг/л.с.ч N кр. = 1750 л.с. Се кр. = 0,230 кг/л.с.ч Gв = 9,3 кг/с
Кк = 10
Тг макс. = 1293 К Lдв. = 2055 мм Ьдв. = 660 мм Ьдв. = 728 мм Мдв. = 295 кг
'ЗАВОД ИМЕНИ В.Я.КЛИМОВА" |
ВК-1500 [47] |
Бе-32К [21] |
Ка-60-I [2] |
С 1995 г. "Завод им. В.Я. Климова" совместно с украинскими предприятиями ОАО "Мотор Сич", ЗМКБ "Прогресс", СНПП "Юпитер" вел разработку турбовинтового двигателя на базе сертифицированной модификации ТВ3-117ВМА для двухдвигательного самолета местных воздушных линий фирмы "Антонов" Ан-140. Первоначальная взлетная мощность двигателя была определена в 1850 л.с., поэтому с целью максимального использования узлов и деталей базового двигателя и сокращения сроков его создания, была выбрана схема с внешним валом винта и задним выносным редуктором, являющимся одновременно коробкой самолетных агрегатов. Двигатель, получивший обозначение ТВ3-117ВМА-СБ2, в апреле 1997 г. поступил на стендовые испытания, а в сентябре 1997 г. первый опытный самолет Ан-140 совершил первый испытательный полет. В дальнейшем в связи с увеличением количества пассажиров с 44 до 52 необходимо было увеличить мощность двигателя до 2500 л.с. По объективным причинам и по взаимной договоренности доводкой этого двигателя, которому дали новое обозначение ТВ3-117ВМА-СБМ1, занялся коллектив ЗМКБ "Прогресс". В апреле 2000 г. двигатель ТВ3-117ВМА- СБМ1 получил Сертификат Типа АР МАК. Двигатель передан в серийное производство на завод "Мотор Сич". N чр. = 2800 л.с.
N взл. = 2500 л.с.
Сэ взл. = 0,199 кг/э.л.с.ч
N кр. = 1750 л.с. (Н = 6000 м, Vn = 500 км/ч)
Сэ кр. = 0,188 кг/э.л.с.ч
Gb = 9,3 кг/с
Пк = 10
Тг макс. = 1293 К Ьдв. = 2860 мм Ьдв. = 880 мм Ьдв. = 1210 мм Мдв. = 570 кг
В 1998-99 гг. "Завод им. В.Я. Климова" спроектировал на базе узлов двигателей ТВ3-117ВМА и ВК-2500 турбовинтовой двигатель ВК-1500 мощностью 1500 л.с. для самолетов МВЛ Ан-38-300, Ан-3, Бе-32 и др. По сравнению с базовыми двигателями ВК-1500 имеет 10-ти ступенчатый компрессор, два новых диска первых ступеней ротора компрессора, измененные геометрические размеры основных и покрывных дисков, вывод вала свободной турбины вперед без промежуточного межвального подшипника. Кроме этого, в конструкцию двигателя введена новая современная укороченная камера сгорания, которая уже прошла предварительные испытания и подтвердила расчетные данные, а также новая электронно-гидромеханическая система регулирования и контроля типа FADEC САУ-2000, разработанная ОАО "Стар" (электронная часть) и ОАО "НПП "ЭГА" (гидромеханическая часть). Большая унификация узлов и деталей позволит в кратчайшие сроки, к концу 2001 г., завершить сертификацию двигателя и внедрить его в массовое производство. N взл. = 1500 л.с. Сэ взл. = 0,230 кг/э.л.с.ч N кр. = 1050 л.с. (Н = 3000 м, Vn = 400 км/ч) Сэ кр. = 0,230 кг/э.л.с.ч Gb = 7,3 кг/с пк = 7,4
Тг макс. = 1187 К
ЗАВОД ИМЕНИ В.Я.КЛИМОВА"
Ьдв. = 1714 мм Ьдв. = 708 мм Ьдв. = 847 мм Мдв. = 340 кг
На базе ВК-1500 спроектирован тур- бовальный двигатель ВК-1500В с возможностью вывода вала отбора мощности как вперед - для вертолетов Ка-60/Ка-62, так и назад - для перспективных вертолетов традиционной схемы.
Двигатель ТВ3-117 может использоваться в качестве привода электростанций, а также электрогенераторов и компрессоров нефтегазопере- качивающих станций мощностью 1,25 МВт (ГТП-1,5) и 2,5 МВт (ГТП-2,5 - спарка ТВ3-117), в реактивном варианте двигатель может применяться для сушки струей выхлопных газов помещений для скота, строящихся зданий, очистки от снега и льда на шоссейных и железных дорогах, аэродромах.
ТВ7-117
авиационный турбовинтовой/турбовальный/морской двигатель
Ил-114Т [2] ТВ7-117С серии 2 [1] |
С 1980-х гг. под руководством Генерального конструктора А.А.Саркисова в ОКБ велась работа по ТВД 4-го поколения ТВ7-117С для самолетов МВЛ на 45-65 пассажиров. В 1997 г. двигатель получил Сертификат Типа АР МАК и в настоящее время эксплуатируется на самолетах Ил-114 и Ил- 114Т. Серийно двигатель выпускается на трех заводах: "Заводе имени В.Я.Климове", ОАО "ММП имени В.В.Чернышева" и ОАО "ОМП имени П.И.Баранова".
ТВ7-117С является одним из лучших двигателей в мире по экономичности в своем классе, которая обеспечивается высокими параметрами термодинамического цикла и высокой эффективностью узлов (к.п.д. компрессора > 81%, к.п.д. турбины > 88%, к.п.д. свободной турбины > 92%, полнота сгорания камеры сгорания 0,99). Двигатель имеет большие запасы газодинамической устойчивости.
ТВ7-117С выполнен модульным (редуктор, верхняя и нижняя коробки приводов, центральный привод, осевой компрессор, турбокомпрессор, свободная турбина, выходное устройство). Замена модулей не требует дополнительной балансировки и может быть выполнена в условиях аэропорта. Конструктивные особенности: одно- вальный осецентробежный компрессор, состоящий из пяти осевых и одной центробежной ступеней, входной направляющий аппарат и направляющие аппараты первых двух ступеней - регулируемые, кольцевая противоточ- ная камера сгорания, двухступенчатая осевая турбина компрессора с четырьмя охлаждаемыми венцами, двухступенчатая осевая свободная турбина, вал отбора мощности с выводами вперед, соосный редуктор винта,
ЗАВОД ИМЕНИ В.Я.КЛИМОВА"
Конструктивная схема ТВ7-117С [20] |
расположенный непосредственно перед компрессором. На двигателе применена двухканальная электронная система регулирования с полной ответственностью, гидромеханическое управление, обеспечивающее завершение полета при отказе электроники. Развитая автономная бортовая система контроля обеспечивает контроль параметров с выдачей экипажу информации о неисправностях и рекомендации по их устранению. Система предусматривает оперативный наземный послеполетный контроль двигателя.
ТВД ТВ7-117С работает с шестилопа-
стным реверсивно-флюгерным винтом
СВ-34 разработки ОАО "Аэросила"
(Мвв = 218 кг; Пвв = 1200 об./мин.; Эвв =
3600 мм).
Na взл. = 2500 л.с.
Сэ взл. = 0,200 кг/э.л.с.ч
Na кр. = 1800 л.с. (Н = 6000 м, Уп = 500 км/ч)
Сэ кр. = 0,180 кг/э.л.с.ч
Ов = 8 кг/с
Кк = 16
Тг макс. = 1500 К Ьдв. = 2136 мм Эдв. = 940 мм Мдв. = 530 кг
ТВ7-117К [1] |
ГТП-1,5 [47] |
В настоящее время разработана модификация ТВ7-117С серии 2, имеющая улучшенные эксплуатационные качества: увеличена взлетная мощность, введен чрезвычайный режим, улучшена топливная экономичность благодаря совершенствованию основных узлов и изменению конструкции самолетного воздухозаборника, введена новая цифровая система автоматического регулирования и контроля типа FADEC БАРК-65, установлены новые лопасти винта СВ-34М улучшенной аэродинамики, введены переменные обороты винта и его синхрофаза- ция. Двигатель планируется эксплуатировать на самолетах Ил-112, Ил-114, МиГ-110 и др. N чр. = 3500 л.с. N макс. взл. = 3000 л.с. N взл. = 2800 л.с. Сэ взл. = 0,190 кг/э.л.с.ч N кр. = 2100 л.с. (Н = 6000 м, Уп = 500 км/ч)
Сэ кр. = 0,175 кг/э.л.с.ч Gb = 9.2 кг/с Пк = 17
Тг макс. = 1510 К Ьдв. = 2136 мм Эдв. = 940 мм Мдв. = 530 кг
Межремонтный ресурс 6000 часов Назначенный ресурс 20000 часов. На базе ТВ7-117С серии 2 создана турбовальная модификация ВК-3000 (ТВ7-117В) для вертолетов средней грузоподъемности. Вал отбора мощности может выполняться с выводом назад (для вертолетов типа Ка-52) или вперед (для вертолетов Ми-38, Ми-383), в связи с чем выхлопной патрубок имеет поворот потока газов на 60° или выполнен в виде осевого сопла. На двигателе также устанавливается САУ БАРК-65.
Ne 30-сек.чр. = 3750 л.с. Ne 2,5-мин. чр. = 3500 л.с. Ne 30-мин. чр. = 3000 л.с. N взл. = 2800 л.с. Се взл. = 0,199 кг/л.с.ч N кр. = 1800 л.с. Се кр. = 0,225 кг/л.с.ч Gb = 9,2 кг/с Пк = 17
Тг макс. = 1510 К
Ьдв. = 1780 мм Ьдв. = 635 мм Ьдв. = 727 мм Мдв. = 360 кг
Семейство двигателей ТВ7-117 включает в себя газотурбинный морской двигатель ТВ7-117К. Двигатель специально приспособлен и идеально подходит для высокоскоростных судов-катамаранов (скорость до 100 узлов) различного водоизмещения и назначения: морских спасательных служб МЧС, патрульных катеров милиции и Пограничных войск, гоночных катеров типа "Формула-1" и др. ТВ7-117К отличается относительно небольшой массой при высокой энерговооруженностью и имеет реверсивный редуктор с гидравлическими муфтами прямого и обратного хода. Основным преимуществом газотурбинного двигателя перед дизельным является значительное увеличение удельной мощности, что позволяет увеличить в полтора раза максимальную и крейсерскую скорости катера при том же водоизмещении и тех же показателях дальности плавания, мореходности, маневренности, устойчивости, непотопляемости и т.п. ^акс. = 2100 л.с. ^ом. = 1680 л.с.
ЗАВОД ИМЕНИ В.Я.КЛИМОВА"
Суд. = 0,250 кг/л.с.ч Пмакс. = 2600 об./мин. Gb = 7,7 кг/с
Кк = 12
Тг макс. = 1540 К Ьдв. = 2257 мм Ьдв. = 960 мм Ьдв. = 1350 мм Мдв. = 900 кг
Двигатель ТВ7-117С может применяться в качестве привода (ГТП-1.5, мощность 1.5 МВт) электростанций, высоконапорных гидравлических насосов, компрессоров и других приводных устройств. Он отличается высоким к.п.д., который обеспечивается высокими параметрами термодинамического цикла. Эффективная камера сгорания обеспечивает минимальные выбросы окислов азота и углерода. Высокопрочные титановые и никелевые сплавы, которые применяются для изготовления проточной части двигателя, исключают эрозийные и коррозийные повреждения и обеспечивают сохранение эксплуатационных характеристик в течение длительного периода.
РД-33
авиационный турбореактивный двигатель
РД-33 [47] |
МиГ-29 [104] |
дС начала 70-х гг. под руководством Генерального конструктора С.П.Изотова и Главного конструктора В.В.Старовой- тенкова велась разработка двухвально- го ТРДДФ РД-33 для двухдвигательной силовой установки истребителя МиГ-29 с общей выносной коробкой самолетных агрегатов, с индивидуальным для каждого двигателя сверхзвуковым регулируемым воздухозаборником. Форсажная камера с карбюрированной подачей топлива и всережимное реактивное сопло с большим количеством литых деталей созданы в Тураев- ском машиностроительном КБ "Союз" под руководством Главного конструктора В.Г.Степанова. Вентилятор РД-33 разработан в Уфимском ГНПП "Мотор" под руководством С.А.Гаврилова. Госиспытания проведены в 1984 г. с участием "ММП имени В.В.Чернышева" и Тушинского МКБ "Союз". Одновременно с серийным выпуском двигателей велась доводка двигателей, порученная Тушинскому МКБ "Союз" (Главные конструкторы К.Р.Хачатуров, Ю.В.Швецов и Р.Ю.Нусберг). Серийное производство и ремонт ведутся в ОАО "ММП имени В.В.Чернышева" и ОАО "ОМП имени П.И.Баранова" (выпущено около 5000 двигателей). Модульная конструкция двухконтур- ного двухвального турбореактивного двигателя со смешением потоков в общей форсажной камере и регулируе-
мым реактивным соплом позволяет обеспечить восстановление двигателей в условиях эксплуатации путем крупноблочной разборки-сборки (замена поврежденных лопаток вентилятора, компрессора, турбины, других деталей и модулей в целом), что сокращает оборотный фонд двигателей, уменьшает затраты при ремонте, а также позволяет проводить тщательное диагностирование практически всех узлов, локальный ремонт и устранение повреждений. Двигатель состоит из следующих модулей: четырехступенчатого компрессора низкого давления, девятиступенча- того компрессора высокого давления с поворотными входным и первыми двумя направляющими аппаратами, кольцевой прямоточной камеры сгорания, двух одноступенчатых охлаждаемых турбин - высокого и низкого давления, общей для обоих контуров форсажной камеры со стабилизацией пламени на кольцевом и радиальном стабилизаторах, сверхзвукового регулируемого реактивного сопла, коробки приводов с верхним расположением агрегатов, замкнутой маслосистемы, обеспечивающей работы двигателя на режимах нулевых отрицательных перегрузок, автономной системы запуска. В сверхзвуковом реактивном сопле регулируются критическое и выходное сечения. Обеспечивается управление гидромеханическими агрегатами на режимах ограничения параметров двигателя, при розжиге форсажа и при помпаже. Программа регулирования с температурной раскруткой по температуре воздуха на входе позволяет на дозвуковых скоростях полета обеспечивать требуемые тяги при умеренных температурах газа перед турбиной, что повышает надежность работы двигателя. По мере повышения температуры воздуха на входе происходит интенсивный рост тяги благодаря раскрутке роторов, что важно при маневрах самолетов.
Время приемистости двигателя при переходе с малого газа на максимальный режим 3...4 секунды, с максимального на полный форсированный режим - 2...3 секунды, с малого газа на полный форсированный режим - 4... 5 секунд.
РД-33 оборудован системами защиты и раннего обнаружения неисправностей, в том числе следующими: ограничения максимальной частоты вращения роторов компрессоров и максимальной температуры газа за турбиной низкого давления, противообледе- нительной, предупреждения и ликвидации помпажа, контроля и диагностирования работы двигателя. Предусмотрена возможность осмотра эндоскопом и проверки токовихревым методом состояния ряда деталей газовоздушного тракта в процессе эксплуатации.
ЗАВОД ИМЕНИ В.Я.КЛИМОВА" |
По важнейшим показателям, характеризующим эффективность использования двигателя на истребителе (темп нарастания тяги по числу М полета, удельная масса и т.д.) РД-33 стоит в ряду лучших двигателей в своем классе. Двигатель эксплуатируется в широком диапазоне высот и скоростей полета. Устойчиво работает в экстремальных условиях по уровню неравномерности и пульсаций воздуха на входе, надежно и устойчиво работает на земле при температуре ±60°С, в полете при температуре на входе в двигатель не более 200°С, при максимальной приборной скорости до высоты 11000 м - 1500 км/ч, при максимальном М = 2,35 на высоте более 11000 м, при минимальной приборной скорости на высоте более 15000 м - 350 км/ч, а на высоте менее 15000 м - 300 км/ч. Статический потолок при максимальной расчетной высоте при истинной скорости более 1700 км/ч - не менее 20000 м. Динамический потолок выше статического на 1500 м. Благодаря высокому уровню газодинамической устойчивости к внешним возмущениям, в том числе и при применении бортового оружия, двигатель не накладывает никаких ограничений на пилотирование самолета, обладает высоким темпом нарастания тяги по скорости полета, что важно для фронтового истребителя. Рполн.ф. = 8300 кгс Рмакс. б/ф. = 5040 кгс Суд.макс.б/ф. = 0,77 кг/кгс.ч Об = 77 кг/с
Лк = 21
Тг макс. = 1680 К m = 0.48 Эдв. = 1040 мм Ьдв. = 4230 мм Мдв. = 1055 кг
С начала 80-х гг. под руководством Генеральных конструкторов В.Г.Степанова (1983-1988 гг.) и А.А.Саркисова (с 1988 г.) разработан целый ряд двигателей семейства РД-33, включающее в себя следующие:
1. РД-33И - бесфорсажная модификация двигателя для опытного штурмовика ОКБ С.В.Ильюшина Ил-102;
МиГ-29М (МиГ-33) [21] |
Ил-102 [21] 4 Jt ^ т о-2[ |
Cheetah [112] |
2. РД-33К - модификация с повышенным расходом воздуха, доработанными каскадом низкого давления и агрегатами топливной аппаратуры и элек-
тронной системой управления, введенной антикоррозионной защитой узлов газовоздушного тракта. Разработан для модернизированного истребителя МиГ-29М и истребителя палубного базирования МиГ-29К. На РД-33К применена цифровая электронно-гидромеханическая система автоматического управления, основными элементами которой являются гидромеханический насос-регулятор НР-85, регулятор сопла и форсажа РСФ-85 и электронная система управления ЭСУ-21. Двигатель прошел Госиспытания. Рвзл.чр. = 9400 кгс Рполн.ф. = 8800 кгс Рмакс. б/ф. = 5500 кгс
3. РД-33 серии 3 - модификация с увеличенным до 2000 часов назначенным ресурсом. С 1999 г. выпускается серийно.
4. РД-33 серии 3М - модификация, разработанная для модернизированного корабельного истребителя МиГ-29К. Отличается от базового двигателя введением взлетного чрезвычайного режима тягой 8700 кгс, бездымной камеры сгорания, антикоррозионной защиты узлов газовоздушного тракта, аварийного слива топлива.
5. РД-33Н - модификация с нижним расположением коробки двигательных агрегатов для модернизации однодви- гательных истребителей второго и третьего поколений типа Mirage III, Mirage F-I и др. В конструкцию двигателя между турбиной и форсажной камерой введена удлинительная проставка, определяемая габаритами фюзеляжа самолета, при этом длина двигателя увеличилась до 5440 мм, поставочная масса - до 1295 кг, остальные характеристики как у базового двигателя. В середине 90-х гг. РД-33Н успешно прошел стендовые и летные испытания на опытных истребителях ВВС ЮАР Super Mirage F-I и Super Cheetah D-2. При установке двигателя РД-33Н на эти самолеты вместо двигателей ATAR 9K-50 (тяга на полном форсаже увеличилась на 16%, удельный расход топлива уменьшился на 25%) летно-тех- нические характеристики и эффективность боевого применения самолетов возросли в 1,2...3 раза.
6. РД-93 - модификация с нижним расположением коробки двигательных агрегатов для однодвигательного китайского легкого истребителя FC-1. Технические характеристики РД-93 - такие же как у РД-33.
7. РД-133 - форсированная модификация с Рполн.ф. = 9300 кгс и соплом КЛИВТ (КЛИмовский Вектор Тяги) с управляемым вектором тяги (УВТ), которое существенно улучшает характеристики маневра и боевой эффективности самолета при полете на дозвуковых скоростях на закритических углах атаки. Осесимметричная схема выхлопного устройства с поворотом сверхзвуковой части реактивного сопла обеспечивает всеракурсное (угол отклонения вектора тяги во всех направлениях 15°) отклонение вектора тяги при высокой угловой скорости и наименьшем увеличении массы силовой установки. Двигатель имеет новый вентилятор с повышенным расходом воздуха.
РД-133 [47] |
Все новые двигатели (РД-33 серии 3М, РД-133, РД-93 и др.) оснащаются новой цифровой системой автоматического управления и контроля БАРК-88, наземные пульты обслуживания выполнены в виде единого информационно- диагностического комплекса ИДК-88 (персональный компьютер типа notebook). БАРК-88 и ИДК-88 позволяют оптимизировать высотно-скоростные характеристики самолета, повысить эксплуатационные характеристики двигателя и внедрить автоматизированную систему оценки технического состояния двигателя и его прогнозирования, ввести единую базу данных по всем двигателям в данной авиачасти, увеличить ресурс горячей части двигателя и надежность его работы, а также уменьшить массу силовой установки двухдвигательных истребителей на 100 кг, однодвигательных - на 50 кг. В состав силовых установок новых модификаций двухдвигательных истребителей МиГ-29 входит энергоблок самолетных агрегатов КСА-33М. Он в отличие от коробки самолетных агрегатов КСА-2/3 имеет две независимые КСА в едином корпусе, две независимые маслосистемы общие с основными двигателями (РД-33 серии 3М, РД- 133 и др.), двойное резервирование основных агрегатов.
Управляемое сопло КЛИВТ [1] |
"ЗАВОД ИМЕНИ В.Я.КЛИМОВА"